Программа элективного учебного курса для 11 класса «Секреты успешного сочинения по литературе"
элективный курс (11 класс)

Евдокимова Евгения Владимировна

     Современные тенденции по модернизации общего образования направлены на создание индивидуальной образовательной траектории в старших классах. Такие преобразования диктуются в первую очередь социальным заказом общества, который ставит перед школой задачу: дать учащемуся полное среднее образование и помочь ему в профессиональном выборе. 

      Элективный курс «Секреты успешного сочинения по литературе» предназначен для углубления навыков написания сочинения-рассуждения, так как это вид работы является одним из самых сложных для учащихся.  Курс базируется на межпредметных связях с литературой, историей, обществознанием.

        Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир.

Цели курса:

  • гуманитарное развитие учащихся;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • овладение учащимися свободной речью (устной и письменной);
  •     обучение работе над сочинением.

Задачи:

– сформировать у учащихся научно-лингвистическое мировоззрение, развитие языкового эстетического идеала;

– совершенствовать  умение связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

– подготовить учащихся к продуктивной работе над сочинением в жанре эссе и сочинения-рассуждения

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

СОГЛАСОВАНО:

Зам. директора по УВР

                                                                                    

________________ Е.Б. Шумик

«___» ____________ 20__ г.

УТВЕРЖДАЮ:                                                                                                            Директор МБОУ

«Хорошковская СШ им. Г.Ф. Цыбенко»                                                                                                                                              ________ Ю.В.Бохан

«___» ________ 20__ г.                                                                    

Программа

                                                        элективного учебного курса

                                                                   для 11  класса

                                       «Секреты успешного сочинения по литературе »

Составил(а):

учитель  русского языка и литературы ,

 Евгения Владимировна Евдокимова

2017-18г.

                                                                                     

                                                                               

Пояснительная записка к элективному курсу

«Секреты успешного сочинения по литературе»

     Современные тенденции по модернизации общего образования направлены на создание индивидуальной образовательной траектории в старших классах. Такие преобразования диктуются в первую очередь социальным заказом общества, который ставит перед школой задачу: дать учащемуся полное среднее образование и помочь ему в профессиональном выборе.  

      Элективный курс «Секреты успешного сочинения по литературе» предназначен для углубления навыков написания сочинения-рассуждения, так как это вид работы является одним из самых сложных для учащихся.  Курс базируется на межпредметных связях с литературой, историей, обществознанием.

        Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы. Она приобщает учащегося к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир.

Цели курса:

  • гуманитарное развитие учащихся;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • овладение учащимися свободной речью (устной и письменной);
  •     обучение работе над сочинением.

Задачи:

– сформировать у учащихся научно-лингвистическое мировоззрение, развитие языкового эстетического идеала;

– совершенствовать  умение связно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

– подготовить учащихся к продуктивной работе над сочинением в жанре эссе и сочинения-рассуждения

Общая характеристика элективного курса

Основная направленность личности в старшем возрасте — осознание своего места в будущей жизни, своей жизненной перспективы. Навык написания сочинения и эссе необходим каждому человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни реализовал себя. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства устно и письменно. А развитие личности – это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач.

Место элективного курса в учебном плане

«Секреты успешного сочинения по литературе» - элективный курс компонента образовательного учреждения и предназначен для учащихся  11 класса. Курс рассчитан на 34 часа в год. После завершения курса выполняется итоговая работа: создается сборник сочинений-рассуждений  учащихся.

Результатом изучения курса должно стать умение  писать сочинение –рассуждение и эссе; углубление имеющихся знаний по русскому языку; развитие самостоятельного, активного, творческого мышления у учащихся.

К концу изучения курса учащиеся должны знать:

  • основные признаки жанра, особенности тематики и композиции;
  • структуру сочинений эссе и сочинения-рассуждения;
  • знать приемы редактирования текста.

К концу изучения курса учащиеся должны уметь:

• разъяснять основные жанрообразующие признаки эссе и сочинения-рассуждения

• узнавать сочинение-рассуждение, видеть его особенности и уметь отличать от других жанров (на конкретных примерах);

• анализировать творческие образцы произведений эпистолярного жанра и рецензировать их;

• создавать собственные творческие работы в жанре эссе и сочинения-рассуждения

Ожидаемые результаты обучения

В результате обучающийся должен

знать/понимать:

 - структуру сочинения-рассуждения на основе исходного текста;

- критерии оценивания ответа на задание части С;

- смысл понятий: проблема текста, позиция автора, аргументация собственного мнения по проблеме, смысловая цельность, речевая связность, языковая норма, этическая норма, фактологическая точность;

- лексические, грамматические и речевые нормы.

