Программа кружка "Художественная литература и искусство кино"
рабочая программа по литературе (11 класс)

Ладугина Анна Павловна

Данная программа расчитана на учащихся 11 класса. Количество часов - 72.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_kino.docx32.91 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя школа № 4

г. Выкса Нижегородской области

Принята

на заседании педагогического совета

Муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения                                                                                    

средней школы №4

Протокол № ____ от __________

Утверждаю:

Директор Муниципального бюджетного

общеобразовательного учреждения

средней школы №4

_______________     Е.Ф.Чернышева

Приказ № ______ от ______________

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

«Художественная литература

и искусство кино»

                                                                                                       направленность:

гуманитарная                        

                                                                                срок реализации: 1 год

                                                                                    возрастная группа: 17-18 лет

                                                                                                             руководитель: педагог дополнительного  

                                                                                     образования А.П.Ладугина

2019 год

Пояснительная записка

Программа составлена на основе Программы по литературе для 5-11 классов под ред. В.Я.Коровиной к учебно-методическому комплексу В.Я.Коровиной

Данная рабочая программа «Художественная литература и киноискусство» ориентирована на учащихся старших классов и реализуется на основе следующих нормативно-правовых документов:

ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Минобрнауки РФ 17 декабря 2010 года (№ 1897).

Рабочая программа по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательной школы.

Разработка программы кружка «Художественная литература и искусство кино» обусловлена потребностью современного общества в развитии нравственных, эстетических, коммуникативных качеств личности обучающегося. Занятия данного кружка способствуют обогащению учащихся яркими впечатлениями, прививают интерес к литературе и искусству кино, развивают разговорную речь, способствуют нравственно-эстетическому воспитанию личности.

Учащиеся должны научиться видеть различия между произведением художественной литературы и его экранизацией, т.е. восприятием художественного текста сценаристом, режиссером, актерами. Такое сопоставление окажет влияние на их собственное, творческое восприятие литературы и других видов искусства, будет способствовать общему и литературному развитию школьников. Таким образом, занятия кружка «Художественная литература и искусство кино» призваны помочь учащимся школы реализовать свой интерес к предмету и способствовать углубленному изучению предмета «Литература». Программа выстраивается на уровне усвоения межпредметных связей «литература – театр - киноискусство» и позволяет учащимся увидеть новое произведение, произведение другого искусства – кинофильм или киноспектакль на материале художественной литературы.

Образовательные задачи кружка связаны с формированием умений анализировать и интерпретировать художественный текст через посредство его экранизации. Именно на таких занятиях учитель может открыть им «секреты» сценариста и режиссера художественного фильма, сумевшего создать свою интерпретацию (версию) прочтения художественного произведения, помочь осмыслить его более глубоко.

Данный кружок предоставляет много возможностей для включения учащихся в литературно-исследовательскую деятельность. Учащимся, читателям и зрителям, предоставляется возможность выступить в роли литературных критиков, способных выдвинуть свои предположения, версии, гипотезы, обсудить их в классе. В современном киноискусстве существует множество разных киноверсий художественных произведений русских и зарубежных писателей, творчество которых интересно учащимся. Назначение кружка – обучение учащихся пониманию литературы и кино как различных видов искусства; сформировать умение видеть проблему и наметить пути ее решения; содействовать воспитанию эстетической культуры учащихся, формированию интереса к чтению художественной литературы, нравственных, гуманистических ценностей, толерантности, расширению общего кругозора и развитию речи.

Рабочая программа кружка составлена с опорой на основные положения Программы элективного курса Обернихиной Г.А. «Экранизация русской классики». Она составлена из расчета 72 часов (2 час в неделю). Важная роль отводится общему и литературному развитию учащихся.

Занятия данного кружка должны способствовать пониманию учащимся стилистических особенностей преобразования текста литературного произведения в вербальную составляющую его экранизации. Обращение к сопоставительному анализу текстов литературных произведений и их экранизаций не ново — сразу с появлением полнометражных игровых фильмов исследователи кино и режиссеры пытались понять особенности взаимодействия кино и литературы, в том числе объективные закономерности экранизации литературного произведения. На сегодняшний день не выработана система объективных критериев, которые позволяли бы охарактеризовать отношения экранизации и литературного первоисточника.

