Урок литературы в 11 классе по теме "Сатира Маяковского"
план-конспект урока по литературе (11 класс)

Стаценко Елена Владимировна и Сергей Николаевич

Конспект урока поможет учителю раскрыть богатство сатиры Маяковского. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

САТИРА МАЯКОВСКОГО

ЦЕЛИ: познакомить учащихся с сатирой Маяковского, дать образ Маяковского-сатирика,

        сражающегося с пошлостью, мещанством, бюрократизмом, продолжить сближение         поэта и читателя;

воспитывать эмоциональность детей, разбудить в учащихся лучшие качества личности, подвести к высотам гуманизма и гражданственности;

        развивать монологическую речь учащихся, умение строить высказывания на заданную тему, артистизм.

ОФОРМЛЕНИЕ: портрет Маяковского, иллюстрации к стихотворениям «Нате!», «О дряни», «Прозаседавшиеся», рисунки Окон РОСТА и фотографии из сцен спектакля «Клоп».

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ (опорный конспект):

ОБЪЕТ  САТИРЫ

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

1. ДООКТЯБРЬСКАЯ САТИРА МАЯКОВСКОГО

«БУРЖУИ»

«ЖИРНЫЕ»

«НАТЕ!», «ГИМН УЧЕНОМУ», «ГИМН СУДЬЕ», «ГИМН ОБЕДУ» И ДР.

МЕТАФОРА

ГИПЕРБОЛА

СНИЖЕННАЯ ЛЕКСИКА

2. РАБОТА В ОКНАХ РОСТА

ВРАГИ РЕВОЛЮЦИИ

САТИРА НА ВНЕШНИХ ВРАГОВ: ДЕНИКИН, ЮДЕНИЧ, АНТАНТА

АЛЛИТЕРАЦИЯ

СРАВНЕНИЯ

3.»БОВ» (БОЕВОЙ ОРГАН ВЕСЕЛЬЧАКОВ)

МЕЩАНСТВО, БЮРОКРАТИЗМ

САТИРА НА ВНУТРЕННИХ ВРАГОВ: «МАРУСЯ ОТРАВИЛАСЬ», «СТОЛП», «СПЛЕТНИК», «О ДРЯНИ», «ПРОЗАСЕДАВШИЕСЯ»

ГРОТЕСК

ГИПЕРБОЛА

4. НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ

ФАНТАСТИКА

. ОБЫВАТЕЛИ И НОВЫЕ МЕЩАНЕ

ПЬЕСА «КЛОП»

ЭПИГРАФ:  Я убежден – в будущих школах сатиру

 будут преподавать наряду с

 арифметикой и с не меньшим успехом.

                                                В.В.Маяковский

ХОД УРОКА

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ

19 октября 1913 года в тихом Мамоновском переулке Москвы состоялось открытие кабаре «Розовый фонарь». Событие привлекло внимание буржуазной публики и печати. Празднично наряженная публика заполняла зал. Дамы в дорогих нарядах и украшениях, господа, занятые разговорами друг с другом, развлекались, ели, пили и уже не слушали, кто и что говорил или пел на эстраде.

        И вот тогда на эстраду вышел высокий молодой человек с нахмуренным, серьезным лицом, он выглядел эффектно в своей желтой блузе. Расставив ноги, как бы утвердившись на подмостках, он посмотрел в зал долгим взглядом, выдержал паузу, и в пространстве зала зазвучал слегка дрожащий от напряжения, густой, необыкновенного тембра бас.

         ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ НАИЗУСТЬ УЧЕНИКОМ СТИХОТВОРЕНИЯ «НАТЕ!»

         СЛОВО УЧИТЕЛЯ

        За столиками воцарилась тишина, а затем зал взорвался, послышались свистки, истерические крики: «Долой!» Женщины падали в обморок.

        Так не вошел, а ворвался в русскую поэзию в самый тяжелый для нее период поэт Владимир Маяковский.

        АНАЛИТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТА        

        - Почему поэт в такой грубой, вызывающей форме противопоставил себя буржуазному обществу? Что давало ему право так себя вести? Что вы помните о футуризме?

