Внеклассное мероприятие по произведениям Н. В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Красий Елена Ильинична

Перед Рождеством всегда вспоминается Н. В. Гоголь и его "Вечера..."

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл posidelki_na_hutore_bliz_dikanki.docx40.9 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по литературе в 6 классе 

Картинки по запросу вакула в петербурге

по повести Н.В.Гоголя

«Ночь перед Рождеством»

Подготовил учитель: Красий Е.И.

 2017

Цели урока:

  • погружение в мир гоголевского юмора;
  • развитие творческих способностей детей, их фантазии;
  • сплочение классного коллектива, формирование умения слушать и общаться;
  • углубление понятий о юморе.

Оборудование:

текст повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством», презентация,  фотография писателя,  звездочки, костюмы участников инсценировок , выставка с иллюстрациями повести, письменные работы детей,

Учитель. Дорогие ребята! Сегодня мы собрались с вами на необычный урок. Назовем его “Посиделки на хуторе близ Диканьки”. Мы закончили изучение повести “Ночь перед Рождеством” и собрались здесь, чтобы вслушаться в язык гоголевской повести, понять, почему мы улыбаемся, когда читаем повесть, а иногда безудержно хохочем…

Кто мне сможет напомнить, что такое повесть?

(Повесть - один из жанров эпических произведений. По объему чуть больше рассказа, но меньше романа. Чаще всего - это история жизни человека.)

Всегда на посиделках в долгие зимние вечера собирались ребята, девушки, каждый со своей работой. Там говорилось о каких-то тайнах, кто с кем дружит, кто кого любит. А нам с вами сегодня предстоит разговор о тайне- тайне нашей любви к Гоголю, тайне юмора его повести.

Прежде, чем мы перейдем к разговору о гоголевском юморе, предлагаю послушать о величайшем писателе русской литературы – Н.В. Гоголе

Николай Васильевич Гоголь прожил короткую, но насыщенную событиями, жизнь. О нём и по сей день много говорят, на его произведениях выросло не одно поколение, они пользуются спросом в школах, на их основе создаются художественные картины. Имя этого писателя, безусловно, оставило значительный след в истории.

Детство. В 1809 году, весной 20 марта, в семье простого помещика Гоголя родился мальчик, которого стали величать Николаем, по отчеству - Васильевичем. Его семья проживала в небольшом местечке Полтавской губернии. Тогда оно называлось Великие Сорочинцы. Детство будущего писателя проходило недалеко от села Диканька, там у его родителей было собственное имение. Творческую натуру в маленьком Гоголе раскрыл его отец, который являлся поклонником искусства и театра, сочинителем комедий и стихов. Образование мальчик получал в стенах дома.

Юность. По окончании домашнего обучения, Гоголь 2 года провёл в уездном училище Полтавской губернии, после чего благополучно поступил в гимназию г. Нежин. Это учреждение было создано для обучения провинциальных дворянских детей. Юный Гоголь здесь научился рисовать, играть на сцене и на скрипке. В своём будущем он видел себя юристом, мечтая вершить правосудие. Но литература взяла верх над его мечтами.

Творчество. В 1830 году Гоголь написал свой первый труд. Им стала повесть «Басаврюк», которая позже была переработана в «Вечер накануне И. Купала». В своих кругах общения у молодого Гоголя было немало известных людей: Пушкин, Вяземский, Брюллов и многие другие. Такие знакомства расширяли его кругозор, помогая в развитии его деятельности. С Пушкиным он дружил. Литературно известным Николай Васильевич стал после выхода в свет книги «Вечера на хуторе близ Диканьки», на создание которой он посвятил 1831-32 годы своей жизни. В ее состав входит знаменитая повесть «Сорочинская ярмарка».

Ведущий 1. Зима, декабрь, снег… Как ждем мы это счастливое время Нового года, Рождества, полное необычных чудес и приятных подарков! И если зима с нами заодно, то настоящее веселье обязательно удаётся!

               

  Ведущий 2. 

Рождество Христово слилось с древним славянским обрядом — Святками. Святки продолжаются от Рождества (7 января) до Крещения (19 января). Святочные обряды со временем превратились в рождественские. Богаты на развлечения святочные недели. По древнерусскому верованию, в дни святок открыты все сокровища рая, а новорожденный Бог странствует по земле и рассылает щедрые дары. О чем попросишь в молитве, то и получишь.

