Элективный курс "Как научиться писать сочинение" (11-12 класс)
элективный курс (11 класс)
Курс «Как научиться писать сочинение» призван научить азам письменной работы, в которой учащийся в различной форме излагает свое мнение, видение.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 816.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
В словаре Даля сочинение определяется как «самое произведение, что сочинено», а слово сочинять так: «изобретать, вымышлять, придумывать, творить умственно, производить духом, силою воображения». А сочинение в школе – это письменная работа учащегося, в которой он в различной форме излагает свое мнение по поводу проблемы, поднятой темой сочинения.
Для выпускников средней школы знать не только орфографию, пунктуацию, грамматику, а также уметь писать сочинение-рассуждение на заданную проблему, уметь анализировать и систематизировать информацию.
Курс «Как научиться писать сочинение» призван научить азам письменной работы, в которой учащийся в различной форме излагает свое мнение, видение.
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, воспитывает, формирует взгляды, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует, она побуждает задуматься над тем или иным вопросом, лучше понять его, привести в порядок свои мысли, тем самым обогатив себя. Эта работа приобщает к литературному творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир.
Занятие позволяют систематизировать полученные знания и применить на практике. Курс рассчитан на 34 часа.
Цели и задачи изучения курса.
Цель:
- научить последовательности работы над сочинением
- научить самостоятельной работе с текстом и анализу
- формировать языковую, коммуникативную, лингвистическую компетенции
- развивать навыки логического мышления
- расширять кругозор учащихся
Задачи:
- обобщить и систематизировать учебный материал по русскому языку, необходимый для сдачи ЕГЭ
- опробовать разработанные КИМы и оценить их структуру и содержание
- выработать умение создания связного высказывания
Содержание курса
Главная задача курса научить учащихся развивать мысли на избранную тему, владеть яркой выразительной и правильной русской речью, устной и письменной.
По-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои чувства и мысли – и устно, и письменно.
Учащиеся получат в этом курсе советы по работе над различными видами и типами сочинений, характеристики методов и приемов этой работы, научатся анализировать текст, раскрывать темы, выявлять проблему, позицию автора, подбирать аргументы (обязательный критерий для итогового сочинения), комментировать эпизоды (для сочинений ЕГЭ).
По программе изучения литературы в средней школе курс поможет не только закрепить приобретенные знания, умения, навыки, но и существенно обогатить свой словарный запас, расширить кругозор и обратиться к собственному опыту и применить его в работе над сочинением.
Основные разделы курса следующие:
- ознакомление с типами и жанрами сочинения;
- повторение основных сведений по теории литературы:
* литературный образ;
* тема;
* идея,
* проблема;
* композиция и т.д.
- основные принципы построения сочинения;
- умение раскрыть личное отношение к произведению, проблеме, теме сочинения;
- умение использовать личный жизненный опыт, знания в аргументации сочинений.
Практическая часть курса призвана способствовать совершенствованию навыков устной и письменной речи старшеклассников, уместному, умелому использованию языкового потенциала.
Результативность курса.
К концу курса учащиеся должны:
• знать основные понятия теории сочинений разных жанров
• уметь выбирать необходимый литературный материал для работы над сочинением
• обладать навыками работы со справочным материалом
• обладать умениями сопоставлять, сравнивать, обобщать
• владеть коммуникативными навыками
• владеть языковым потенциалом, умело использовать художественные средства языка
• уметь писать творческие работы, сочинения разных жанров
• оценивать свои творческие работы, с точки зрения их речевой грамотности, композиционной выстроенности, тематического соответствия, жанровой соотнесённости
• аргументировать свое мнение, опираясь на жизненный или читательский опыт.
