Герои "Мёртвых душ" (9 кл)
материал по литературе (9 класс)

Ротькина Мария Олеговна

Всё о помещиках поэмы Н.В. Гоголя "Мёртвые души": портрет, описание жилища, цитаты и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1._manilov.docx16.89 КБ
Файл 2.korobochka.docx15.77 КБ
Файл 3.nozdryov.docx17.41 КБ
Файл 4.sobakevich.docx18.08 КБ
Файл 5.plyushkin.docx17.17 КБ

Предварительный просмотр:

Манилов

Усадьба

«Дом господский стоял одиночкой на юру<…> разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и жёлтых акаций; пять-шесть берёз небольшими купами<…>беседка с плоским зелёным куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью: «Храм уединённого размышления»; пониже пруд, покрытый зеленью. <…> темнели вдоль и поперёк серенькие бревенчатые избы <…>более двухсот; нигде между ними растущего деревца или какой-нибудь зелени; везде глядело только одно бревно.»

Дом, вещи

«В доме его чего-нибудь вечно недоставало: в гостиной стояла прекрасная мебель, обтянутая щегольской шёлковой материей, которая, верно, стоила весьма недёшево; но два кресла её недостало, и кресла стояли обтянуты просто рогожею. <…> в иной комнате и вовсе не было мебели, <…> очень щегольской подсвечник из тёмной бронзы с тремя античными грациями<…> и рядом с ними ставился какой-то просто медный инвалид, хромой, свернувшийся на сторону и весь в сале»

Портрет

«Помещик Манилов, ещё вовсе человек не пожилой, имевший глаза сладкие, как сахар, и щуривший их всякий раз, когда смеялся, был от него без памяти.»

«Люди так себе, ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан. <…> человек видный; черты лица его были не лишены приятности, но в эту приятность, казалось, чересчур было передано сахару; в приёмах и оборотах его было что-то заискивающее расположения и знакомства. Он улыбался заманчиво, был белокур, с голубыми глазами.»

«Чёрт знает что такое!»

Речь

«Дома он говорил очень мало и большею частью размышлял и думал, но о чём он думал, тоже разве богу известно»

«От него не дождёшься никакого живого или хоть даже заносчивого слова».

Семья

Жена «была недурна, одета к лицу», говорила, немного картавя. Дети: Фемистоклюс и Алкид.

Основные занятия

«У всякого есть свой задор <…> у Манилова ничего не было».

«Хозяйством нельзя сказать, чтобы он занимался, он даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само собою».

Умственные интересы

Иногда<…>говорил о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или чрез пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары<…>глаза его делались чрезвычайно сладкими и лицо принимало самое довольное выражение; впрочем, все эти прожекты так и окончивались только одними словами».

Культура

«В его кабинете всегда лежала какая-то книжка, заложенная закладкою на четырнадцатой странице, которую он постоянно читал уже два года

Отношение к делу

«выронил трубку и разинул рот»

«со страхом посмотрел на него [Чичикова] пристально»

«А если хорошо, то другое дело: я против этого ничего, - сказал Манилов и совершенно успокоился».

«Неужели выполагаете, что я стану брать деньги за души, которые в некотором роде окончили своё существование? <…> я передаю их вам безынтересно и купчую беру на себя.»



Предварительный просмотр:

Коробочка Настасья Петровна

Усадьба

«узенький дворик весь был наполнен птицами и всякой домашней тварью. Индейкам и курам не было числа <…> семья с семейством очутилась тут же<…>Этот небольшой дворик, или курятник, переграждал дощатый забор, за которым тянулись пространные огороды с капустой, лаком, картофелем, свёклой и прочим хозяйственным овощем. По огороду были разбросаны кое-где яблони и другие фруктовые деревья, накрытые сетями для защиты от сорок и воробьёв<…> Крестьянские избы<…>были выстроены врассыпную и не заключены в правильные улицы, показывали довольство обитателей: изветшавший тёс на крышах был заменён новым; ворота нигде не покосились, а в крестьянских крытых сараях заметил он где стоявшую запасную почти новую телегу, а где и две.»