        - Какой прием сатиры использует автор? (Метафора: «вытечет по человеку ваш обрюзгший жир»; «смотрите устрицей из раковин вещей», «бабочка поэтиного сердца»; сравнение и метафора: «толпа озвереет, будет теряться, ощетинит ножки стоглавая вошь»).

        - Против кого направлена сатира Маяковского? (Вызов мещанам, буржуазии, для которых  материальные ценности превыше духовных).

        Лирический герой Маяковского похож на подростка. Неустроенный, он ненавидит быт, всегда для него мещанский («Желудок в панаме»), бедность прикрывает экстравагантной «кофтой фата», душевную слабость и ранимость – резкостью жестов и нагловатостью. Он нигилист, он безмерно любит себя. Он живет на переходе, в центре столкновения нового и вечного. Он напоминает нам «юношу, обдумывающего житье».

        Наступил Октябрь 1917 года.

        - Как отнесся Маяковский к революции? («Моя революция»)

        - Какой вклад внес Маяковский в дело революции?

-  Расскажите о работе над плакатами в «Окнах РОСТА» .

РАБОТА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ:

1.Лезет барон,                                        2.Юденич взял Воронеж!

  Лезет шайка баронова.                                   Дяденька, держи, а то уронишь!

  Врангеля – вон                        3. Ешь ананасы, рябчиков жуй!

  И шайку воронову.                            День твой последний приходит, буржуй!

- Какой художественный прием использует В.Маяковский? (аллитерация)

- Против кого направлена сатира Маяковского? (против внешних врагов).

Но вот война окончена. Покончено с внешними врагами, но появились внутренние враги, которые оказались опаснее внешних. Эпоху военного коммунизма сменяет эпоха НЭПа. С НЭПом оживает новое советское мещанство.

В 1921 году выходит первый советский сатирический журнал «БОВ». Первое стихотворение, с которого начинался журнал, называлось «Последняя страничка гражданской войны». Это стихотворение о героях гражданской войны, героях, которые ценой своей жизни завоевали великое право для грядущих поколений – право свободно трудиться. Поэт заканчивает это стихотворение словами:

Во веки веков, товарищи,

Вам – Слава! Слава! Слава!

А рядом с этим стихотворением было помещено «О дряни». И начиналось оно теми же словами:

Слава! Слава! Слава героям!

Впрочем,

Им довольно воздали дани.

Теперь поговорим о дряни.

ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ СТИХОТВОРЕНИЯ «О ДРЯНИ»

        - Почему заорал Карл Маркс? Что вывело его из себя? От какой опасности предостерегает Маркс?

        Мещанин, замаскированный под советского работника, - враг. Он  приспособился к новым условиям, свил себе уютные кабинеты и спаленки. Маркс издевается над мразью. Такой мещанин опасен тем, что ловко втирается в государственный аппарат, порождая болезнь обюрокрачивания учреждений.

        - Какую роль играют детали, рисующие быт мещан?

        Непременная алая рамочка для портрета Маркса, газета «Известия», как подстилка для котенка. Вот он – советский чиновник, озабоченный собственным благополучием, и его супруга «товарищ Надя», для которой эмблемы революции серп и молот – лишь непременный узор на платье. Такие люди опошляют революцию.

        - Какие приемы сатирического изображения есть в стихотворении?

        Слова сниженной лексики: «мурло мещанина», «зады», «мразь», «тихоокеанские голенища». Гипербола: «Намозолив от пятилетнего сидения зады». Эксцентричный вывод: «головы канарейкам сверните».

        - Почему канарейкам?

        Потому что канарейка – символ мещанства, она страшнее Врангеля. Создается абсурдная картина. Она настолько возмутительна, что портрет Карла Маркса не выдерживает и «орет» караул.

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ «ПРОЗАСЕДАВШИЕСЯ»

        - Традиции каких писателей продолжает Маяковский?

        Стихотворение имеет сатирическую направленность, значит традиции Гоголя, Салтыкова-Щедрина.

        - Какую абсурдную картину рисует Маяковский?

        Он показывает государственную бюрократическую машину, имитирующую деятельность. Абсурдность в том, что чиновники заседают и перезаседают, разрываясь между очередным заседанием. Все это приводит к созданию фантастической картины: верхняя половина здесь, нижняя на другом заседании.