Учебно-тематический план курса
№ п/п | Темы | Общее количество часов | Формы организации занятий |
1. | Сочинение как жанр литературного творчества учащихся, результат освоения художественного произведения. Знакомство с тематикой курса. Цель, задачи курса. Актуальность курса. | 1 | Лекция с элементами беседы, завершение недописанных высказываний. |
2. | Повторение основных сведений по теории литературы. Литературное произведение как идейно-художественное целое. | 1 | Лекция с элементами беседы. Практикум. Работа со словарями. Семинар. Домашнее задание: заполнение терминологической таблицы, разноуровневые задания (карточки, опросные листы), вопросы семинарского занятия. Форма контроля: тест, завершение недописанных высказываний, творческая работа. |
3. | Особенности эпических, лирических, драматических произведений. | 1 | Лекция с элементами беседы. Домашнее задание: 1. анализ эпизода из романа «Война и мир» Л.Н. Толстого. 2) анализ отрывка из романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина. Форма контроля: Письменная работа по структуре ЕГЭ. |
4. | Стили речи. | 2 | Лекция с элементами беседы. Домашнее задание: особенности каждого стиля. Форма контроля: анализ эпизодов. Определение функционально-смыслового типа речи. |
5. | Основные требования к сочинению. | 2 | Лекция с элементами беседы. Домашнее задание: составление «Памятки» пишущему сочинение. Форма контроля: заполнение таблицы «Типы тем сочинений». |
6. | План сочинения. Типы планов. Раскрытие понятий: логичность, последовательность речи. | 1 | Практикум. Домашнее задание: составление разных типов планов сочинений. Форма контроля: работа по тренировочным карточкам. |
7. | Композиционная организация сочинения. Виды вступлений. Требования к написанию основной части сочинения. Трудности при написании заключительной части сочинения. | 2 | Лекция с элементами беседы. Практикум. Домашнее задание: творческая работа по вариантам. Форма контроля: практическая работа. |
8. | Проблемно-тематическая типология сочинений. Сочинение-рассуждение | 2 | Лекция с элементами беседы. Творческая мастерская (обучение написанию сочинения-рассуждения). Домашняя работа: работа со справочным материалом, творческая работа. Форма контроля: проверка конспекта, творческих работ |
9. | Жанровая классификация сочинений. | 1 | Лекция с элементами беседы. Практикум. Домашняя работа: работа со справочным материалом. |
10. | Знакомство с эссе как жанром литературного произведения. | 1 | Лекция с элементами беседы. Практическая работа. Домашняя работа: чтение образцов литературы, созданных в жанре эссе, работа с вопросниками. Форма контроля: письменный опрос. |
11. | Сочинение-анализ эпизода. Понятие эпизода как части целого произведения. | 2 | Лекция с элементами беседы. Практическая работа. Домашняя работа: написание творческой работы. Форма контроля: защита творч. работ. |
12. | Авторская позиция. Средства выражения позиции автора. | 2 | Практическая работа. Домашняя работа: самостоятельная работа с текстами. Определение авторской позиции. Форма контроля: практическая работа с текстами. |
13. | Отработка навыков аргументации. | 2 | Практическая работа: работа с тестами. Домашняя работа: подбор иллюстраций-примеров, аргументаций к разным проблемам, подбор цитат и цитирований. Форма контроля: письменная работа. |
14. | Практикум по написанию сочинения. | 2 | Практическая работа: Чтение рассказа Александра Павловича Чехова «Слезы крокодила». Определение семи основных частей сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ (структура). |
15. | Особенности литературного анализа | 2 | Практическая работа: анализ эпического произведения. Домашняя работа: определение позиции автора в повести В.Г.Распутина «Последний срок». |
16. | Логика и комментирование. Типы информации в тексте. | 1 | Практическая работа: способы отсылки к тексту (проблема, комментарии, позиция автора) Домашняя работа: анализ примера-иллюстрации. |
17. | Пояснение к примерам. Смысловая связь между примерами | 2 | Практическая работа: Смысловая связь между примерами. Домашняя работа: Речевые клише. Противопоставление, сравнение, следствие-вывод. |
18. | Речевые ошибки в сочинениях. Классификация речевых ошибок учащихся. | 2 | Практическая работа. Домашняя работа: написание творческой работы. Форма контроля: защита творческих работ. |
19. | Стилистические ошибки в сочинениях. Виды грамматических ошибок. | 2 | Практическая работа. Домашняя работа: написание творческой работы. Форма контроля: защита творческих работ. |
20. | Знакомство с новой демоверсией. | 1 | Работа по КИМам (под редакцией И.П.Цыбулько) |
21. | Зачетная работа | 2 | |
ИТОГО: | 34 ч. |
Содержание программы
1. Сочинение как жанр литературного творчества учащихся, результат освоения художественного произведения.
Форма: лекция с элементами беседы, завершение недописанных высказываний.
Знакомство с тематикой курса. Цель, задачи курса. Актуальность курса.