Дом, вещи

«Комната была обвешана старенькими полосатыми обоями; картины с какими-то птицами; между окон старинные маленькие зеркала <…>за всяким зеркалом заложены были или письмо, или старая колода карт, или чулок; стенные часы с нарисованными цветами на циферблате»

«на картинах не всё были птицы: между ними висел портрет Кутузова и писанный масляными красками какой-то старик

Портрет

«Женщина пожилых лет, в каком-то спальном чепце, надетом наскоро, с фланелью на шее, одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки»

Речь

Чичиков говорил с Коробочкой  «с большею свободою, нежели с Маниловым, и вовсе не церемонился».

Семья

Муж давно умер

Основные занятия

Хозяйство

Умственные интересы

Чичиков о Коробочке: «дубинноголовая», «крепколобая»

Степень культуры

Отношение к делу

Для Коробочки это что-то «новое и небывалое». «Я, право, в толк-то не возьму»

«Право, не знаю, ведь я мёртвых никогда ещё не продавала»

«Может быть, ты, отец мой, меня обманываешь, а они того… они больше как-нибудь стоят». «Лучше ж я маненько повременю, авось понаедут купцы, да применюсь к ценам»

«Ну да изволь, я готова отдать за пятнадцать ассигнацией!»



Предварительный просмотр:

Ноздрёв

Усадьба

Ноздрёв показывал гостям конюшню, где видели двух кобыл, козла, повёл их глядеть волчонка, бывшего на привязи, пруд, собак, водяную мельницу без порхлицы, «будущую» кузницу, границу, где оканчивается его земля.

Дом, вещи

«Посередине столовой стояли деревянные козлы, и два мужика, стоя на них, белили стены, пол был весь обрызган белилами»

В кабинете…сабли и два ружья, турецкие кинжалы, шарманка «давно перестала вертеть, но была одна дудка, очень бойкая, не хотевшая угомониться, и долго потом ещё свистела она одна», трубки.

Портрет

«среднего роста, очень недурно сложенный молодец с полными, румяными щеками, с белыми как снег зубами и чёрными как смоль волосами. Свеж он был как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его»

Речь

«Говорил и, не дождавшись ответа, продолжал»

 «захохотал тем звонким смехом, каким заливается только свежий, здоровый человек, у которого все до последнего выказываются белые, как сахар, зубы, дрожат и прыгают щёки»

«наврёт совершенно без всякой нужды»

Семья

«Ноздрёв в 35 лет был таков совершенно, каким был в 18 и 20: охотник погулять. Женитьба его ничуть не переменила, тем более что жена скоро отправилась на тот свет, оставивши двух ребятишек, которые решительно ему были не нужны. За детьми, однако ж, присматривала смазливая нянька. Дома он больше дня никак не мог усидеть»

Основные занятия

«Как покутили мы!.. Эх, братец, как покутили! Теперь даже, как вспомнишь… чёрт возьми!»

Умственные интересы

 «Имел страстишку к картишкам<…>играл не совсем безгрешно и чисто<…> Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории». «Чем кто ближе с ним сходился, тому он скорее всех насаливал<…>если случай приводил его опять встретиться с вами, он обходился вновь по-дружески». «был многосторонний человек, то есть человек на все руки<…>предлагал менять всё что ни есть на всё что хотите. Ружьё, собака, лошадь – всё было предметом мены, но вовсе не с тем, чтобы выиграть: это происходило просто от какой-то неугомонной юркости и бойкости характера. <…>накупал кучу всего, что прежде попадалось ему на глаза в лавках насколько хватало денег. Редко случалось, чтобы это было довезено домой, спускалось всё другому,  счастливейшему игроку»

Степень культуры

«начал уже говорить «ты», хотя он [Чичиков] с своей стороны не подал к тому никакого повода»

«В кабинете не было заметно следов того, что бывает в кабинетах, то есть книг или бумаги, висели только сабли и два ружья»

Отношение к делу

«А на что тебе?.. Ну уж, верно, что-нибудь затеял. Признайся, что?» «Продать! Ведь ты, подлец, ведь ты не дорого дашь за них?» «Купи у меня жеребца, я тебе дам их в придачу». «Купи каурую кобылу». «Ну так купи собак». «Купи у меня шарманку, чудная шарманка<…>а ты мне дай свою бричку и триста рублей придачи» «хотел было, даром хотел отдать, но теперь вот не получишь же. Такой шильник, печник гадкий! С этих пор с тобой никакого дела не хочу иметь!»