        - Какие основные приемы сатиры использует Маяковский?

        Метафоры, гротеск, фантастика.

СООБЩЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ

        Ленин, прохладно относившийся к поэзии Маяковского, высоко оценил именно это стихотворение, сказав: «Не знаю, как насчет поэзии, а насчет политики ручаюсь, что оно совершенно правильно».

        Да, поэзия Маяковского трудна для понимания, и поэту, часто выступавшему перед публикой, присылали записки с колкими вопросами. К своим недоброжелателям он был беспощаден, как была беспощадна его сатира.

        Записка: Ваши стихи мне непонятны.

        Ответ: Ничего, ваши дети поймут.

        Крик из зала: И дети мои не поймут!

        Ответ: А почему вы так убеждены, что ваши дети пойдут в вас? Может быть, у них мама  умнее, они будут похожи на нее.

        Записка: Маяковский, ваши стихи не волнуют, не греют, не заражают.

        Ответ: Мои стихи не море, не печка и не чума.

СООБЩЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ

        В последние годы своей жизни Маяковский увлекся театром. Он сблизился с замечательным режиссером Мейерхольдом и для его театра написал две пьесы «Клоп» (1928) и «Баня» (1929).

        - О чем пьеса «Клоп»?

        Пьеса «Клоп» состоит из двух сюжетов.

 Первый сюжет – действие разворачивается в конце 20х годов. Бывший рабочий Присыпкин порывает со своей девушкой и с друзьями, хочет измениться, войти в круг новых людей, стать нэпманом и жениться на богатой маникюрше. Брошенная девушка пытается покончить с собой. Кульминация первого сюжета – свадьба и пожар, гибель всех гостей.

        Второй  сюжет – действие разворачивается в 1979 году – оживление замороженного Присыпкина. Кульминация: Присыпкина сравнивают с клопом. «Клопус нормалис», разжиревши, упившись на теле одного человека, падает под кровать. «Обывателиус вульгарис», разжирев и упившись на теле всего человечества, падает на кровать. Вся разница! «Обывателиус вульгарис» страшнее, он заражает обывательщиной всех вокруг. Поэтому он должен быть изолирован от людей.

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ

        - Какое светлое будущее изобразил автор?

        Люди будущего не понимают, что такое поэзия, не читают книг, не разбираются в музыке, не умеют танцевать, не ведомы им чувства радости жизни, любовь воспринимают как «древнюю болезнь». Они не пьют, не курят, не здороваются за руку. Личность как таковая исчезла, их жизнь принадлежит коллективу.

        - Как связано будущее с прошлым?

        Никак. Они ничего не знают и не помнят об этом прошлом. Эпохи разорваны. Присыпкина, как представителя из прошлого воспринимают как «животное» и «насекомое». Присыпкин так и остается «клопом», мелким кровопийцей, из-за которого когда-то пролилась кровь.

        - Будущее общество лучше Присыпкина?

        Нет. Оно стерильно, заорганизовано. Здесь нет чувства и нормальных человеческих отношений. Оно так же бездуховно, как и Присыпкин., и подвергается эпидемии мещанства.

        Будущее в пьесе «Клоп» вымышленное. Показывая его, Маяковский указывает на недостатки настоящего. Представители РАППа (пролетарских писателей) считали, что сатире нет места в советском обществе. Советское общество – это общество правильных и идеологически выверенных людей. С этим никак не мог согласиться Маяковский, поэтому и эпиграф урока звучит так (чтение эпиграфа).

        - А вы согласны с мнением Маяковского? Действительно сатира нужна, сатира жива, пока живы пороки людские (дискуссия)?

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

  1. Запись в тетради опорного конспекта.
  2. Беседа по вопросам:

- Против кого и чего направлена сатира Маяковского?

- Какие художественные приемы использовал автор?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

        Подготовить письменное выступление на тему: «Что может являться объектом сатиры в нашей жизни?»



Предварительный просмотр:

САТИРА МАЯКОВСКОГО

ЦЕЛИ: познакомить учащихся с сатирой Маяковского, дать образ Маяковского-сатирика,

        сражающегося с пошлостью, мещанством, бюрократизмом, продолжить сближение         поэта и читателя;

воспитывать эмоциональность детей, разбудить в учащихся лучшие качества личности, подвести к высотам гуманизма и гражданственности;

        развивать монологическую речь учащихся, умение строить высказывания на заданную тему, артистизм.

