Урок-выпуск литературного журнала "Прекрасен, как сама жизнь"
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Гусейнова Ирина Николаевна
Проведение урока в форме устного журнала применяется на практике чаще всего. Наиболее популярны следующие виды таких типов уроков: вопрос-ответ, развернутый разговор, устные доклады с последующим их обсуждением, обсуждения письменных творческих работ учеников, комментированное чтение первоисточников. В процессе подготовки «журнала» должны быть поставлены вопросы, проблемы для обдумывания. При проведении урока – учитель должен уметь организовать и поддержать обсуждение, во время которого важно привлекать учеников к аргументации и доказательствам свой точки зрения. Участие в таком уроке дает возможность ученикам стать авторами тезиса, выстраивать гипотезы, быть критиками других учеников или преподавателей. К уроку готовятся экспресс - доклады. Каждому ученику предоставляется возможность попрактиковаться в публичных выступлениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_prekrasen_kak_sama_zhizn.docx447.52 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-выпуск литературного журнала

Прекрасен, как сама жизнь

Тип урока: имитационный урок

Урок – устный журнал

Проведение урока в форме устного журнала применятся на практике чаще всего.  Наиболее популярны следующие виды таких типов уроков: вопрос-ответ, развернутый разговор, устные доклады  с последующим их обсуждением, обсуждения письменных творческих работ учеников, комментированное чтение первоисточников. В процессе подготовки «журнала» должны быть поставлены вопросы, проблемы для обдумывания. При проведении урока – учитель должен уметь организовать и поддержать обсуждение, во время которого важно привлекать учеников к аргументации и доказательствам свой точки зрения. Участие в таком уроке дает возможность ученикам стать авторами тезиса, выстраивать гипотезы, быть критиками других учеников или преподавателей. К уроку готовятся экспресс - доклады. Каждому ученику предоставляется возможность попрактиковаться в публичных выступлениях.

I. Вступительное слово учителя.

Сегодня мы присутствуем на презентации специального выпуска журнала «Современник».

Давайте сначала поговорим о том, что означает это слово.

Итак, современник –

 …. Значение слова Современник по словарю Ефремовой:
Современник - Тот, кто жил или живет в
одно время с кем-л., чем-л.

Значение слова Современник по словарю Ожегова:
Современник -
Человек, который живет в одно время с кем-чем-нибудь.

Значение слова Современник по словарю Ушакова:
СОВРЕМЕННИК, современника, м.
Лицо, живущее с кем-н. в одно время. Современник Пушкина. "История моего современника" (название произведения В. Г. Короленко). Пушкин и Гоголь были современники.

Современник в Энциклопедическом словаре:
Современник -
журнал, 1836-46, Санкт-Петербург, 1 номер в 3 месяца.Основан А. С. Пушкиным. После смерти поэта издавался группой его друзей воглаве с В. А. Жуковским.

Учитель:
http://www.ethnospb.ru/photo/people/6ad1568ef73d39dda914.jpg

Так чудесным образом слово СОВРЕМЕННИК переплетается с именем, пожалуй, самого известного русского поэта А,С. Пушкина.

О журнале:

В записках о периодических изданиях первой половины 19 века находим следующее: «Журнал под названием «Современник» выходит каждые три месяца по одному тому.

В нем будут помещаться стихотворения всякого роду, повести, статьи о нравах и тому подобное; (оригинальные и переводные) критики замечательных книг русских и иностранных; наконец, статьи, касающиеся вообще искусств и наук».

История «Современника» состоит из нескольких периодов.

Основал журнал в 1836 году А. С. Пушкин. Он же был наиболее частым автором. Также публиковались произведения Гоголя, Давыдова, Тютчева, князя Вяземского и других. После смерти Пушкина в 1837 году короткое время редакцией «Современника» заведовал князь Вяземский, в с 1837 по 1846 П. А. Плетнев.

В 1862 году выпуск «Современника» был приостановлен на восемь месяцев. В 1865 году он получил еще два предупреждения и, наконец, в 1866 году окончательно закрыт.

Несмотря на то, что в «Современнике» несколько раз происходила смена состава сотрудников и писателей журнала, он оставался одним из наиболее значительных российских литературных журналов XIX века.

Переход к новому этапу урока.

Вчерашний день, минувший год
Не умирают в человеке.
Прошедший век – он в нашем веке
Ещё звенит, ещё поёт.

