ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП ОЛИМПИАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ( 5 КЛАСС)
олимпиадные задания по литературе (5 класс)

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП ОЛИМПИАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ В  5 КЛАССЕ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shkolnyy_etap_olimpiady_po_literature.docx30.98 КБ

Предварительный просмотр:

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП ОЛИМПИАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

                                                                         5 КЛАСС

Максимальный балл за работу – 57.

ЗАДАНИЕ 1. Выберите правильный ответ (1 балл). 

Фольклор – это …

а) устное народное творчество;                                              

б) сказки, придуманные народом;

 в) небольшие произведения для детей: колыбельные, загадки, считалки и т.д.

ЗАДАНИЕ 2.  

 К определениям малых жанров фольклора, приведённым в левой колонке,  подбери соответствующие термины, указанные в правой колонке.

( Максимальное количество -  9 баллов)

Определения малых жанров фольклора

Термины

1

Песня, которой убаюкивают ребёнка

А

Потешки

2

Приговоры, первые сознательные движения ребёнка, часто – своеобразная зарядка с приговорами

Б

Закличка

3

Песенки и стишки, сопровождающие первые сознательные игры с пальцами. Руками, ногами ребёнка

В

Колыбельная песня

4

Смешной небольшой рассказ или смешное выражение, придающее речи юмористический оттенок

Г

Пестушки

5

Обращение в стихотворной форме к различным явлениям природы

Д

Скоговорка

6

Стихотворное обращение к живым существам

Е

Приговорка

7

Произносимый нараспев стишок, которым сопровождается распределение участников игры

Ж

Считалка

8

Вид фольклора, представляющий собой вопрос или задание, которое требует решения, разгадки

З

Прибаутка

9

Фраза (чаще стихотворная), в которой специально собраны труднопроизносимые слова

И

Загадка

Ответы запиши в таблицу:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

ЗАДАНИЕ 3.  

К определениям литературоведческих терминов, приведённым в левой  колонке, подбери соответствующие понятия, указанные в правой колонке. (7 баллов)

Значение литературоведческих терминов

Литературоведческие термины

1

Слово или выражение, употребленное в переносном смысле, вместо другого слова, потому что между обозначаемыми предметами есть сходство (скрытое сравнение)

А

Эпитет

2

Изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим

Б

Ассонанс

3

Художественное определение предмета или явления, помогающее живо представить себе предмет, почувствовать отношение автора к нему

В

Сравнение

4

Преувеличение

Г

Звукопись

5

В художественной речи приём звуковой выразительности: звуковые повторы, насыщенность одинаковыми или похожими звуками в целях образного звукоподражания

Д

Гипербола

6

Повторение однородных согласных звуков, придающее тексту особую выразительность

Е

Аллитерация

7

Повторение гласных звуков

Ж

Метафора

1

2

3

4

5

6

7

ЗАДАНИЕ 4.

«Соедините» названия произведений и их жанр.

(7 баллов)

Ответы запиши в таблицу.

1 . Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»                      Сказ

2. П.П.Бажов «Медной горы хозяйка»                       Поэма

3. И.А.Крылов «Волк на псарне»                               Сказка

4. «Повесть временных лет»                                      Летопись

5. Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос»                   Баллада

6. Р.Стивенсон «Вересковый мёд»                             Басня

7. В.А.Жуковский «Спящая красавица»                   Рассказ

1

2

3

4

5

6

7

ЗАДАНИЕ 5.

Впишите в пословицы пропущенные слова:

  1. Берегите платье ________________ , а честь смолоду.
  2. Долгие проводы – лишние ________________________.
  3. На ловца и _____________ бежит.
  4. И считанную овцу ____________________ съедает.
  5. Сказал красно  - по избам пошло, а смолчится -  себе_________________ .
  6. Кто любит __________________ , тому без дела не сидится.
  7. Ласковое  _______________ слаще мёда.
  8. Лиса живёт хитростью, ___________________ прыткостью.

 (Максимальное количество баллов - 8)

ЗАДАНИЕ 6.

 Поэт, учившийся в Царскосельском лицее. (1 балл)

а) А.С. Пушкин

б) М.Ю. Лермонтов

в) М.В. Ломоносов

ЗАДАНИЕ 7.

 Как называется самый древний памятник литературы, дошедший до наших дней?

 ( 1 балл)

А) «Сборник временных лет»;

 Б) «Повесть временных лет»;

В) «Хождение за три моря»;

Г) «Житие Александра Невского».

 

 ЗАДАНИЕ 8. 

Определите, из какого произведения взят данный фрагмент.

( 1 балл)

Уж сколько раз твердили миру

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.

а) Р.Л. Стивенсон «Вересковый мёд»

б) Н.А. Некрасов «Мороз, Красный нос»

в) И.А. Крылов «Ворона и Лисица»

ЗАДАНИЕ 9.

 Как называются заключительные строки басни с нравоучительным выводом?

