Готовимся к ЕГЭ по литературе вместе
презентация к уроку по литературе (11 класс)

Игнатёнок Светлана Владимировна

ЕГЭ- трудное испытание для каждого ученика. Но если мы  вместе серьезно подойти к подготовке, станет намного легче и понятнее

Скачать:


Предварительный просмотр:

На примере одного из модулей ЕГЭ рассмотрим, какую помощь может оказать в написании работы внимательное чтение заданий и последовательное, рассчитанное во времени их выполнение. Сначала просмотрите (имеется в виду только ознакомительное чтение) задание ЕГЭ целиком.

Это ШАГ 1

ЧАСТЬ 1

…Старцев отправился в город, чтобы развлечься немножко и кстати купить себе кое-что. Он шёл пешком, не спеша (своих лошадей у него ещё не было), и всё время напевал:

                                       Когда ещё я не пил слёз из чаши бытия…

В городе он пообедал, потом погулял в саду, потом как-то само собой пришло ему на память приглашение Ивана Петровича, и он решил сходить к Туркиным, посмотреть, что это за люди.

- Здравствуйте пожалуйста, - сказал Иван Петрович, встречая его на крыльце. – Очень рад видеть такого приятного гостя. Пойдёмте, я представлю вас своей благоверной. Я говорю ему, Верочка, - продолжал он, представляя доктора жене, - я ему говорю. Что он не имеет никакого римского права сидеть у себя в больнице, он должен отдавать свой досуг обществу. Не правда ли, душенька?

- Садитесь здесь, - говорила Вера Иосифовна, сажая гостя возле себя. – Вы можете ухаживать за мной. Мой муж ревнив, это Отелло, но ведь мы постараемся вести себя так, что он ничего не заметит.

- Ах ты, цыпка, баловница… - нежно пробормотал Иван Петрович и поцеловал её в лоб. – Вы очень кстати пожаловали, - обратился он опять к гостю, - моя благоверная написала большинский роман и сегодня будет читать его вслух.

- Жанчик, - сказала Вера Иосифовна мужу, - dites que lon nous donne du the.

Старцеву представили Екатерину Ивановну, восемнадцатилетнюю девушку, очень похожую на мать, такую же худощавую и миловидную. Выражение у неё было ещё детское и талия тонкая, нежная, < …> красивая, здоровая, говорила о весне, настоящей весне. Потом пили чай с вареньем, с мёдом, с конфетами и с очень вкусными печеньями, которые таяли во рту. С наступлением вечера мало-помалу сходились гости, и каждому из них Иван Петрович обращал свои смеющиеся глаза и говорил:

- Здравствуйте пожалуйста.

Потом все сидели в гостиной, с очень серьёзными лицами, и Вера Иосифовна читала свой роман. Она начала так: «Мороз крепчал…» Окна были отворены настежь, слышно было, как на кухне стучали ножами, и доносился запах жареного лука… В мягких, глубоких креслах было покойно, огни мигали так ласково в сумерках гостиной; и теперь, в летний вечер, когда долетали с улицы голоса, смех и потягивало со двора сиренью, трудно было понять, как это крепчал мороз и как заходившее солнце освещало своими холодными лучами снежную равнину и путника, одиноко шедшего по дороге; Вера Иосифовна читала о том, как молодая красивая графиня устраивала у себя в деревне школы, больницы, библиотеки и как она любила странствующего художника, - читала о том, чего никогда не бывает в жизни, и всё-таки слушать было приятно, удобно, и в голову шли всё такие хорошие, покойные мысли, - не хотелось вставать.

- Недурственно… - тихо проговорил Иван Петрович.

                                                                                     А.П. Чехов, «Ионыч»

В1 Назовите литературное направление, для которого характерно объективное изображение действительности и принципы которого нашли своё воплощение в чеховском «Ионыче».

Ответ: ____________________

В2 Назовите жанр, к которому относится произведение А.П. Чехова «Ионыч».

