Дидактический материал к урокам русского языка для 7, 9 классов с изучением краеведения.
методическая разработка по литературе

Запханова Евгения Владимировна

Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального потенциала. «Малая родина» каждого школьника – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, памятные места города и села, это известные люди и события родного края.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МОУ Иволгинская вечерняя (сменная)

общеобразовательная школа.

Дидактический материал к урокам

русского языка для 7, 9 классов

с изучением краеведения.

Составитель: Запханова Евгения

Владимировна,

учитель русского

языка и литературы

МОУ Иволгинская

вечерняя (сменная)

общеобразовательная школа

Иволгинск, 2018г.

Пояснительная записка

Главной задачей работы по изучению родного края является воспитание у учащихся устойчивого интереса и познавательного отношения к   краеведческому материалу.

Патриотическое воспитание школьников на основе изучения истории и культуры родного края служит решению образовательных и воспитательных задач современной школы.

Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального потенциала. «Малая родина» каждого школьника – это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, памятные места города и села, это известные люди и события родного края.

Цель программы:

Способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию гражданского сознания обучающихся на основе приобщения к истории родного края, содействовать формированию личностного отношения к настоящему, будущему своего края, стимулировать желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей малой родины.

Наполнять содержание урока русского языка краеведческим материалом.

Образовательные задачи.

Усвоить комплекс краеведческих знаний по истории, культуре родного языка в процессе учебной и внеучебной деятельности – создать условия в образовательном пространстве.

Воспитательные задачи.  

Формировать личностно-ценностное отношение к родному краю, потребность в активной жизненной позиции по сохранению и преобразованию родного края, формировать толерантность, укреплять семейные связи: заинтересовать содержанием проекта не только учащихся, но и родителей, привлекать к изучению истории семейных архивов.

Развивающие задачи.  

Развивать познавательные интересы, интеллектуальные и творческие способности учащихся – выявлять одаренных (заинтересованных) детей, предоставлять возможности детям реализовать свои способности и готовность использования краеведческих знаний, умений в повседневной жизни.

Программа призвана:

  • обогатить знаниями об истории нашего района,
  • воспитать школьников на примерах мужества, героизма, мудрости наших земляков
  • развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся
  • воспитывать чувство гражданственности и патриотизма

Актуальность материала.

Введение упражнений на уроках русского языка, содержащих национально-региональный компонент, позволяет учащимся по другому взглянуть на окружающий их мир, лучше узнать свой родной край, учит бережливому отношению к богатым и разнообразным ресурсам родной природы, развивает любовь к своей малой родине.                  

Применение местного материала повышает активность мышления, способствует более углубленному и осмысленному пониманию материала. Практика проведения уроков с использованием упражнений, содержащих примеры особенностей природы родного края, достижений земляков, показывает, что они способствуют повышению качества знаний, расширению кругозора, а также легкому усвоению материала.

Работа по направлениям реализуется через тематические блоки – модули:

  • Летопись родных мест
  • Загадки топонимики
  • «Звездные» люди Иволги
  • «Золотые семьи» Иволги
  • Герои нашей долины

Ожидаемые результаты.

В процессе участия в данном проекте учащиеся должны овладеть:

- навыками коммуникативной деятельности;

- умениями самостоятельно добывать знания, используя различные источники информации;

- вырабатывать навык работы, развивающие творческие способности умения логически мыслить, анализировать, обобщать и делать выводы

Данный дидактический материал дополняет практическую часть учебника краеведческим материалом.

Структура такова: информационный материал по одному из блоков → текст → упражнение → задание, связанное с темой урока.

Дидактический материал должен постоянно обновляться, дополняться.

Обучение ведется в 7 классе по учебнику «Русский язык» М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, в 9классе - «Русский язык» Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, А.Д.Дейкин

а.

Дидактический материал для 7 класса.

Тема

Текст

Задание

§7.                        

Текст

Удивительной красоты цветок сарана, а по-бурятски «улаалзай» растет в нашей иволгинской долине. Она занесена в Красную книгу. Вид этот заметно исчезает, мы его все реже и реже встречаем в наших степях. Исчезновение сараны происходит из-за выпаса скота, распашки полей, выкапывания луковиц человеком.

Прочитайте. Какой это вид текста – описание, повествование, рассуждение? Озаглавьте и разделите на абзацы.

§12.          

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

Высоко над головой свой факел с Олимпийским огнем поднял Баир Омоктуев – мастер спорта международного класса по боевому самбо, победитель всемирных Игр боевых искусств, и он первым открыл шествие Огня по иволгинской земле.

Данное предложение перестроить в предложение с причастным оборотом.

§12.          

Причастный оборот. Выделение причастного оборота запятыми.

На скалах иволгинской сопки Баян Тогод «Щедрый Павлин» сохранились рисунки, изображающие моменты жизни далеких предков, сцены охоты, отдельных зверей, фрагменты военных действий.

Запись под диктовку. Проверочный диктант.

