Презентация для подготовки к ЕГЭ по литературе
материал для подготовки к егэ (гиа) по литературе (11 класс)

Лугавцова Оксана Витальевна

Презентация для подготовки к ЕГЭ по литературе

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon podgotovka_k_egeno2.ppt778 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В.В. Маяковский В 1. Как в литературоведении называется особый вид комического, представляющий собой высмеивание, разоблачение отрицательных сторон жизни, изображение их в нелепом карикатурном виде (например, критика существующего миропорядка, сытых, самодовольных, равнодушных людей в стихотворении В. В. Маяковского «Нате!»)? Все вы на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош. Толпа озвереет, будет тереться, ощетинит ножки стоглавая вошь.

Слайд 2

В.В. Маяковский В 2. Кто в стихотворении В. В. Маяковского «Нате!» назван «бесценных слов мотом и транжиром»? В 3. Какой традиционный для поэзии В. В. Маяковского конфликт лежит в основе стихотворения «Нате!» В 4. Какой характерной для русской поэзии теме посвящены стихотворения В. В. Маяковского «А вы могли бы?», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Разговор с фининспектором о поэзии»? В 5. Как называется одно из основных авангардистских литературных направлений начала XX века, русским манифестом которого стала «Пощечина общественному вкусу», созданная В. Маяковским, В. Крученых, В. Хлебниковым?

Слайд 3

В.В. Маяковский В 6. Какой вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений в языке, использует В.В. Маяковский в приведенных строках поэмы «Облако в штанах»? Полночь, с ножом мечась, догнала, зарезала, — вон его! Упал двенадцатый час, как с плахи голова казненного.

Слайд 4

В.В. Маяковский В 7. Какой художественный прием, основанный на преувеличении тех или иных свойств изображаемого предмета или явления, использует В. В. Маяковский, называя четыре части своей поэмы «Облако в штанах» «четырьмя криками»? В 8. Как называется новообразованное, отсутствовавшее ранее и недавно появившееся в языке слово (или словосочетание), свежесть и необычность которого ясно ощущается носителями данного языка. Например, такие встречающиеся в стихотворениях В. В. Маяковского слова и словосочетания, как «громадьё», «молоткастый», «златолобо», «тупая сонница», «до дней последних донца» и др.?

Слайд 5

В.В. Маяковский В 9. Каким литературным приемом, заключающимся в совмещении несовместимого, соединении реального и фантастического, что создает абсурдные ситуации, комические несоответствия, пользуется В. В. Маяковский в стихотворении «Прозаседавшиеся»? И вижу: сидят людей половины. О дьявольщина! Где же половина другая? «Зарезали! Убили!» Мечусь, оря. От страшной картины свихнулся разум. "И слышу спокойнейший голосок секретаря: «Оне на двух заседаниях сразу. В день заседаний на двадцать надо поспеть нам. Поневоле приходится раздвоиться. До пояса здесь, а остальное там».

Слайд 6

В.В. Маяковский Ответы: B1 сатира B2 поэт B3 поэтитолпа B4 поэтипоэзия B5 футуризм B6 метафора B7 гипербола B8 неологизм B9 гротеск

Слайд 7

В.В. Маяковский

Слайд 8

В.В. Маяковский В 8. Укажите название авангардистского течения в поэзии начала XX века, к которому принадлежала лирика В. Маяковского. В 9. Какому поэтическому жанру близко стихотворение Маяковского? В 10. Как называется средство иносказательной выразительности, являющееся одним из ведущих в стихотворении («Сегодня сидишь вот — сердце в железе»)? В 11. Как называются слова, «изобретенные» Маяковским («опожаренный», «крученыховский», «выреветь»)? В 12. Стремясь придать звучанию стихотворения особую выразительность, Маяковский использует повтор одинаковых согласных звуков («сломанная дрожью рука в рукав»). Как в литературоведении называется этом поэтический прием?

Слайд 9

В.В. Маяковский Ответы: B8 футуризм B9 послание B10 метафора B11 неологизмы B12 аллитерация С3. Охарактеризуйте лирического героя этого стихотворения и лирики Маяковского в целом. С4. В чем главное новаторство лирики В. Маяковского и традиции кого из предшествующих поэтов нашли отражение в его творчестве?