Ответ: ___________________

В3 Повествуя о визите Старцева к Туркиным, автор передаёт оживленный разговор героев. Как называется форма общения между персонажами, представляющая собой обмен репликами?

Ответ: ____________________

В4 В произведениях Чехова встречаются герои, которые подобно-Старцеву-Ионычу, выступают в роли «человека среды». Установите соответствие между тремя чеховскими персонажами и произведениями, в которых они фигурируют. К каждой позиции первого  столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Персонажи

Произведения

А) Червяков

1) «Человек в футляре»

Б) Очумелов

2) «Студент»

В) Беликов

3) «Хамелеон»

4) «Смерть чиновника»

Ответ:

А

Б

В

В5 Как называется средство характеристики персонажа, строящееся на описании его внешности (Старцеву представили Екатерину Ивановну, восемнадцатилетнюю девушку, очень похожую на мать, такую же худощавую и миловидную…»)?

Ответ: _________________

В6 Описание морозной зимы в романе Веры Иосифовны резко диссонирует с запахами и звуками летнего вечера. Укажите термин, обозначающий противопоставление предметов и явлений в художественном произведении.

Ответ: _________________

В7 Как называется выразительная подробность, несущая в тексте определённую смысловую нагрузку (например, мягкие, глубокие кресла, в которых «удобно» было слушать чтение романа)?

Ответ: _________________

С1 Каково авторское отношение к семейству Туркиных и в чём оно выражается?

С2 В каких произведениях отечественной литературы изображены нравы обывателей и в чём эти произведения можно сопоставить с чеховским «Ионычем»?

ЧАСТЬ 2

                                                                          ПАРУС

Белеет парус одинокой

В тумане море голубом!..

Что ищет он в стране далёкой?

Что кинул он в краю родном?..

Играют волны – ветер свищет,

И мачта гнётся и скрыпит…

Увы! он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой…

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

                        М.Ю. Лермонтов, 1832

В8 К какому литературному направлению можно отнести стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус»?

Ответ: ______________

В9 В начале стихотворения поэт задаётся вопросами, не предполагающими ответа. Как называются подобные вопросы?

Ответ: ______________

В10 Укажите название стилистического приёма, основанного на повторении согласных звуков в строке («Играют волны – ветер свищет…»).

Ответ: ______________

В11 Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств, использованных М.Ю. Лермонтовым в  первой строфе стихотворения «Парус».

  1. Метафора
  2. Сравнение
  3. Эпитет
  4. Анафора
  5. Гротеск

Впишите  соответствующие номера в таблицу в порядке возрастания и перенесите в бланк ответов № 1.

Ответ: ____________

В12 Каким размером написано   стихотворение «Парус»? (Дайте ответ без указания количества стоп.)

Ответ: _____________

С3«Каким предстаёт романтический идеал автора в финальных строках «Паруса»?

  (Как авторский замысел отражается в последней строфе стихотворения?)

С4 Кто из русских поэтов обращался к «морской» теме и какие мотивы сближают их с лермонтовским «Парусом»?

ЧАСТЬ 3

С5.1 Как представлены нравы уездного города N в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»?

С5.2 В чём заключается драматизм звучания народной темы в лирике Н.А. Некрасова?

С5.3 Каково философское звучание легендарных сюжетов с «Старухе Изергиль» М.Горького.

Теперь попробуем выработать оптимальную стратегию выполнения  работы в сложных временных условиях экзамена.



Предварительный просмотр:

ШАГ 2

Теперь попробуем выработать АЛГОРИТМ РАБОТЫ в сложных временных условиях экзамена.

Лучше всего выполнять задания в том порядке, в котором они следуют  на ЕГЭ-листах.