Объясните постановку запятых

§17.    

Действительные причастия прошедшего времени.

В народе не зря нарекли эту свадьбу изумрудной. Издревле камень изумруд ценился своей красотой и прочностью. Это камень зеленого цвета, (символизировать) вечность, мудрость, постоянство жизни. Этот камень, редкий, дорогой и очень красивый. Люди, (достигать) такого высокого возраста, (владеть) всеми этими качествами, достойны уважения и такого чествования.

(символизирующий, владеющий – действительные причастия настоящего времени;

достигшие – действительное причастие прошедшего времени)

Спишите, заменяя глаголы, заключенные в скобки, действительными причастиями

§27.  

Деепричастный оборот. Запятые при деепричастном обороте.

  1. На речке, встав на льдину у берега, дети начали резвиться.
  2. Услышав крики, Георгий Попов побежал на речку и увидел, что тонет ребенок.
  3. Не раздумывая, он нырнул в шугу и вытащил на берег девочку. (Шуга – мелкий рыхлый лед, появляющийся перед ледоставом и во время ледохода.)

Запись под диктовку. Найти деепричастия и деепричастный оборот, объяснить постановку знаков препинания.

§49.      

Употребление предлогов.

Статья:

Героический поступок совершил 14 – летний подросток, спасший шестилетнюю девочку (из газеты «Жизнь Иволги», см приложение).

Выбрать из текста предлоги со словами, к которым они относятся

§58.  

Сочинительные союзы.

Иволгинская сопка «Баян Тогод» расположена в 2 километрах от Иволгинска и представляет собой колоритное возвышение, напоминающее издалека форму головы. У подножия её некогда была пещера, в которой жили древние люди. Древний человек был хорошим художником. Он запечатлевал на скалах занятия и вообще жизнь своих сородичей: сцены охоты, фрагменты военных действий, зверей, птиц, людей. Для местных жителей сопка служит священным местом обоо, где они устраивают молебны с обильными угощениями и жертвоприношениями в дар духам. Об иволгинской сопке «Баян Тогод» («Щедрый павлин») существуют красивые легенды, и в настоящее время она стала местом экотуристических маршрутов.

«О сопке Баян Тогод» из проспекта «Колыбель моя Иволга».

Выпишите сложное предложение с соединительным союзом

§68.          

Различение частицы не и приставки не.

Недалеко от Иволгинска небольшим ключом бьет высокогорная целебная вода Халютинского аршана. Существует много легенд, связанных с использованием источника.

Известно, что многие больные излечиваются. Вода здесь ледяная и надо набраться мужества, прежде чем встать под холодную струю кристально чистой воды. Но случаев простуды не бывает.

Проверочный диктант под диктовку

Дидактический материал для 9 класса.

Тема

Текст

Задание

§4.

Простое предложение и его грамматическая основа

Первым в Бурятии эстафету «Сочи - 2014» принял Иволгинский район. На первом этапе высоко над головой свой факел с Олимпийским огнем поднял Баир Омоктуев мастер спорта международного класса по боевому самбо победитель всемирных игр боевых иску(с,сс)тв. Далее эстафету подхватили другие факелоносцы. Символ Олимпиады побывал в Иволгинском дацане и отправился дальше по стране но в Иволгинске празднование продолжалось. В честь эстафеты проводились соревнования по волейболу, теннису, шахматам, на всех концертных площадках выступали артисты.

Расставить знаки препинания, раскрыть скобки

§3.

Стили языка    упражнение 21.

(изумруд - смарагда)

Из статьи газеты «Халюта». Изумрудная свадьба в Иволге, о замечательной семье Бадмацыреновых (см приложение)

Соедините описания изумруда в упражнении и статье. Запишите текст.

§13. Сложносочиненные предложения с соединительными союзами.

Все жители Иволгинска смогли увидеть своими глазами факелоносцев и главный символ Олимпиады – Огонь. Около 130 ми(л,лл)ионов жителей нашей страны смогут стать (не) посредстве(н,нн)ыми зрителями и учас(?)никами Эстафеты.

Во время Эстафеты 14 тысяч факелоносцев пронесли огонь через 2900 населенных пунктов всех 83 суб(ъ,ь)ектов нашей страны и завершилась она церемонией открытия Олимпийских игр в городе Сочи.

Запишите предложения, расставляя запятые; запишите числительные прописью (словами)

§22. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

  1. Лицей традиционных искусств народов Забайкалья находится в Иволгинске.
  2. Он готовит уникальных специалистов: ткачей ручного качества, портных легкой одежды с умением шить бурятскую, семейскую, казачью одежду, закройщиков, чеканщиков художественных изделий, резчиков по дереву, а также выпускает трактористов и водителей.
  1. Бурятский республиканский агротехнический техникум находится в Иволгинске.
  2. Техникум готовит кадры по специальностям в области мелиорации, электрификации, механизации, экономики и туризма.

Составьте ССП с определительным придаточным, используя в качестве главных предложений первые примеры, а в качестве придаточных вторые.

