«УТЕШЬ ЕЁ! УТЕШЬ!...» Удивительная судьба тарханской иконы Божией Матери «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ»*
статья по литературе

Монахова Елена Тарасовна

Утешь её! Утешь! Явись во мраке ночи,
Когда смыкаются задумчивые очи,
Когда сознание почиет в тишине,
Явись страдалице, утешь её во сне.
…Теперь всё кончено! Но ты явися к ней,
Будь утешителем страдалице своей!
Явись в молчании полуночи и снова
С тобой и смерти в час ожить она готова…

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ob_ikone.docx523.87 КБ

Предварительный просмотр:

Долгие годы Свято-Лазаревский храм** г. Пятигорска хранит святыню, связанную с семьей великого русского поэта М.Ю.Лермонтова — икону Богородицы «Всех скорбящих Радость», подаренную бабушкой поэта Елизаветой Алексеевной Арсеньевой Скорбященской церкви Пятигорска. А история такова. В 2002 году в Пятигорском Свято-Лазаревском храме старую потемневшую от времени икону Божией Матери «ВСЕХ СКОРБЯЩИХ РАДОСТЬ», на которой невозможно было разглядеть лик Богородицы, перенесли в крестильню, а затем и вовсе ― в кабинет служительницы храма С. Н. Кушнир. ― пишет пятигорский лермонтовед Мануэлла Федоровна Дамианиди. ― Через несколько месяцев, случайно взглянув на икону, женщина с изумлением увидела ЧЕТКО ПРОЯВИВШИЙСЯ ЛИК БОГОРОДИЦЫ, потом показались и другие написанные на полотне образы. Это было чудо, на которое смотрели с восторгом и удивлением. Протоиерей Александр Дьячков, настоятель храма, поставил икону под стекло, в золочёную раму, и вернул ее на прежнее место в храме…»

Это «бабушкина икона», которую ранней весной 1842 года Елизавета Алексеевна Арсеньева, отправляя в Пятигорск своих верных слуг за телом убитого внука, отправила в ДАР СКОРБЯЩЕНСКОЙ ЦЕРКВИ. Вероятно, в Тарханах она была в домовой церкви Марии Египетской, откуда по желанию Арсеньевой её привезли в Пятигорск. Через 60 лет, в 1902 году при открытии в Пятигорске нового Свято-Лазаревского храма ему была передана в дар церковная утварь Скорбященской церкви, и икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» попала в новую церковь, расположенную рядом с местом первоначального захоронения М.Ю. Лермонтова. Вот уже свыше 100 лет она находится в Лазаревском храме. рядом с некрополем, где находится место первоначального захоронения М. Ю. Лермонтова. Историю этой иконы сохранил и передал Дамианиди известный краевед и редчайший знаток жизни и творчества великого поэта Леонид Николаевич ПОЛЬСКИЙ.

Е. А. Арсеньева переживала скорбь великую. «Бедная бабушка – самая несчастная женщина, какую я знаю», – писала М.А. Лопухина в письме к баронессе фон Хюгель (Сашеньке Верещагиной) 18 сентября (ст.ст.) 1841 года. Поэтесса Варвара Анненкова, хорошо знавшая семью Арсеньевой и глубоко потрясённая смертью поэта, написала о бабушке пронзительные строки, полные сердечного сострадания и боли.

Утешь её! Утешь! Явись во мраке ночи,
Когда смыкаются задумчивые очи,
Когда сознание почиет в тишине,
Явись страдалице, утешь её во сне.
…Теперь всё кончено! Но ты явися к ней,
Будь утешителем страдалице своей!
Явись в молчании полуночи и снова
С тобой и смерти в час ожить она готова…