ОФОРМЛЕНИЕ: портрет Маяковского, иллюстрации к стихотворениям «Нате!», «О дряни», «Прозаседавшиеся», рисунки Окон РОСТА и фотографии из сцен спектакля «Клоп».

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ (опорный конспект):

ОБЪЕТ  САТИРЫ

ПРОИЗВЕДЕНИЯ

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА

1. ДООКТЯБРЬСКАЯ САТИРА МАЯКОВСКОГО

«БУРЖУИ»

«ЖИРНЫЕ»

«НАТЕ!», «ГИМН УЧЕНОМУ», «ГИМН СУДЬЕ», «ГИМН ОБЕДУ» И ДР.

МЕТАФОРА

ГИПЕРБОЛА

СНИЖЕННАЯ ЛЕКСИКА

2. РАБОТА В ОКНАХ РОСТА

ВРАГИ РЕВОЛЮЦИИ

САТИРА НА ВНЕШНИХ ВРАГОВ: ДЕНИКИН, ЮДЕНИЧ, АНТАНТА

АЛЛИТЕРАЦИЯ

СРАВНЕНИЯ

3.»БОВ» (БОЕВОЙ ОРГАН ВЕСЕЛЬЧАКОВ)

МЕЩАНСТВО, БЮРОКРАТИЗМ

САТИРА НА ВНУТРЕННИХ ВРАГОВ: «МАРУСЯ ОТРАВИЛАСЬ», «СТОЛП», «СПЛЕТНИК», «О ДРЯНИ», «ПРОЗАСЕДАВШИЕСЯ»

ГРОТЕСК

ГИПЕРБОЛА

4. НАСТОЯЩЕЕ И БУДУЩЕЕ

ФАНТАСТИКА

. ОБЫВАТЕЛИ И НОВЫЕ МЕЩАНЕ

ПЬЕСА «КЛОП»

ЭПИГРАФ:  Я убежден – в будущих школах сатиру

 будут преподавать наряду с

 арифметикой и с не меньшим успехом.

                                                В.В.Маяковский

ХОД УРОКА

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ

19 октября 1913 года в тихом Мамоновском переулке Москвы состоялось открытие кабаре «Розовый фонарь». Событие привлекло внимание буржуазной публики и печати. Празднично наряженная публика заполняла зал. Дамы в дорогих нарядах и украшениях, господа, занятые разговорами друг с другом, развлекались, ели, пили и уже не слушали, кто и что говорил или пел на эстраде.

        И вот тогда на эстраду вышел высокий молодой человек с нахмуренным, серьезным лицом, он выглядел эффектно в своей желтой блузе. Расставив ноги, как бы утвердившись на подмостках, он посмотрел в зал долгим взглядом, выдержал паузу, и в пространстве зала зазвучал слегка дрожащий от напряжения, густой, необыкновенного тембра бас.

         ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ НАИЗУСТЬ УЧЕНИКОМ СТИХОТВОРЕНИЯ «НАТЕ!»

         СЛОВО УЧИТЕЛЯ

        За столиками воцарилась тишина, а затем зал взорвался, послышались свистки, истерические крики: «Долой!» Женщины падали в обморок.

        Так не вошел, а ворвался в русскую поэзию в самый тяжелый для нее период поэт Владимир Маяковский.

        АНАЛИТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ ТЕКСТА        

        - Почему поэт в такой грубой, вызывающей форме противопоставил себя буржуазному обществу? Что давало ему право так себя вести? Что вы помните о футуризме?

        - Какой прием сатиры использует автор? (Метафора: «вытечет по человеку ваш обрюзгший жир»; «смотрите устрицей из раковин вещей», «бабочка поэтиного сердца»; сравнение и метафора: «толпа озвереет, будет теряться, ощетинит ножки стоглавая вошь»).

        - Против кого направлена сатира Маяковского? (Вызов мещанам, буржуазии, для которых  материальные ценности превыше духовных).

