Художественные средства и их роль в идейном содержании поэмы А.Ахматовой «Реквием»
методическая разработка по литературе (11 класс)

Супрон Наталья Михайловна

Художественные средства и их роль в идейном содержании   поэмы А.Ахматовой «Реквием»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Художественные средства и их роль в идейном содержании   поэмы А.Ахматовой «Реквием»

 

                                                              ХОД  УРОКА

Цели урока:   1. Формирование умения анализировать поэтическое

                        произведение на основе художественных средств текста

                        2. Развитие умений учащихся  выявлять художественные средства и

                         определять их роль в идейном содержании поэмы

                        3. Воспитание патриотизма, уважения к истории страны,

                                   литературному наследию на примере поэмы «Реквием», посвящённой

                                    жертвам сталинских репрессий.

Задачи урока: 1. Познакомить с поэмой А.Ахматовой «Реквием» и  судьбой автора.

                         2. Повторить теоретические сведения о художественных  средствах

                          языка

                         3. Отработать определение и нахождение

                          изобразительно-выразительных средств в тексте.

                         4. Показать роль поэмы А.Ахматовой, её значение, её место в

                           культурном наследии  России.

                        ХОД УРОКА

І.  Организационный момент.

Активизация внимания через постановку проблемной  ситуации:     ученики   находят точки соприкосновения литературы и русского языка – это идея, смысл произведения и его язык

ІІ. Актуализация опорных знаний  (проверка готовности к восприятию информации). Чтение наизусть стихотворения из цикла А.А.Ахматовой «Венок мёртвым»

De profundis (из бездны взываю)…

…Моё поколение

Мало мёду вкусило. И вот

Только ветер гудит в отдаленье,

Только память о мёртвых поёт.

Наше было не кончено дело,

Наши были часы сочтены,

До желанного водораздела,

До вершины великой весны,

До неистового цветенья

Оставалось лишь раз вздохнуть…

Две войны, моё поколенье,

Освещали твой страшный путь.

          ІІІ. Целеполагание.  (слайд 3)

Что знал?  (С жизнью и творчеством А.А.Ахматовой мы знакомы)  

Что узнаю? (предлагается план урока и сообщается домашнее задание)

Что узнал? (Предлагается ответить в конце урока)

ІV. Вступление  учителя   (слайд 4)

-  Анна Ахматова прожила долгую жизнь. Пережила она и рано пришедшую к ней всероссийскую известность и незаслуженную – затянувшуюся на несколько десятилетий – резкую хулу, надолго закрывшую ей дорогу в печать, и подлинную мировую славу.

Сегодня мы познакомимся самым трагичным произведением А.Ахматовой. Трагичным, потому что в нём воплотились боль и страдания всего народа и каждого отдельного человека в годы сталинских репрессий.

Поэма называется «Реквием».  (Смысл названия. Значение слова «реквием»).  Известно, что это заупокойная месса, величественная и скорбная. Так, начиная с названия произведения, проявляется одна из центральных тем – тема памяти.

V. Изучение нового материала.

 1. История создания поэмы. Сообщение ученика.  Индивидуальное домашнее задание. (слайд 6)

-  Стихотворения, составившие эту поэму-цикл, написаны в 1935-1940 годах. Однако до 1962 года  поэма не была записана и «хранилась» в памяти Ахматовой и нескольких наиболее близких её друзей, которые вынуждены были  учить стихотворения наизусть. Поэма сложилась из отдельных стихотворений.  В основе «Реквиема» биография автора:  арест сына А.А.Ахматовой  Л.Н.Гумилёва и  арест её третьего мужа, профессора Всероссийской академии художеств Н.Н.Пунина.

2. Текстуальное изучение поэмы  (Чтение учениками глав  «Реквиема» наизусть)

3. Сюжет. (Сюжет поэмы - горе матери, оплакивающей мужа и сына, безвинные жертвы репрессий.  Главный герой “Реквиема” – мать).  

