Приобщение школьников к православной культуре. (На материале нижегородских легенд о Серафиме Саровском).
статья по литературе

Статья посвящена анализу легенд о Серафиме Саровском, бытующих на территории Нижегородской области. В ней говорится о том, как нравственный облик святого может служить ориентиром для подрастающего поколения. В статье предлагается один из возможных подходов, обеспечивающих реализацию воспитательной работы на уроках литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_o_serafime_sarovskom_na_otpravku_1.docx24.93 КБ

Предварительный просмотр:

УДК  398.21    

Приобщение школьников к православной культуре.
(На материале нижегородских легенд о Серафиме Саровском).

А.С. Степанов

        Аннотация: Статья посвящена анализу легенд о Серафиме Саровском, бытующих на территории Нижегородской области. В ней говорится о том, как нравственный облик святого может служить ориентиром для подрастающего поколения. В статье предлагается один из возможных подходов, обеспечивающих реализацию воспитательной работы на уроках литературы.

        Ключевые слова: Серафим Саровский, легенда, фольклор, духовно-нравственные ценности.

Abstract: the article describes modern legends about Seraphim of Sarov, prevailing on the territory of Nizhny Novgorod region. The moral heroism of the Saint etched in people's memory, may serve as a guide for the younger generation. The article proposes one possible approach, ensuring the realization of educational work at the lessons of literature.

Keywords: Seraphim of Sarov, legend, folklore, spiritual and moral values.

Россия переживает один из непростых периодов, и дело не в общественно-политических событиях, а в разрушении личности, ее нравственных фундаментальных устоях. Материальные ценности теперь преобладают над духовными, у подрастающего поколения искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, гражданственности и патриотизме. Детей сейчас отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Издавна духовно-нравственное воспитание школьников базировалось на православных традициях,    формируя и развивая все формы взаимоотношений человека с миром: этическое и эстетическое развитие, мировоззрение, патриотизм, отношение к семье и браку как высшей ценности. Замечательный русский писатель Василий Белов в своей книге «Лад» утверждает, что «молодому человеку необходимы прежде всего высокие нравственные критерии ... Физическая закалка, уровень академических знаний и высокое профессиональное мастерство сами по себе, без этих нравственных критериев, еще ничего не значат» [1, 3]. Следовательно, подрастающему поколению необходимо задать эти высокие нравственные критерии, но нельзя воспитать высокие нравственные начала.

Однако движение вперед без учета прошлого опыта невозможно. Нужна надежная точка опоры, которая поможет  не только  сохранить традиционные ценности, но и поднять их на новый уровень. Поэтому необходимо знакомить подрастающее поколение с нравственными идеалами  своих  дедов  и прадедов. Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования.

  Одной из нравственных  точек опоры  может послужить как традиционный, так и современный фольклор. Ведь именно он бережно хранит национальные традиции, является фундаментом духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Давно известна роль устного народного творчества в воспитании детей. Первое место занимают, конечно же, сказки [5, 682]. Сказки о животных могут быть адресованы маленьким детям, детям постарше будут интересны волшебные сказки, бытовые сказки необходимы подросткам для понимания природы социальных отношений. Особое место в иерархии фольклорных жанров занимают легенды и предания. В системе воспитательной работы легенды имеют большое психологическое воздействие на личность человека, особенно на подростков.  Классик советской педагогики В.А. Сухомлинский советовал педагогам широко использовать достижения народной педагогики, в частности легенды [4, 56]. К.Д. Ушинский считал, что религиозное воспитание человека должно сопровождать его всю жизнь. Этим должны заниматься семья, церковь и школа. «Для нас нехристианская педагогика - вещь немыслимая, замысел без побуждений в прошлом, без результатов в будущем. Все, чем человек, как человек может и должен быть, выражено полностью в божественном учении, и воспитание остается только прежде и в основу всего возложены все истины христианства. Оно служит источником всякого света и всякой истины и указывает высокую цель всяком воспитанию» [2, 179].

В последние годы с ростом влияния православной культуры большое хождение среди нижегородцев получили апокрифические легенды, причем самым любимым героем их стал Серафим  Саровский.   Фигура  Серафима Саровского стала особенно популярной  в  нижегородском  фольклоре после того, как вновь обретенные мощи Святого  Старца были  помещены в Дивеевскую обитель. Это событие как бы всколыхнуло историческую память нижегородцев.