Если вам хочется «разогреться» на задании, которое кажется наиболее интересным или понятным для вас, сделайте это. На листе выполнения заданий напишите шифр сочинения, с которого вы начинаете. Например С5 или С3. И далее выполняйте работу в выбранном вами самими порядке. НО…

Давайте определим хронометраж, которого будем придерживаться, выполняя работу. У нас почти 4 часа, то есть 235 минут.

На выполнение самого большого задания – сочинения С5 объёмом не менее 200 слов предлагаем отвести 1 час 40 минут, то есть 100 минут.  

На остальные задания осталось 135 минут.

По 10 минут отведём на выполнение тестовых заданий В1-В7; В8-В12. Это 20 минут.

Оставшиеся 115 минут на подготовку и написание четырех малых сочинений С1,С2,С3,С4. На каждое около 30 минут.

При условии, что вы проведёте несколько тренингов, вы сможете скорректировать наш условный хронометраж, что называется, под себя.  Разумеется, во время работы могут быть некоторые изменения. Следите за тем, чтобы при перерасходе лимита времени на одном виде работы вы сумели сократить время на другом. Потренируйте себя и на этом: выполнение временных рамок без ущерба для содержания работы.

Старайтесь выполнить всю работу, обязательно пишите задание С5: там всегда есть возможность заработать хотя бы несколько баллов.



Предварительный просмотр:

ШАГ 3

Начнем по порядку: с выполнения заданий С1,С2,С3,С4.

С1 Итак, читаем 1 текст, фрагмент из рассказа А.П. Чехова «Ионыч».

     СОВЕТ: Посмотрите наш справочный материал «РАБОТА С ТЕКСТОМ», с.    пособия.

После первого чтения записываем:

Тема текста: о жизни, быте, интересах самой известной в городе семьи Туркиных.

Проблема:  пошлости, примитивности жизни людей.

Далее читайте текст второй раз и делите его на микротемы, наблюдайте, как развивается тема, наблюдаем за средствами речевой выразительности, делаем пометы (можно и в самом тексте).

Затем полезно внимательно выполнить задания В1-В7. Понаблюдайте, сколько необходимых подсказок, помогающих вам избежать пересказа, содержат эти задания.

В1   реализм

В2   рассказ или новелла

В3   диалог

В4  

А

Б

В

4

3

1

В5  портрет

В6 антитеза

В7  деталь

Посмотрите на формулирование этих заданий, и вы увидите, что они сами по себе содержат подсказку. Мы выделили эти «ключи»в заданиях курсивом.

Ещё раз внимательно перечитаем саму формулировку вопроса С1: «Каково авторское отношение к семейству Туркиных и в чём оно выражается?» В вопросе определим ключевые моменты: во-первых, мы должны определить авторское отношение к семейству Туркиных, во-вторых, указать, как это отражено в тексте.

Сделаем первую запись, которая затем может стать тезисом в ответе.

Можно с уверенностью сказать, что в новелле «Ионыч» автор (ни в коем случае не пишите «Чехов») относится к семейству Туркиных иронично, рисуя в образе этой семьи собирательный образ обывателей городка.

Теперь подберем доказательства: в чём, собственно, эта насмешка-ирония выражается.

В чем ирония выражается (приём, способ)

Пример или комментарий.

Характер реплик в диалоге героев (речевой портрет героев)

Приём антитезы

Выразительные детали описания

Образ человека из среды обывателей

Заполните таблицу.

Теперь можно создавать ответ.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------



Предварительный просмотр:

ШАГ 4

Сопоставьте с нашим вариантом ответа.

Можно с уверенностью сказать, что в новелле «Ионыч» автор  относится к семейству Туркиных иронично, рисуя в образе семьи Туркиных обывателей городка Дялиж.

При внимательном чтении сразу замечаешь некоторые странности и несоответствия в том, что сказано автором и смыслом, который за этим сказанным стоит. Иронию замечаем в характере реплик хозяев дома. Это и повторяемая перед каждым гостем реплика «Здравствуйте пожалуйста». Это и пошлые обращения  мужа к жене и наоборот: «цыпка, баловница … Жанчик». Речевые клише - своеобразные заявки на интеллектуальную свободу - в речи Ивана Петровича: «не имеет никакого римского права». «большинский роман» и прочие речевые «шедевры». Складывается речевой портрет героев. И явно не в их пользу.