Слайд 10

В.В. Маяковский С3. Как название стихотворения В.В. Маяковского "Прозаседавшиеся" соотносится с его проблематикой? С4. В каких произведениях русской литературы изображены быт и нравы чиновничества и в чем эти произведения можно сопоставить со стихотворением В.В. Маяковского "Прозаседавшиеся"? С3. Как различные поэтические приемы помогают создать образ лирического героя этого стихотворения? (Лиличка. Вместо письма) С4. В чем проявилось новаторство лирики В. Маяковского и традиции кого из предшествующих поэтов нашли отражение в его творчестве? (Лиличка. Вместо письма)

Слайд 11

В.В. Маяковский С3. Как различные поэтические приемы помогают автору передать главную мысль стихотворения "Послушайте!"? С4. В каких произведениях отечественной лирики звучит "звездная" тема и в чем она близка тематике стихотворения В.В. Маяковского "Послушайте!"? С3. Прочитайте стихотворение В. Маяковского "Послушайте". Дайте свое истолкование и оценку произведения. С4. Как вы понимаете слова В. Маяковского, который осознавал себя художником, "революцией мобилизованным и призванным"? Кто еще из поэтов началал ХХ века ощущал себя так же? С3. Как различные поэтические приемы помогают автору передать главную мысль стихотворения "Послушайте!"? С4. В каких произведениях отечественной лирики звучит "звездная" тема и в чем она близка тематике стихотворения В.В. Маяковского "Послушайте!"? С3. Каким вам видится образ лирического героя стихотворения В. В. Маяковского "Послушайте"? С4. В каких произведениях русской литературы герои размышляют о связи человека и мироиздания и в чем эти произведения созвучны стихотворению В. В. Маяковского "Послушайте!"?

Слайд 12

В.В. Маяковский С5.3. В чём своеобразие взгляда В. В; Маяковского на сущность поэзии и назначение поэта? С5.3. Какие жизненные явления представляют наибольший интерес для Маяковского-сатирика и почему? С5.3 Каков лирический герой В.В. Маяковского: оптимистически настроенный герой великой эпохи или трагическая страдающая личность? C5.3 Каковы особенности звучания любовной темы в поэзии Серебряного века? (На примере лирики одного из поэтов.)

Слайд 13

В.В. Маяковский Задание С5.3. Почему В.В. Маяковский называл свои сатирические произведения «кавалерией острот»? Владимир Владимирович Маяковский – один из самых замечательных поэтов двадцатого века. Он жил и творил в крайне тяжелую эпоху для России. Революция, Гражданская война, начало массовых репрессий – все это не могло не волновать писателя такой величины.. Особое место в творчестве Владимира Маяковского занимают сатирические произведения. Сам поэт называл свои сатирические стихи «кавалерией острот». Действительно, автор устремляет «отточенные пики» своей сатиры в двух направления: на борьбу с мещанством и на борьбу с бюрократией. Его излюбленным приемом в сатирических стихах становится гротеск (совмещение реального и фантастического) и метафора. Вспомним одно из самых известных стихотворений Маяковского «Адище города»: Адище города окна разбили На крохотные сосущие светами адки. Рыжие дьяволы вздымались на автомобили, Над самым ухом взрывая гудки. Только Маяковский смог со всей точностью запечатлеть картину городской суеты и суматохи, которую не приемлет автор. Используя метафору и остроты, в стихотворении «Прозаседавшиеся» осуждает Маяковский бюрократию, новое зародившееся чиновничество. В один ряд с этим произведением становятся стихотворения «Фабрика бюрократов», «Бумажные ужасы», «Канцелярские привычки». Маяковский задыхается в городе, в котором живет, он протестует против существующих беспорядков. под прицел попадают не только чиновники «крупного калибра». Многие произведения обнажают мелочную сущность мещанства. В пьесах «Клоп» и «Баня» Маяковский продолжает борьбу с мещанством новой советской окраски. Сам художник слова говорил о пьесах так: «Обработанный и вошедший в комедии материал – это громада обывательских фактов». Главный персонаж пьесы «Клоп» Пьер Скрипкин (Присыпкин) – мещанин нового типа, порождение советских условий жизни. В образе Победоносикова (пьеса «Баня») Маяковский сконцентрировал многие уродливые наслоения аппаратно-управленческого свойства, к тому времени исказившие демократическую систему народовластия. Да, нас, читателей просто поражает, с какой силой, остротой автор раскрывает злободневные проблемы! Жизнь постоянно сталкивала поэта с бюрократией, поскольку она врастала в систему власти. Для поэта, который таки неистово торопил время, считая, что скоро придет коммунизм, окружающая действительность не должна была быть неестественной, жестокой. Не случайно, наверное, после поэмы «Хорошо!» он собирался написать поэму «Плохо». Замысел, увы, не был осуществлен, но его сатирические стихи возмещают этот пробел. Несмотря на мощную критическую атаку, Маяковский остался верен своим идеалам. Он вступил в противоречие с бюрократической системой, показал ее несостоятельность и бесполезность, раскрыл всю сущность мещан. Маяковский хотел вывести страну на истинный путь, полный веры, добра, правды и справедливости.

