Конспект классного часа, посвященного 220-летию со дня рождения А.С.Пушкина
классный час по литературе (7 класс)

Ладугина Анна Павловна

Данный классный час проводится в виде игры. Учащиеся сначала объединяются в группы. Игра состоит из разнообразных конкурсов, предусматривающих разные виды работы, поэтому дети остаются заинтересованными на протяжении всего классного часа. Проводила данный классный час как урок знаний, 1 сентября. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_po_pushkinu.docx26.5 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час, посвященный 220-летию А.С.Пушкина

(День знаний)

  1. Приветствие. Пожелания. Вступительное слово учителя.

- Первый урок в этом учебном году мы посвятим великому русскому человеку, гению, слава о котором не угасает вот уже на протяжении двух веков.  Именно ему посвятил Ф.И.Тютчев строки:

Тебя, как первую любовь,

России сердце не забудет.

А В.Ф.Одоевский в день кончины этого человека назовет его «Солнцем русской поэзии».

- Так о ком я говорю?

-  Какие Произведения Пушкина вы помните?

- Действительно, А.С. Пушкин оставил нам великое наследие, которое прославило не только самого гения, но всю русскую литературу.

        Мы не случайно посвящаем наш первый урок в этом году Пушкину, потому что он юбиляр.

220 лет назад (6 июня 1799 г.) на одной из улочек Москвы, родился маленький мальчик – будущий знаменитый поэт Александр Сергеевич Пушкин.

Отец будущего поэта – Сергей Львович Пушкин – был военным в отставке из старинного дворянского рода. Мать Пушкина – Надежда Осиповна – внучка знаменитого военного деятеля петровской эпохи.

Мальчик был окружен творческими людьми (дядя его был не малоизвестный в то время поэт). Няня Пушкина была кладезем русского фольклора, и, наверное, именно  ее мы должны благодарить за замечательные сказки Пушкина.

Большую роль в становлении поэта бесспорно сыграл и царскосельский лицей, только что (19 октября 1811 г.) открывший свои двери передовой молодежи России той поры.

А потом был бурный петербургский период, южная и северная ссылки. Была великая любовь… Были взлеты и падения… Были творческие подъемы и уныние… Но не сложилось долгой жизни.

8 февраля 1837 года на Черной речке в пригороде Петербурга  прогремел  роковой выстрел. Пушкин смертельно ранен. 10 февраля на третий день страшнейших мучений, окруженный семьей и друзьями поэт скончался в своем кабинете, «солнце русской поэзии закатилось».

Недостаёт пера поэта, и пусть прошло две сотни лет,

Душа его сегодня с нами, сегодня с нами наш поэт.

        

  1. Деление на группы (выборы капитана, название). Напоминание правил работы в группах.

- Сегодня я предлагаю провести игру и проверить, насколько хорошо вы знаете Пушкина.

  1. Игра.

Разминка по сказкам Пушкина (проводится для всех).

1. Как звали царя в «Сказке о золотом петушке»? (Дадон)

2. Под каким деревом грызла орешки белка? (Под елью)

3. Какое последнее желание было у вредной старухи? (Стать владычицей морскою)

4. От кого князь Гвидон спас царевну Лебедь? (От Чародея)

5. И чего состояли орешки, которые грызла белка? («Орешки не простые, все скорлупки золотые, ядра чистый изумруд»)

6. Кто был верным сторожем царя Дадона? (Петушок)

7. Морское транспортное средство царицы и ее сына (бочка)

8. Материал, из которого сделан домик белки (хрусталь)

9. Имя предводителя 33 богатырей (Черномор)

10.Сколько раз князь Гвидон превращался в летающих насекомых? (три раза)

        1 конкурс «Реставрационный».

- Ну а теперь задание посерьезнее… реставрационное. (2 балла +2)

- Вам предстоит собрать строки пушкинских стихов из перепутанных слов, вспомнить  название произведения и желательно продолжить его. (по доп. Баллу за название и продолжение.)

1 команда:

Сквозь волнистые туманы

                Пробирается луна,

                На печальные поляны

                Льет печальный свет она.

По дороге зимней, скучной

                        Тройка борзая бежит,

                       Колокольчик однозвучный

                        Утомительно гремит.

(«Зимняя дорога»)

2 команда:

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

(«Осень»)

3 команда:

Подруга дней моих суровых,
Голубка дряхлая моя!
Одна в глуши лесов сосновых
Давно, давно ты ждешь меня.

Ты под окном своей светлицы
Горюешь, будто на часах,
И медлят поминутно спицы
В твоих наморщенных руках.

(«Няне»)

2 конкурс «Сыщики» (по 1 баллу)

По описанию портрета литературного персонажа назовите героя и произведение, в котором он фигурирует.

1. Спит себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает за семерых;

До светла все у него пляшет,

Лошадь запряжет, полосу вспашет.

(Балда, «Сказка о попе и работнике его Балде»)

2. В домашнем быту он выказывал все пороки человека необразованного…Несмотря на необыкновенную силу физических способностей, он раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе.

(Кирила Петрович Троекуров, «Дубровский»)

3. В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуга огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки. (старуха, «Сказка о рыбаке и рыбке»)

4. Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого…

И жених сыскался ей –

Королевич Елисей. (молодая царевна, «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»)

5. Сорокалетняя чопорная девица, которая белилась и сурьмила себе брови…(мисс Жаксон, «Барышня – крестьянка»)

3 конкурс «Железная память» (по 1 баллу)

Продолжите стихотворную строку.