«Станут говорить, что теперь нет уже Ноздрёва. Увы! Несправедливы будут те, которые станут говорить так. Ноздрёв долго ещё не выведется из мира. Он везде между нами и, может быть, только ходит в другом кафтане.»



Предварительный просмотр:

Собакевич Михаил Семёнович

Усадьба

«Деревня <…>довольно велика; два леса, берёзовый и сосновый<…>посреди виднелся деревянный дом с мезонином.» «Было заметно, что при постройке его зодчий беспрестанно боролся со вкусом хозяина. Зодчий был педант и хотел симметрии, хозяин – удобства»

«Двор окружён был крепкою и непомерно толстою деревянной решёткой. На конюшни, сараи и кухни были употреблены полновесные и толстые брёвна, определённые на вековые стояния. Деревенские избы мужиков тоже срублены были на диво: не было кирчёных стен, резных узоров и прочих затей, но всё было пригнано плотно и  как следует. Даже колодец был обделан в такой крепкий дуб, который идёт только на мельницы да на корабли»

Дом, вещи

«На картинах всё были молодцы, всё греческие полководцы<…>все эти герои были с такими толстыми ляжками и неслыханными усами, что дрожь проходила по телу. Между крепкими греками<…>поместился Багратион, тощий, худенький, с маленькими знамёнами и пушками внизу». «Хозяин, будучи сам человек здоровый и крепкий, казалось, хотел, чтобы и комнату его украшали тоже люди крепкие и здоровые». «…всё, что в ней [в комнате] ни было, - всё было прочно, неуклюже в высочайшей степении имело какое-то странное сходство с самим хозяином дома<…>Стол, кресла, стулья – всё было саммого тяжёлого и беспокойного свойства, - словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: «И я тоже Собакевич!» или «И я тоже очень похож на Собакевича!»

Портрет

Лицо «круглое, широкое, как молдаванские тыквы».

«…на этот раз оказался весьма похожим на средней величины медведя<…>фрак на нём был совершенно медвежьего цвета<…>ступнями ступал он и вкривь и вкось и наступал беспрестанно на чужие ноги. Цвет лица имел калёный, горячий, какой бывает на медном пятаке». «На диво стаченный образ был у Собакевича: держал он его более вниз, шеей не ворочал вовсе и в силу такого неповорота редко глядел на того, с которым говорил, но всегда или на угол печки, или на дверь». «Казалось, в этом теле совсем не было души, или она у него была, но вовсе не там, где следует, а, как у бессмертного кощея, где-то за горами и закрыта такою толстою скорлупою, что всё, что ни ворочалось на дне е, не производило решительно никакого потрясения на поверхности»

Речь

«Сказал отрывисто: «Прошу!»

«Почти в течение целых пяти минут все хранили молчание»

«…сказал, глядя на угол печи».

Когда речь зашла о покупке умерших крестьян, «Собакевич вошёл в самую силу речи – откуда взялась рысь и дар слова<…> Собакевича понесло, полились такие потоки речей, что только нужно было слушать».

Семья

Жена Феодулия Ивановна «вошла степенно, держа голову прямо, как пальма». «…лицо узкое длинное, как огурец». «…руки были вымыты огуречным рассолом». «…уселась на диване, накрылась своим мериносовым платком и уже не двигала более ни глазом, ни бровью».

Основные занятия

Хозяйство

Умственные интересы

Степень культуры

«Собакевич не любил ни о ком хорошо отзываться». Все у него были мошенники и разбойники.

