Главные вкладки

    «Пора юности мятежной» День Онегина в Петербурге. Онегин в деревне (анализ 1, 2 главы романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
    план-конспект урока по литературе (9 класс)

    Фаттахова Татьяна Риверовна

    На этом уроке представлен глубокий анализ поэтического произведения

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл onegin.docx26.42 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Пора юности мятежной» День Онегина в Петербурге. Онегин в деревне (анализ 1, 2 главы романа А. С. Пушкина  «Евгений Онегин»)

    Цели: рассказать о творческой истории романа, особенностях его замысла, сюжета, композиции и системы образов,  выявление первых читательских впечатлений; показать особенности личностного развития и жизненных исканий Е.О., помочь понять причины его разочарования и увидеть, в чём автор сочувствует своему герою и в чём противостоит ему.

     Ход урока

    1.Оргмомент

    2.Проверка д.з. (стих-е наизусть  «Памятник»,»Чаадаеву»)

    3.Целевая установка

    Сегодня нам предстоит окунуться в необыкновенный мир романа в стихах «Е,О»,почувствовать прелесть языка,прикоснуться к тому времени,побывать на праздниках,посмотреть во что были одеты и что ели наши пращуры

    4.Слово учителя (творческая история романа, сюжетно-композиционные особенности) Ребята,а что вы слынали о романе ,приходилось ли вам раньше слышать о  нем?(можно было заранее дать детям  подготвить сообщения)

    Роман слагался долго. Поэт сам указал срок – 7 лет 4 месяца 17 дней (мая 1823 по сентябрь 1830), сказав с восторгом: «Это лучшее мое пр-ие». С этими словами нельзя не согласиться. Поэт ставил перед собой задачу – изобразить целую историческую эпоху, за вымышленными героями, судьбами, картинами быта и нравов показать жизнь народа. Белинский позднее определит его словами: «Энциклопедия русской жизни»( здесь Петербург: люди разных сословий и состояний, и деревня, и Москва). Работа над текстом не прекращалась вплоть до появления 1-го полного издания в 1833г.(строфы и главы создавались в разное время, в разных обстоятельствах).

    Жанр – роман в стихах, т.е.лиро-эпическое пр-ие, где лирическое и эпическое равноправны, где автор свободно переходит от повествования к лирическим отступлениям (27 лирич.отступлений, около 50 небольших вставок).

    2 сюжетные линии: Онегин – Татьяна, Онегин – Ленский.

    Композиция: Роман состоит из 8 глав, в каждой есть своя кульминация.

    Гл.1 – развернутая экспозиция Гл.2 – завязка 2-ой сюжетной линии (зн-во О. с Л.) Гл.3 – завязка 1-ой сюжетной линии (зн-во О. с Т.) Гл.6 – дуэль (кульминация и развязка 2 линии) Гл.8 –развязка 1 линии Открытость романа – важная композиционная особенность

    Основной принцип организации романа – симметрия (зеркальность) и параллелизм. Симметрия выражается в повторении сюжетной ситуации в 3 и 8 главах: встреча – письмо – объяснение. При этом О. и Т. как бы меняются ролями. Ось симметрии – сон Татьяны (гл.5). Композиция 2-х писем параллельна: ожидание ответа – реакция адресата – 2 объяснения. Петербург игр.обрамляющую роль (появ-ся в 1 и 8 главах).

    В романе 2 героя (еще и автор). Автор романа в системе действующих лиц и Пушкин — не одно и то же. Герой, от лица которого ведется повествование, — спутник Онегина, антипод Ленского, защитник Татьяны. Он и действующее лицо лирических отступлений, которые являются составной частью сюжета. Автор – это худ.образ.

    Действие развивается с 1819 по 1825год. Именно в это время, насыщенное большими политическими событиями в истории России и Европы, складывался и сложился тип ч-ка, подобного герою пр-ия.

    5.Постановка проблемного вопроса

     «Недуг, которого причину давно бы отыскать пора…» В центре урока — проблемная характеристика образа Онегина. Подумать над вопросами: почему Онегин охладел к жизни? Какие факты романа говорят о его духовном кризисе? Что общего и различного у Онегина и Ленского, Онегина и автора-повествователя?1 глава День Онегина. (1 глава – история болезни души Онегина)Цель: Проследив жизнь героя в течение одного дня, понять причины его разочарования и увидеть, в чём автор сочувствует своему герою и в чём противостоит ему.