Слайд 14

С.А. Есенин В 1. Как называется литературное течение в русской поэзии первой трети XX века, представители которого, в том числе и С. А. Есенин, считали, что цель творчества состоит в создании образа. В 2. Каким средством художественной выразительности, основанным на сближении отдельных слов или выражений по сходству их значений в языке, пользуется С. А. Есенин, рисуя образ крестьянской избы в стихотворении «Гой ты, Русь моя родная!..»? Гой ты, Русь моя родная! Хаты — в ризах образа...

Слайд 15

С.А. Есенин В 3. Какой прием поэтической звукописи использует С. А. Есенин в стихотвории «Гой ты, Русь моя родная!..», повторяя свистящие, благодаря чему рождается ощущение пронзительной сини просторов? Не видать конца и края — Только синь сосет глаза. В 4. Какой художественный прием использует С. А. Есенин при создании образа лирического героя, безмерно любящего родную землю, в стихотворении «Гой ты, Русь моя родная!..»? Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля...

Слайд 16

С.А. Есенин В 5. Какой тип композиции, при котором последняя строфа повторяет первую, использует С. А. Есенин в стихотворении «Не бродить, не мять в кустах багряных...», выразительно передавая горечь лирического героя и невозвратимость любви? Не бродить, не мять в кустах багряных Лебеды и не искать следа. Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда.

Слайд 17

С.А. Есенин В 6. Как называется художественный прием, позволивший С. А. Есенину в стихотворении «О красном вечере задумалась дорога...» наделить неодушевленные предметы свойствами живых существ? О красном вечере задумалась дорога, Кусты рябин туманней глубины. Изба-старуха челюстью порога Жует пахучий мякиш тишины. Осенний холод ласково и кротко Крадется мглой к овсяному двору; Сквозь синь стекла желтоволосый отрок Лучит глаза на галочью игру.

Слайд 18

С.А. Есенин В 7. Как называется художественное, образное определение, слово, определяющее предмет или явление, подчеркивающее какие-либо его качества, свойства, признаки. Например, слова «вечерний», «тягостный» в стихотворении С. А. Есенина «Письмо матери», подчеркивающие духовный кризис героя? В 8. Какой прием поэтической звукописи, основанный на повторе гласных звуков, использует С. А. Есенин, например, в строке «Отговорила роща золотая...»?

Слайд 19

С.А. Есенин В 9. Каким стихотворным размером написано стихотворение С. А. Есенина «Не жалею, не зову, не плачу...»? Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь... Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть. В 10. Как называется средство художественной выразительности, которое предполагает нарушение прямого порядка слов в предложении? Слишком раннюю утрату и усталость Испытать мне в жизни привелось.

