А. Платонов Сказка-быль "Неизвестный цветок"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Погребняк Татьяна Михайловна

Урок по литературе 6 класс. В. Я. Коровина,  А. Платонов. Сказка-быль "Неизвестный цветок"  Урок  по ФГОСу. К уроку прилагается презентация.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Цели: 1. Познавательные: расширить знания учащихся о жизни и творчестве А. П. Платонова; научиться понимать текст в общем; искать и выделять необходимую информацию.

           2. Регулятивные: научиться планировать ответ; комментировать полученную информацию.

           3. Коммуникативные: уметь планировать учебное сотрудничество в коллективе; проектировать работу в группе; контролировать, корректировать, оценивать действия партнёра.

           4. Личностные:  создать  условия, способствующие активной деятельности учащихся; воспитывать личностные ценности на основе образов героев произведения.

           5. Предметные: научиться давать характеристику главному герою, соотносить реальное и фантастическое в рассказе.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал на печатной основе, акварель, бумага для рисования, презентация, музыка без слов «Золотой локон», музыка природы ( пение птиц на фоне музыки), песня «Волшебный цветок».

Тип урока: урок-практикум.

План урока

l. Организационный момент.

ll. Релаксация, эмоциональный настрой.

Демонстрация цветов эдельвейса под музыку.

На склонах непреступных гор

Где небо вольно шьёт узор

Растёт цветок

Он сын небес

Его назвали ЭДЕЛЬВЕЙС

А имя серебром звучит

И путников к себе манит

Легенд не счесть про эдельвейс

Он чудо!

Он на Алтае у нас есть!

- Я хочу, чтобы вы думали, размышляли, высказывали своё мнение, стали моими помощниками, ведь урок – это творчество, урок – это открытие.

- Какое же открытие нас ждёт сегодня на уроке? Как вы думаете, о ком и о чём мы будем говорить на уроке? ( Об А. П. Платонове и о цветах).

- Какова наша тема урока? (А. П. Платонов. Страницы жизни и творчества. Сказка-быль «Неизвестный цветок».

- О каком цветке вы читали дома? ( О неизвестном).

- Что же мы должны будем узнать о неизвестном цветке? ( О том,  как рос и боролся за жизнь неизвестный цветок, какие качества девочки помогли ему выжить).

lll. Работа над текстом сказки –были

… у подножия льдов,

В царстве вечной немой тишины

Одиноко растёт

Грустный горный цветок-

ЭДЕЛЬВЕЙС.

Максим Горький, пьеса «Дачники».

- Вы, наверное, согласитесь со мной, ребята, что совершать открытия – увлекательнейшее занятие. Какое же открытие может быть скрыто в нашем эпиграфе? (В горах, среди камней, в неудобном месте, в сложных условиях растёт эдельвейс. Это цветок-борец, его ещё называют цветком любви).

- Чем похож  на него наш цветок? ( У нашего цветка нет названия, это неизвестный цветок, но он тоже преодолевает трудности, чтобы выжить, только никто об этом не знает).

- Каждый, если очень постарается, может открыть свою тайну в мире, которому  нужно твоё внимание, твоё сострадание, твоя защита. Тайна нашего урока сокрыта в сказке-были А. П. Платонова «Неизвестный цветок».

- Как А. П. Платонов определил жанр своего произведения? (Сказка-быль).

- Как вы понимаете этот жанр?

- Что в описании цветка от были, а что сказочное?(Быль – у любого цветка есть стебель, венчик, листья, любой цветок растёт, питается влагой, ловит лучи солнца. Многие цветы борются за своё существование. Однако цветок из сказки Платонова был существом, наделённым чувством, волей; он умел говорить.)

-На какие части можно разделить текст? Озаглавьте их.

(4 части. 1 История жизни цветка до знакомства с Дашей.

                2. Разговор с девочкой.

                3. Новая жизнь на пустыре.

                4. Год спустя.)

Работа в группах.

1 группа. Задание. Подготовить  пересказ сказки-были по плану, по одному человеку на каждый пункт.

2 группа. Задание. Прочитать по ролям отрывок разговора девочки с цветком.

- Какой была жизнь цветка на пустыре? Найти и зачитать цитаты из сказки – были. ( «Он рос один на пустыре…»

«Лишь один ветер гулял по пустырю…»

«Меня никто не зовёт»

Ему было трудно, он страдал.

«Нечем ему было питаться в камне и глине; капли дождя, упавшие с неба, сходили по верху земли и не проникали до его корня…»

Цветок отчаянно боролся за жизнь.

«Он поднимал листья против ветра…»

«Днём цветок сторожил ветер, а ночью росу. Он трудился день и ночь, чтобы жить и не умереть».

- Как относится автор к цветку? Найдите слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Стебелёк

Венчик

Жилки

травка

- Автор рассказывает о трудностях цветка и сочувствует ему. С какими трудностями пришлось столкнуться цветку?

