Образовательный минимум по литературе
консультация по литературе (5 класс)

Смотрова Людмила Николаевна

Контроль знаний

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnyy_minimum_po_literature.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный минимум по литературе (5 класс) 

Общие цели учебного предмета для ступени обучения:

  1. Расширить литературную эрудицию, вводя в круг чтения доступные пониманию подростков произведения разных жанров, созданные отечественными и зарубежными авторами.
  2. Заложить основные умения читательской деятельности (восприятие, анализ, интерпретация, оценка).
  3. Подвести к постижению истоков и природы литературы как феномена духовной культуры и способа познания действительности, жизни, человека.
  4. Содействовать интеллектуально- нравственному и мировоззренческому развитию личности.
  5. Формировать гуманистическое толерантное сознание, способность понимать себя и других.
  6. Поддерживать стремление выразить себя в слове.

Обучать общению с Интернетом как современным средством решения познавательных, читательских, коммуникативных и творческих задач

1 триместр

Фольклор, мифологияЗадачи: — приобщение к русскому народному творчеству;— усвоение и активизация литературоведческих терминов: загадки, пословицы, поговорки, сравнение и олицетворение.Виды деятельности: чтение, рассказывание, обсуждение.Понятия для изучения: фольклор, жанр, миф, олицетворение, пословицы, поговорки, загадки, сравнение, метафора, сказка, зачин, концовка, сюжет, событие — элемент сюжета, сюжет и его отличие от фабулы, повторяющиеся события в сказках.Имена для ознакомления: В.И. Даль, братья Гримм, А.Н. Афанасьев.

Интернет: знакомство с ресурсами электронных библиотек. Круг чтения

Малые жанры фольклора.Пословицы, поговорки, загадки

Фольклор — хранитель народной морали, духовных ценностей народа. Народная психология, идеалы и представления в фольклорных произведениях

Русские народные сказки(повторение изученного в начальной школе)

Волшебные сказки

«Царевна-лягушка», «Василиса Прекрасная» (по выбору учителя)

Бытовые сказки

«Каша из топора», «Как мужик гусей делил» (по выбору учителя)

Сказки о животных

«Кот и Лиса», «Лиса и Волк» (по выбору учителя)

Борьба добра со злом. Положительные и отрицательные сказочные герои. Волшебство в сказке. Повторяющиеся события в сказках. Язык волшебной сказки.

Античная мифология

Боги свои и чужие. Боги и герои

Басни

И.А. Крылов — баснописец Басни «Квартет», «Свинья под Дубом», «Волк и Ягнёнок», «Демьянова уха», «Волк на псарне» (по выбору учителя) Жанр басни, его исторические корни. Сказки и басни.

Сюжет в баснях. Мораль в баснях. Язык басни, его выразительность, афористичность. Представление об «эзоповском языке». Крылатые выражения из басен

Понятия для изучения: басня, мораль в басне, «эзопов (эзоповский) язык», аллегория.

Имена для ознакомления: И.А. Крылов, Лафонтен, Эзоп

Литературные сказки: от классики к современности

Понятия для изучения: художественный вымысел, сказка фольклорная и сказка литературная, сказка-быль, сказ

А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила» (фрагменты по выбору учителя)

«Руслан и Людмила» — сказочная поэма. Олицетворение добра и зла. Тема верности и любви. Сказочные события в «Руслане и Людмиле». Связь с фольклором. Система персонажей в сказке. Образы Финна, Наины, Черномора. Авторский комментарий происходящих событий

2 триместр

Х.-К. Андерсен. «Снежная королева»

Снежная королева как символ бездушия и порабощения. Готовность к самопожертвованию ради ближнего, борьба со злом как моральный долг человека

П.П. Бажов. «Синюшкин колодец»

Реальные и фантастические события, своеобразие языка сказа. Повествование от лица персонажа-рассказчика. Утверждение честности и бескорыстия как важных человеческих качеств

А.П. Платонов. «Солдат и царица» (сказка-быль)

Находчивость и смекалка героя. Победа добра над злом. Сказочное и реальное в сюжете произведения. Особенности авторского повествования

В.Г. Губарев. «Королевство кривых зеркал»Образ зеркала в сказках (повторение с обобщением). Борьба девочек за справедливость. Дружба и взаимовыручка — необходимые качества для победы над силами зла. Оля и Яло: две разные девочки или один противоречивый человек?