1.  Сижу за решеткой …

2.  В чужбине свято наблюдаю

Родной обычай старины

     На волю…   (птичку выпускаю при светлом празднике весны)

3. Я помню чудное мгновенье…

4. Жил – был поп… (Толоконный лоб.
Пошел поп по базару
Посмотреть кой-какого товару)

5. Кабы я была царица,

    Третья молвила сестрица…

6. Я вас любил…

7. У Лукоморья дуб зеленый…

8. Последняя туча рассеянной бури… (Одна ты несешься по ясной лазури,
Одна ты наводишь унылую тень,
Одна ты печалишь ликующий день.)

4 конкурс забытых вещей. (по 1 баллу)

Какому из героев принадлежат эти вещи?

Хрустальный дом (белка)

Корыто (старуха)

Невод (старик)

Черное кольцо с изображением мертвой головы (Алексей Берестов)

Череп коня (вещий Олег)

Хрустальный гроб (мертвая царевна)

Зеркальце (царица)

Золотой петушок (царь Дадон)

5 конкурс «Поэтический» (до 5 баллов)

        - А какое время года было у Пушкина самым любимым?

        - Вот осени мы и посвятим наш завершающий конкурс.

По словарику рифм необходимо восстановить стихотворение Пушкина или сочинить свое.

Дышало - блистало

День – сень

Туман  - караван

Обнажалась – приближалась

Пора – у двора

Отрывок из «Евгения Онегина»

Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу: приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.

  1. Подведение итогов игры. Вручение грамот. Рефлексия.
  2. Завершающее слово учителя.

- Николай Васильев Гоголь высказал пророческое суждение, что «Пушкин есть явление чрезвычайное и может быть единственное явление русского духа, это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет. В нем русская природа, русская душа, русский язык, русский характер отразились в такой же чистоте, в такой очищенной красоте, в какой отражается ландшафт на выпуклой поверхности оптического стекла». И вот мы через 220 лет встречаемся с Пушкиным. Говорим о нем, разговариваем с ним, чувствуем, любим.

Наш урок мне хочется закончить еще одними пророческим строками:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастёт народная тропа,

Вознёсся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

(…)  

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я Свободу

И милость к падшим призывал.

        Классный час, посвященный великому поэту, подошел к концу, хотя поэзия Пушкина – неисчерпаемый источник, который как в сказке, поит «живой водой» всех, кто прикасается к нему.

Я благодарю вас за активность и творчество и желаю, чтоб вы были чуткими к поэзии, и тогда она будет пробуждать «чувства добрые» в ваших молодых пытливых душах.

Сквозь     волнистые    туманы

Пробирается     луна,

На    печальные     поляны

Льет    печальный    свет    она.

Унылая  пора!  Очей  очарованье!

Приятна  мне  твоя  прощальная  краса


Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и в золото одетые леса,

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

2 конкурс «Лейтенант Коломбо и другие»

  1. Спит себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает за семерых;

До светла все у него пляшет,

Лошадь запряжет, полосу вспашет.

2. В домашнем быту он выказывал все пороки человека необразованного…Несмотря на необыкновенную силу физических способностей, он раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе.

_________________________________________________________

3. В дорогой собольей душегрейке,

Парчовая на маковке кичка,

Жемчуга огрузили шею,

На руках золотые перстни,

На ногах красные сапожки.

______________________________________________________

4. Белолица, черноброва,

Нраву кроткого такого…

И жених сыскался ей –

Королевич Елисей.

______________________________________________________

  1. Сорокалетняя чопорная девица, которая белилась и сурьмила себе брови…

_________________________________________________________________________

3 конкурс «Железная память»

Продолжите стихотворную строку.

1.  Сижу за решеткой …

2.  В чужбине свято наблюдаю

Родной обычай старины

     На волю…  

3. Я помню чудное мгновенье…

4. Жил – был поп…

5. Кабы я была царица,

    Третья молвила сестрица…

6. Я вас любил…

7. У Лукоморья дуб зеленый…

8. Последняя туча рассеянной бури…

Конкурс «Поэтический»

Дышало – блистало

День – сень

Туман  - караван

Обнажалась – приближалась

Пора – у двора


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по проведению классных часов, посвященных 150-летию со дня рождения В.И. Вернадского, в общеобразовательных учреждениях г. Белгорода

В.И.Вернадский (1863-1945) — крупнейший русский ученый XX века. В круг его    интересов входили геология и кристаллография, минералогия и геохимия, организаторская деятельность в науке ...

Презентация к классному часу, посвященному 100-летию со дня рождения А.И.Покрышкина

Презентация к классному часу, посвященному 100-летию со дня рождения А.И.Покрышкина...

Конспект классного часа, посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне "Песни военных лет" в 6 классе.

Классный  час,  посвящённый    70- летию   Победы  в  Великой  Отечественной  войне.Тема:   "Песни  о  войне"   Цел...

Конспект классного часа, посвященный 75-летию снятия блокады Ленинграда

Конспект классного часа, посвященный 75-летию снятия блокады Ленинграда...

Конспект классного часа к 220-летию со дня рождения А.С.Пушкина «И в каждом сердце Пушкин отзовется...»

Классный час«И в каждом сердце Пушкин отзовется...»Цель:формирование положительного отношения к личности Пушкина и его произведениям.Задачи:образовательные:обобщить знания детей  о тв...

Конспект классного часа, посвященного 75-летию Победы

Праздничные и памятные мероприятия, приуроченные к юбилею Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне 1941—1945 годов.В 2020 году отмечается 75-я годовщина окончания Вел...