Изучение представления учащихся о работе над сочинением, уровня подготовленности к освоению курса.
Работа с понятиями: художественное произведение, творчество, литературное творчество.
2. Повторение основных сведений по теории литературы. Литературное произведение как идейно-художественное целое.
Форма: лекция с элементами беседы, практикум, работа со словарями, семинар.
Домашнее задание: заполнение терминологической таблицы, разноуровневые задания (карточки, опросные листы), вопросы семинарского занятия.
Форма контроля: тест, завершение недописанных высказываний, творческая работа.
Освоение понятий: текст, подтекст, контекст.
Понятие целостности художественного произведения. Единство формы и содержания. Художественное выражение элементов содержания (тема, идея, проблема, художественный образ, конфликт) и содержательность элементов формы (жанр, композиция, сюжет, изобразительно-выразительные способы и средства и т.д.).
Литературный образ, персонаж, тип, характер, литературный герой.
Художественная деталь (узнавание, интерпретация, выявление роли детали).
Эпическое произведение. Жанры. Пространственно-временная организация, система персонажей, способы их создания (имя, внешность, поведение, речь).
Лирическое произведение. Функции и смысловая нагрузка элементов лирического произведения. Реализация лирического переживания (поэтический язык, ритмико-мелодическая организация, лирический сюжет, композиция, жанр). Принципы живописности и музыкальности.
Драматическое произведение. Характер драматического действия, жанры, конфликт, система действующих лиц и их роль в развитии действия, монолог, диалог. Поэтика (смысл заглавия, символика и др.), способы выражения авторской позиции (ремарки, поэтика имён и др.).
3. Особенности эпических, лирических, драматических произведений.
Лекция с элементами беседы.
Домашнее задание: 1. анализ эпизода из романа «Война и мир» Л.Н. Толстого. 2) анализ отрывка из романа «Евгений Онегин» А.С. Пушкина.
Форма контроля: Письменная работа по структуре ЕГЭ.
4. Стили речи.
Лекция с элементами беседы.
Домашнее задание: особенности каждого стиля.
Форма контроля: анализ эпизодов. Определение функционально-смыслового типа речи. Хотя в русском языке есть пять стилей речи: научный, официально-деловой, разговорный, художественный и публицистический, в ЕГЭ представлено только два стиля: художественный и публицистический.
5. Основные требования к сочинению.
Форма работы: лекция с элементами беседы.
Домашнее задание: составление «Памятки» пишущему сочинение.
Форма контроля: заполнение таблицы «Типы тем сочинений».
Сочинение как отражение интеллектуального, эстетического, нравственного развития учащегося.
Выбор темы. Требования к содержательной стороне сочинения: глубина и полнота раскрытия
темы, соответствие теме, правильность фактического материала, последовательность
изложения, уместное и умелое использование цитат, смысловая точность эпиграфа.
Требования к речевому оформлению сочинения: разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое единство и выразительность речи, грамотность.
Объём, соотнесённость композиционных частей работы (вступление, основная часть, заключение). Критерии оценки.
6. План сочинения. Типы планов. Раскрытия понятий логичность, последовательность речи.
Форма: практикум.
Домашнее задание: составление разных типов планов сочинений.
Форма контроля: работа по тренировочным карточкам.
Типы планов: план-набросок, развёрнутый план, цитатный план и др.
Точность, последовательность, логичность речи. Дедуктивный (от общего к частному) и индуктивный (от частного к общему) подходы к выстраиванию рассуждений, умозаключений.
7. Композиционная организация сочинения. Виды вступлений. Требования к написанию основной части сочинения. Трудности при написании заключительной части сочинения.
Форма: лекция с элементами беседы, практикум.
Домашнее задание: творческая работа по вариантам.
Форма контроля: практическая работа.
Виды вступлений и выбор вступления в зависимости от темы сочинения: историческое вступление, аналитическое, биографическое, сравнительное, лирическое и др.
Основная часть сочинения. Уместное использование различных приёмов выстраивания рассуждения на заданную тему (приёмы индукции и дедукции; сравнение героев одного произведения, сравнение героев разных произведений одного автора, сравнение героев разных авторов, сравнение объекта исследования с другими видами искусства – живописью, музыкой, театром, кино; внутренняя полемичность, доказательство «от противного», спор с воображаемым оппонентом; цитирование и др.).
Заключение. Логическая соотнесённость с вступлением и основной частью.