Достаточно часто киноведы сходятся в оценках экранизаций и относят целый ряд кинолент к шедеврам кинематографического воплощения литературных произведений. Помимо этого, национальными киноакадемиями и жюри международных кинофестивалей регулярно присуждаются премии за лучшую экранизацию художественного текста, то есть существуют некоторые стандарты киноинтерпретации. Оптимальной принято считать такую экранизацию, в которой целью кинематографистов становится создание экранного эквивалента литературного произведения, «перевод его на язык кино с сохранением содержания, духа и слова. В самом общем виде художественное произведение заключается в авторском замысле и способе его воплощения, т.е. в авторском стиле. Несмотря на большое значение, которое уделяется стилю в теории кино, до сих пор не выработан системный подход к описанию стиля экранизаций, поэтому и оценка экранизации делается исходя из субъективных представлений критика.

Существование описанных проблем стало одной из причин разработки программы кружка «Литература и искусство кино», с целью исследования учащимися художественных экранизаций литературных произведений. Несмотря на то, что кино, бурно развиваясь и изменяясь, оказывает существенное влияние на жизнь общества, до сих пор не сложились теоретические основы анализа кинотекста как одного из видов текстов массовой коммуникации. Актуальность данной работы заключается в попытке найти пути разрешения указанных противоречий.

Цели и задачи кружка

Целью данного кружка являются кинопросмотры, обсуждения, дискуссии, исследования, которые позволяют объективно проанализировать сохранение и изменение авторского стиля литературного произведения при его экранизации. Поставленная цель предусматривает решение следующих задач:

1) системно проанализировать, привлекая разнообразный материал, те изменения, которые претерпевает литературное произведение при преобразовании в киносценарий экранизации, и найти причины, их обуславливающие;

2) выявить роль индивидуально-авторского стиля в оценке преобразований, которые претерпевает текст художественного произведения при его экранизации;

3) обоснованно выбрать критерии и единицы исследования, которые позволяют характеризовать авторский стиль в литературном тексте и вербальной составляющей кинотекста.

Таким образом, используя возможности данного кружка, можно будет способствовать формированию умений:

- улавливать авторскую стилистику художественного текста и динамику авторских чувств;

- развивать образное мышление;

- соединять литературные образы, авторские мысли и чувства, наполняющие художественный текст и его киноверсию, с собственным личным опытом;

- исследовать (анализировать) художественный текст, его идейное содержание и художественную форму;

- соотносить музыкальную и изобразительную интерпретацию кинофильма с авторским текстом художественного произведения.

Ожидаемый результат и способы определения их результативности

По окончании учащийся должен знать:

  • требования к составлению рецензии  на произведение и художественный фильм; 
  • требования, предъявляемые  к написанию сочинения-рассуждения, эссе; знать критерии оценивания творческих работ таких жанров;
  • план характеристики героев художественного произведения
  • историю развития кинематографа
  • учиться различать художественные произведения по родам и жанрам.

По окончании учащийся должен уметь:

  • составлять рецензию на произведение; сопоставлять поступки героев, давать им оценку;
  • формировать свою позицию, выражать и отстаивать свое мнение;
  • учиться различать художественные произведения по родам и жанрам.
  • пользоваться приёмами анализа и синтеза при чтении художественных текстов и просмотре кинофильмов, проводить сравнение и анализ поведения героя;
  • создавать собственные тексты (сочинения-рассуждения,  эссе, характеристика героя);

Способами определения результативности реализации данной программы являются организация и проведение диагностики уровня сформированности предметных знаний и умений. Диагностика проводится после изучения каждой темы с применением рейтинговой системы контроля и оценки учебных достижений.        

Формами подведения итогов реализации данной программы являются:

  • текущий контроль знаний в процессе устного опроса;
  • тематический контроль умений и навыков после изучения тем;
  • тестирования;
  • выпуск газет;
  • создание буктрейлеров;
  • участие в конкурсах и олимпиадах;
  • проектно-исследовательские работы;
  • Промежуточный и итоговый контроль в форме творческих работ различных жанров (сочинение-рассуждение, эссе, рецензия, характеристика героя и др.)

Итогом реализации программы могут служить: успешное участие в предметных олимпиадах (по литературе), создание предпосылок для успешных выступлений в дальнейшем на олимпиадах всех уровней, успешное участие в различных творческих конкурсах (конкурсы сочинений, конкурсы чтецов), успешное прохождение итоговой аттестации в формате ЕГЭ по русскому языку и литературе и итогового сочинения по литературе.

УЧЕБНО–ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ занят

Содержание занятия

Кол.часов

Раздел 1. Введение. История мирового кинематографа (6 часов)

1

Из истории мирового кинематографа.

1

2

Из истории российского кинематографа. Жанры российского кино.

