Урок по литературе 6 класс. Художественные особенности рассказов А.П. Чехова
план-конспект урока по литературе (6 класс)
Урок посвящен анализу рассказов А.П.Чехова. Это второй урок по теме: «Футлярная трилогия» А.П.Чехова. Тип урока – открытие нового знания в технологии проектной деятельности. При планировании данного урока было важно так организовать учебный процесс, чтобы учащиеся сумели за возможно короткое время и при большом объеме материала не просто усвоить новые знания, но и выполнить основополагающую цель серии уроков по творчеству А.П.Чехова. Такой целью является формирование собственной позиции по нравственно-эстетической проблеме – «Как я понимаю, что такое счастье?» Именно это и определило формат урока – учебный проект. Именно учебный проект позволил совместить два важных аспекта учебной деятельности на уроке: 1) получение предметных знаний и 2) производство продукта, позволяющего систематизировать полученные знания и перейти на новый уровень обучения – применение полученных знаний на практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Художественные особенности рассказов А.П. Чехова.
Ход урока.
I Актуализация знаний учащихся.
Сегодня мы продолжаем работу над произведениями А.П. Чехова.
- Что вы знаете об этом писателе? Какие произведения читали? Какой рассказ изучали на прошлом уроке? («Хирургия»)
Посмотрите на портреты А.П. Чехова. Как вы думаете, каким человеком в жизни был Антон Павлович? (серьезный, грустный).
Но оказывается, в жизни Чехов очень любил шутки, розыгрыши, смех. Те, кто знал его, так характеризовали писателя: гостеприимный, общительный, щедрый, энергичный, веселый…
К. Чуковский пишет, что Чехов очень любил «работать с людьми и скитаться с людьми, озорничать, хохотать вместе с ними… веселье так и било из него, и невозможно было не хохотать вместе с ним». Он очень любил всякие розыгрыши, и разыгрывал не только своих друзей. Однажды он купил большой арбуз завернул его в плотную бумагу, тщательно перевязал и вручил на улице городовому (что-то вроде сегодняшнего милиционера) со словами: «Держи крепче, братец! Это бомба!» и городовой с ужасом нес «бомбу» на вытянутых руках в участок, где развернул бумагу – и обнаружил арбуз.
Умение веселиться, замечать веселое в жизни отразилось и в творчестве Чехова.
Посмотрите на иллюстрации. Узнали произведение? «Каштанка», «Хирургия»)
А какие это рассказы - веселые или грустные?
Веселые рассказы, которые вызывают наш смех, называются юмористическими.
- Что такое юмор?
Юмор (англ. Humour “нрав”,”настроение”) – изображение чего-то в смешном, комическом виде.
- Над чем смеется Чехов в рассказе «Хирургия»?
- Над теми «докторами», которые берутся лечить, не умея этого делать:
- Над теми, кто доверяется таким «докторам».
Надо сказать, что Чехов сам был врач по образованию и очень хороший доктор, поэтому–то и презирал горе – докторов, таких, как герой этого рассказа.
II Цель урока.
Сегодня мы обратимся к еще одному рассказу Чехова на тему лечения – к рассказу «Лошадиная фамилия».
Мы прочтем его вместе и попробуем определить основные художественные особенности рассказов Антона Павловича Чехова.
У вас на столах лежат листочки, с которыми мы будем работать на уроке.
III Аналитическая беседа.
- С чего начинаются рассказы писателя? (С заглавия).
- Давай попробуем определить, в чем особенность заглавий у Чехова.
Прочтите несколько заглавий. Что в них особенного?
- Какие по размеру названия произведений? (короткие.)
Антон Павлович считал, что заглавие – это смысловой стержень произведения, оно должно быть простым, ясным, кратким.
Итак, первая художественная особенность.
1. Запись на листочках.
Заглавие простое, предельно краткое.
- Теперь обратимся к содержанию. Можно ли рассказ назвать юмористическим?
История о мучениях генерала, страдающего от зубной боли, кажется вовсе не смешной.
- Что же вызывает смех при чтении рассказа «Лошадиная фамилия»?
-Какие эпизоды вам показались особенно смешными?
(Смешным оказывается сюжет; смешно суеверие образованного человека, готового поверить, что вылечиться можно по телеграфу. Смешны способы лечения, смешны лошадиные фамилии. Смешна своей неожиданностью развязка).
-А что вам показалось особенно смешным?
«Лошадиные» фамилии.
- Давайте вспомни эти фамилии. Сколько всего фамилий придумано?
Когда и почему прекратился процесс создания лошадиных фамилий?
- О каком качестве чеховского таланта свидетельствует этот список? Изобретательность, остроумие.
- А теперь поднимите руки, у кого когда-нибудь болел зуб?
- Что делает человек, когда у него болит зуб?
- А что делает генерал?
- Почему он прибегает к разным несуразным средствам?