Нельзя не заметить и прием антитезы: на улице радостная, теплая весна, а в «большинском романе» Веры Иосифовны «мороз крепчал». Это выдаёт искусственность, некоторую алогичность, несуразность происходящего.

«Срабатывают» и детали: гости сидят в гостиной «в мягких, глубоких креслах» и слушают о том, чего никогда не бывает в жизни.

Так под пером Чехова складывается образ обывательской семьи. Ничего страшного не происходит – просто тихо торжествует пошлость. Это экспозиция новеллы Чехова. Главный герой ещё «не пил из чаши бытия…» На наших глазах постепенно произойдёт деградация Дмитрия Старцева в Ионыча. Гениальный фон в реалистическом повествовании создан: это портрет семьи Туркиных. (201 слово, 16 предложений)

Ответ большеват. Можно сократить. Посмотрите, как мы это сделали.

Можно с уверенностью сказать, что в новелле А.П. Чехова автор  относится к семейству Туркиных иронично. Попробуем задуматься, из чего складывается знаменитый чеховский «подтекст».

 Иронию замечаем в характере реплик хозяев дома. Это и повторяемая перед каждым гостем реплика «Здравствуйте пожалуйста». Это и пошлые обращения  мужа к жене и наоборот: «цыпка,баловница … Жанчик». Складывается речевой портрет героев. И явно не в их пользу.

Нельзя не заметить и прием антитезы: на улице радостная, теплая весна, а в «большинском романе» Веры Иосифовны «мороз крепчал». Это выдаёт искусственность, некоторую алогичность, несуразность происходящего.

«Срабатывают» и детали, например: гости сидят в гостиной «в мягких, глубоких креслах» и слушают о том, чего никогда не бывает в жизни.

Так под пером Чехова складывается образ обывательской семьи. Ничего страшного не происходит – просто тихо торжествует пошлость.  (116 слов, 11 предложений)



Предварительный просмотр:

ШАГ 5

Приступим к выполнению задания С2.

С2 В каких произведениях отечественной литературы изображены нравы обывателей и в чём эти произведения можно сопоставить с чеховским «Ионычем»?

Необходимо сопоставить чеховский рассказ, изображающий нравы обывателей, с другими произведениями отечественной литературы. То есть показать знания литературного контекста. Самая частая ошибка пишущих состояла в том, что они не поняли, что имеется в виду несоциальный смысл этого понятия  (человек с косными, узкими интересами, пренебрегающий  подлинными высокими смыслами жизни), который возник примерно с середины 19 века. В связи с этим не надо обращаться к произведениям 18 века, некоторым произведениям первой половины 19 века. Стоит провести сопоставление, взяв примеры из пьесы Н.В. Гоголя, произведений М.М. Зощенко, М.А. Булгакова или других произведений.

Снова выделим ключевые слова в задании (см.курсив).

Теперь создадим табличку.

Произведения для сопоставления

В чём можно сопоставить. Общие  с чеховским рассказом черты будем отражать в таблице жирным шрифтом

Н.В. Гоголь «Мёртвые души» (обыватели города НН «байбаки и тюрюки»), дамы («просто приятная» и «приятная во всех отношениях», «Ревизор» (например, жена и дочь городничего Анна Андреевна и Марья Антонна).

В авторском неприятии обывательского существования. В примитивности их мировоззрения.

В «потугах», заявках на принадлежность к высшему обществу.

Сатирическое изображение. Гипербола. Ирония. Сарказм. В них выражается авторское неприятие.

М.М. Зощенко «Медицинский случай», «Не надо иметь родственников» или другие рассказы (Образы примитивного нового «советского» обывателя).