Ведущий 1. Из дома в дом ходили ряженые, угощались, исполняли колядки под окнами изб. Колядки — от латинского слова «календы» — название первого дня месяца у древних римлян. Подобные обходы в течение святок проводились трижды: в рождественский сочельник, под Старый Новый год и накануне Крещения. Каждая семья ожидала ряженых, готовила для них угощения и с неподдельным удовольствием выслушивала колядки.

 Гостей звали к столу, но рождественский  ужин не отличался разнообразием блюд. Главное и необходимое кушанье на этом столе – кутья. Обязательной принадлежностью рождественского стола были фигурки животных из теста: маленькие коровки, быки, овцы. Такие фигурки ставили на стол и дарились родным и ряженым.

Ведущий 2. В сочельник нельзя принимать обычную пищу, пока на небе не появится первая звезда, напоминающая о явлении звезды на востоке. Она возвестила о рождении Иисуса Христа. А ровно в полночь глава семьи открывает окно, чтобы впустить в дом Рождество, а с ним счастье, удачу и благополучие. Ночь с 6 на 7 января считается самой главной в году. Это Рождественский сочельник — ночь перед Рождеством. Почему сочельник? Потому что в этот день в старину варили сочиво — пшеничный взвар с мёдом и орехами. Это постное — но сытное — блюдо полагалось есть перед предстоящим праздником.

Ведущий 1. Ужин в сочельник — главное событие Рождества. Стол следует накрыть белоснежной скатертью и расставить на нём двенадцать блюд — по числу апостолов, — и все постные. Наши предки в память о яслях, в которых родился Иисус, на стол обязательно клали пучок свежего сена. Мясные блюда на стол разрешается ставить лишь с наступлением 7-го числа — Рождества.

Давайте и мы сегодня приблизим Рождество и от души повеселимся. Тем более, что нас всех ждут гоголевские герои. Так что, знатоки литературы, артисты и зрители, в добрый путь!

Но кто это? Так милости просим, веселье! Стучись к нам, коляда!

Аудио-проектирование колядок.

Учитель:

Вот так же весело, пестро и озорно приходит к нам Рождество и рождественские чудеса со страниц повести Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». (Портрет на слайде)

…именно о нем говорили, намекая на фамилию,«если вы и птица, то небесная…»

… только он сказал о великом Пушкине: «Ничего не предпринимал я, ничего не писал без его советов…»

… и именно ему мы обязаны знаменитой фразой : «Какой же русский не любит быстрой езды!»

Так, впереди нас ждет самое главное - «Ночь перед Рождеством». Но прежде проведем среди наших гостей небольшую разминку.

  1. «Узнай героя»

- Спереди совершенно немец, сзади настоящий губернский стряпчий (черт)

- Черные брови , и очи , вздернутый кверху нос, черные длинные косы (Оксана)

- Ни хороша, ни дурна собою (Солоха)

- Погрузнее Головы и повыше ростом Чубова кума (козак Свербыгуз)

- Сухощавый, высокий , в коротком тулупе, с обросшей бородкой (кум Чуба Панас)

  1. «Найди ошибку»

- В Диканьке никто и не слышал, как ВЕДЬМА украла месяц (черт)

- ЧУБ был богобоязненный и писал часто образа святых (Вакула)

- «Утонул! Ей Богу утонул!- лепетала толстая ДЬЯЧИХА, стоя в куче диканьских баб посреди улицы (ткачиха)»

- ОДАРКА кланялась каждому, и каждый думал, что она кланяется ему одному (Солоха)

- ДЬЯК разинул рот, поглядел на вареники и сказал: «Когда нужно черта, то и ступай к черту!» (Пацюк)

Учитель: Спасибо всем! Вы настоящие знатоки повести. А нас  ждет главное - мы отдаем сцену нашим замечательным артистам.

Сцена «Оксана и Вакула»

Оксана (принаряжается и жеманится около зеркала):

      Что людям вздумалось расславлять, будто я хороша? Лгут люди, совсем я нехороша. Разве черные брови и очи мои так хороши, что уж и равных им нет  на свете? Что тут хорошего в этом вздернутом кверху носе? И в щеках? И в губах? Будто хороши  мои черные косы? Ух, их можно испугаться вечером: они , как длинные змеи, перевились вокруг моей головы.(Разочарованно) Я вижу, что я совсем не хороша!

Нет , хороша я! Чудо! Какую радость я принесу тому, кого буду я женою!

Вакула(тихо): Чудная девка! С час стоит , глядясь в зеркало, и не наглядится, и ещё хвалит себя вслух!

Оксана: Да, парубки, вам ли я чета? Вы поглядите на меня, как я плавно выступаю; у меня сорочка шита красным шелком. А какие ленты на голове! Все это накупил мне мой отец для того, чтобы женился на мне самый лучший молодец на свете!(увидев Вакулу, досадливо вскрикивает).