Слайд 20

С.А. Есенин Ответы: B1 имажинизм B2 метафора B3 аллитерация B4 сравнение B5 кольцевая B6 олицетворение B7 эпитет B8 ассонанс B9 хорей B10 инверсия

Слайд 21

С.А. Есенин ИМАЖИНИЗМ (от французского image - образ) - направление в литературе и живописи. Возникло в Англии незадолго до войны 1914-1918 (основатели его - Эзра Поунд и Уиндгэм Люис, отколовшиеся от футуристов), на русской почве развилось в первые годы революции. Русские имажинисты выступили со своей декларацией в начале 1919 в журналах «Сирена» (Воронеж) и «Советская страна» (Москва). Ядро группы составляли В. Шершеневич, А. Мариенгоф, С. Есенин, А. Кусиков, Р. Ивнев, И. Грузинов и некоторые др. Организационно они объединялись вокруг издательства «Имажинисты», «Чихи-Пихи», книжной лавки и небезызвестного в свое время лит-ого кафе «Стойло Пегаса». Позднее имажинистами выпускался журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном», прекратившийся в 1924 на четвертом номере. Вскоре после этого группа распалась.

Слайд 22

С.А. Есенин Теория И. основным принципом поэзии провозглашает примат «образа как такового». Не слово-символ с бесконечным количеством значений (символизм), не слово-звук (кубофутуризм), не слово-название вещи (акмеизм), а слово-метафора с одним определенным значением является основой И. «Единственным законом искусства, единственным и несравненным методом является выявление жизни через образ и ритмику образов» («Декларация» имажинистов). Теоретическое обоснование этого принципа сводится к уподоблению поэтического творчества процессу развития языка через метафору. Поэтический образ отождествляется с тем, что Потебня называл «внутренней формой слова». «Рождение слова речи и языка из чрева образа, - говорит Мариенгоф, - предначертало раз и навсегда образное начало будущей поэзии». «Необходимо помнить всегда первоначальный образ слова». Если в практической речи «понятийность» слова вытесняет его «образность», то в поэзии образ исключает смысл, содержание: «поедание образом смысла - вот путь развития поэтического слова» (Шершеневич). В связи с этим происходит ломка грамматики, призыв к аграмматичности: «смысл слова заложен не только в корне слова, но и в грамматической форме. Образ слова только в корне. Ломая грамматику, мы уничтожаем потенциальную силу содержания, сохраняя прежнюю силу образа» (Шершеневич, 2x2=5). Стихотворение, являющееся аграмматическим «каталогом образов», естественно не укладывается и в правильные метрические формы: «vers libre образов» требует «vers libre’a» ритмического: «Свободный стих составляет неотъемлемую сущность имажинистской поэзии, отличающейся чрезвычайной резкостью образных переходов» (Мариенгоф).

Слайд 23

С.А. Есенин «Стихотворение - не организм, а толпа образов, из него может быть вынут один образ, вставлено еще десять» (Шершеневич).Ориентация на образность естественно привела имажинистов к разработке самых разнообразных приемов построения образа. «Образ - ступенями от аналогии, параллелизмов, сравнения, противоположения, эпитеты сжатые и закрытые, приложения политематического, многоэтажного построения - вот орудия производства мастера искусства» («Декларация»). К этому следует прибавить, что повышение образности достигалось имажинистами не только разнообразием и сложностью всех этих схем построения образа, но и неожиданным сопоставлением далеких представлений, по принципу «беспроволочного воображения» (Маринетти), «сбитием чистого и нечистого» на основании «закона о магическом притяжении тел с отрицательными и положительными полюсами» (Мариенгоф), употреблением ранее нецензурных выражений (имажинисты «похабную надпись заборную обращают в священный псалом») - так. обр. они надеялись стать новаторами и «перещеголять» футуристов. «Что такое образ? - Кратчайшее расстояние с наивысшей скоростью».

Слайд 24

С.А. Есенин

Слайд 25

С.А. Есенин В 8. Назовите тип композиции, характеризующийся финальным возвращением к исходной мысли, образу («Низкий дом с голубыми ставнями, не забыть мне тебя никогда»)? В 9. Как называется прием очеловечивания, одушевления образов неживой природы, к которому прибегает Есенин в своем стихотворении? В 10. Укажите средство художественной выразительности, основанное на переносе свойств одних предметов или явлений на другие (например, «серенький ситец небес»).