Темы для обсуждения. Изменились ли сказки и сказочные герои со временем? Чему учили и учат сказки?

От сказки — к фантастике

Понятия для изучения: время в сказке, фантастика и сказка

Е.Л. Шварц. «Сказка о потерянном времени»

Сказочный образ потерянного времени и его поиски. Приключения героев сказки. Фантастические ситуации и реальная жизнь в сказке. Утраты и приобретения героев, ищущих потерянное время

Среди ровесников

Понятия для изучения: тема и идея произведения, главный герой, комическое в литературе, юмор, эпитет, рассказ как литературный жанр, рассказ от первого лица, понятие о пейзаже

Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети»

Образы крестьянских детей, многоголосие стихотворения. Авторские размышления о радостях и горестях детей. Тревога и боль автора за судьбу русского народа

Марк Твен. «Приключения Тома Сойера» (главы по выбору учителя)

Проделки Тома Сойера. Том Сойер и окружающие его люди. Лучшие черты Тома Сойера: чувство справедливости, готовность к самопожертвованию ради друзей. Образы Гекльберри Финна и Бекки Тетчер. Приключения в пещере: самообладание и мужество маленьких героев

В.Г. Короленко. «Слепой музыкант»

Человек и искусство. Образ Петра Попельского. Сюжет и композиция повести. Художественные средства создания образов главных героев произведения. Пейзаж и его композиционная роль в повести. Тема становления человеческого характера

И.С. Шмелёв. «Лето Господне» (главы из романа)

Рождение религиозного чувства у ребёнка. Ребёнок и национальные традиции

3 триместр

М. Карим. «Радость нашего дома» (главы по выбору учителя)

Ямиль и Оксана. Дружба детей, любовь и душевное тепло взрослых, помогающие перенести невзгоды. Война как воплощение зла. Трагические мотивы, юмористические и лирические страницы повести

Л.А. Кассиль. «Кондуит и Швамбрания» (главы по выбору учителя)

Страна, придуманная детьми, и действительность, созданная взрослыми: конфликт между ними. Образы главных героев: братьев Лёли и Оси. Картины дореволюционного гимназического быта. Противостояние учителей и учеников, их взаимное недоверие. Придуманная страна — средство создать свой фантастический мир, где нет жестокости и несправедливости. Приключения героев: реальных и придуманных. Юмор и комические эпизоды в произведении

С.П. Алексеев. «История крепостного мальчика»

История глазами ребёнка. Тяга к воле, независимости, стремление избежать рабства — главные качества крепостного мальчика. Трудная жизнь маленького крепостного, формирование характера, первые попытки проявить самостоятельность, знакомство с известными историческими деятелями. Исторические приметы эпохи в повести

В.П. Астафьев. «Васюткино озеро»

Приключенческая основа рассказа

Ф.А. Искандер. «Мальчик и война»

Картины братоубийственной войны. Мир взрослых как мир жестокости и насилия. Образ нищей старухи, кормящей бездомных собак. Темы для обсуждения. Стал ли человек добрее за историю человечества?

Мир детства и мир взрослых в художественной литературе

Наедине с поэтом. Стихи о природе

Понятие для изучения: особенности лирического стихотворения. Понятие о стихе, интонации, ритме и рифме. Повторение и обобщение: эпитет, олицетворение, сравнение.

Картины природы в стихотворениях. Особенности изображения пейзажа в лирике поэтов XIX–XX вв.

А.С. Пушкин. «Зимний вечер», «Зимнее утро»

Ф.И. Тютчев. «Весенние воды», «Чародейкою Зимою…»

С.А. Есенин. «Пороша», «С добрым утром», «Нивы сжаты…».

О.Э. Мандельштам. «Есть иволги в лесах…»

Н.А. Заболоцкий. «Лебедь в зоопарке»

Б.Л. Пастернак. «Золотая осень»

Н.М. Рубцов. «Тихая моя родина»

Картины природы в стихотворениях. Особенности изображения пейзажа в лирике поэтов XIX–XX вв. Настроение автора, средства его выражения

Выразительные средства языка

Эпитет

Эпитет – образное определение. Чаще всего прилагательное, употреблённое в переносном значении.