1

3-4

Диалог литературы и киноискусства. (Урок-исследование. Просмотр отрывка из художественного фильма «Отцы и дети». Анализ кинофрагмента и его сопоставление с художественным текстом).

2

5-6

Роман и кинороман как различные виды искусства. «Отцы и дети» (по одноимённому роману И.С.Тургенева). Режиссёр А.А.Смирнова, 2008 г.

2

Раздел 2. Сопоставительный анализ художественных произведений и их экранизаций

(60 часов)

7-8

«Вий» (экранизация повести Н.В.Гоголя). Режиссёр А.Птушко. «Мосфильм». 1967 г.(Анализ кинотекста: авторский замысел и кинематографические средства его воплощения).

2

9-10

«Несколько дней из жизни Обломова» (по мотивам романа И.А.Гончарова «Обломов»). Режиссёр Н.Михалков. «Мосфильм», 1979 г.

(Анализ кинотекста: авторский замысел и кинематографические средства его воплощения).

2

11-12

«Жестокий романс» (по мотивам драмы Н.А. Островского «Бесприданница»). Режиссер Э.Рязанов. «Мосфильм», 1984 г.

(Сравнительный анализ кинотекста и художественного произведения)

2

13-16

«Идиот» (по мотивам первой части романа Ф.М.Достоевского «Идиот»). Режиссёр И.Пырьев. «Мосфильм», 1958 г.

(Анализ кинотекста: авторский замысел и кинематографические средства его воплощения).

4

17-20

«Даун Хаус» - современное прочтение классического произведения.  (по мотивам романа Ф.М.Достоевского «Идиот»). Режиссер Р.Качанов, 2001 г.

(Сравнительный анализ двух постановок по одному произведению).

4

21-24

«Война и мир» (экранизация одноимённого романа Л.Н.Толстого). Режиссёр С.Бондарчук. «Мосфильм»,1967.

(Анализ кинофрагментов и его сопоставление с художественным текстом).

Самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы (работа в группах).

4

25-28

«Анна Каренина. Сцены из романа». Спектакль МХАТ им. М.Горького по роману Л.Н.Толстого «Анна Каренина». Постановка В.Немировича–Данченко и В.Сахновского. «Мосфильм», 1953 г.

(Определение мотивов поступков героев и сущности конфликта).

4

29-30

«Очарованный странник», 1990 г. (по мотивам повести Н.С.Лескова «Очарованный странник» 1873 г.)

(Сравнительный анализ художественного текста и кинофрагмента).

2

31-32

«Мой ласковый и нежный зверь» (по мотивам повести А.П.Чехова «Драма на охоте»). Режиссёр Э.Лотяну. «Мосфильм», 1978 г.

(Определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.)

2

33-36

«На дне». Пьеса М.Горького. Спектакль МХАТ им. М.Горького. Постановка К.С.Станиславского и В.И.Немировича–Данченко. «Мосфильм», 1952 г.

(Выявление особенностей конфликта и проблематика)

4

37-38

«Гранатовый браслет» Режиссёр: Абрам Роом., 1965 (по мотивам повести А.И.Куприна).

(Осмысление сюжета произведения, изображенных в нем событий, характеров героев).

2

39-40

Классика зарубежного кинематографа. «История кавалера де Грие и Манон Леско» (по мотивам одноименной повести аббата Прево). Франция, 1949 г.

(Сравнительный анализ художественного текста и кинофрагмента.)

2

41-42

Классика зарубежного кинематографа. «Триумфальная арка». Режиссер Уоррис Хусейн. 1984 г. (по роману Эриха Марии Ремарка «Триумфальная арка»).

(Ссравнительный анализ художественного текста и кинофрагмента.)

2

43-44

Просмотр и обсуждение кинофильма Станислава Ростоцкого «А зори здесь тихие». Жанр: военная драма. «Мосфильм», 1972 г.

2

45-46

Просмотр и обсуждение фильма «Русское». 2004, по мотивам автобиографических произведений Э.Лимонова. Режиссёр Александр Велединский.

2

47-48

Просмотр и обсуждение фильма «Пленный» (военная драма, российско-болгарский фильм по повести Владимира Маканина «Кавказский пленный»). Жанр: военная драма. 2008 г.

2

49-50

Написание сочинения-рассуждения на основе литературных произведений или по мотивам кинофильмов на тему: «Способы передачи колорита эпохи».