- Вы только подумайте: генерал - и боится! Вам это не кажется смешным??
- Что же делают остальные персонажи?
- Кто предлагает самый несуразный способ избавиться от боли? Иван Евсеич
- Почему считаете, что это самый несоответствующий способ?
Итак, ребята, мы выяснили, что смешное в рассказе строится на несоответствиях.
- Какое несоответствие кажется вам самым смешным? (Все вспоминают «лошадиные» фамилии, а оказалось, что эта фамилия – Овсов!
Несоответствие.
Генерал, а показывает кукиш, как мальчишка.
Тоже несоответствие.
Вместо того, чтобы доктора позвать, вся семья фамилии отгадывает.
Опять несоответствие.
Вот мы и раскрыли секрет смешного.
Юмор Чехова строится на … несоответствиях!
Запись на листочках.
- А теперь посмотрим, как автор передает речь героев?
Речь генерала. Смотрим в текст.
« Ну?… Ну, что же? Скорей думай!»
« Чёрт тебя возьми», «к черту депешу пошлешь», «накося»
(В его речи автор подчеркивает повелительные, недовольные интонации, бранные резкие выражения, вызванные раздражением)
- Хотя генерал и мучается зубной болью, но он не вызывает сочувствие у нас. Почему?
(Генерал считает заговоры «ерундой и шарлатанством», а сам неторопливо требует от приказчика, чтобы тот вспомнил «лошадиную фамилию» знахаря; он категорически отказывается от предложения доктора вырвать зуб, а затем сам посылает за ним, как за спасителем).
- Теперь обратим внимание на приказчика, который тоже поставлен в комическое положение. Как вы думаете, ребята, в чем проявляется комизм этого персонажа, что в нем смешного?
Вспоминает забытую им фамилию знахаря Овсова лишь тогда, когда эта фамилия уже не нужна. Раннее, назвав фамилию Овсов «лошадиной», он направил поиски по неправильному пути; все ищут эту фамилию по масти, возрасту, по нраву лошадей, но никак не думают о том, чем питаются лошади.
- Давайте, обратим внимание, как меняется поведение и речь Ивана Евсеевича.
- Как ведет он себя вначале (уверенно, неторопливо, многословно дает совет Булдееву: обратиться к знахарю. Сообщает ненужные о нем сведения (о характере, образе жизни, семейном и служебном положении, а самое главное – фамилию - забывает).
-Как после этого меняется поведение героя? (Теряет свою смелость, испытывает страх перед рассерженным генералом, униженно сознает свою вину: «медленно вошел», «виновато вздохнул», вспомнив фамилию, опять обретает самоуверенность, надежду снова заслужить расположение генерала)
- Какова речь приказчика? (Бедная, неправильная, многократно употребляет одни и те же выражения, произносит просторечные слова: «дадена», «выпользовать», «ежели».)
Через речь Ивана Евсеича Чехов превосходно передает невежественность, ограниченность приказчика.
Таким образом, речь - это еще один литературный прием, который помогает создать образ героя и часто вызывает смех читателя.
Запись. Индивидуальная неповторимость речи героев. Речь – основа характеристики героев.
- Какими же вы представляете себе главных героев рассказа?
- Если бы вы рисовали иллюстрации к этому рассказу, чтобы вы изобразили?
Словесное рисование
А теперь посмотрите, какие иллюстрации я подобрала.
- Обратим внимание на разницу между речью автора и речью героев. В чем своеобразие чеховской фразы?
- Чего больше в рассказе – глаголов, существительных или прилагательных? Сделайте ваши выводы на материале любого абзаца текста.
-А какими знаками препинания заканчиваются предложения рассказа?
Чаще всего это простые предложения, большое количество глаголов; много многоточий, что указывает на избыток чувств говорящих.
2. Запись на листочках.
Речь:, простые предложения, много глаголов, почти нет эпитетов.
Лаконизм - краткость и четкость в выражении мысли, по преданию, этим качеством славились спартанцы, жители древней Лаконии.
- Как знакомит нас писатель со своими героями? Рисует ли их подробные портреты? (Чаще всего подробное описание автор заменяет яркой художественной деталью).
- Что такое художественная деталь? Выразительная, запоминающаяся подробность, с помощью которой автор рисует ситуацию, персонаж, характер.
Найдите описание акцизного Якова Васильевича. Какие детали дополняют его характеристику? («чудодейственный господин»). А как рисуются другие герои? Чувствуется ли в этих портретах авторское отношение к ним?
3. Запись на листочках .
«Говорящая деталь», заменяющая подробное описание.
Художественная деталь – одна из главных особенностей рассказов Чехова. Давайте посмотрим, как же в других рассказах Чехов использует этот прием.
Слайды.
А теперь вернемся к рассказу «Лошадиная фамилия».
- Как развивается действие рассказа? Быстро, динамично.
- Вспомните и назовите элементы композиции. (Завязка, кульминация, развязка).