Но, вероятно, Елизавета Алексеевна более искала утешения в вере, её душе после страшной потери горячо любимого внука стал особенно близок и понятен скрытый в названии иконы смысл — упование на Богородицу, неизменно спешащую утешить, облегчить скорбь и страдания людские... Из воспоминаний окружающих её в последние годы людей известно, как преобразило это безмерное горе характер Арсеньевой. Из рассказа Елены Трофимовны Шубениной, племянницы управляющего поместьем Тарханы Степана Рыбакова, записанный о М.И. Храмовой: «Елизавета Алексеевна, Царство ей Небесное, милостивая была, особенно под старость лет. Кто, бывало, захворает, пойдут, она не выпустит. Ящик стоял с изюмом, больных жалела, кому денег давала, кому хлебца <…> одежду давала, обувочкой дарила, добродетельная была. По внуку своему она подавала богатую милостыню. ПОМИНАЛА, СКАЗАТЬ НЕВОЗМОЖНО, СОРОК СОРОКОВ МИЛОСТЫНЮ ВЫПОЛНИЛА, ЗАМОЛИЛА У БОГА, плакала до самой смерти».

По православной традиции считается особенно полезным и благочестивым поминанием — передача в дар храму иконы в память усопшего, и Арсеньева, зная это, использовала эту последнюю возможность проявления любви к внуку. К сожалению, атеистическое советское лермонтоведение утверждало в сознании читателей со школьных лет дар Арсеньевой фамильной иконы "Спаса Нерукотворного" тарханской церкви Михаила Архистратига как богоборческий бунт (!?), который ну никак не согласуется с сохранившимися документами, которые гласят, что уже 12 сентября 1841 г. она написала «условие» на имя епископа Пензенского и Саранского Амвросия, по которому стала выплачивать тарханским священно- и церковнослужителям годового жалованья 1000 руб. ассигнациями на весь причт... "Дома обоих священников, диакона и одного причетника построены г-жою Арсеньевою деревянные на ее и церковной земле..." Так сообщалось в клировых ведомостях 1842 и 1843 гг. В эти годы содержание церковного причта впервые за много лет означено как хорошее.

Надо сказать, что Свято-Лазаревский храм, где находилась намоленная икона, омытая скорбными слезами неутешной бабушки, — это ЕДИНСТВЕННЫЙ в ПЯТИГОРСКЕ ХРАМ, где богослужения НЕ ПРЕКРАЩАЛИСЬ НИ НА ОДИН ДЕНЬ. Храм не закрыли после 1917 года: он действовал и в советские годы, и во время фашистской оккупации, в то время как другой пятигорский храм иконы Богородицы «Всех Скорбящих Радость», вошедший в историю лермонтоведения в связи с историей вокруг отпевания Лермонтова, был закрыт в 1927 году, потом ее оборудовали под переплетную мастерскую, а в военные годы разобрали на дрова…

Описание иконы из Пятигорского храма было сделано проф. Каннского университета (Нормандия) Кристианом ПИЛЕ, который посетил Пятигорск уже в наши дни. Разрешение на осмотр иконы дал настоятель храма: «Икона представляет собой живописное полотно (71 х 1, 20), выполненное маслом на холсте, прикреплённом на деревянной основе. Живопись символически разделена на две части: земля и небо. Небо символизирует Богородица на облаке с Младенцем на левой руке. На голове Богородицы и Младенца – мирты (символ высшей власти). <…> Манера письма, в которой выполнены фигура и одеяние Богородицы (мелкие мазки, светло-зелёный цвет, классические черты лица) наводит на мысль, что живопись выполнена итальянскими мастерами в I половине 18 века. При осмотре иконы были выявлены многочисленные повреждения (следы ожогов), подтеки неизвестного происхождения и потертости. <…>»

Икона нуждается в реставрации опытными специалистами, но, к сожалению, не удается получить разрешение на отправку иконы в Москву для окончательного атрибутирования и реставрации. Вероятно, по этой же причине изображения пятигорской иконы «Всех скорбящих радость» нет в Интернете…

В видеоприложении исследователь Мануэлла Дамианиди рассказывает об истории этой иконы.