Слайд 26

С.А. Есенин В 11. Как называется прием поэтической звукописи, основанный на повторе согласных звуков и придающий стиху особую музыкальность? В 12. Определите трехсложный размер, которым написано стихотворение С.А. Есенина.

Слайд 27

С.А. Есенин Ответы: B8 кольцевая B9 олицетворение B10 метафора B11 аллитерация B12 анапест C3. В каких образах стихотворения "Низкий дом с голубыми ставнями" воплощены представления лирического героя о "малой родине"? C4. В произведениях каких русских поэтов главным мотивом является любовь к родине, и что сближает их со стихотворением Есенина?

Слайд 28

С.А. Есенин

Слайд 29

С.А. Есенин В 8. Как называется поэтическое течение, одним из идеологов которого в 1919 году стал С. А. Есенин? В 9. Укажите название художественного приема, который использует С.А. Есенин, рассказывая о «запевших» дорогах и «бегущих» кустах как о самостоятельно действующих живых существах. В 10. Как в литературоведении называют фонетическое созвучие концов стихотворных строк? В 11. Как называется художественный прием, использованный поэтом в последней строке стихотворения: «И не отдам я эти цепи, И не расстанусь с долгим сном…»? В 12. Определите размер, которым написано стихотворение С.А. Есенина «Запели тесаные дроги…».

Слайд 30

С.А. Есенин Ответы: B8 имажинизм B9 олицетворение B10 рифма B11 анафора B12 ямб С3. Почему С. А. Есенин, обращаясь к родной земле, называет родину не Россией, а Русью? С4. В творчестве каких русских поэтов образ Родины приобретает эпические черты и что сближает эти произведения со стихотворением С. А. Есенина?

Слайд 31

С.А. Есенин С5.3 Каким предстает образ родного дома в лирике С.А. Есенина? C5.3 Каковы особенности звучания любовной темы в поэзии Серебряного века? (На примере лирики одного из поэтов.) С 5. 3 Что придает трагизм теме Родины в лирике С.А. Есенина? С 5. 3 В чём суть конфликта между «старой» и «новой» жизнью, прогрессивным и патриархальным в лирике С.А. Есенина?

Слайд 32

М.А. Цветаева, О.Э. Мандельштам, А.А. Ахматова В 1. Как в литературоведении называется объединенное общим заглавием упорядоченное множество самостоятельных поэтических текстов, связанных общим сюжетом, героями, мотивами, настроениями и др. (например, «Стихи к Блоку» М. Цветаевой). В 2. Какой художественный прием, заключающийся в сходном синтаксическом построении смежных предложений, использует М. Цветаева в стихотворении «Роландов рог»? За князем — род, за серафимом — сонм, За каждым — тысячи таких, как он...

Слайд 33

М.А. Цветаева, О.Э. Мандельштам, А.А. Ахматова В 3. Какой образ стоит в центре стихотворения О. Мандельштама «Notre Dame», которому в последней строфе уподобляется слово? Стихийный лабиринт, непостижимый лес, Души готической рассудочная пропасть, Египетская мощь и христианства робость, С тростинкой рядом — дуб, и всюду царь — отвес. Но чем внимательней, твердыня Notre Dame, Я изучал твои чудовищные ребра,— Тем чаще думал я: из тяжести недоброй И я когда-нибудь прекрасное создам...

Слайд 34

М.А. Цветаева, О.Э. Мандельштам, А.А. Ахматова В 4. Как называется в литературе художественный прием противопоставления, который, например, использует О. Мандельштам в стихотворении «Notre Dame», соединяя различные культурные эпохи в «неслиянное единство»? Египетская мощь и христианства робость, С тростинкой рядом — дуб, и всюду царь — отвес.