§25. Сложноподчиненные предложения с придаточными времени и места.

Борис Зориктуев, прославленный боксер, участник XX Олимпийских игр в Мюнхене, мастер спорта СССР международного класса родился в Оронгое. Боксом стал заниматься с 8 класса. В это время он учился в школе – интернате в г.Улан-Удэ. Он всегда добивался всего своим трудом, учился хорошо. Борис Зориктуев достиг больших успехов в спорте.

Восстановить авторский текст, составив из простых предложений сложные.

§30.   Пунктуационный разбор СПП.                Работа по развитию речи.  

Беркут.

Единственное гнездо известно в верховьях реки Оронгой. Оно расположено на уступе скалы, где орлы ежегодно выводят птенцов. В начале 70 –х годов было известно еще одно гнездо беркута в урочище Осиновая падь в окрестностях Иволгинска.

Очень редкий вид, единично зарегистрированные гнезда являются памятниками природы и подлежат охране, так как они используются птицами в течение ряда лет.

Из книги «Щедрая долина Иволги»

Восстановить текст по выписанным главным членам

Развитие речи.           Сочинение.

Из Иволгинского района на поля сражений Великой Отечественной войны ушли 5538 человек. Они с честью выполнили свой долг перед Родиной: отстаивали Сталинград, участвовали в битвах на Курской Дуге, освобождали города и страны Восточной Европы, штурмовали Берлин. 1675 иволгинцев не вернулись домой.

В сочинении «Мои раздумья о войне» вы должны включить следующую информацию.

§34.

Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении.

  1. Наш район располагает уникальными природными ресурсами.
  2. В его курсах таятся запасы полезных ископаемых в их числе месторождения апатитов, стронция, редких земель, флюорита, серебряные жилы и большие запасы общераспространенных полезных ископаемых – гравия, глины, известняка, гранита и песчаников, пригодные для производства строительных материалов.
  3. На Тологое имеется интересное месторождение ископаемой фауны.
  4. В этих осадочных слоях найдены останки носорогов, мамонта, бизонов, газелей, тигрольвов и других древних животных. /из проспекта «Иволгинская долина. Сердце Азии/  

Запишите эти предложения так, чтобы получились бессоюзные сложные предложения.

§38.

Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи.

  1. Иволгинская сопка Баян-Тогод расположена в двух километрах от села Иволгинск.
  2. У подножия горы некогда была пещера, которая имела несколько выходов, и в ней жили люди.
  3. Для защиты от невзгод они разводили костры, поэтому все входы были закопчены.
  4. Со временем входы в пещеру были завалены крупными каменными глыбами, рядом с заваленной пещерой находится ниша, которое носит название Гун-Саба.

Проверочный диктант. Объяснить знаки препинания и начертить схемы к 2,3 предложениям.

Литература:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Иволгинский_район;
  2. http://ivolginsk.info/;
  3. http://www.baikal-media.ru/news/sport/257841/;
  4. Районная газета «Жизнь Иволги»: №25-27, июль 2014г.;
  5. «Щедрая долина Иволги». Книга очерков, г.Улан-Удэ, «Нова Принт», 2009г. Научный руководитель: Курас Л.В., доктор исторических наук, профессор. Руководитель проекта – Цыденов А.Б.;
  6. «Благословенная земля», альбом, ответственный за выпуск, А.Б.Цыденов, ООО ИД «Экос», 2009г.;
  7. «Колыбель моя, Иволга», проспект, ОАО «Улзы», 1999г. В тексте использованы материалы исследований А.Б.Иметхенова, Б.Б.Намзалова.
  8. «Иволгинская долина. Сердце Азии», проспект, Еханурова Г.Н., РА «Вусович и К», 2003г.;
  9. Газета общественного движения «За чистую Иволгу»: «Халюта», №10 от 12.11.2014г.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по русскому языку для 9 класса

IвариантОзнакомьтесь с предложениями, выполните задания. A.  Встаньте лицом к волнам, и вы почувствуете свежесть утреннего моря.Б. Конец зимы и на деревьях без умолку кричат галки.B....

Дидактический материал по русскому языку в 9 классе

дидактический материал представлен карточками с заданиями по русскому языку, будет полезен учителям русского языка...

Дидактический материал по русскому языку в 7 классе

Дидактический материал для повторения темы "Наречие"...

Дидактический материал по английскому языку для 2 класса

Данный дидактический материал направлен на закрепление лексики по теме "Профессии" и употребление в речи структуры he/she/has/got....

Дидактический материал по английскому языку для 2 класса

Данный дидактический материал направлен на закрепление лексики по теме "Профессии" и употребление в речи структуры he/she/has/got....

Дидактический материал по русскому языку для 9 класса.

Материал содержит задания на проверку сформированности знаний по темам курса русского языка 9 класса....

Дидактический материал по русскому языку в 9 классе

Карточки -задания в двух вариантах для прверки знаний в 9 классе....