уметь:

- понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

- формулировать проблему исходного текста;

- комментировать сформулированную проблему;

- отражать позицию автора исходного текста;

- выражать собственное мнение, аргументировать его, опираясь на жизненный или читательский опыт;

- последовательно излагать собственные мысли;

- использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка;

- оформлять письменную речь в соответствии с грамматическими нормами литературного языка.

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.

                                                                        Содержание учебного курса

Вводное занятие

Особенность устной и письменной речи. Необходимость прочтения литературного произведения, по которому должно быть написано сочинение. Интерпретации и пределы толкований произведений. Обращение в сочинении к другим литературным произведениям. О работе с учебником и критической литературой. Словари и справочная литература.

Вы пишете сочинение

Выбор и осмысление темы. Отбор материала. Определение главной мысли работы. Типология тем сочинений. Основные принципы построения текста. Эпиграф. Объем сочинения.

План как помощник в организации материала. Формулировка плана. Простой и сложный планы. Пункт и подпункт. Вступление и заключение. Работа над планом. Деление на абзацы.

Точность цитирования. Оформление цитаты. Передача экспрессивной и образной речи. Цитата – не самоцель, а подтверждение сказанного.

Эссе как вид творческой работы

Знакомство с эссе как литературным произведением. Анализ образцов эссе. Определение признаков жанра на конкретных примерах. Содержательные, структурные особенности эссе, воплощенные в разных литературных жанрах.

Выявление зависимости формы эссе и его языкового воплощения от задачи и адресата автора. Творческие поиски художников слова. Поиски форм высказывания, художественных и языковых средств их воплощения. Разница между эссе и стихотворениями в прозе.Эссе – жанр сочинения-рассуждения, являющийся разновидностью очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий и ассоциаций автора, где личность автора выступает на первый план:  он является одновременно и рассказчиком, и героем. Жанр эссе отличается образностью, афористичностью речевого исполнения. Разновидности жанра: эссе философское и литературно-критическое, причём последнее не претендует на анализ произведения, ограничивается рассуждениями о нём. Законом жанра является предельная открытость автора, его позиция, его мысли

 Сравнение текстов, принадлежащих перу одного автора. Творческие возможности различных авторов в рамках одного жанра и одной темы. Жанровые особенности эссе.   Ассоциативное мышление. Эссеистические миниатюры, построенные на необычной авторской ассоциации. Комментарии и рецензия.

Сочинение-рассуждение как вид творческой работы

Проблема текста. Виды проблем. Способы выявления проблем. Основная проблема. Формулировка проблемы. Комментирование проблемы как аналитико-синтетическая работа с текстом. Типы комментирования.

Выявление и формулировка авторской позиции. Аргументация собственной позиции и основные виды аргументации. Логические аргументы. Иллюстративные аргументы. Ссылки на авторитет.

 Работа над композицией. Основные виды вступительной и заключительной части.

  Критерии оценивания  сочинения-рассуждения. Проверка и редактирование сочинения. Распределение времени на экзамене.

 Анализ стихотворного и прозаического произведения. Анализ отрывка из произведения. Сочинение на проблемную тему. Итоговая работа.

Тематическое  планирование

с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

урока

Тема урока(занятия)

Количество часов

Дата проведения по плану

Причина корректировки

Дата проведения по факту

1

Введение.

Основные требования к сочинению

1

2

Вы пишете сочинение .

Тема сочинения, отбор  материала при помощи плана, цитирование в сочинении

1

3

Работа над сочинением и его редактирование

1

4

Эссе как вид творческой работы. 

Из истории жанра. Знакомство с эссе как жанром литературного произведения

1

5

 Особенности эссе как жанра

1

6

Разновидности эссе: философское и литературно-критическое.

1

7

Роль автора. Зависимость формы эссе от адресата и задач автора

1

8

Стиль, тип речи эссе

1

9-10

Изобразительно-выразительные средства

2

11

Особенности тематики и композиции сочинения в жанре эссе

1

12

Эссе, объединенные общей темой, разных авторов

1

13-14

Контрольная работа за 1 полугодие. Сочинение-эссе философского жанра.