8. Проблемно-тематическая типология сочинений. Сочинение-рассуждение
Форма: лекция с элементами беседы, творческая мастерская (обучение написанию сочинения-рассуждения).
Домашняя работа: работа со справочным материалом, творческая работа.
Форма контроля: проверка конспекта, защита творческих работ.
Сочинение-повествование, сочинение-описание, сочинение-рассуждение как тип творческой работы и как составляющая часть сочинения на определённую тему. Жанрово-композиционные системы повествования, описания, рассуждения.
Порядок работы над сочинением–рассуждением.
Виды формулировок тем сочинений: тема-понятие, тема-вопрос, тема-суждение. Особенности подготовительного этапа работы над сочинением в зависимости от вида формулировки темы. Приёмы организации языкового материала в соответствии с выбором определённого типа речи.
9. Жанровая классификация сочинений.
Форма: лекция с элементами беседы, практикум.
Домашняя работа: работа с справочным материалом.
Форма контроля: проверка конспекта.
Основополагающие принципы жанровой классификации сочинений: литературный портрет, этюд, эссе, рецензия, обозрение, очерк, дневник, интервью, воспоминание.
10. Знакомство с эссе как жанром литературного произведения.
Форма: лекция с элементами беседы, практическая работа.
Домашняя работа: чтение образцов литературы, созданных в жанре эссе, работа с вопросниками.
Форма контроля: письменный опрос.
Определение жанра эссе, выявление характерных особенностей строения текста, способов характеристики, выражения авторской позиции и т.д.
11. Сочинение – анализ эпизода. Понятие эпизода как части целого произведения.
Форма: лекция с элементами беседы, практическая работа.
Домашняя работа: написание творческой работы.
Форма контроля: защита творческих работ.
Эпизод как часть целого, определённая самостоятельность эпизода и неразрывная вплетённость в художественную ткань произведения. Осмысление идейно-тематического содержания и своеобразия формы, выяснение связей данной части произведения с другими. Роль эпизода в развитии темы, идеи произведения. Выявление художественного своеобразия фрагмента.
Внимательное изучение и отбор литературного материала, составление плана, подбор эпиграфа. Требования к творческой работе.
12. Авторская позиция. Способы ее выражения.
Практическая работа.
Домашняя работа: самостоятельная работа с текстами. Определение авторской позиции. Прочитать повесть П.Санаева «Похороните меня за плинтусом».
Форма контроля: практическая работа с текстами. Позиция автора может быть прямо сформулирована в тексте, выражена в словах одного из персонажей или явно не выражена.
Чтобы определить её нужно ответить на вопросы:
- Что хотел сказать автор читателю, для чего он написал этот текст?
- Как автор оценивает описанную в тексте ситуацию?
- Как бы вы описали автора? Этот человек, убежденный в том, что…
13. Отработка навыков аргументации.
Практическая работа: работа с тестами.
Домашняя работа: подбор иллюстраций-примеров, аргументаций к разным проблемам, подбор цитат и цитирований. Заполнить таблицу по известным произведениям из школьной программы пр-р: А.С.Пушкин «Капитанская дочка», Н.В.Гоголь «Тарас Бульба», К.Г.Паустовский «Телеграмма» и др.
Форма контроля: письменная работа.
Составление «банка аргументов» для сочинений по схеме:
Проблема | Позиция автора | Аргумент |
Роль учителя в жизни человека. | В.Распутин «Уроки французского» | Учительница Лидия Михайловна преподает не только уроки французского, но и уроки доброты, сочувствия, умения чувствовать чужую боль. |
14. Практикум по написанию сочинения.
Практическая работа: Чтение рассказа Александра Павловича Чехова «Слезы крокодила».
Определение семи основных частей сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ (структура).
Ответить на вопросы: какой теме он посвящен? Что осуждает, чем восхищается, что хотел сказать автор?
- О двуличности человека… / проблема /
- Комментарии.
- Автор осуждает героя… / позиция автора /
- Ваша позиция.
- Сюжетная линия Иудушки Головлева из «Господ Головлевых» М.Е. Салтыкова-Щедрина. /аргумент/
- История, рассказанная в повести П.Санаева «Похороните меня за плинтусом». /аргумент/
- Вывод.
15. Особенности литературного анализа
Практическая работа: анализ эпического произведения.