Слайд 35

М.А. Цветаева, О.Э. Мандельштам, А.А. Ахматова В 5. Назовите тему стихотворения О. Мандельштама «Бессонница. Гомер. Тугие паруса...». Бессонница. Гомер. Тугие паруса. Я список кораблей прочел до середины: Сей длинный выводок, сей поезд журавлиный, Что над Элладою когда-то поднялся. Как журавлиный клин в чужие рубежи, — На головах царей божественная пена, — Куда плывете вы? Когда бы не Елена, Что Троя вам одна, ахейские мужи? И море, и Гомер — всё движется любовью. Кого же слушать мне? И вот Гомер молчит, И море черное, витийствуя, шумит И с тяжким грохотом подходит к изголовью.

Слайд 36

М.А. Цветаева, О.Э. Мандельштам, А.А. Ахматова В 6. О каком городе идет речь в стихотворении О. Мандельштама «Я вернулся в мой город, знакомый до слез...»? В 7. Как назывался первый поэтический сборник А. Ахматовой? В 8. Как называется выразительная подробность, с помощью которой А. Ахматова, например, в приведенных строках стихотворения «Песня последней встречи» создает неповторимый индивидуальный художественный образ? Я на правую руку надела Перчатку с левой руки.

Слайд 37

М.А. Цветаева, О.Э. Мандельштам, А.А. Ахматова В 9. Как называется цитата, помещаемая во главе сочинения с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора и т. п. (например, приведенные строки, предшествующие поэме А. Ахматовой «Реквием»)? Нет, и не под чуждым небосводом, И не под защитой чуждых крыл, — Я была тогда с моим народом, Там, где мой народ, к несчастью, был. В 10. Как называется модернистское литературное течение в русской поэзии 1910-х годов, в рамки которого входит раннее творчество А. Ахматовой и О. Мандельштама?

Слайд 38

М.А. Цветаева, О.Э. Мандельштам, А.А. Ахматова Ответы: B1 цикл B2 параллелизм B3 камень B4 антитеза B5 любовь B6 Петербург B7 Вечер B8 деталь B9 эпиграф B10 акмеизм

Слайд 39

М.А. Цветаева, О.Э. Мандельштам, А.А. Ахматова

Слайд 40

М.А. Цветаева, О.Э. Мандельштам, А.А. Ахматова 8.Назовите художественный приём, помогающий Ахматовой передать состояние природы, которая наделяется человеческими чувствами: «Между клёнов шёпот осенний попросил: «Со мною умри!..» 9.Из первой строфы стихотворения выпишите предметную художественную деталь (в именительном падеже), передающую эмоциональное состояние лирической героини. 10.Какой художественный приём помогает Ахматовой «рассказать» о «смятении чувств» лирической героини: «я…надела», «я ответила», «я взглянула», «и я умру». 11.Какое средство художественной изобразительности использует поэтесса в последней строке стихотворения? 12.Обратитесь к первым трём строкам стихотворения и определите их стихотворный размер.

Слайд 41

М.А. Цветаева, О.Э. Мандельштам, А.А. Ахматова Ответы: 8. Олицетворение 9. Перчатка 10. повтор 11. Метафора 12. Анапест С 3.Каким настроением пронизано стихотворение «Песня последней встречи»? С 4. Почему литературоведы называют это стихотворение А.А. Ахматовой «рассказом в стихах» и у каких известных вам поэтов есть подобные «рассказы в стихах» о любви?

Слайд 42

М.А. Цветаева, О.Э. Мандельштам, А.А. Ахматова С5.3. Как развивается тема материнского страдания в поэме А. А. Ахматовой «Реквием»? С5.3. В чём своеобразие звучания патриотической темы в лирике А. А. Ахматовой? C5.3 Как в творчестве А.А.Ахматовой раскрывается тема личности и истории? С5.3. Согласны ли вы с утверждением литературоведа, что поэзия А.А. Ахматовой — это русская психологическая проза XIX века, переложенная на стихи? Аргументируйте свою точку зрения. C5.3 Каковы особенности звучания любовной темы в поэзии Серебряного века? (На примере лирики одного из поэтов.)