Авторское неприятие. Претензии на образованность.

Узость мышления, злоупотребление новыми политизированными речевыми клише.

Отсутствие любви к ближнему.

Сатирическое изображение. Ирония. Сарказм.

М.А. Булгаков «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита»

Авторское неприятие. Примитивизм, корыстолюбие, полное отсутствие святого в душе. Сатирическое изображение: ирония, гипербола, сарказм

Начнем с создания вступления.

--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Посмотрите тезисы в двух вариантах нашего ответа на вопрос.

Вариант 1

Тема сатирического изображения обывателей характерна для литературы 19-21 веков. Достаточно вспомнить произведения Н.В. Гоголя «Мёртвые души», рассказы М.М. Зощенко, повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце» и  его же роман Мастер и Маргарита».

Произведения этих авторов можно сопоставить с чеховским рассказом, прежде всего обратив внимание на позицию авторов, не приемлющих мировоззрения и принципов жизни  персонажей-обывателей. Достаточно назвать обитателей города НН в поэме Н.В. Гоголя – «байбаков», которые всю свою жизнь проводят в горизонтальном положении. Конечно, это любимый Гоголем приём гиперболы, подчёркивающий мертвенность существования этих персонажей.  Гиперболу часто использует и М.М. Зощенко и М.А. Булгаков, рисуя образы уже советских обывателей. Так, женщины, пожелавшие «приодеться» на представлении, устроенном Воландом, нарисованы явно саркастическим пером. Здесь есть моменты сильного преувеличения. У обывателя из рассказов Зощенко другие речевые клише, нежели у Туркиных. Их политизированные речи свидетельствуют о культурных и нравственных потерях русского человека. У Чехова гипербола, даже сарказм почти не встречается, он создаёт реалистические повести и рассказы, нет булгаковской и гоголевской фантасмагории: исключительно печальная реальность, запечатлённая сквозь призму авторской иронии. В этом и выражается авторское неприятие философии жизни обывателей.

 (171 слово, 12 предложений)

Вариант 2

В произведениях отечественной литературы 19-21 веков мы часто встречаем изображение жизни обывателей. Назовем произведения Н.В. Гоголя «Мёртвые души», рассказ М.М. Зощенко «Медицинский случай», роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Сближает эти произведения с чеховской новеллой авторское неприятие принципов обывательской жизни. Чехов, Гоголь, Зощенко и Булгаков – сатирики. Потому средствами выявления авторской позиции осуждения обывательских взглядов становятся ирония, сарказм. Речевые портреты персонажей-обывателей отражают их примитивизм, претензию на образованность. Если Чехов использует примитивные обращения героев друг к другу, а у дам города НН из гоголевской поэмы простая констатация реальности о том, что тарелка воняет, заменяется облагороженным: тарелка «плохо себя ведёт», то в речи героев Зощенко и Булгакова появляются политизированные речевые клише о мировой революции, о пролетариате. Сближает всех героев-обывателей, говоря  словами Чехова, отсутствие «общей идеи», то есть высоких целей, которые делают жизнь человека осмысленной.  (131 слово, 7 предложений)



Предварительный просмотр:

ШАГ 6

Приступаем к выполнению 2 части задания ЕГЭ.

ВЫПОЛНЕНИЕ 2 ЧАСТИ ЗАДАНИЯ

Сначала повторите особенности лирического рода литературы. См. с     Пособия.

Внимательно прочитайте стихотворение М.Ю. Лермонтова.

Тема: моря, олицетворяющего свободную стихию.

Главная мысль стихотворения: жажда (проблема) свободы во что бы то ни стало.

Важно понять, что перед нами романтическое стихотворение Лермонтова.  Прочитайте раздел пособия о литературном направлении романтизм, с.        .

Прочитайте стихотворение второй раз и выполните задания В. Здесь, как и в первой части, будем искать подсказки.