Домашняя работа: определение позиции автора в повести В.Г.Распутина «Последний срок».
Пути и принципы анализа литературного произведения. Что такое целостный анализ, проблемный анализ?
16. Логика и комментирование. Типы информации в тексте.
Практическая работа:
- способы отсылки к тексту;
- проблема → комментарии → позиция автора;
- типы информации.
Домашняя работа: анализ примера-иллюстрации.
Форма контроля: письменная работа (с прямым и косвенным цитированием, размышлениями над фактами, описываемыми в тексте)
17. Пояснение к примерам. Смысловая связь между примерами
Практическая работа: Смысловая связь между примерами-иллюстрациями.
Домашняя работа: Речевые клише. Противопоставление, сравнение, следствие-вывод.
Форма контроля: комбинированный опрос (тест, письменный и устный опрос).
18. Речевые ошибки в сочинениях. Классификация речевых ошибок учащихся.
Форма: практическая работа.
Домашняя работа: составление таблицы, подбор иллюстративного материала, выполнение обучающих упражнений.
Форма контроля: проверочная работа.
Классификация речевых ошибок учащихся: системные, просторечные, композиционные.
Речевые ошибки подразделяются на ряд категорий: словообразовательные, морфологические, синтаксические, лексические, фразеологические, стилистические.
19. Стилистические ошибки в сочинениях. Виды грамматических ошибок.
Форма: практическая работа.
Домашняя работа: составление таблицы, подбор иллюстративного материала, выполнение обучающих упражнений.
Форма контроля: проверочная работа.
Ошибка – нарушение нормы, понятие стилистической нормы.
Наиболее характерные стилистические ошибки, их классификация. Обучающие упражнения по обнаружению и исправлению ошибок.
Нормы слово- и формообразования, нормы синтаксической связи между словами в словосочетании и предложении. Наиболее характерные грамматические ошибки в устных высказываниях и письменных работах учащихся.
Обучающие упражнения по обнаружению и исправлению ошибок.
Литература:
- «Как работать над сочинением», А.А.Крундышев, г.Санкт-Петербург, отделение издательства «Просвещение», 1992г.;
- «Как надо писать сочинение», В.Г.Петрович, г.Москва, «Аквариум», 1998г.;
- «Раздумья перед сочинением», Ю.А.Озеров, г.Москва, «Высшая школа», 1990г.;
- «Как научиться писать сочинение», И.Родин, г.Москва, «Родин и компания» издательство «Аст», 1997г.;
- «Русский язык. Задачник. ЕГЭ», сборник заданий и методических рекомендаций, Г.Т.Егораева, г.Москва, «Экзамен», 2017г.;
- «Речевые ошибки и их предупреждение», С.Н.Цейтлин, г.Москва, «Просвещение», 1982г.;
- «Современная русская литература», Д.И.Довнор и А.И.Запольский, г.Минск, «Книжный дом», 2003г.;
- «Типовые экзаменационные варианты. ЕГЭ Русский язык» под редакцией И.П. Цыбулько, «Национальное образование», 2018г, 2019г..
- «Теория и практика литературного анализа», Е.А.Маймин, Э.В.Слинина, г.Москва, «Просвещение», 1984г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока в 5 классе "Как научиться писать сочинение-рассуждение"
План - конспект урока в 5 классе "Как научиться писать сочинение-рассуждение"...

Рабочая программа элективного предмета «Учимся писать сочинение-рассуждение» в 9 «а,б» классах
Данный курс обеспечивает понимание системы знаний о языке, формирует стабильные навыки владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориен...

Ташлыков. Как научиться писать сочинение
Ташлыков С.А. Сочинение: секреты жанра: Учебное пособие. – Иркутск:Иркут. ун-т, 2001. – 103 с.Данное пособие основано на личном опыте автора, ряд лет работаю-щего в приемных комиссиях высш...

Рецензия на рабочую программу по элективному курсу "Как научиться писать сочинение?".
Рецензия на программу элективного курса дана н.с. отдела языкознания ИМБТ СО РАН, к. филол. н. Абаевой Ю.Д. и от доцента ВИ БГУ заместитель директора ГБУ РЦ "Бэлиг" Дылоковой Р.С....

Рабочая программа элективного курса "Как научиться писать сочинение".
Рабочая программа элективного курса "Как научиться писать сочинение"....