4. Композиция (слайд 7)

 Проблема жанра, сюжета, композиции поэмы «Реквием»:

- Трагические события тех лет Ахматова разделила со своим народом. “Реквием” датирован 1935-1940 годами и посвящен годам “большого террора”. На протяжении пяти лет у Ахматовой появлялись отдельные стихотворения. В 1940 году А. Ахматова написала пролог (“Посвящение” и “Вступление”) и эпилог. Так родилась поэма “Реквием”. Представляется спорным вопрос о жанре “Реквиема”. Одни считают его циклом отдельных стихотворений, объединённых под общим названием. По мнению других, “Реквием” - это поэма с тщательно продуманной композицией.     Как правило, в цикл объединяется ряд стихов с общей темой, мотивом.  «Реквием»,  несмотря на то, что разные его части создавались в разное время, обладает высочайшей степенью единства:

-  особого рода единство образа лирической героини (женщина-мать,  обычная женщина, женщина из богемы начала ХХ века, Богородица – ипостаси лирической героини)

-  единство мотивно-образной структуры;

- единство проблематики;

- единство  лирического сюжета (Арест – ожидание – «Приговор» - «К смерти» «Распятие»

        5.  Аналитическая беседа. Многоплановость поэмы.

-  Современный план  (учащиеся находят ключевые образы – приметы советской эпохи: «тюремные очереди», «черные маруси», «звёзда» и др.)

-  Фольклорный план (стрелецкие жёнки, «кремлёвские башни», «тихий Дон»)

-  Библейский план (распятие, Матерь Божья, Магдалина)

Выводы:  Поэма обладает несколькими уровнями обобщения: судьба автора, судьба  народа в советский период,  обращение к российской истории: кровавое подавление стрелецкого бунта, судьба донских казаков; судьба библейских героев.

VI.   Постановка проблемы.

        Роль изобразительно-выразительных средств в художественном произведении.

-  Яркие   изобразительные средства – один из критериев таланта автора, который предполагает и талантливого читателя.  И этому можно и нужно учиться. Мы будем учиться видеть и понимать разнообразие, необычность, художественную силу образов поэмы А.А.Ахматовой.  Только тогда  может открыться талантливому читателю художественный смысл и суть  произведения.

Главное в понятии “выразительность” для художественной речи – это способность художественного произведения оказывать на читателя эмоциональное, эстетическое воздействие, создавать яркие образы.

VII. Работа с интерактивной доской. Исследование и определение художественных средств в тексте.

            - Выразительность речи достигается разными способами и средствами:

  1. Вспомните и прокомментируйте следующие понятия (средства выразительности)  и определите соответствие: (Слайд )

Эпитет

Метафора

Олицетворение

Сравнение

  1. Синтаксические художественные средства: анафора, инверсия, риторический вопрос, умолчание, бессоюзие.

 Определите  соответствия. Дан пример - назвать термин – дать определение термина.    (Слайд )

  1. Звуковые художественные средства.     Определите  аллитерацию,  ассонанс      
  1.  Изучение нового материала: РЕМИНИСЦЕНЦИЯ.
  1. Проблемное задание. (Слайд)

-  Посмотрите на слайд и попробуйте дать определения художественного средства: реминисценция.

-  Почему А.Ахматова употребляет выражение  «каторжные норы»        из известного всем стихотворения А.С.Пушкина?

2.  Углубление понятия «реминисценция». «Реквием» А.В.Моцарта. Музыкальное произведение, заупокойная месса. (Слайд)

       IX.  Углубление понятия «СКВОЗНОЙ ОБРАЗ». Аналитическая беседа. (Слайды )

-  Талантливое художественное произведение  обычно насыщено образами. Художественные образы не только воспроизводят  явления жизни, но и обладают особой эмоциональностью. Сквозной образ – это та идея, переданная словом, которая особо волнует писателя.

-  Что же такое сквозной образ? Как вы понимаете термин? Почему сквозной?

- Действительно, сквозной образ – это неоднократно повторяющийся в произведении образ, который  несёт дополнительные  смысловые оттенки, тем самым углубляя мысль.

- Поэма А.А.Ахматовой удивительно богата сквозными образами. Давайте понаблюдаем, какие ключевые образы повторяются в поэме и как они помогают понять трагедию лирического героя?