ПРИМЕЧАНИЯ:
* Икона "Всех Скорбящих Радость" – это совершенно уникальное явление в истории иконописи. Череда задокументированных свидетельств о чудотворных свойствах этого образа – едва ли не самая длинная в истории богородичных икон. "Всех скорбящих Радость"— начальная строка одной из богородичных стихир. Несомненно, что уже само наименование этого образа послужило причиной широчайшей его распространенности на Русской земле. Помимо первого московского образа насчитывалось не менее двух с половиной десятков чудотворных и местночтимых списков с этой иконы: в самой первопрестольной и в иных городах, весях и обителях. Согласно преданию, образ впервые был прославлен в 1688 году в Москве в церкви иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (Преображения) на Большой Ордынке, где и хранится ныне (в честь иконы освящен северный придел храма). Празднование иконы совершается 24 октября (6 ноября). Несмотря на то, что иконография «Всех скорбящих Радости» сложилась после церковного раскола, связанного с реформами патриарха Никона, образ пользовался популярностью у старообрядцев. Иконописцы из старообрядческих мастерских села Ветка в Белоруссии писали многочисленные списки этой иконы

**Полное название: храм в честь Господа Иисуса Христа, воскрешающего Лазаря Четверодневного из мертвых. Первоначально был возведен гораздо выше по склону горы Машук. Построен по проекту братьев Бернардацци ― предположительно, в 1856-58 гг. – и простоял несколько десятилетий. Однако из-за воздействия подземных вод, расположенных слишком близко к фундаменту, здание стало быстро приходить в негодность. Новый храм был построен в 1902 году на более устойчивом каменном кряже ― чуть ниже того места, где сегодня находится Пятигорский некрополь. (т.е. икона находится рядом с местом первоначального погребения Лермонтова). Как уже отмечалось выше, богослужения в этом храме НЕ прекращались ни на один день…

ИСТОЧНИКИ:
1. Дамианиди М.Ф. Свято-Лазаревский храм. М., Гелиос-АРВ, 2005
2. Дамианиди М.Ф. «В минуту жизни трудную…». Ессентуки, 2011.
3. Дамианиди М.Ф. Лермонтовские святыни Пятигорска// Московский Лермонтовский сборник. Выпуск 2. М.: Известия, 2010.
4. Т.Н. Кольян. М.Ю. Лермонтов и Е.А. Арсеньева в свете церковных ведомостей села Тарханы // Тарханский вестник. №22.
4. Н. И. Комашко. «Всех скорбящих Радость» // Православная энциклопедия. М., 2005.

***
КОНДАК, глас 6-й
Не имамы иныя помощи, не имамы иные надежды, разве Тебе, Владычице. Ты нам помози, на Тебе надеемся и Тобою хвалимся, Твои бо есмы рабы, да не постыдимся.
Перевод:
Не имеем иной помощи, / не имеем иной надежды, / кроме Тебя, Владычица. / Ты нам помоги: / на Тебя надеемся / и Тобою хвалимся, / ибо мы – Твои рабы; / да не постыдимся!
https://sun9-61.userapi.com/c639417/v639417380/65eef/igN2gbHJM5M.jpg

  https://sun9-12.userapi.com/c855732/v855732302/155980/JwVtYIGd42k.jpghttps://sun9-72.userapi.com/c639417/v639417380/65ed8/eONI_jvF7cw.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок в 10 классе на тему: "Праздник Казанской иконы Божией Матери"

Предложенный урок посвящён одному из видов русского православного искусства – иконописи, на котором учащиеся знакомятся с  памятной  святыней земли русской – иконой Казанской Божией Матери. ...

«Иконы Божией Матери в истории духовной культуры Орехово-Зуевского района.»

Разработка конспекта урока в сете требований ФГОС по Духовному краеведению Подмосковья с применением технологии учебного сотрудничества...

"Икона Божией Матери «Владимирская» в истории России" Воспитательное мероприятие или урок в 10 классе.

   « Россия называется храмом Богоматери, местом, преимущественно избранным Ею для пребывания на земле. Почти все русские города и веси посвящены Ей через свои главные храмы, воздвига...

Православная гостиная "Казанская икона Божьей Матери".

Праздник Казанской иконы Божьей Матери. Сценарий. Презентация...

Сценарий праздника Казанской иконы Божией Матери

Материал для проведения внеклассного мероприятия по основам православной культуры...

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню народного Единства и Казанской иконы Божией Матери. «Славься, Русь моя святая!»

Предложенная тематика направлена на то, чтобы научить ребенка уважительно относится к своему дому, своей семье, соблюдать традиции русского народа, гордится Россией....

Презентация ко Дню матери "Иконы Божей матери"

Презентация к празднику День Матери...