        Лирический герой Маяковского похож на подростка. Неустроенный, он ненавидит быт, всегда для него мещанский («Желудок в панаме»), бедность прикрывает экстравагантной «кофтой фата», душевную слабость и ранимость – резкостью жестов и нагловатостью. Он нигилист, он безмерно любит себя. Он живет на переходе, в центре столкновения нового и вечного. Он напоминает нам «юношу, обдумывающего житье».

        Наступил Октябрь 1917 года.

        - Как отнесся Маяковский к революции? («Моя революция»)

        - Какой вклад внес Маяковский в дело революции?

-  Расскажите о работе над плакатами в «Окнах РОСТА» .

РАБОТА С ИЛЛЮСТРАЦИЯМИ:

1.Лезет барон,                                        2.Юденич взял Воронеж!

  Лезет шайка баронова.                                   Дяденька, держи, а то уронишь!

  Врангеля – вон                        3. Ешь ананасы, рябчиков жуй!

  И шайку воронову.                            День твой последний приходит, буржуй!

- Какой художественный прием использует В.Маяковский? (аллитерация)

- Против кого направлена сатира Маяковского? (против внешних врагов).

Но вот война окончена. Покончено с внешними врагами, но появились внутренние враги, которые оказались опаснее внешних. Эпоху военного коммунизма сменяет эпоха НЭПа. С НЭПом оживает новое советское мещанство.

В 1921 году выходит первый советский сатирический журнал «БОВ». Первое стихотворение, с которого начинался журнал, называлось «Последняя страничка гражданской войны». Это стихотворение о героях гражданской войны, героях, которые ценой своей жизни завоевали великое право для грядущих поколений – право свободно трудиться. Поэт заканчивает это стихотворение словами:

Во веки веков, товарищи,

Вам – Слава! Слава! Слава!

А рядом с этим стихотворением было помещено «О дряни». И начиналось оно теми же словами:

Слава! Слава! Слава героям!

Впрочем,

Им довольно воздали дани.

Теперь поговорим о дряни.

ЧТЕНИЕ ПО РОЛЯМ СТИХОТВОРЕНИЯ «О ДРЯНИ»

        - Почему заорал Карл Маркс? Что вывело его из себя? От какой опасности предостерегает Маркс?

        Мещанин, замаскированный под советского работника, - враг. Он  приспособился к новым условиям, свил себе уютные кабинеты и спаленки. Маркс издевается над мразью. Такой мещанин опасен тем, что ловко втирается в государственный аппарат, порождая болезнь обюрокрачивания учреждений.

        - Какую роль играют детали, рисующие быт мещан?

        Непременная алая рамочка для портрета Маркса, газета «Известия», как подстилка для котенка. Вот он – советский чиновник, озабоченный собственным благополучием, и его супруга «товарищ Надя», для которой эмблемы революции серп и молот – лишь непременный узор на платье. Такие люди опошляют революцию.

        - Какие приемы сатирического изображения есть в стихотворении?

        Слова сниженной лексики: «мурло мещанина», «зады», «мразь», «тихоокеанские голенища». Гипербола: «Намозолив от пятилетнего сидения зады». Эксцентричный вывод: «головы канарейкам сверните».

        - Почему канарейкам?

        Потому что канарейка – символ мещанства, она страшнее Врангеля. Создается абсурдная картина. Она настолько возмутительна, что портрет Карла Маркса не выдерживает и «орет» караул.

ВЫРАЗИТЕЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ «ПРОЗАСЕДАВШИЕСЯ»

        - Традиции каких писателей продолжает Маяковский?

        Стихотворение имеет сатирическую направленность, значит традиции Гоголя, Салтыкова-Щедрина.

        - Какую абсурдную картину рисует Маяковский?

        Он показывает государственную бюрократическую машину, имитирующую деятельность. Абсурдность в том, что чиновники заседают и перезаседают, разрываясь между очередным заседанием. Все это приводит к созданию фантастической картины: верхняя половина здесь, нижняя на другом заседании.

        - Какие основные приемы сатиры использует Маяковский?

        Метафоры, гротеск, фантастика.

СООБЩЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ

        Ленин, прохладно относившийся к поэзии Маяковского, высоко оценил именно это стихотворение, сказав: «Не знаю, как насчет поэзии, а насчет политики ручаюсь, что оно совершенно правильно».

