Открытый урок литературы в 5 классе по повести В.Г.Короленко « В дурном обществе» Тема урока: Васина дорога к правде и добру.
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Елена Николаевна Неведрова

Открытый урок литературы в 5 классе  по  повести  В.Г.Короленко « В дурном обществе»

Тема урока: Васина дорога к правде и добру.         

 Цель урока: осмыслить нравственные уроки, полученные главным героем повести.                          

Задачи: 1.обучить анализу худ. произведения через исследование текста;

2. Способствовать совершенствованию устного и письменного выражения своих мыслей;

3.развивать умение анализировать, сравнивать ,обобщать и делать выводы ;

4. воспитывать милосердие ,сострадание, гуманное отношение к людям.

Оборудование: презентация, компьютер, учебник-хрестоматия.                                                                                                                                           

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_durnom_obshchestve_5_klass_urok.docx19.89 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок литературы в 5 классе  по  повести  В.Г.Короленко « В дурном обществе»

Тема урока: Васина дорога к правде и добру.          

 Цель урока: осмыслить нравственные уроки, полученные главным героем повести.                          

Задачи: 1.обучить анализу худ. произведения через исследование текста;

2. Способствовать совершенствованию устного и письменного выражения своих мыслей;

3.развивать умение анализировать, сравнивать ,обобщать и делать выводы ;

4. воспитывать милосердие ,сострадание, гуманное отношение к людям.

Оборудование: презентация, компьютер, учебник-хрестоматия.                                                                                                                                            

Ход урока  

1 Организационный этап. Приветствие .

2. Мотивационный этап.     

 Ребята, сегодня мы завершаем изучение повести В.Г.Короленко «В дурном обществе». (слайд 1. Портрет писателя). Я надеюсь, что на уроке вы покажете себя как хорошие читатели, рассказчики, исследователи.                          

Эпиграфом к уроку я взяла слова из повести: «Может быть, это и хорошо, что твоя дорога пролегла через нашу». (слайд 2. Эпиграф).

Скажите, кто и кому в произведении говорит эти слова?      

Объясните смысл этой фразы. О какой дороге идёт речь? ( о дороге жизни).  

Такая дорога у людей бывает разной. И встречи на жизненном пути бывают с такими людьми, которые помогают человеку стать лучше, увидеть мир по-другому. Сегодня на уроке мы постараемся проследить Васину дорогу жизни, ведь судьба подарила ему встречу, которая изменила мальчика.    

Давайте вместе обозначим тему урока. Какие вы предложите варианты?

Тему урока мы сформулируем так: «Васина дорога к правде и добру». ( слайд 3. Тема урока).(Запишите тему в тетрадь).    А какие мы поставим перед собой цели?  Цели урока: проследить этапы внутреннего движения героя, увидеть изменения, происшедшие в нем, которые повернули его к людям. (слайд 4. Словарная работа по теме урока). Васина- значит нас будет интересовать судьба именно этого героя. Чем он интересен? Именно он показан в движении- внутреннем движении. Дорога- необходимо проследить этапы этого движения, его направление. К правде и добру- изменения, произошедшие с Васей, повернули его к людям, из бродяги превратили в доброго и сострадательного человека.          

3. Актуализация.    Посмотрим на жизнь Васи в начале его пути и начнем с описания места, где жил герой. Опираясь на текст, расскажите, каким вы видите городок.   (слайды 5 и 6 .Княж-городок и пруд).(Сонные,заплесневевшие пруды, серые заборы, подслеповатые,ушедшие в землю хатки- всё это создаёт образ городка, живущего мелкой жизнью,где нет ярких чувств и событий).    

–Какой была жизнь Васи до встречи с Валеком и Марусей? (Вася чувствовал горе оттого,что умерла мама; ужас одиночества углублялся, потому что отец отворачивался от сына с досадой и болью. Все считали Васю бродягой и негодным мальчишкой, и отец тоже привык к этой мысли)

-Почему он начал бродяжничать?( не встречал привета и ласки дома, жил жаждой познания,общения. Он не мог примириться с затхлой жизнью городка. « Мне все казалось,что где-то там,в этом большом и неведомом свете, за старою оградой сада, я найду что-то; казалось, что я должен что-то сделать и могу что-то сделать, но только не знал, что именно».  

Вывод:

-Итак, что приводит Васю к часовне, где он познакомится с детьми?  

4. Работа с текстом. Давайте прочитаем эпизод встречи  по ролям.

 –Почему не произошла драка?  (подошла Маруся – и Валек не мог драться, а Вася проявляет великодушие, благородство).

-Что увидел Вася в своих новых знакомых такого, что между ними завязалась дружба? (любовь, заботу, увидел то ,чего ему не хватало дома).    

Поработаем над портретной характеристикой героев. Назовите героя  (слайд 7. Описание Валека) .Назовите героя.  (слайд 8. Описание Маруси). Назовите героя. (слайд 9.описание Сони) .  

 –Почему Вася, глядя на  Марусю, невольно сравнивал её со своей сестрой  Соней?  

Предлагаю понаблюдать за портретами девочек по вариантам: 1вариант готовит описание Маруси, а 2 вариант –Сони.

Обратите внимание на средства выразительности, которые использует автор. (Ответы уч-ся)

Сделайте вывод: (Соня росла в достатке, а Маруся часто была голодна).    

–Почему Вася не понял загадочных слов Валека: «Серый камень высосал из неё жизнь»? (Вася не представлял, в каких ужасных условиях могут жить дети).  

  –Когда раскрылась мальчику эта загадка? (когда попал в подземелье).    