В8 романтизм

В9 риторический

В10 аллитерация

В11

Художественные средства, использованные в первой строфе стихотворения

метафора

эпитет

анафора

В12 ямб

Вопрос С3  акцентирует наше внимание на последней строфе стихотворения: «Каким предстаёт романтический идеал автора в финальных строках «Паруса»?

Задумаемся, в чём в стихотворении выражен романтический идеал?

В чём выражен романтический идеал

Примеры

В образах моря, паруса, в которых отражена позиция принципиального одиночества, неприятия мира, стремление к иному идеалу лирического героя

«Парус одинокий», «страна далёкая», «край родной»

Картины, построенные на приёме антитезы

«Струя светлей лазури», «луч солнца золотой», а он – «мятежный».

Приём олицетворения

Образ паруса. Он и  выражает мятежные чувства лирического героя.

Приём анафоры (риторические вопросы)

«Что ищет…?» «Что кинул…?»

Романтический идеал молодого Лермонтова  – свобода во что бы то ни стало, а значит, как следствие - мятеж и противостояние реальным жизненным обстоятельствам. Эта мысль отражена во всём стихотворении «Парус» и подчёркнута в его финальных строках.

В последних строках особенно очевиден смысл приёма олицетворения: за образом паруса, его стремлениями, «поступками» стоит лирический герой. Это он, «мятежный»  (один из любимых эпитетов романтиков), не может быть  спокойным, даже когда «под ним струя светлей лазури, / Над ним луч солнца золотой…» Приём антитезы свидетельствует о непримиримости лирического героя. А сравнение «как будто в бурях есть покой» дорисовывает образ несгибаемого, никогда не успокаивающегося, ищущего романтического лирического героя.      (106 слов, 6 предложений)



Предварительный просмотр:

ШАГ 7

Выполняем задание С4

Кто из русских поэтов обращался к «морской» теме и какие мотивы сближают их с лермонтовским «Парусом»?

Снова нужен литературный контекст. Создадим таблицу для удобства сопоставления.

Кто из русских поэтов обращался к «морской» теме?

Мотивы, сближающие с лермонтовским «Парусом»

В.А. Жуковский «Море»

Романтический образ моря. Море, в котором скрыта тайна. Образ помогают нарисовать эпитеты «безмолвное»… «необъятное»  (лоно), «враждебная» (мгла); метафоры: море «дышит», «думой наполнено». Как у Лермонтова построено на приёме антитезы: «Ты в бездне покойной скрываешь смятенье…» Тот же двустопный размер – ямб.

А.С. Пушкин «К морю»

Это  по жанру послание. Романтический образ моря, который связан у лирического героя с историческими персонажами-мятежниками: Наполеоном и Байроном. Выразительные эпитеты: «свободная стихия», «гордою красой». Анафоры: «Как друга ропот заунывный,/ Как зов его в прощальный час…» Образ, построенный на антитезе.

Н.С. Гумилёв «Капитаны»

Романтизированный образ лирического героя, желающего приблизиться к тайне и понимающий её неисчерпаемость.

Теперь нетрудно составить ответ

Сделайте это.

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Сопоставьте Ваш ответ с образцом. Это шаг 8.



Предварительный просмотр:

ШАГ 8

Сопоставьте Ваш ответ с образцом.

К «морской» теме обращались многие русские поэты и художники. Назовём в первую очередь романтические послания В.А. Жуковского «Море» и А.С. Пушкина «К морю».

Сближает эти стихотворения с лермонтовским «Парусом» жанр – послание и ведущий приём - олицетворения. Море изображается как живое существо и отражает противоречивые переживания лирического героя. Романтический образ моря, как в и в «Парусе», создан точными, выразительными эпитетами: море «безмолвное»… «необъятное» у В.А. Жуковского; «свободная стихия», исполненная «гордою красой» у А.С.  Пушкина. В пушкинском послании, как у Лермонтова, есть анафоры: «Как друга ропот заунывный, / Как зов его в прощальный час…»  Все три стихотворения написаны одним размером – ямбом.