- Зачем ты пришел сюда? Разве хочется , чтобы я выгнала за дверь лопатою? Вы все мастера подъезжать к нам , я вас знаю. Что, сундук мой готов?

Вакула: Будет готов, мое серденько, после праздника будет готов. Если бы ты знала , сколько возился около него, две ночи не выходил из кузницы. По всему полю будут расписаны красные и синие цветы. Гореть будет, как жар. Не сердись на меня. Позволь хоть поговорить, хоть поглядеть на тебя.

Оксана: Кто же тебе запрещает, говори и гляди.

Вакула : Позволь и мне сесть возле тебя, чудная и ненаглядная моя Оксана!

Оксана: Садись. А правда ли, что твоя мать ведьма?(смеется)

Вакула: Что мне до матери? Ты у меня мать, и отец, и все, что ни есть дорогого на свете. (В комнату  входят колядующие)

1.Пришла коляда - отворяй ворота!

2. Господин, господа,

Господинова жена,

 Двери отворите

И нас одарите!

Пирогом, калачом

Или чем- нибудь ещё!

3.Открывай сундучок - доставай пятачок!

4. Коляда, коляда

Накануне Рождества!

Тетенька добренька,

Пирожка-то сдобненька

Не режь, не ломай,

Поскорей подавай!

5. Не дашь мне ватрушки - получишь по макушке!

6. Щедрик- Петрик,

Дай вареник,

Ложечку кашки,

Кольцо колбаски.

Этого мало ,

Дай кусок сала.

7. Не дашь пирога - мы корову за рога!

8. Этого мало,

Дай кусок сала.

Выноси скорей,

Не морозь детей!

Счастья вам, хозяин с хозяюшкой,

Большого здоровья,

С Новым годом,

С Рождеством добрым!

Оксана: Э, Одарка, у тебя новые черевики! Ах, какие хорошие! И с золотом!

Вакула : Не тужи, моя ненаглядная Оксана, я тебе достану черевички, какие редкая панночка носит.

Оксана: Ты? Посмотрю, где ты достанешь черевики, которые смогла бы я надеть на свою ногу. Разве принесешь те самые, какие носит царица.

Да , будьте все свидетели. Если кузнец Вакула принесет те самые черевики, которые носит царица, выйду за тебя замуж!

(Смеясь уходит с Одаркой)

-Кто может мне сказать, что предпринял Вакула после условия, которое Оксана ему вынесла?

(Пойти к Пацюку.)

-Кто находился в мешке у Вакулы?

(черт)

-Достает ли кузнец подарок своей возлюбленной?

Сейчас наши актеры это изобразят, а пока они готовятся, посмотрим миниатюру «На уроке русского языка».

Действующие лица: учитель и ученик Петров

 

Учитель:  Петров, выйди к доске и запиши небольшой рассказ, который я тебе продиктую.

Ученик выходит к доске и готовится писать.

Учитель(диктует): “Папа и мама ругали Вову за плохое поведение. Вова виновато молчал, а потом дал обещание исправиться.”

Ученик пишет под диктовку на доске.

Учитель: Прекрасно! Подчеркни в своём рассказе все имена  существительные.

Ученик подчёркивает слова: «папа», «мама», «Вову», «поведение», «Вова», «обещание».

Учитель: Готово? Определи, в каких падежах стоят эти существительные. Понял?

Ученик: Да!

Учитель: Начинай!

Ученик: “Папа и мама”. Кто? Что? Родители. Значит, падеж родительный.

 Ругали кого, чего? Вову. “Вова” - это имя. Значит, падеж  именительный.

 Ругали за что? За плохое поведение. Видно, что-то натворил. Значит, у “поведения” падеж творительный.

 Вова молчал виновато. Значит, здесь у “Вовы” падеж винительный.

 Ну, а “обещание”, конечно, в дательном падеже, раз Вова его дал !

 Вот и всё!

Учитель: Да-а, разбор получился оригинальный! Неси-ка дневник, Петров. Интересно, какую отметку ты предложил бы себе поставить?

Ученик:  Какую? Конечно, пятёрку!

Учитель: Значит, пятёрку? Кстати, в каком падеже ты назвал это слово - “пятёрку”?

Ученик:  В предложном!

Учитель: В предложном? Почему же?

Ученик:  Ну, я же её сам предложил!