(Предположительные ответы учащихся: камень ( «упало каменное слово», «душа окаменела», «окаменелое страданье»), вода (Нева, Енисей, Дон, море), звезда (Полярная звезда, «звёзды смерти», «огромная звезда» кремлёвские звезды)

Х. Закрепление изученного материала. (Слайд)

Работа с текстом.

Задание: найти художественные средства в тексте (метафора, эпитет, олицетворение, оксюморон, гипербола). Глава «Вступление».

  XI. Проверка усвоения нового материала. (Слайд)

Текст ЕГЭ.  Прочитайте фрагмент рецензии, в котором анализируются художественные средства главы «Посвящение». Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.  

        "Посвящение" содержит ряд конкретных картин общенародного несчастья "осатанелых лет". Трагизм эпохи подчёркивает  художественное средство, основанное на скрытом сравнении:_________. Закономерным является введение в текст образов, восходящих к стихотворению А.С.Пушкина "Во глубине сибирских руд". Это художественное средство ______   помогает провести  параллель между эпохами и глубже увидеть народное горе.  

        Яркие художественные определения________ дают возможность не только описать явления, но и помочь увидеть реальную картину эпохи глазами лирической героини. О её  беспредельной душевной  ране говорят и многоточия, которые являются признаками такого изобразительного средства, как________.

Перечень художественных средств:

  1. Антитеза
  2. Парцелляция
  3. Метафора
  4. Сравнение
  5. Эпитет
  6. Реминисценция
  7. Недосказанность
  8. Оксюморон

XII. Заключительное слово учителя.

Вторая часть  Эпилога развивает тему Памятника. (Вспомним  Державина и Пушкина). Но под пером А.Ахматовой  тема приобретает глубоко трагичный смысл. Никогда  ни в русской, ни в мировой литературе  не возникало столько необычного памятника поэту, стоящего, по его завещанию, у тюремной стены. Это памятник всем жертвам репрессий, замученным в страшные годы сталинского режима.

XIII. Рефлексия. (Слайд)

Проверка психоэмоционального состояния обучающихся и эффективность  мотивации деятельности

Что узнал? (предполагаемые выводы, тезисы домашнего сочинения)

Ответ на основной вопрос: Какова роль изобразительно-выразительных средств в поэме А.А.Ахматовой «Реквием»

-  Поэма удивительно богата художественными средствами, которые говорят о гениальности А.Ахматовой.

-  Сквозные образы поэмы помогают увидеть не только исторические явления, но и глубину страданий лирического героя.

-   «Реквием» - это памятник, воздвигнутый с помощью слова,  в слове, что предполагает преодоление смерти.  

 

 

                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль природы в идейном содержании поэмы М.Ю. Лермонтова "Мцыри"

Цель урока: рассмотреть, как пейзаж помогает постичь психологию героя в различных жизненных ситуациях....

"Я была тогда с своим народом..." Урок по поэме А.Ахматовой "Реквием" 11 класс

Данная работа представляет собой подробную разработку урока (2 часа), предлагает комплексный подход к изучению произведения. Aнализ поэмы А.Ахматовой "Реквием" позволяет обнаружить глубокую взаимосвяз...

Презентация к уроку литературы "Трагедия поэта и народа в поэме А. Ахматовой "Реквием"

Презентация содержит материал к уроку литературы в 11 классе "Трагедия поэта и народа в поэме А. ахматовой "Реквием". В презентации представлены проблемные вопросы для анализа текста, а также обобщени...

Поэма А.Ахматовой "Реквием".

Презентация отражает содержание поэмы и может использоваться на первом уроке  её изучения....

Урок по поэме Анны Ахматовой "Реквием"

Урок анализа лиро-эпического текста , который приводит учащихся к пониманию индивидуальности поэтессы в раскрытии темы произведения....

урок по теме:« Идейно – художественное своеобразие поэмы А. Ахматовой « Реквием».

Конспект урока по теме: « Идейно – художественное своеобразие поэмы А. Ахматовой « Реквием». Цель урока: осмыслить образный строй поэмы, еѐ художественные особенности, осо...