Традицию романтического изображения моря продолжили многие поэты 20 века. Например, И. Мандельштам и Н. Гумилёв.   (110 слов, 6 предложений)

Вы создали первые четыре ответа малого объёма и тестовые задания к ним. Не уложились в 140 минут? Что ж? Это придётся тренировать снова и снова.

Переходим к выполнению части 3 – созданию большого сочинения.



Предварительный просмотр:

ШАГ 9

Приступим к заданию С5. На него отводится 100 минут.

Начните с выбора темы. Из трёх предложенных нужно выбрать одну. Выбирайте по принципу: я эту тему знаю лучше, чем остальные.

С5.1 Как представлены нравы уездного города N в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»?

С5.2 В чём заключается драматизм звучания народной темы в лирике Н.А. Некрасова?

С5.3 Каково философское звучание легендарных сюжетов в «Старухе Изергиль» М.Горького.

Для тренинга мы выберем самую трудную, на наш взгляд, тему С5.3.  

Начните с написания «остова» сочинения – его плана. Черновой план поможет вам проследить развитие основной мысли вашей работы. Запишите ваши мысли – «записки на манжетах» расшифровав главный смысл записанных частей.

ВСТУПЛЕНИЕ (Постарайтесь сформулировать в нём свою исследовательскую задачу).

Основная часть (Это само исследование)

1-ое доказательство и комментарий

2-ое доказательство и комментарий

Предварительные выводы

Заключение, которое подводит итоги вашего исследования проблемы.

Теперь сделайте записи в таблице, которая может стать вашим кратким планом-черновиком.

ВСТУПЛЕНИЕ

Основная часть

  1. 1-ое доказательство
  2. и комментарий

2-ое доказательство

и комментарий

Предварительные выводы

Заключение

Выберите среди «заметок», расположенных ниже, тот материал, который может составить костяк вашего сочинения.

  1. Привлекательность легенды  и возможность с ее помощью  осмыслить  жизнь для неоромантиков, то есть для раннего Горького. Какую же философию содержат две легенды о Ларре и Данко в рассказе «Старуха Изергиль»?
  2. Смысл легенды о Ларре, наказанного Богом за гордость.
  3. Как я понимаю авторскую мысль, заложенную в легенду о горящем сердце Данко.
  4. Идея старухи Изергиль о том, что в жизни всегда есть место подвигам. Противопоставление жизненных позиций в  легендах, рассказанных старухой Изергиль.
  5. Две возможности бытия человека: отрешенность от людей и полное одиночество или подвиг во имя людей.
  6. Возможность с помощью мифов и легенд отразить модели бытия человека в художественной литературе.
  7. Мифы и легенды привлекают своей таинственностью и глубиной универсального смысла. Эту особенность часто используют писатели, излагающие свою позицию сквозь призму созданных им  литературных легенд. У Горького в раннем рассказе «Старуха Изергиль»  две легенды, рисующие два типа человеческого бытия. Это легенды о Ларре и Данко. В чём же состоит их глубокий философский смысл?
  8. Легенды о Ларре и Данко представляют противоположные модели человеческого бытия. Страшную обречённость на одиночество и вечное скитание для гордого человека типа Ларры. И тип человека, способного на жертву ради счастья людей. Это Данко. Авторская позиция в этом сопоставлении очевидна: обречённость гордого типа и прославление людей подвига во имя жизни на земле.

Может получиться следующая модель

ВСТУПЛЕНИЕ

Мифы и легенды привлекают своей таинственностью и глубиной содержащегося в них универсального смысла. Эту особенность часто используют писатели, излагающие свою позицию сквозь призму созданных им  литературных легенд. У Горького в раннем рассказе «Старуха Изергиль»  две легенды, рисующие два типа человеческого бытия. Это легенды о Ларре и Данко. В чём же состоит их глубокий философский смысл?