     C именем Серафима  Саровского ассоциируются забытые  русско - православные святыни и национальные традиции: «Не в силе Бог, а в правде», «Сам погибай, а товарища выручай». Эти традиции и должны  стать точкой опоры в наше очень непростое время. Хорошо известно, что единство слова-учения и реальности вызвали в русской жизни особое явление - старчество. Русские  Старцы - отшельники своим жизненным примером подтверждали  проповедуемое ими учение, когда занимаемые позиции не расходились с поступками. Серафим Саровский привлекает людей своей искренностью, его слова никогда не расходятся с его делами. Именно этого не  хватает современным законоучителям, которым народ перестает верит.   За  время фольклорных экспедиций НГПУ им. К. Минина было записано около 60-ти легенд о Серафиме Саровском, которые опубликованы в двух сборниках: Легенды и предания земли Нижегородской (НГПУ, 2001) и Земля Нижегородская в её легендах и преданиях (НГПУ, 2008). Вся земная жизнь Серафима явилась нравственным подвигом во имя людей. Он много « Ходил по нашим местам,- гласит легенда. И то место, где он прошел, минуют все беды и несчастья»[1] Сегодня многие нижегородцы искренне верят в то, что именно благодаря покровительству Святого  Старца на многонациональной нижегородской земле нет никаких конфессиональных  распрей, что « до нашей земли не дошла война, и мы не голодали». [17,45].

     В  Серафиме Саровском нижегородцев привлекает, в первую очередь то, что все его дела и помыслы были направлены на благо простому человеку. Серафим часто выступает в роли исцелителя, лечит маслом из своей лампады и водой из источника. И по сей день «много  людей  исцеляются и пьют воду из источника»,- гласит очередная легенда [43,51]. Много людей поднял на ноги Серафим Саровский, рассказывают легенды: вернул зрение слепому мальчику: «Дул отец Серафим ему в уши, глаза. Прозрел мальчик, да больно обрадовался» [51,53]. Часто в келью Старца  больного вносили на носилках, а выходил он на своих ногах, при этом тайна исцеления неукоснительно соблюдалась: «Больно уж тайно все было» [52,53].

     Серафим не только творит чудеса исцеления, он не гнушается любой  помощи простым людям: помогает найти дорогу заблудившемуся купцу [10,44], наставляет на путь истинный сына, забывшего о родительском долге и потерявшего человеческий облик [40,50], угощает женщину - паломницу райской пищей за ее бескорыстное подвижничество [56,54]. От лица  Серафима даже исходят солнечные лучи, что  внушает веру в свои внутренние силы его посетителям.

     Привлекает к себе Серафим Саровский и тем, что учит людей бескорыстно творить добрые дела. Так, например, « Ты подумай хорошенько и не раскаивайся впредь в добрых делах, - говорит  Старец человеку, который сначала сделал доброе дело, а потом пожалел об этом» [28,47]. Учит  бережно относится к окружающим людям и, прежде всего, к своим родителям: «Мы не должны родителей своих осуждать из-за недостатков их», наставляет Серафим [30,48]. Он даже призывает прощать своих непосредственных обидчиков, например, сам он прощает односельчан, которые незаслуженно « изгнали его из деревни как колдуна» [37,50], не таит зла на разбойников, избивших его « почти до смерти» [16,44].

     В своих легендах нижегородцы  особое внимание обращают на нравственные устои и моральную стойкость  Серафима Саровского, которые не смогли поколебать никакие искушения дьявола. Поэтому не случайно, что молитва Святого Старца обладает всепобеждающей силой, позволяющей вырывать из рук сатаны даже самых тяжких грешников, вставших на путь исправления [41,51].

   Таким образом, в легендах о Серафиме Саровском выражена явная тяга к справедливости, которая заключается, прежде всего, в соблюдении евангельских заповедей. Серафим терпеть не может отступников, а главное - приспособленцев, особенно тех, кто присваивает себе чужие заслуги. Так, например, в одной из легенд он разоблачает военного, который «Орденов себе на грудь навешал», а,  после разоблачительного разговора с Серафимом,  с груди медали так и потекли,  «генералу» же было сказано: «Как они тебе достались, так и съехали» [7, 43].