    • Почему Пушкин рисует в этой главе лишь один день из жизни героя?
    • Из чего складывается этот день?
    • Почему автор всюду сопровождает героя и при этом не подвержен хандре?

    Выявление общего и различного в образах автора-повествователя и Онегина и в их отношении к труду, природе, творчеству (стр. ХLIII—ХLVI).В ходе урока нам предстоит заполнить таблицу:

    Вопросы сравнения  Онегин       Автор1. Отношение к мнению света2. Отношение к женщинам и любви3. Отношение к искусству, к театру4. Отношение к труду, творчеству5. Отношение к природе

    Анализ главы

    -Как начинается 1 глава? Чем недоволен Онегин? (открывается внутренним монологом героя, к-ый в иронии прячет раздражение. Недоволен необходимостью подчиняться тому, в чем не видит смысла, но что приходится исполнять – устройство собственного благополучия, подорванного долгами, и обычаи общества)

    -Почему Онегин соглашается на роль, к-ую он сам оценил как «низкое коварство»? (равнодушен ко всему, кроме чув-ва собств.достоинства и независимости)

    Так, уже 1строфа, подтверждая эпиграф к роману, выявляет «странность» х-ра героя, его сложность. -Расскажите об образе жизни юного Онегина, столичного денди, его пристрастиях и причудах, образовании и воспитании (с детства не был обременен ни глубиной образованности, ни нрав.началами. француз «учил его всему шутя». Это «шутя» сопровождает всю петербургскую юность героя. Эпитетом юности- «мятежной» автор напоминает о высокой возможности жизни, не осуществленной Онегиным. Он видит в моде почти закон жизни. Зависит от света, оглядывается на мнение окружающих. Следуя моде, нельзя быть самим собой: мода преходяща, она отменяет глубину. Отсюда поверхностность во всем: и в латыни, и в истории, и в экономии

    -Почему автор подробно описывает воспитание, образование, времяпровождение О.? (ему чужда связь с национальным, родным. Он получил типичную для того времени жизнь: балы, рестораны, прогулки по Невскому, посещение театров)

    -Что было необходимо молодому человеку, чтобы «свет решил, что он умен и очень мил»?

    -Дает ли Пушкин портрет Онегина?(главное внимание сосредоточено на недуге – хандре)

    -Как характеризует героя убранство его кабинета (стр. XXIII—XXVIII)

    -Каким изображен облик трудового Петербурга (стр. XXXV).

    Проследим за «маршрутом» Онегина

    «К Таlon помчался он…» (строфы 15-16) перечитываются строфы

    • Боливар – шляпа с широкими полями и низкой тульей, расширенной кверху Брегет – часы

    Онегин живёт по велению брегета, то есть по часам, как заведённая марионетка, а не по своим желаниям

    • Каверин – друг Пушкина, он же друг Онегина (передовой, мыслящий ч-к. Это намек на более глубокие, чем у обычных франтов, запросы героя)

    -В 16 строфе Пушкин нас знакомит с типичным меню тех лет. Что ели дворяне в ресторане в те годы?

    В театре Прочтём теперь эпизод «Онегин в театре» (строфы 17, 21-22)

    • Как Пушкин относится к театру, а как Онегин? (театр для О. лишь дань определенному ритуалу светской жизни. Его больше интересуют интрижки с актрисами, чем сцена. Для автора – волшебный край, вдохновление. Т.о., О.глух к прекрасному)
    • Как Онегин ведёт себя в театре? Найдите детали, характеризующие его.

    На балу (строфы 27-28, 33-34)

    • Зачем на бал приехал Онегин? Описывает ли его автор на балу?
    • Что автор описывает? Почему автор не говорит об Онегине?
    • Как к любви и к женщинам относятся автор и его герой? Одинаково? (О. – «непостоянный обожатель очаровательных актрис», а для автора они «мои богини». Любовь неведома О., для автора это высокое чув-во.)

    Завершение дня.