2

51-52

Просмотр и обсуждение фильма «Граффити». (Российский фильм 2006 года режиссёра Игоря Апасяна (снят по мотивам повести Игоря Божко «Лица на облаках»).

2

53-54

Просмотр и обсуждение фильма «Географ глобус пропил».2013 год. Режиссёр А. Велединский, снятый по одноимённому роману Алексея Иванова.

2

55-56

«Поколение П» (по мотивам повести В.Пелевина), 2011 г.

Фантомность реальности в творчестве В. Пелевина

2

57-58

Просмотр и обсуждение фильма «Пролетая над гнездом кукушки». США, 1975 г. Режиссер: Милош Форман (по мотивам романа Кен Кизи, 1962)

2

59-60

Конференция «Особенности современного киноискусства».

2

61-62

Фильм-биография как жанр киноискусства.

Просмотр фрагментов фильма «Последняя дуэль».2006 г. Режиссер: Н.Бондарчук.

2

63-64

Фильм-биография как жанр киноискусства.

Просмотр фрагментов фильма «Есенин». 2005 г.,режиссёр: Игорь Зайцев по мотивам произведения Виталия Безрукова «Сергей Есенин».

2

65-66

Знакомство с поэтическим наследием и биографией В.Высоцкого посредством киноискусства. «Спасибо, что живой!». 2011 г. Режиссер: П.Буслов.

2

Раздел 3. Проектная деятельность (6 часов)

67-70

Работа над творческими проектами (Рецензии, буктрейлеры, видеоролики, исследовательские работы и др.)

4

71-72

Защита творческих проектов.

2

Содержание программы

1 Раздел «Введение. История мирового кинематографа» (6 часов)

История мирового кинематографа. Особенности художественного кино. Жанры кино. Диалог литературы и киноискусства. Классика русской и зарубежной литературы на экране (общий обзор).

 «Взаимодействие литературы и кино» 

Определяется круг проблем в области взаимодействия киноискусства и искусства художественного слова, рассмотрены вопросы взаимоотношения двух видов искусств и особенности их влияния друг на друга. Изучается термин «киносценарий», лежащий в основе любого художественного фильма, и экранизация романа.

 «Роман и кинороман как разные виды искусства» 

Изложено то общее в кино и литературе, что позволяет проводить их сопоставительный анализ, и то различное, что предопределяет разную роль слова в них. Кино и литература относятся к искусству, а потому разделяют его характерные черты.

2 Раздел «Сопоставительный анализ художественных произведений и их экранизаций» (60 часов)

В разделе «Сопоставительный анализ художественных произведений и их экранизаций» приводятся результаты сравнительно-сопоставительного анализа текстов всех художественных произведений и их киноверсий. Учащиеся самостоятельно и с помощью учителя и материалов сети Интернет создают рецензии на просмотренные фильмы. По итогам просмотра кинофильмов проводятся дискуссии, обсуждения, конференции и др.

Просмотр кинофильмов ни в коем случае не заменяет прочтение литературного текста, на первоначальном этапе он призван стимулировать обращение к тексту (на уроках просматриваются лишь кинофрагменты), в дальнейшем - чтение либо предваряет просмотр художественного фильма, либо пробуждает интерес к прочтению художественного текста после просмотра кинофильма.

Учащиеся знакомятся как с отечественными, так и с зарубежными  экранизациями известных им с урока литературы художественных произведений.

Также происходит знакомство с не изученными на уроках литературы произведениями.

 

3 раздел «Защита проектных работ» (6 часов)

В  разделе «Защита проектных работ»  происходит формирование у учащихся деятельностных способностей по созданию проектов и их публичной защите.

Методическое обеспечение программы

Результат реализации программы «Художественная литература и киноискусство» во многом зависит от подготовки помещения, материально-технического оснащения и учебного оборудования.

Помещение для занятий должно быть светлым(с возможностью затемнения), сухим, теплым и по объему и размерам полезной площади соответствовать числу занимающихся воспитанников.

   Оборудование: столы; стулья; компьютер, мутимедийный проэктор, экран, колонки, записи кинофильмов, стенды для демонстрации информационного, дидактического, наглядного материала.

Размещение учебного оборудования должно соответствовать требованиям и нормам СаНПина и правилам техники безопасности работы. Особое внимание следует уделить рабочему месту воспитанника.

  Инструменты и приспособления: тетради, авторучки.

Формы работы

  • вводные и обобщающие занятия;
  • защита творческих проектов;
  • написание творческих работ (сочинение-рассуждение, речензия и др.)
  • конференции;
  • дискуссии.