На примере рассказа «Лошадиная фамилия» докажите, что Чехов строит свои рассказы традиционно, т.е. в них есть завязка, кульминация, развязка. (Учащиеся называют элементы композиции в рассказе).
4. Запись на листочках .
Традиционная композиция (завязка, кульминация, развязка) характерна для рассказов Чехова.
Найдите завязку в рассказе «Лошадиная фамилия». Прочитайте ее.
«У отставного генерал-майора Булдеева разболелись зубы».
Всего одна короткая фраза потребовалась писателю, чтобы действие рассказа началось.
Столь же стремительно оно заканчивается: «Приехал доктор и вырвал больной зуб».
5. Запись на листочках
Краткие завязка и развязка
Скажите, ребята, чего в рассказе Чехова больше: описания, повествования или диалога? (Диалога).
Почему именно диалог? (Он делает рассказ динамичным и сценичным)
6. Запись в тетради.
Диалоговое построение рассказа.
IV Подведение итогов.
- Каковы же художественные особенности рассказов Чехова? (Обобщение по записям.)
- С помощью каких художественных приемов Чехов сделал рассказ смешным?
(яркое заглавие, сюжет, динамичное действие, несоответствия причины и следствия, речь персонажей, портретная характеристика героев)
Чехов – признанный мастер маленького рассказа. Фраза «Краткость – сестра таланта» была любимой у писателя. Антон Павлович научился писать кратко. Короткие рассказы были очень яркими по содержанию. Они отличаются незамысловатостью сюжетов, четким композиционным построением, наличием ярких художественных деталей, говорящих имен и фамилий, динамичностью действия, обилием сценичных диалогов, юмором.
- Над чем же смеется Чехов? Писатель, врач по образованию, смеется над невежеством генерала, пренебрегающего услугами врача и готового обратиться за помощью «хоть к черту». Высмеивает суеверие, необразованность, темноту.
- Каков юмор автора: злой, добродушный? (Добродушный) Это смех над мелкими слабостями людей, смех над тем, что забавно, но не опасно.
- Актуален ли рассказ сегодня?
- Встречаются ли сегодня в нашей жизни забавные случаи? Приведите примеры смешного. Юмористические рассказы Чехова А.П. доставляют нам художественное наслаждение и сегодня, так как чеховский юмор всегда современен.
Мы продолжаем учиться у А.П. Чехова говорить кратко, но емко, полно и образно.
-А какие иллюстрации к рассказу вы бы нарисовали?
V Творческое задание.
Теперь, зная стилистические особенности рассказов Чехова, я хочу вам предложить самостоятельно придумать короткий юмористический рассказ, о каком-либо случае, свидетелем или участником которого вы были.
Начать можно в классе, продолжить дома.
VI Итоги урока.
Что нового вы узнали, открыли в творчестве Чехова? Были ли трудности в работе? Какие?
Эмоциональный финал урока.
На доске маски.
- Соответствуют ли маски теме и настроению нашего урока?
У писателей всегда с собой записная книжечка. Очень любил записные книжечки Антон Павлович. Он записывал туда темы, остроумные мысли, афоризмы.
И сегодня на память о встрече я хочу подарить вам вот эти блокнотики, может быть, кто-то из вас станет писателем...
Желаю вам творческих успехов. (В каждом блокноте записано одно из мудрых изречений А.П.Чехова)
VII Домашнее задание. Написать короткий юмористический рассказ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Входя в мир А.П. Чехова..." Юмористические особенности рассказов А.П. Чехова (урок по литературе)
Обобщающий урок по литературе, раскрывающий особенности творчества А.П. Чехова...

Конспект урока по литературе по ФГОС "Анализ рассказа А.П.Чехова "Толстый и Тонкий" ".
Конспект урока по литературе 6 класса соответствует ФГОС....

Урок литературы в 6 классе "Стилевые особенности рассказов Чехова"
Урок литературы в 6 классе по изучению рассказов АП Чехова, разработанный по требованиям ФГОС ООО на основе системно-деятельностного подхода...

Урок по литературе на тему "Проблематика рассказа А.П. Чехова "О любви"
Данная разработка урока создана с целью определения проблематики произведения А.П.Чехова, а также ознакомления учащихся с новым для них понятием "психологизм". В ходе урока отрабатываются на...
Конспект урока по литературе (класс общеобразовательный) по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»
Цель нашего урока - проанализировать идейно-композиционное содержание рассказа и выяснить, как главный герой Дмитрий Ионыч Старцев превращается в Ионыча. Под влиянием каких жизненных обстоятельств про...

Конспект урока в 9 классе "ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ «СЛОВА О ПОЛКУ ИГОРЕВЕ». ЗНАЧЕНИЕ «СЛОВА…» ДЛЯ РУССКОГО ИСКУССТВА"
Урок посвящен художественным особенностям "Слова о полку игореве", значению "Слова..." для русского языка....