    -Какую же науку постиг Онегин в совершенстве? ((«науку страсти нежной»)

    -Как вы объясните такое словосочетание? (само сочетание парадоксально. Страсть не знает правил. В этой науке все рассчитано. Он играет в чув-во, т.кт.полярны перечисленные автором состояния (психологические антонимы), к-ые одновременно доступны ему)

    -В чем противоречивость х-ра? (парадоксальные определения соседствуют рядом: «молодой повеса» и «добрый мой приятель», «денди лондонский» и «ученый малый», «проказник» и «философ в 18 лет», «педант» и «порядка враг и расточитель». Дальше автор пишет: «Противоречий очень много…». Даже в хандре противоречие: свой сплин выставляет на обозрение: «…угрюмый, томный, В гостиных появлялся он»))

    -Какой важный вопрос задает автор в стр. XXXVI? («Был ли счастлив мой Евгений?»)

    Ответим на первый вопрос урока: Почему Пушкин описывает только один день героя? (Ответ дан в тексте:

    « Проснётся за полдень, и снова

    До утра жизнь его готова,

    Однообразна и пестра,

    И завтра то же, что вчера.» ) -При такой жизни счастлив ли Евгений? Почему?

    Проверим работу на уроке

    Вопросы сравнения

    Онегин

    Автор

    1. Отношение к мнению света

    «Боясь ревнивых осуждений»

    «Не мысля гордый свет забавить»

    2. Отношение к женщинам и любви

    «Наука страсти нежной», «волочился как-нибудь»

    Продолжает восхищаться женской красотой

    3. Отношение к искусству, театру

    «Отворотился и зевнул…»

    «Волшебный край!»

    4. Отношение к труду, творчеству

    «Упорный труд ему был тошен»

    Пушкин – творец

    5. Отношение к природе

    «На третий роща, холм и поле его не радовали боле»

    «Я был рождён для жизни мирной, для деревенской тишины…»

    -В чем еще несходство героя и автора? (в конце 1 главы: «Я был озлоблен, он угрюм». Озлобленность временна, угрюмство постоянно. Автор не может быть чужд жизни, О. холоден к ней)

    Причины хандры Онегина

    • Праздная жизнь быстро утомляет, но не всех, а только недюжинные натуры.
    • Каковы его черты? Основная его черта – разочарованность, которая проистекает от душевной пустоты.
    • Почему ему разонравилось волочиться за дамами высшего света?Высший свет – общество насквозь фальшивое
    • Каким образом он хотел избавиться от скуки? Сел за книги, желая присвоить себе ум чужой, пытался сделаться писателем, уехал в деревню
    • Почему не спасло чтение книг? Он не увидел в книгах правды жизни
    • Почему он не стал сочинителем? Упорный труд ему был тошен
    • Избавился ли он от скуки в деревне? Почему? Он не способен видеть красоты природы
    • Почему Пушкин рисует в этой главе лишь один день из жизни героя?(Ему незачем показывать несколько дней, так как они похожи друг на друга. В 1 дне о герое сказано все.)
    • Из чего складывается этот день?(Бульвар, ресторан, театр, бал – праздная жизнь
    • Почему автор всюду сопровождает героя и при этом не подвержен хандре?(Автор - творческий человек, его день занят не только развлечениями, он и упорным трудом, мыслями)

    Вывод по 1 главе: При всех блистательных возможностях столичной жизни герой не увлечен ею. В Онегине есть ум, совесть, мечтания, но у него нет способности действовать, трудиться, верить людям, т.е.всего того, что есть в авторе. Итак, Онегин, разочарованный во всем, «к жизни вовсе охладел». Но надежда все-таки есть. Им овладела охота к перемене мест.

    2 глава «Лед и пламень» (Онегин и Ленский)

    Вопрос 2 главы: Почему Онегин чуждается соседей, но сближается с Ленским?

    -Как Онегин ведет себя в деревне? (бежит от соседей помещиков, равнодушен сельский пейзаж. Сознание превосходства над людьми в деревне укрепилось. Не занимают разговоры помещиков о вине, псарне, родне. Старается уединиться)

    -Почему чуждается соседей?(он умнее, честнее окружающих, к-ые начинают злословить о нем)

    -С кем сближается?

    -Кто из героев: О.или Л. – вам более близок? Почему?