Отговорила роща золотая берёзовым, весёлым языком.

Олицетворение

Перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные, наделение их признаками и свойствами человека.

Котелок сердито ворчал на огне.

Гипербола

Преувеличение  размеров, силы, красоты, значения описываемого явления. В сто сорок солнц закат пылал.

Сравнение

Слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому.

        Буря мглою небо кроет,

        Вихри снежные крутя;

        То, как зверь, она завоет,

        То заплачет, как дитя.

Метафора

Употребление слова в его переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений. Скрытое сравнение.

В саду горит костёр рябины красной.

3 триместр

М.Карим  «Радость нашего дома». Глава1-2

Ю.Казаков. О писателе.«Тихое утро».  Роль пейзажа в эпическом произедении

Л.Касиль.«Кондуит и Швамбрания»( в сокращении). Образы главных героев Отзыв о литературном произведении.

С.П.Алексеев«История крепостного мальчика».Глава 1.

Знакомство с повестью Д.В. Григоровича   « Гуттаперчивый мальчик».

В.Астафьев. Слово о писателе.« Васюткино озеро». Испытания главного героя в тайге.

Ф.Искандер.«Мальчик и война»

Наедине с поэтом. Учимся читать лирическое произведение Сравнительный анализ лирических произведений.

 А.С Пушкин.«Зимний вечер».«Зимнее утро». Ф.И.Тютчев. Слово о поэте.«Весенние воды»,« Чародейкою зимою…» .А.А.Фет. Слово о поэте.«Осенняя роза»

М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте.« Когда волнуется желтеющая нива…»

С.А.Есенин. Слово о поэте.«Пороша»,«Задремали звёзды золотые…»

Н.А.Заболоцкий. Слово о поэте.« Лебедь в зоопарке».

Б,Л.Пастернак. Слово о поэте.« Золотая осень».

Н.М.Рубцов. Слово о поэте.« Тихая моя родина»

Рассуждение ,описание, повествование (домашние и классные сочинения на заданную тему).

Теория литературы :понятие  о теме, идее произведения. Образ, главный герой-носитель авторской позиции. Сюжет ,композиция произведения .Роды, жанры литературы. Тропы и фигуры речи (выразительные средства языка)

                                           

                                             

                           

 Образовательный минимум по литературе  5А                    

        12.11.19г.

Работа     

1 триместр

Фольклор-

Малые жанры фольклора.

Пословицы-

Поговорки-

 

Загадки-

Русские народные сказки-

Волшебные сказки:

Бытовые сказки:

Сказки о животных

Мифология-

Античная мифология

Басня-

Сюжет в баснях-

Мораль в баснях-

Язык басни-.

Крылатые выражения из басен:

Литературные сказки:

 Художественный вымысел-

 

А.С. Пушкин. «Руслан и Людмила»

«Руслан и Людмила» — сказочная поэма

Система персонажей в сказке:

Построение произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС и образовательный минимум содержания образовательной области "Технология"

В презентации содержится сравнительный анализ обязательного минимума по технологии и содержания стандарта, поднята проблема сокращения учебного времени на предмет технология.  Представлена  ...

Образовательный минимум для 6 класса

Образовательный минимум по английскому языку для 6 классаОбразовательный минимум проходит в форме устного экзамена по билетам. Билет состоит из трех вопросов.1)Правило (теория)2)Грамматическое упражне...

образовательный минимум 5 класс

образовательный минимум для 5 -го класса. На материале учебника "Enjoy English"...

Образовательный минимум по литературе, 8 класс (УМК В.Я. Коровиной, В.П. Журавлева, В.И. Коровина)

Образовательный минимум содержит материал, освоение которого в 8 классе в рамках изучения предмета "Литература" является обязательным....

Образовательный минимум по литературе

ОМ по литературе. 6 класс(3 триместр)...

Образовательный минимум по литературе

ОМ по литературе.6 класс(1 триместр)...