     В чем секрет особой популярности фигуры Серафима Саровского  в нижегородском фольклоре? Скорее всего, это можно объяснить тем, что народ истосковался по таким утраченным в последние годы понятиям как честность, сострадание, нравственное поведение…  И в образе  Серафима Саровского народ находит защитника своих нравственных идеалов, противника бездумного заимствования чуждых ему жизненных принципов и понятий, вступающих в прямой конфликт с народными национальными традициями.

   Таким образом, подводя итог краткому анализу роли Серафима Саровского в духовно- нравственной жизни нижегородцев, можно констатировать следующее: нижегородцы не только помнят и чтят Святого Старца, но и проецируют народную память о нем на культурно - просветительскую деятельность не только Нижегородского края, но и всего Волго - Вятского региона. В результате из фольклорного героя Серафим Саровский превращается в знаковую фигуру современной культурной жизни наших сограждан, а школьники, знакомясь с легендами о Серафиме Саровском, приобщаются к основам православной культуры.

Литература

  1. Белов В.И. Лад. Очерки о народной эстетике. М., 1982.
  2. Белозерцев Е. П., Меньшиков В. М. Место Ушинского в российской и мировой педагогике // К. Д. Ушинский и русская школа. Беседы о великом педагоге / Под общ. ред. д. п. н., проф. Е. П. Белозерцева. — М.: Роман-газета, 1994. — С. 176–184.
  3. Земля Нижегородская в ее легендах и преданиях.- Н.Новгород, 2008.
  4. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека: (Этика коммунистического воспитания). Педагогическое наследие / Сост. О.В. Сухомлинская - М.: Педагогика 1990. — 288 с. — (Б-ка учителя).
  5. Шустов М.П. Роль сказки в патриотическом воспитании школьников/Русский язык и литература рубежа ХХ-ХХ1 веков: специфика функционирования.- Самара,2005.- С.682-686.

[1] Земля Нижегородская в ее легендах и преданиях.- Н.Новгород, 2008.- С.45. В дальнейшем при ссылке на это издание в тексте статьи, в скобках указывается номер легенды и страница. Например, (17,45).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 8 кл. Подготовка к написанию сочинения по впечатлениям. Описание памятника Серафиму Саровскому в Коренной пустыни работы В. Клыкова

Урок подготовки к написанию сочинения по впечатлениям "Описание памятника Серафиму Саровскому работы В. Клыкова" разработан и проведён в рамках проведения стажировочной площадки по теме « Духовно...

Приобщение школьников к национальной культуре средствами художественного слова и изобразительного искусства

Современная концепция обучения русскому языку в общеобразовательной школе предусматривает обновление содержания и методов преподавания родного языка. Одним из компонентов этой концепции является...

Приобщение школьников к национальной культуре средствами художественного слова и изобразительного искусства

Современная концепция обучения русскому языку в общеобразовательной школе предусматривает обновление содержания и методов преподавания родного языка. Одним из компонентов этой концепции является...

Приказ Департамента образования и молодёжной политики администрации города Нефтеюганск № 701-п от 20.11.2018 О проведении муниципального (отборочного) этапа Общероссийской олимпиады школьников «Основы православной культуры» в 2018-2019 учебном году

Приказ Департамента образования и молодёжной политики администрации города Нефтеюганск № 701-п от 20.11.2018 О проведении муниципального (отборочного) этапа Общероссийской  олимпиады школьников ...

песня "Чудный Серафимушка" православного автора-исполнителя Алексея Мысловского о св.прп.Серафиме Саровском в переложении для хора православной гимназии Т.Хохловой

сл. и муз. А.МысловскогоНад лесною пустынькой Птички заливаются,А перед иконочкой Угодник Божий молится.Он стоит на камушке, Воздевая рученьки,И поют небесные С ним святые ангелы. Русское ты солн...

«Русские народные игры как средство приобщения школьников к народной культуре»

В наше время высоких технологий, мы все реже возвращаемся к традициям и обычаям русского народа. Поэтому выступление на родительском собрании направленно на знакомство взрослых с народными традициями,...