Отношение к делу

«Вам нужно мёртвых душ? – спросил Собакевич очень просто, без малейшего удивления, как бы речь шла о хлебе. <…> - Извольте, я готов продать<…>по сту рублей за штуку». «Мне не нужно знать, какие у вас отношение: я в дела фамильные не мешаюсь, это ваше дело. Вам понадобились души, я и продаю вам». «Экой кулак! <…>Кулак, кулак! Да ещё и бестия в придачу»  - думает про себя Чичиков. «Его не собьёшь, неподатлив!» - думает про себя Собакевич. «По два [рубля] с полтиною содрал за мёртвую душу, чёртов кулак!»

Слова Собакевича: «Пятый десяток живу, ни разу не был болен; хоть бы горло заболело, веред или чирей выскочил... Нет, не к добру! когда-нибудь придется поплатиться за это»



Предварительный просмотр:

Плюшкин

Усадьба

«Обширное село со множеством домов и улиц<…>бревенчатая мостовая<…>ветхость во всех деревенских строениях: бревно на избах было темно и старо; многие крыши сквозили, как решето; на иных оставался только конёк вверху да жерди по сторонам в виде рёбр <…>Окна в избёнках были без стёкол, иные были заткнуты тряпкой или зипуном». «Тянулись во многих местах рядами клади хлеба, застоявшиеся, как видно, долго; цветом походили они на старый, плохо выжженный кирпич, на верхушке их росла всякая дрянь». «Две сельские церкви: опустевшая деревянная и каменная с жёлтенькими стенами, испятнанная, истрескавшаяся»

Господский дом был похож на странный замок, «длинный непомерно. Местами был он в один этаж, местами в два;  стены ощеливали местами нагую штукатурную решётку. Из окон только два были открыты, прочие были заставлены ставнями или даже забиты досками». Позади дома был старый заросший сад, посередине которого торчал белый ствол сломленной берёзы. «Зелёная плесень уже покрыла ветхое дерево на ограде и воротах. Толпа строений: людских, амбаров, погребов, видимо ветшавших, - наполняла двор; возле них направо и налево видны были ворота в другие дворы. Всё говорило, что здесь когда-то хозяйство текло в обширном размере, и всё глядело ныне пасмурно

Дом, вещи

«Тёмные широкие сени, от которых подуло холодом, как из погреба». Беспорядок! «Казалось, будто в доме происходило мытьё полов и сюда на время нагромоздили всю мебель. На одном столе стоял даже сломанный стул и рядом с ним часы с остановившимся маятником, к которому паук уже приладил паутину. Тут же стоял прислоненный боком к стене шкаф с старинным серебром, графинчиками и китайским фарфором. На бюро<…>лежало много всякой всячины: куча исписанных мелко бумажек, какая-то старинная книга, лимон, весь высохший, ростом не более лесного ореха, отломленная ручка кресел, рюмка с какою-то жидкостью и тремя мухами, накрытая письмом, кусочек где-то поднятой тряпки, два пера, запачканные чернилами, зубочистка». «По стенам навешано было весьма тесно и бестолково несколько картин<…>С середины потолка висела люстра в холстинном мешке, от пыли сделавшаяся похожею на шёлковый кокон<…> в углу комнаты была навалена на полу куча того, что погрубее, <…>высовывался оттуда отломленный кусок деревянной лопаты и старая подошва сапога».

Портрет

Собакевич о Плюшкине: «Мошенник! Такой скряга, какого вообразить трудно. В тюрьме колодники лучше живут, чем он: всех людей переморил голодом»

Издалека нельзя было разобрать, «какого пола была фигура: баба или мужик. Платье на ней было совершенно неопределённое, похожее очень  на женский капот, на голове колпак, какой носят деревенские дворовые бабы». Чичиков принял Плюшкина за ключницу.

«Лицо его не представляло ничего особенного<…>один подбородок только выступал очень далеко вперёд<…>маленькие глазки ещё не потухнули и бегали из-под высоко выросших бровей, как мыши». «Из чего состряпан был его халат: рукава и верхние полы до того засалились и залоснились<…>на шее у него тоже было повязано что-то такое, которого нельзя было разобрать: чулок ли, подвязка ли или набрюшник, только никак не галстук»

Речь

Семья

Основные занятия

Умственные интересы

Степень культуры

Отношение к делу