школьный этап олимпиады по литературе 7-8 классы
олимпиадные задания по литературе (7 класс)

Вобликова Светлана Витальевна
школьный этап олимпиады по литературе 7-8 классы 2019 г.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Школьный этап олимпиады по русскому языку

  1. класс.
  1. Какой звук обозначен буквой С в словах?

Сгустить, сгорбиться, расчёт, сжалиться, сжечь, рассыпаться.

  1. Выпишите слова, ударение в котором возможно только на одном слоге:  

замок, статуя, орган, позвонит. 

  1. Что такое варианты морфемы? Подберите к данным словам однокоренные с вариантами морфемы.

Редеющих, показалась, птица, мелкий, обломившийся, сучок, лёгкий, прыжок, заметный, бережёт, густой, отразилась, чистый, тихо, плещется, высоко, неподвижный, облака.

4. Распределите слова на группы в зависимости от способа словообразовании

Голосовать, водянистость, серебристый, созреть, балкончик, заварить, куриный, нежно - розовый, молокозавод, юго – запад, испаритель, уточнение, надорвать, чернослив, большущий, перекрасить, луноход, древнерусский, юго – западный, красноватый.

5. Подберите фразеологизм, чтобы сказать о человеке, который:

  1. пришел не вовремя;
  2. очень болтлив;
  3. очень робок;
  4. держится неестественно прямо;
  5. часто меняет свои решения;
  6. бесследно исчез;
  7. всегда выполняет свои решения;
  8. сам не пользуется и другим не даёт.

6. Составьте предложения со словами дуло, рву, тепло – так, чтобы эти слова

были разными частями речи. 

7. В хорватском языке есть такие слова:

zrak – воздух,

ploviti – плавать,

život – жизнь,

pisati – писать,

laž – ложь,

znanost – наука.

Как переводятся на русский язык следующие хорватские сложные

словa: zrakoplov, životopis, lažiznanost?

8. В придуманном слове (или в сочетании слов) посредством перестановки букв местами (анаграмма) зашифрован лингвистический термин,

например: врастапки (приставка).

Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин:

эфиоп Яро.

    9 .Какие значения имеет слово замечательный в отрывках из повести А.С. Пушкина «Дубровский»?

    1. Прошло несколько времени без всякого замечательного случая.

    2. Грабительства, одно другого замечательнее, следовали одно за другим.

    3. Несмотря на то наружность его была приятна, замечательна, а привычка быть всегда в обществе придавала ему некоторую любезность, особенно с женщинами.

10. Проанализируйте данные примеры и найдите слова, ограниченно  употребляющиеся в современном языке, в то время как широко употребляются производные от них.

1. «Мял глину перст, и разум мерил землю... » (М.А. Волошин).

2. «Велий Господь наш, и велия крепость его, и разум его несть числа»

(Архиепископ Феофан Прокопович, 1717).

3. «Хощу главу свою приложити, а либо испити шеломом Дону» («Слово

о полку Игореве»).

Приведите примеры однокоренных слов к словам, которые Вы

отметили.

замок, статуя, орган, позвонит.

замок, статуя, орган, позвонит.

Дама сдавала в багаж

Диван, чемодан, саквояж,

Картину, корзину, картонку

И маленькую собачонку.

<…>

Готово, уложен багаж

Диван, чемодан, саквояж,

Картина, корзина, картонка

И маленькая собачонка.

 

Образец записи: РТР – Российская телерадиокомпания.

ГРЭС, ЭВМ, ЦДРИ, КВН, МИД, ООН, НЛО.

 

 

Школьный этап олимпиады по русскому языку

  1. класс.

Время выполнения работы  - 2 часа.

ОТВЕТЫ

  1. Какой звук обозначен буквой С в словах?

Сгустить, сгорбиться, расчёт, сжалиться, сжечь, рассыпаться.

Ответ:

Буква С в зависимости от позиции может обозначать разные звуки. Сгустить - [з], сгорбиться-[ з],[ца], расчёт – [ щ], сжалиться -  [ж], [ца], рассыпаться – [с], [ца].

Оценка:  за каждый правильный ответ – 1балл.