Слайд 43

М.А. Цветаева, О.Э. Мандельштам, А.А. Ахматова О. Мандельштам "Ленинград" Я вернулся в мой город, знакомый до слез, До прожилок, до детских припухлых желез. Ты вернулся сюда, так глотай же скорей Рыбий жир ленинградских речных фонарей, Узнавай же скорее декабрьский денек, Где к зловещему дегтю подмешан желток. Петербург! я еще не хочу умирать! У тебя телефонов моих номера. Петербург! У меня еще есть адреса, По которым найду мертвецов голоса. Я на лестнице черной живу, и в висок Ударяет мне вырванный с мясом звонок, И всю ночь напролет жду гостей дорогих, Шевеля кандалами цепочек дверных. Декабрь 1930

Слайд 44

М.А. Цветаева, О.Э. Мандельштам, А.А. Ахматова По каким образам можно понять, как представляет себе лирический герой Петербург в 30-х годах прошлого столетия? В каких стихотворных произведениях российских авторов звучит обращение к Санкт – Петербургу? По каким мотивам можно судить об их схожести с творением «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз»? В каких стихотворных трудах российских поэтов поднимается тематика свободной личности? По каким мотивам можно судить об их пересечении с произведением «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз»?

Слайд 45

М.А. Цветаева, О.Э. Мандельштам, А.А. Ахматова Какие образы описывают видение лирическим героем своего времени? Какие произведения российских поэтов говорят на тему поэтов и поэзии? В чем проявляется их близость с произведением «За гремучую доблесть грядущих веков...»?

Слайд 46

М.А. Цветаева, О.Э. Мандельштам, А.А. Ахматова О.Мандельштам "Notre Damе" Где римский судия судил чужой народ, Стоит базилика, и – радостный и первый – Как некогда Адам, распластывая нервы, Играет мышцами крестовый лёгкий свод. Но выдаёт себя снаружи тайный план, Здесь позаботилась подпружных арок сила, Чтоб масса грузная стены не сокрушила, И свода дерзкого бездействует таран. Стихийный лабиринт, непостижимый лес, Души готической рассудочная пропасть, Египетская мощь и христианства робость, С тростинкой рядом – дуб, и всюду царь – отвес. Но чем внимательней, твердыня Notre Damе, Я изучал твои чудовищные рёбра, – Тем чаще думал я: из тяжести недоброй И я когда-нибудь прекрасное создам.

Слайд 47

М.А. Цветаева, О.Э. Мандельштам, А.А. Ахматова 1. Как, по мнению О. Э. Мандельштама, умение поэтов сравнимо с работой архитекторов? О.Мандельштам "Notre Damе" 2. Какие стихотворения, говорящие о поэтах и поэзии в целом, открывают всю сложность работы поэта? Поясните, приведя примеры, с указанием автора и названия произведения.

Слайд 48

С.А. Есенин В презентации использованы материалы сайтов: В http://enc-dic.com/enc_lit/Imazhinizm-2051/ - литературная энциклопедия http://lit.reshuege.ru/test?theme=14 http://litem.ru/podgotovka-k-ege/ekzamen-ege-2013-literatura-zadanie-177-187 http://5litra.ru/liryka.html Материалы пособия МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНИВАНИЮ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЙ ЕГЭ С РАЗВЕРНУТЫМ ОТВЕТОМ Л И Т Е Р А Т У Р А (2012) Авторы–составители: Зинин С.А., Новикова Л.В., Беляева Н.В., Гороховская Л.Н., Марьина О.Б, Попова Н.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Подготовка к ЕГЭ по литературе"

Эта презентация поможет повторить теоретические сведения...

Презентация "Подготовка к ЕГЭ по литературе

Данный материал будет полезен педагогу, готовящему учащихся к ЕГЭ по литературе. Данная презентация подготовлена Н.В.Граблиной...

Презентация с заданиями по подготовке к олимпиаде по литературе

Задания по теории литературы и по творчеству А.С.Грибоедова...

Презентация по подготовке к сочинению по литературе в 11 классе по рассказу Б. Полевого "Гвардии рядовой".

Презентация содержит практический материал, необходимый для написания сочинения по литературе в 11 классе....

Презентация для подготовки к ЕГЭ по литературе

Презентация для подготовки к ЕГЭ по литературе...

Презентация для подготовки к ЕГЭ по литературе

Презентация для подготовки к ЕГЭ по литературе...