Давайте и мы вместе с Васей побываем в жилище детей. (Чтение описания подземелья учителем). Стр.32-33.

Не правда ли, действительно неприятное место?

 А как себя чувствует здесь наш герой?( переживания Васи). « Я переминался и ежился, чувствуя себя связанным под гнетущими сводами серого камня».

Хочется поскорее выбраться из подземелья, вдохнуть свежего воздуха.                    

Давайте и мы  снимем напряжение.Закройте глаза. Представьте, Представим, что мы вышли на свежий воздух. Кругом зеленая трава, поют птицы, светит яркое солнышко. Потянемся к солнцу,наберемся энергии, снимем усталость.(Физкультминутка). Продолжаем урок.                        

И вот сейчас произойдёт разговор мальчиков, после которого Вася сделает для себя горькое открытие.      

Давайте послушаем этот разговор. (инсценировка)          

 -Почему Вася заторопился домой?    

 -Какое горькое открытие он сделал?(Он долго плакал от чувства глубокого горя. Впервые он почувствовал глубину социальных различий). Я вновь вернусь к эпиграфу нашего урока, к словам Тыбурция: «Может быть, и хорошо ,что твоя дорога пролегла  через нашу». Почему это хорошо? (Важно, когда ребёнок из обеспеченной семьи с детства узнаёт, что не все живут хорошо, что есть бедность и горе, научится сострадать этим людям).  

- Почему он не осудил своих новых друзей за воровство? ( Он понял, что люди не всегда совершают плохие поступки, потому что этого хотят. Он увидел сложность жизни.      

 –В этом подземелье дети жили с Тыбурцием. Что это был за человек? (слайд 10. Тыбурций.) Как он относился к детям?    

-Что находил Вася в семье Тыбурция, но не находил в своих отношениях с отцом? ( любовь, ласку, заботу).    

-Когда изменилось мнение Васи об отце? ( Во время разговора с Валеком.) – О чем заставил задуматься Васю этот разговор? Какие чувства испытывал Вася по отношению к отцу? (Разговор заставил по-новому посмотреть на отца. Вася испытывал сыновнюю гордость, щемящую любовь).    

-Давайте сделаем вывод: как менялся характер Васи во время дружбы с Валеком и Марусей?  (Характер Васи и его отношение к жизни сильно изменились: появилось сострадание и умение смягчать чужую боль. Он научился проявлять терпение. Он увидел сложность жизни, начал задумываться над понятиями справедливости, верности и человеческой любви.)   Но в произведении есть ещё одна очень интересная история. Подскажете мне её? (история с куклой).  (слайд 11. История с куклой).    

-Каким предстаёт Вася в эпизоде с куклой? (Мы видим его как человека, полного доброты и сострадания. Он пожертвовал своим спокойствием и благополучием, навлёк на себя подозрения ради того,чтобы его маленькая подружка могла радоваться игрушке- первый и последний раз в своей жизни).      

-Как изменились отношения с отцом?( Отец увидел не бродягу, а сына почувствовал истинную душу своего ребёнка). Зачитать «Я вопросительно поднял глаза на отца. Теперь передо мной стоял другой человек…) (стр.46-47).      

-Почему Вася и Соня, повзрослев, приходят на могилку Маруси?    

( Для них образ Маруси стал символом любви и человеческого страдания).   -Какие обеты дети могли давать?  (Может быть, они дали обещание всегда помнить о маленькой девочке и помогать нуждающимся людям).   Вывод:        

-Итак, ребята, мы увидели, что под влиянием встречи с Валеком и Марусей меняется наш главный герой.( Дружба с Валеком и Марусей сыграла главную роль в выборе жизненной позиции Васи, помогла проявиться лучшим человеческим качествам мальчика. Назовите их. ( Любовь к родным, желание понять людей, смелость, благородство, верность слову,  честность, сострадание, доброта и милосердие). (слайд 12. Качества Васи). Запишите вывод в тетрадь.

           

Рефлексия.

Ребята, давайте подведём итоги .

Чем интересен вам был  сегодняшний урок?

Что понравилось больше всего?

Какие затруднения были?    

История, рассказанная В.Г.Короленко, - урок милосердия и любви к людям, ведь сам писатель был необыкновенно добрым человеком, он говорил: «Лучше иметь в груди кусочек человеческого сердца вместо холодного камня» и призывал идти дорогой добра.  

(Песня).            

Сегодня я благодарю вас за хорошую работу на уроке .(выставление оценок).

 Дома я попрошу вас дать письменный ответ на один из вопросов по выбору: приходилось ли тебе проявлять соучастие в жизни других?  Что значит уметь сострадать? ( слайд 13. Дом. задание ).                                                                

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературы Малиной Е.В. с применением Дальтон - технологии. Тема урока: «У каждого человека свои звезды» ( по произведению А Экзюпери «Маленький принц»)

Методическая разработка урока литературы Малиной Е.В. с применением Дальтон - технологии. Тема урока: «У каждого человека свои звезды» ( по произведению А Экзюпери «Маленький принц»)...

урок литературы в 5 классе "Короленко. "В дурном обществе"

Урок  представлен в  формате  презентации....

Урок литературы в 5 классе по повести В.Короленко «В дурном обществе». Тема урока: Общение Васи с Валеком и Марусей.

Урок литературы в 5 классе по повести В.Короленко  «В дурном обществе». Тема урока: Общение Васи с Валеком и Марусей....

Технологическая карта урока литературы по В.Г.Короленко " В дурном обществе".

Урок проведен в  5 классе, Тип урока: урок открытия нового знания...