Всего:     6  баллов

  1. Выпишите слова, ударение в котором возможно только на одном слоге:  

замок, статуя, орган, позвонит. 

Ответ:  Статуя, позвонит. 2 балла..

  1. Что такое варианты морфемы? Подберите к данным словам однокоренные с вариантами морфемы.

Редеющих, показалась, птица, мелкий, обломившийся, сучок, лёгкий, прыжок, заметный, бережёт, густой, отразилась, чистый, тихо, плещется, высоко, неподвижный, облака.

Ответ:

Корни, приставки, суффиксы и окончания могут иметь неодинаковый звуковой состав в результате чередования гласных и согласных. Части слов, в которых имеются чередования звуков, называются вариантами морфем.

Редеющих - реже, показалась - кажется, птица-птичка, мелкий - мельче, обломившийся - обламывать, сучок - сук, лёгкий - легче, прыжок - прыгать, заметный - замечать, бережёт - берегу, густой - гуще, отразилась - отражение, чистый - чище, тихо - тише, плещется - плеск, высоко -выше, неподвижный -двигаться, облака - облачный.

Оценка:  за каждый правильный ответ – 1балл.

Всего: 18 баллов 

4. Распределите слова на группы в зависимости от способа словообразовании

Голосовать, водянистость, серебристый, созреть, балкончик, заварить, куриный, нежно - розовый, молокозавод, юго – запад, испаритель, уточнение, надорвать, чернослив, большущий, перекрасить, луноход, древнерусский, юго – западный, красноватый.

Ответ:

1) Суффиксальный способ: голосовать, водянистость, серебристый, балкончик, куриный, испаритель, уточнение, большущий, юго – западный, красноватый.

2) Приставочный способ: созреть, заварить, надорвать, перекрасить.

3) Сложение с соединительными гласными: нежно – голубой, молокозавод, чернослив, луноход, древнерусский, юго – запад.

Оценка: по 2 балла за выделенную группу (макс. 6 б.) и по 1 баллу за каждое слово в группе (макс. - 20 б.)

За задание: 26 баллов

5. Подберите фразеологизм, чтобы сказать о человеке, который:

  1. пришел не вовремя;
  2. очень болтлив;
  3. очень робок;
  4. держится неестественно прямо;
  5. часто меняет свои решения;
  6. бесследно исчез;
  7. всегда выполняет свои решения;
  8. сам не пользуется и другим не даёт.

Ответ:

1) пришел не вовремя - нелёгкая принесла;

2) очень болтлив - язык без костей;

3) очень робок - тише воды;

4) держится неестественно прямо - как аршин проглотил;

         5) часто меняет свои решения - семь пятниц на неделе;

6) бесследно исчез - провалился сквозь землю (канул в лету);

7) всегда выполняет свои решения - человек дела;

8) сам не пользуется и другим не даёт - ни себе, ни людям.

Оценка: по 1 баллу за каждый фразеологизм

За задание: 8 баллов

6. Составьте предложения со словами дуло, рву, тепло – так, чтобы эти слова

были разными частями речи. 

  1. Дама сдавала в багаж
  2. Диван, чемодан, саквояж,
  3. Картину, корзину, картонку
  4. И маленькую собачонку.
  5. <…>
  6. Готово, уложен багаж
  7. Диван, чемодан, саквояж,
  8. Картина, корзина, картонка
  9. И маленькая собачонка.

 Ответ: Дуло (существительное) пистолета было заткнуто за пояс.(1 балл) – Из окна дуло.(1 балл)

6 баллов

7. В хорватском языке есть такие слова:

zrak – воздух,

ploviti – плавать,

život – жизнь,

pisati – писать,

laž – ложь,

znanost – наука.

Как переводятся на русский язык следующие хорватские сложные

словa: zrakoplov, životopis, lažiznanost?

Ответ:  1) самолет (возможно: аэростат, дирижабль), 2) биография (жизнеописание), 3) лженаука (псевдонаука).

Оценка: За каждое слово – 2 балла.

За задание: 6 баллов

8. В придуманном слове (или в сочетании слов) посредством перестановки букв местами (анаграмма) зашифрован лингвистический термин,

например: врастапки (приставка).

Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин:

эфиоп Яро.

Ответ: эфиоп Яро - орфоэпия.

Оценка: За правильный ответ – 2 балла.

    9 .Какие значения имеет слово замечательный в отрывках из повести А.С. Пушкина «Дубровский»?

    1. Прошло несколько времени без всякого замечательного случая.

    2. Грабительства, одно другого замечательнее, следовали одно за другим.

    3. Несмотря на то наружность его была приятна, замечательна, а привычка быть всегда в обществе придавала ему некоторую любезность, особенно с женщинами.

Ответ:

В современном русском языке слово замечательный имеет значение «исключительный по своим достоинствам, выдающийся». Во времена А.С. Пушкина это слово имело иное значение. В сочетании со словом грабительства прилагательное замечательный реализует значение, свойственное современному  слову – заметный – выделяющийся среди других. Сочетание  замечательная наружность следует понимать как «внешность заметная, запоминающаяся, приметная»

Оценка: за каждый правильный ответ -1балл

Всего:3 балла

10. Проанализируйте данные примеры и найдите слова, ограниченно  употребляющиеся в современном языке, в то время как широко употребляются производные от них.

1. «Мял глину перст, и разум мерил землю... » (М.А. Волошин).

2. «Велий Господь наш, и велия крепость его, и разум его несть числа»

(Архиепископ Феофан Прокопович, 1717).

3. «Хощу главу свою приложити, а либо испити шеломом Дону» («Слово

о полку Игореве»).

Приведите примеры однокоренных слов к словам, которые Вы

отметили.

Оценка: За каждое найденное слово - 1 балл, за современное звучание слова - 1 балл, за каждое подобранное однокоренное слово – 0,5 балла

1.Перст (1 балл)/ палец/ (1 балл, если слово приведено как перевод (аналог) древнерусского; если слово палец дано как однокоренное к слову перст, то это ошибка) – перстень, перчатка, наперсток, наперсточный (по о,5 балла).

2.Велий (1 балл)/ великий/ (1 балл) – великан, величество, величие, величавый (по 0,5 балла).

3.Шелом (1 балл) / шлем / (1 балл) – ошеломить, ошеломляющий (по 0,5 балла).

Примечание

Если выписано слово глава, подобраны примеры, а количество баллов не максимальное (11), то можно добавить 1 балл.

Максимальное количество баллов: 11 баллов.

ИТОГО – 88 баллов

Источники:

1.  Олимпиадные  задания  по  русскому  языку.  5  –  8  классы  /  авт.-сост.

Н.Ф.Ромашина. – Волгоград: Учитель, 2007.

2.  Казбек-Казиева М.М. Школьные олимпиады. Русский  язык.  5  – 11  классы.  –

М.: Айрис-пресс, 2004.

3.  Машевская  Л.В.  Творческие  задачи  по  русскому  языку (Из  опыта  работы  со

словом). – СПб.: КАРО, 2003.

4.  Львова С.И. Русский язык. 6 класс.: пособие для учащихся. – М.: Дрофа, 2007.

5.  Львова С.И. Русский язык. 7 класс.: пособие для учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Школьный этап олимпиады по литературе 7-8 класс

-комплексный анализ стихотворения-комплексный анализ эпического произведения-критерии оценивания лирического произведения-критерии оценивания прозаического произведения...

Школьный этап олимпиады по литературе (5 класс)

Материал пригодится для проведения олимпиады по литературе в 5 классе....

Школьный этап олимпиады по литературе 10 класс с ответами.

Школьный этап олимпиады по литературе 10 класс с ответами....

Задания школьного этапа олимпиады по литературе (5 класс).

Олимпиада по литературе в 5 классе с ответами....

Задания школьного этапа олимпиады по литературе (6 класс).

Олимпиада по литературе для 6 класса с ответами....

Задания школьного этапа олимпиады по литературе (6 класс).

Олимпиада по литературе для 6 класса с ответами....

Школьный этап олимпиады по литературе для 6-х классов

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по литературе. 6 класс. С ответами...