Анализ сочинений-эссе.

2

15

Сочинение-рассуждение как  вид творческой работы.

Сочинение-рассуждение, основные части сочинения

1

16

Проблема текста.  Выявление проблем в тексте.

Виды проблем.

1

17

Практическая работа с текстами.

1

18

Комментирование проблемы и выявление авторской позиции.

1

19

Аргументация собственной позиции.

Виды аргументов

1

20

Аргументация на основе жизненного опыта.

Аргументация на основе читательского опыта.

1

21

Финал сочинения-рассуждения.

1

22

Практическая работа по созданию сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста.

1

23

Речевое оформление сочинения-рассуждения.

1

24

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Логические ошибки

1

25

Этические нормы.

1

26

Фактологическая точность

1

27-28

Сочинения-рассуждения по социальной проблематике

2

29-30

Сочинение-рассуждение по нравственной проблематике

2

31-32

Сочинение-рассуждение по философской проблематике

2

33-34

Итоговая контрольная работа (промежуточная аттестация). Сочинение-рассуждение  на проблемную тему.

Анализ сочинений. Создание сборника сочинениий обучающихся.

2

                                                                  Литература для учителя:

1. Карнаух Н.Л., Щербина И.В. Письменные работы по литературе. 9–11-е классы. М.: Дрофа, 2010.

2. Крундышев А.А. Как работать над сочинением. СПб., отделение изд-ва «Просвещение», 2010.

3. Обернихина Г.А., Карнаух Н.Л. Обучение написанию сочинений разных жанров. Методические рекомендации. М.: АПК и ПРО, 2011.

4. Калганова Т.А. Сочинения различных жанров в старших классах. М.: Просвещение, 2011.

Литература для учащихся:

  1. Всё об экзаменационном сочинении. Материалы к письменному экзамену.  - М.:Астрель, 2002.
  2. Как написать сочинение? Справочник школьника.  – М.:Слово, 1997.
  3. Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. – М.: Просвещение, 1987.
  4. Никитина Е.И. Русская речь. М.:Просвещение, 1991.
  1. Лекант П.А., Гольцова Н.Г., Жуков В.П. и др. Современный русский литературный язык. Учебник. Под ред. Леканта П.А. – 6-е изд., стер.- М.: Высш. Шк., 2004.
  2. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке. Под ред. И.Б.Голуб. – 13-е изд.- М.: Айрис-пресс, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Варианты предэкзаменационных тем сочинений по литературе для II курса НПО (в помощь преподавателям )

В данной работе представлено 10 вариантов. В каждом варианте по 5 тем на выбор учащихся. Согласно требованиям сформулированы темы по литературе XYIII, XIX, XX и современной литературе. В каждом вариан...

Программа элективного курса по литературе «Теория и практика написания сочинения по литературе»

Данная программа направлена на подготовку учеников 11 класса к итоговому сочинению...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Родной (русский) язык и родная (русская) литература» в 5- 9 классах

Адаптированная рабочая программа учебного курса "Родной (русский) язык и родная (русская) литература" 5-9 класс ФГОС ООО...

Элективный курс: «Техника написания сочинения по литературе (подготовка к итоговому сочинению)»

Элективный курс «Техника написания сочинения по литературе (подготовка к итоговому сочинению)» предназначен для учащихся 10-11 классов, которым предстоит в декабре сдавать экзаменационное ...

Программа учебного курса «Родной (русский) язык и родная (русская) литература» в 5- 9 классах

учебного курса«Родной (русский) язык и родная (русская) литература»в 5- 9 классах...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Родной (русский) язык и родная (русская) литература» в 5- 9 классах ФГОС ООО

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса«Родной (русский) язык и родная (русская) литература»в 5- 9 классах ФГОС ООО...

РАБОЧИЕ ПРОГРАММЫ учебных курсов «Родной (татарский) язык» и "Родная (татарская) литература" для обучающихся 5-9 классов на 2023-2024 учебный год

Программа по родному (татарскому)  языку на уровне основного общего образования подготовлена на основе ФГОС СОО, ФОП СОО, Концепции преподавания государственных языков Республики Башкортостан и р...