    • Над чем иронизирует Пушкин, описывая Ленского? Как вы думаете, как автор относится к Ленскому? (Авторское отношение к нему сложно. Это проявл-ся в двойственном освещении героя. Эдесь ирония и сочувствие, улыбка и грусть, насмешка и восхищениепортрет Л. – гл.2 строфа 6. Рядом оказываются «вольнолюбивые мечты» и «кудри черные до плеч», отсюда оттенок иронии
    • Сопоставление Онегина и Ленского (гл. 2, стр. VI—XIX). Как понять слова автора «от делать нечего друзья»? (подчеркивает непрочность этой дружбы, т.к.они разные и О. чув-во дружбы не свойственно. Его правило – отчужденность, Ленский лишь временное исключение. О.холоден, душа Л.согрета. Л. Романтик (О.трезв), энтузиаст (О.скептик), предан своим убеждениям, наивен, пылок, порывист. Горит желанием героического поступка, но окружающая жизнь не дает поводов для этого)
    • Что более всего отличает Ленского от Онегина? (чув-ва)
    • Почему пылкие чув-ва Ленского вызывают у О.»невольный вздох сожаленья»? (О.не верит чув-вам, но тоскует по ним. Общение с Л.усиливает потребность одушевления чув-в. Поэтому слушает его снисходительно, но и гуманно: «Он охладительное слово в устах старался удержать»
    • Какими чертами наделяет автор Ольгу? Почему описание ее внешности лишено индивидуальных черт?
    • Какое впечатление производит Ольга?
    • Почему Ленский полюбил Ольгу?
    • Найдите в характеристике слова высокого стиля, которые принадлежат Ленскому. Зачем Пушкин их использует при её описании? Почему этот портрет, этот типаж надоел безмерно автору?
    • Почему поэт не наделяет Татьяну внешней красотой? (ее красота в обаянии, самобытности натуры, гармонии сердца и ума)
    • Какие строки позволяют судить об особом, трогательном отношении автора к Татьяне? (эпитет МИЛАЯ, уменьшительно ласкательные слова
    • В какой среде росла Татьяна? Какие бытовые и духовные запросы были у ее родителей (стр. XXX—XXXIV)?
    • Почему она дома «казалась девочкой чужой»? Почему Татьяна не играет с подругами?
    • Сопоставление образов Татьяны и Ольги (гл. 2, стр. ХХI—XXIX)
    • Перечитайте строфы о соседях-помещиках, о дяде Онегина, о Лариных
    • Почему Онегин избегал общаться с соседями?
    • Почему автор называет Онегина «мудрец пустынный», а соседи – «опаснейший чудак»?
    • Перечитайте строфу 17
    • В чём отличие главных героев от портрета обыкновенного человека, нарисованного в этой строфе?

    5. Выводы урока.

     Онегин — представитель передовой дворянской интеллигенции, которую не устраивают консерватизм и невежественные взгляды дворянства, но выхода из этой ситуации он не видит, гражданского идеала для себя он так и не нашел. Ленский уходит от быта, реальной действительности в атмосферу иллюзий, которые рушатся при столкновении с жизнью, и одна из причин краха — Онегин.

    6. Домашнее задание прочитать 3 и 4 главы романа


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Тест по главам романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

    Материал содержит вопросы по главам романа "Евгений Онегин". Вопросы могут использоваться в качестве контрольного задания по литературе в 9 классе....

    Тест по главам романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

    Материал состоит из вопросов по главам романа "Евгений Онегин"....

    Проверочная работа по 1 главе романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

    С целью проверки чтения произведения ученикам предлагается ответить на вопросы проверочной работы цитатами из текста главы....

    Проверочная работа по 2 главе романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

    С целью проверки чтения произведения ученикам предлагается ответить на вопросы проверочной работы цитатами из текста главы....

    Проверочная работа по 3 главе романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

    С целью проверки чтения произведения ученикам предлагается ответить на вопросы проверочной работы цитатами из текста главы....

    Проверочная работа по 4 главе романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

    С целью проверки чтения произведения ученикам предлагается ответить на вопросы проверочной работы цитатами из текста главы....

    Проверочная работа по 5 главе романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин"

    С целью проверки чтения произведения ученикам предлагается ответить на вопросы проверочной работы цитатами из текста главы....