Сцена «Вакула в Петербурге»

Вакула: Эй, сатана, полезай ко мне в карман да веди меня к запорожцам (подходит к запорожцам) Здравствуйте, панове! Помогай бог вам! Вот где увиделись (кланяется)

Запорожец: Что там за человек?

Вакула: А вы не познали? Это я, Вакула, кузнец. Когда проезжали Диканьку, то прогостили, дай вам боже всякого здоровья и долголетия.

Запорожец : А, это тот самый кузнец, который малюет важно. Зачем бог принес?

Вакула : А так, захотелось поглядеть на знатную губернию.

Запорожец: После потолкуем с тобою, земляк, побольше; теперь же мы едем к царице.

Вакула : К царице? А возьмите меня с  собой, будьте ласковы, панове.

Запорожец: Тебя? Что ты там будешь делать? Нет, не можно. Мы, брат, с царицей будем толковать про свое.

Вакула (ударив по карману): Проси, черт! Возьмите!

Запорожец: Возьмем же его, братцы!(уходят)

Потемкин : Все ли вы здесь?

Запорожец: Та вси, батько!

Потемкин: Не забудете говорить так, как я вас учил?

Запорожец: Нет, батько, не позабудем!

(Входит царица)

Запорожцы: Помилуй, мамо! помилуй!

Царица: Встаньте.

Запорожцы: Не встанем, мамо, не встанем! Умрем, а не встанем!

Царица : Светлейший обещал меня познакомить сегодня с моим народом, которого я до сих пор ещё не видала. Хорошо ли вас здесь содержат?

Запорожец: Та спасибо, мамо. Провиянт дают хороший, хотя бараны здешние совсем не то, что у нас на Запорожье,- почему ж не жить как- нибудь?

Царица: Чего вы хотите?

Вакула (встает) :Ваше царское величество, не прикажите казнить , прикажите миловать. Из чего, не во гнев вам будет сказано вашей царской милости, сделаны ваши черевички, что на ногах ваших? Что если бы моя жинка надела такие черевички!(все смеются)

Царица: Право, мне очень нравится такое простодушие. Если тебе так хочется иметь такие башмаки, то нетрудно это сделать. Принесите ему сей же час башмаки самые дорогие, с золотом!

Вакула (черту): Выноси меня скорее.

Учитель: Спасибо, ребята, за работу. Думаю, всем без исключения было интересно увидеть гоголевских героев на нашей сцене. Итак, подведем итоги.

-Почему повесть Гоголя читалась легко и интересно?

(Много веселья и юмора. Реальная жизнь сочетается с фантастической.)

Если вам не хочется расставаться с гоголевскими героями, то советую прочитать во время каникул весь сборник его повестей под названием….. (Ответ детей)

Спасибо за ваши рисунки, на которых вы изобразили понравившиеся вам эпизоды.

 Кто сможет сказать, какой эпизод изобразил автор на этом рисунке?

Вот и подошла наша предрождественская встреча с гоголевскими героями. Замечательно, что вера в силу добра и любви , о которой так ярко рассказал Гоголь помогает и нам, людям 21 века.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по повестям "Вечера на хуторе близ Диканьки" Н.В.Гоголя.

Внеклассное мероприятие по обобщению и систематизации знаний учащихся по повестям Н.В.Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки" в форме игры "Звездный час"....

Концепт «Украина» в цикле произведений Н.В. Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»

Результаты исследования могут быть использованы в общеобразовательной школе на уроках русской литературы по внеклассному чтению и  на факультативных занятиях по русской литературе....

СЦЕНАРИЙ ВНЕКЛАССНОГО МЕРОПРИЯТИЯ по повестям Н.В.Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки"

К сожадению, авторство данного материала не моё. Источник не записала, но сам сценарий очень прост для воспроизведения на сцене. У нас в вечере участвовали актёры-технари: электрики, механики, бухгалт...

Викторина по произведению Н.В.Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки"

Викторина состоит из вопросов и ответов на них....

Ролевой урок-викторина по произведению Н.В.Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки»\ Учителя русского языка и литературы Лоскутова И.Г. и Васильева И.А.

Интеграция инновационного и традиционного опытаПредлагаемая разработка являетсярезультатом совместного проекта учащихся и учителей по итогам изучения произведений Н.В.Гоголя в 6 классе в рамках образо...

Внеклассные мероприятия по книге А.П. Гайдара "Тимур и его команда", по книге Н.В. Гоголя "Вечера на хуторе близ Диканьки"

Мероприятия в рамках декады гуманитарных наук для 5 и 6 класса. Содержат видео, презентации, викторины, раздаточный материал, сценарии, конкурсы....