Методы работы

  • наблюдение;
  • беседа;
  • анкетирование;
  • проекты;
  • исследование;
  • работа с книгой и кинофильмом.

Учебно-методическая литература

  • Вербицкая М.В. Теория вторичных текстов. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000.
  • Будяк, Л. История кино: современный взгляд/ М: Дон Кихот,2009.-322с.
  • Липгарт А.А.Основы лингвопоэтики: Учебное пособие. Изд. 2-е, стереотипное. М.: Ком Книга, 2006.
  • Киносценарий как разновидность медиа-текста // Речевая коммуникация в современном обществе. / Под ред. Минаевой Л.В. М.: НОПАЯЗ 2002. С. 122–158.
  • Кузьмина Н.А. Интертекст и его роль в процессах эволюции поэтического языка. 3-е изд., испр. и доп. М.: Ком Книга, 2006; Фатеева Н.А. Интертекст в мире текстов: контрапункт интертекстуальности. 2-е изд., испр. М.: Ком Книга, 2006.
  • Иванова Е.Б. Интертекстуальные связи в художественных фильмах. Автореф. дисс. канд. филол. наук. Волгоград. 2001.
  • Советская энциклопедия /М.:Просвещение,2006.С.122-144.
  • Электронная энциклопедия кино.
  • Электронная детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.
  • Франко Г.Ю. Искусство кино и отечественная культура. Учебная программа для детей 15-17 лет // Программы дополнительного образования детей. М.: Просвещение, 2005. С. 166-181.

Электронные ресурсы

  1. https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/7928/episode_id/130386/video_id/130386/
  2. https://www.ivi.ru/watch/52954
  3. https://www.kino-teatr.ru/kino/movie/sov/4433/online/
  4. https://www.youtube.com/watch?v=4naOrjRiTnc
  5. https://www.ivi.ru/watch/54173
  6. https://www.youtube.com/watch?v=VUhvBzs9c1U
  7. https://www.youtube.com/watch?v=V-SAh4jdssA
  8. https://alltheater.ru/watch.php?vid=adc5d1bbf
  9. https://www.youtube.com/watch?v=J2XDPRVHsXo
  10. https://www.youtube.com/watch?v=JYZboqST-p4
  11. https://www.youtube.com/watch?v=6ekp7D7AdLI
  12. https://www.ivi.ru/watch/209229
  13. https://www.youtube.com/watch?v=1iCfs2kkAbs
  14. https://www.kinopoisk.ru/film/94771/
  15. https://www.youtube.com/watch?v=cSx-_WpQf3M
  16. https://www.youtube.com/watch?v=v6x_-kz86Vs
  17. https://www.youtube.com/watch?v=DP2XV7a54ys
  18. http://filmopotok.ru/film/graffiti.html
  19. https://tvkultura.ru/video/show/brand_id/49024/episode_id/983705/video_id/994711/
  20. https://www.kinopoisk.ru/film/104893/video/42099/
  21. https://www.youtube.com/watch?v=9peCby4gtPU
  22. https://www.youtube.com/watch?v=KGonCgdgOBA
  23. https://www.youtube.com/watch?v=SyEuHT5PTbU
  24. https://www.youtube.com/watch?v=Zn3CF9t9vGg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по немецкому языку в 11 классе на тему:«Искусство кино. Работа над диалогом»

Открытый урок по немецкому языку в 11 классе на тему:«Искусство кино. Работа над диалогом»...

Презентация «самое великое из искусств- кино»

Презентация  "Самое  великое  из  искусств- Кино " предназначена  как  дополнительный материал к  первым  урока  изучения  темы «Кино»  в...

Тест по теме "Искусство кино"

Тест по МХК по теме "Искусство кино" можно использовать как закрепление знаний по данной теме...

Урок искусства в 9 классе "Массовые виды искусства. Кино"

Урок искусства в 9 классе "Массовые виды искусства. Кино" по программе Г.П.Сергеевой, Е.Д. Критской, И.Э.Кашековой. В папке содержатся конспект, информационные листы к уроку, презентация....

Тест по Искусству 8 класс "Искусство кино"

Тест по Искусству. Тема "Искусство кино"...

Проблема нравственного выбора в произведениях литературы, изобразительного искусства, кино.

       В статье приводится материал урока на тему "Проблема нравственного выбора в произведениях литературы, кино, изобразительного  искусства"для студентов 2...

Тест по изобразительному искусству 8 класс. "Искусство кино"

тест по изобразительному искусству 8 класс...