( 1 балл)

А) зачин;

Б) поучение;

В) наставление;

 Г) мораль.

ЗАДАНИЕ 10.

К словам из стихотворений русских поэтов 20 века и перечисленным в левой колонке, подбери лексическое значение, приведённое в правой колонке. (14 баллов)

Слова из стихотворений

Лексическое значение слов

1

Лампада

А

Светлая мечта, а также призрачное видение, сновидение.

2

Межа

Б

С примесью белёсых перьев.

3

Грёза

В

Полное довольство.

4

Жесть

Г

Вечнозелёный болотный с одурманивающим запахом кустарничек семейства вересковых.

5

Бренный

Д

Граница земельных участков.

6

Нега

Е

Тленный, преходящий

7

Ставень и ставня

Ж

Водоворот на реке, образуемый встречным течением.

8

Седые (журавли)

З

Небольшой сосуд с фитилём, наполняемый деревянным маслом и зажигаемый перед иконой, перед божницей.

9

Выть (диал.)

И

Окольная дорога.

10

Ряска

К

Местность, территория страны, удалённая от крупных центров.

11

Багульник

Л

Вспаханное поле.

12

Околица (в лесу)

М

Водяное травянистое растение, имеющее форму мельчайших  зелёных пластинок и образующее сплошной слой на поверхности стоячей воды.

13

Омут

Н

Дощатая или железная створка для прикрытия окна.

14

Провинция

О

Очень тонкая листовая  сталь

Ответы запиши в таблицу:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

ЗАДАНИЕ 11.

 В  скобках напишите названия басен И.А.Крылова, строки из которых приводятся ниже. ( Максимальный балл 7)

  1. А вы, друзья, как ни садитесь,

Всё в музыканты не годитесь. (_______________________________________)

  1. У сильного всегда бессильный виноват. (_______________________________)

  1. Когда в товарищах  согласья нет,

На лад их дело не пойдёт,

И выйдет из него не дело, только мука. (_________________________________)

  1. Ты сер, а я, приятель, сед. (_____________________________________________)
  2. Невежда так же в ослепленье

Бранит науки и ученье,

И все учёные труды,

Не чувствуя, что он вкушает их плоды.(__________________________________)

  1. Ты всё  пела? Это дело:

Так поди же, попляши! (_________________________________________________)

  1. Чем кумушек считать трудиться,

Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? (_________________________________)

ОТВЕТЫ:

1. а) устное народное творчество;                                              

2.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

В

Г

А

З

Б

Е

Ж

И

Д

3.

1

2

3

4

5

6

7

Ж

В

А

Д

Г

Е

Б

4.

1)  Л.Н.Толстой «Кавказский пленник»   (Рассказ)
2) П.П.Бажов «Медной горы хозяйка»  (Сказ) 
3) И.А.Крылов «Волк на псарне»  ( Басня)
4) «Повесть временных лет»  (Летопись)
5) Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос»  (Поэма)
6) Р.Стивенсон «Вересковый мёд»  (Баллада)
7) В.А.Жуковский «Спящая красавица»   (Сказка)

5.

1) Береги платье снову, а честь смолоду.

2) Долгие проводы – лишние слёзы.

3) На ловца и зверь бежит.

4)  И считанную овцу и волк съедает.

5) Сказано красно — по избам пошло, а смолчится — себе пригодится.

6) Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

7) Ласковое слово слаще мёда.

8) Лиса живёт хитростью,  а  заяц прыткостью.

6. а) А.С. Пушкин

7. Б) «Повесть временных лет»;

8. в) И.А. Крылов «Ворона и Лисица»

  1. Г) мораль

10.

1

2

3

4

5

6

7

З

Д

А

О

Е

В

Н

8

9

10

11

12

13

14

Б

Л

М

Г

И

Ж

К

11. 1) «Квартет», 2) «Волк и ягнёнок», 3) «Лебедь, щука и рак», 4) «Волк на псарне»,         5)  «Свинья под дубом», 6) «Стрекоза и муравей», 7) «Зеркало и обезьяна».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьный этап олимпиады по литературе 7-8 класс

-комплексный анализ стихотворения-комплексный анализ эпического произведения-критерии оценивания лирического произведения-критерии оценивания прозаического произведения...

Школьный этап олимпиады по литературе (5 класс)

Материал пригодится для проведения олимпиады по литературе в 5 классе....

Школьный этап олимпиады по литературе 10 класс с ответами.

Школьный этап олимпиады по литературе 10 класс с ответами....

Задания школьного этапа олимпиады по литературе (5 класс).

Олимпиада по литературе в 5 классе с ответами....

Задания школьного этапа олимпиады по литературе (6 класс).

Олимпиада по литературе для 6 класса с ответами....

Задания школьного этапа олимпиады по литературе (6 класс).

Олимпиада по литературе для 6 класса с ответами....

Школьный этап олимпиады по литературе для 6-х классов

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе. 6 класс. С ответами...