        Да, поэзия Маяковского трудна для понимания, и поэту, часто выступавшему перед публикой, присылали записки с колкими вопросами. К своим недоброжелателям он был беспощаден, как была беспощадна его сатира.

        Записка: Ваши стихи мне непонятны.

        Ответ: Ничего, ваши дети поймут.

        Крик из зала: И дети мои не поймут!

        Ответ: А почему вы так убеждены, что ваши дети пойдут в вас? Может быть, у них мама  умнее, они будут похожи на нее.

        Записка: Маяковский, ваши стихи не волнуют, не греют, не заражают.

        Ответ: Мои стихи не море, не печка и не чума.

СООБЩЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ

        В последние годы своей жизни Маяковский увлекся театром. Он сблизился с замечательным режиссером Мейерхольдом и для его театра написал две пьесы «Клоп» (1928) и «Баня» (1929).

        - О чем пьеса «Клоп»?

        Пьеса «Клоп» состоит из двух сюжетов.

 Первый сюжет – действие разворачивается в конце 20х годов. Бывший рабочий Присыпкин порывает со своей девушкой и с друзьями, хочет измениться, войти в круг новых людей, стать нэпманом и жениться на богатой маникюрше. Брошенная девушка пытается покончить с собой. Кульминация первого сюжета – свадьба и пожар, гибель всех гостей.

        Второй  сюжет – действие разворачивается в 1979 году – оживление замороженного Присыпкина. Кульминация: Присыпкина сравнивают с клопом. «Клопус нормалис», разжиревши, упившись на теле одного человека, падает под кровать. «Обывателиус вульгарис», разжирев и упившись на теле всего человечества, падает на кровать. Вся разница! «Обывателиус вульгарис» страшнее, он заражает обывательщиной всех вокруг. Поэтому он должен быть изолирован от людей.

БЕСЕДА ПО ВОПРОСАМ

        - Какое светлое будущее изобразил автор?

        Люди будущего не понимают, что такое поэзия, не читают книг, не разбираются в музыке, не умеют танцевать, не ведомы им чувства радости жизни, любовь воспринимают как «древнюю болезнь». Они не пьют, не курят, не здороваются за руку. Личность как таковая исчезла, их жизнь принадлежит коллективу.

        - Как связано будущее с прошлым?

        Никак. Они ничего не знают и не помнят об этом прошлом. Эпохи разорваны. Присыпкина, как представителя из прошлого воспринимают как «животное» и «насекомое». Присыпкин так и остается «клопом», мелким кровопийцей, из-за которого когда-то пролилась кровь.

        - Будущее общество лучше Присыпкина?

        Нет. Оно стерильно, заорганизовано. Здесь нет чувства и нормальных человеческих отношений. Оно так же бездуховно, как и Присыпкин., и подвергается эпидемии мещанства.

        Будущее в пьесе «Клоп» вымышленное. Показывая его, Маяковский указывает на недостатки настоящего. Представители РАППа (пролетарских писателей) считали, что сатире нет места в советском обществе. Советское общество – это общество правильных и идеологически выверенных людей. С этим никак не мог согласиться Маяковский, поэтому и эпиграф урока звучит так (чтение эпиграфа).

        - А вы согласны с мнением Маяковского? Действительно сатира нужна, сатира жива, пока живы пороки людские (дискуссия)?

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

  1. Запись в тетради опорного конспекта.
  2. Беседа по вопросам:

- Против кого и чего направлена сатира Маяковского?

- Какие художественные приемы использовал автор?

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

        Подготовить письменное выступление на тему: «Что может являться объектом сатиры в нашей жизни?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Урок литературы 9 класс "М.Ю.Лермонтов "Герой нашего времени"- первый психологический роман в русской литературе. Сложность композиции".

Конспект урока может быть использован при изучении романа "Герой нашего времени" в 9 - 10 классах...

Материал к уроку литературы, 11 класс, "Лирика В. Маяковского"

Материал для анализа стихотворения В. Маяковского "Послушайте!"...

презентация к уроку литературы по теме "В.В. Маяковский и футуризм"

Презентация к уроку литературы в 11 классе по теме "В.В. Маяковский и футуризм"...