Основная часть

  1. 1-ое доказательство
  2. и комментарий

Смысл легенды о Ларре, наказанного Богом за гордость.

2-ое доказательство

и комментарий

Легенда о горящем сердце Данко.

Предварительные выводы

Идея старухи Изергиль в том, что в жизни всегда есть место подвигам. Противопоставление жизненных позиций в  легендах, рассказанных старухой Изергиль.

Заключение

Легенды о Ларре и Данко представляют противоположные модели человеческого бытия. Страшную обречённость на одиночество и вечное скитание для гордого человека типа Ларры. И другой тип человека, способного на жертву ради счастья людей. Это Данко. Авторская позиция в этом сопоставлении очевидна: обречённость гордого типа и прославление людей подвига во имя жизни на земле.

Если мы посмотрим на получившийся черновик, то окажется, что дописать нам надо основную часть: два доказательства с комментарием.

Сделайте это. Ни в коем случае просто не пересказывайте содержание 1 и 3 частей рассказа Горького. Используйте при анализе термины: образ персонажа складывается из портрета, предыстории, поступков; говорите о роли портретов, диалогов; о высоком романтическом пафосе повествования, отражённый в стиле, особенностях пейзажа и пр.

Вспомним и несколько цитат, которые можно будет использовать:

Ларра: «Наказан Богом за гордость»; «Наказание ему в нём самом!»; «Вот как поражён человек за гордость!».

Данко: «Молодой красавец»; «Его сердце вспыхнуло желанием спасти» людей;

Мифы и легенды привлекают своей таинственностью и глубиной универсального смысла. Эту особенность часто используют писатели, излагающие свою позицию сквозь призму созданных им  литературных легенд. У Горького в раннем рассказе «Старуха Изергиль»  две легенды, рисующие два типа человеческого бытия. Это легенды о Ларре и Данко. В чём же состоит их глубокий философский смысл?

(Смысл легенды о Ларре, наказанного Богом за гордость )

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Легенда о горящем сердце Данко.)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Идея старухи Изергиль в том, что в жизни всегда есть место подвигам. Противопоставление жизненных позиций в  легендах, рассказанных старухой Изергиль, помогает выявить авторский взгляд на жизнь, авторскую философию.

Легенды о Ларре и Данко представляют противоположные модели человеческого бытия. Страшную обречённость на одиночество и вечное скитание для гордого человека типа Ларры. И тип человека, способного на жертву ради счастья людей. Это Данко. Авторская позиция в этом сопоставлении очевидна: обречённость гордого типа и прославление людей подвига во имя жизни на земле.

Перечитайте свою работу. Посмотрите на связь частей сочинения. Ещё раз проверьте, смотря на критерии оценки сочинения С5.

Дайте вашу работу на проверку специалисту. Скорректируйте при необходимости после проверки. Выявите, уточните недостатки вашей работы. Проведите корректировку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовимся к ЕГЭ по литературе

Даны материалы для подготовки к ЕГЭ...

Готовимся к ЕГЭ по литературе. А.С.Пушкин.

Подборка заданий по творчеству А.С.Пушкина....

Готовимся к ЕГЭ по литературе. Лермонтов.

Подборка заданий по творчеству М.Ю.Лермонтова...

Готовимся к ЕГЭ по литературе. Н.В.Гоголь

Подборка заданий по творчеству Н.В.Гоголя....

Готовимся к ЕГЭ по литературе. А.Н.Островский

Подборка заданий по творчеству Островского...

Готовимся к ЕГЭ по литературе. И.А.Гончаров

Подборка заданий по творчеству И.А.Гончарова...

Готовимся к ЕГЭ и ОГЭ вместе

Подготовка к Государственной аттестации очень ответственный момент, который требует от учащегося большого терпения и выдержки. Проверь свои возможности ответив на минитесты ЕГЭ-2015 (только ...