Мёртвая глина

Сухие пылинки

Голый камень

- Автор сочувствует цветку, он восхищается этим одиноким  цветочком – тружеником. Его друзья – лучики солнца и ветер. Но вот в жизни цветка появляется ещё один друг. Какой момент в жизни цветка мы можем назвать самым важным? ( Встреча Даши с цветком).

- Почему Даша заговорила с цветком? (Она вспомнила сказку, которую рассказала ей мама, она подумала, что он также скучает по своей матери, как и она).

Чтение по ролям стр. 35 (2группа).

- В чём проявилось сострадание Даши? (Она сумела помочь цветку).

- Как вам кажется, с какими словами Даша обратилась к своим друзьям?

Работа в группах.

Задание. Перед вами листочки, на которых перечислены качества человека. Выберите те качества, которые, по вашему мнению, проявили ребята и Даша, помогая неизвестному цветку. (Доброта, милосердие, гуманность, сочувствие, уважение, сострадание, помощь, любовь, заботу).

- Ребята, дар жизни на сухой мёртвой глине цветок заслужил своим трудом. К сожалению, в реальности тяжело бывает не только маленькому незаметному цветку. Любому человеку тоже бывает трудно, одиноко, тоскливо, но он всегда  находит выход: и, прежде всего в труде. Платонов открыл для себя и для нас формулу жизни. По мнению писателя, жизнь – вечный труд. Проверьте себя, правильно ли вы выбрали слова. (Самопроверка).

- Как изменился пустырь год спустя? ( Меж двумя тесными камнями вырос новый цветок – такой же точно, как тот старый цвет, только немного лучше его и ещё прекраснее. Даше показалось, что цветок тянется к ней, что он зовёт её к себе безмолвным голосом своего благоухания)

Физминутка.

- Я буду добрым волшебником. У меня в руке нет волшебной палочки, но у меня есть волшебные слова. Слушайте их, и они помогут вам.

        В лесу лежало маленькое сморщенное зёрнышко. Ему было темно и холодно. (Присесть, опустить голову, прикрыть её руками)

        Пришёл садовник, он полил семечко, стал ухаживать за ним. С тёплым весенним солнышком семечко начало медленно расти. У него появляется росточек (Вытянуть руку вверх, кулачок сжат). Затем другой росточек.

        Растёт стебелёк (Подняться), тянется к солнцу (Подняться на цыпочки, опуститься).

        Появляются цветоносы с бутонами (Руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент, и бутоны лопаются (Разжать кулачки).

        Росточек превращается в красивый, сильный  цветок. Он с каждым днём хорошеет. (Два взмаха руками вверх).  Присмотритесь друг к другу, улыбнитесь, вы прекрасны, неповторимы. Присаживайтесь.

- Каждому человеку дорого то место, где он родился. Отчий дом – главная часть жизни для каждого из нас. Наши родители находят продолжение в своих детях, вот и цветок после себя оставил продолжение – своего сына.

- Почему автор не дал имени своему цветку, как вы думаете? ( Он не был похож ни на один цветок)

Творческая работа в группах.

- Каждая группа нарисует неизвестный цветок так, как представляет его. (Под песню «Волшебный цветок» учащиеся рисуют цветок).

Выставка рисунков, объяснение учащимися, почему они нарисовали  именно такой  цветок).

Итог урока.

-  Помните о близких людях всегда, заботьтесь о них, помните о Родине и знайте, что гуманность и доброта – вот главные ценности человеческой жизни. Какую тайну открыла  нам сказка-быль? (Формулу жизни)

- Что это за формула? Я дарю вам эту формулу жизни. Пусть она навсегда останется в ваших сердцах.

Рефлексия.

Было интересно…

Я выполнил все задания…

Теперь я могу…

Я приобрёл…

Я научился…

У меня получилось…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-конспект с презентацией. А.П. Платонов "Неизвестный цветок".

Конспект урока по литературе.  Тема урока: А.П. Платонов. Сказка-быль "Неизвестный цветок"....

Платонов А.А. "Неизвестный цветок"

Открытый урок литературы в 6 классе....

А.А.Платонов сказка-быль «Неизвестный цветок». Уроки доброты Платонова.

Цели урока:Создать условия для понимания глубинной философской сути сказки-были, помочь раскрыть писательский замысел.Способствовать формированию у учащихся умения ориентироваться в тексте художествен...

А.П. Платонов "Неизвестный цветок"

поиск информации с использованием справочной литературы...

Андрей Платонович Платонов "Неизвестный цветок"

Контроль знанийЧтобы открыть файл в своем браузере, вам необходимо скачать файл 6krossdrl.htm_.rar и удалить расширение rar, оставив только 6krossdrl.htm, аналогично с testdrl...

Презентация к уроку литературы в 6 классе А.Платонов "Неизвестный цветок"

Презентация к уроку литературы в 6 классе А.Платонов "Неизвестный цветок"Сказку «Неизвестный цветок» писатель подарил дочке Маше, которая потом посвятила свою жизнь памяти отца. Она организовала ...