Сегодня, в день памяти А.С. Пушкина. Мы решили сделать специальный выпуск журнала «Современник», в нём, как и положено, буден несколько рубрик, и все они будут посвящены А.С. Пушкину. В своём последнем спектакле «Поминальная панихида» прекрасный актёр Евгений Леонов, так рано ушедший от нас, но сумевший своим творчеством подарить нам тепло, свет, радость жизни, сказал замечательные слова: «Нет поколений бывших и настоящих, мы все современники».

Слайд с обложкой пушкинского журнала сменяется слайдом с обложкой спецвыпуска журнала «Современник».

Редактор журнала Мишина Анастасия (она озвучивает свою статью, в которой указаны цели и задачи выпуска).

От  редактора:http://www.booksite.ru/fulltext/1/001/010/001/286579250.jpg

           215 лет отделяют нас сейчас от дня рождения замечательного человека, Александра Сергеевича Пушкина. Недолог был его жизненный путь, насильственно прерванный на 38-ом году жизни. А как выглядел Александр Сергеевич, т.е. каким он был внешне в разные периоды своей жизни? Какими чертами характера обладал? Каков был его нравственный облик? В чем состояли его увлечения, слабости и странности?
Для полноты ответа на вопрос, - Каким был Пушкин в жизни? - не лишними будут и, на первый взгляд, «прозаические» сведения о том, как он одевался, что составляло его любимую «кухню» и т.п.
            Несомненно, что источниками сведений для ответов на эти и другие подобные им вопросы сейчас могут быть только воспоминания современников и исследования биографов поэта, его эпистолярное наследие, т.е. богатейшая переписка, а также произведения живописи и ваяния (скульптуры), в разное время запечатлевшие его образ и благополучно «дожившие» до наших дней.

     Наша попытка рассказать о «малоизвестном» Пушкине - отнюдь не желание уподобиться знаменитому герою гоголевского «Ревизора», который «с Пушкиным на дружеской ноге». И это - совсем не попытка «упростить» образ великого русского поэта.

         Мы не пытаемся  ставить перед собой непосильную задачу рассмотрения богатейшего литературного наследия А.С.Пушкина. Об этом в разные годы много написано несколькими поколениями пушкиноведов, соответствующими специалистами, а также доброжелателями и недоброжелателями, друзьями и недругами.
        Нам  хочется рассказать о Пушкине - человеке, его внешнем и нравственном облике, устоях жизни, мотивах отдельных его поступков.

     Думается, что показ реального человека с его слабостями, противоречиями, душевными изломами, неоднозначностью натуры  нисколько не умалит его величия, а сделает его образ ещё более понятным, доступным и, потому, - более привлекательным и дорогим.

       Нами двигало искреннее желание приблизить  имя, образ и творчество Александра Сергеевича  к нашим современникам.

              Звучит мелодия, новая страница открывается

Рубрика «История в лицах».

Память, запечатленная на холсте и в бронзе.

К сожалению, мы не можем располагать фотографическими изображениями Пушкина, т.к. при его жизни фотографии и фотоискусства как таковых еще не существовало. Поэтому мы можем видеть образ поэта лишь благодаря весьма незначительным прижизненным его портретам или рисункам художников. А также гравюрам, мастерски изготовленным по ним для печати.
1. Лучшим, по признанию большинства людей, близко знавших поэта был портрет Пушкина, который принадлежит кисти знаменитого русского художника-портретиста Ореста Адамовича Кипренского (1783-1836), написанный им в Петербурге в 1827 году, летом, по просьбе А.А. Дельвига. Известно, что до своего последнего отъезда в Италию в 1828 году Кипренский жил в доме графов Шереметьевых, на Фонтанке. Современники утверждают, что в этом доме Пушкин и позировал ему для своего портрета.
Выступление искусствоведа:

«На поясном портрете работы Кипренского поэт изображен на тёмном, слегка подсвеченном за его спиной фоне, с руками, скрещенными на груди. Причем видна только его правая рука, левая закрыта плащом, свернутым и наброшенным на правое плечо так, что видна клетчатая подкладка этой одежды.
В правом верхнем углу портрета изображена античная статуя женщины с лирой. Этим как бы подчеркивается близость поэта и музы. Бросается в глаза вид сильных пальцев правой руки Пушкина с их красивыми, ухоженными ногтями. В этом портрете художник воплотил свои высокие представления о творческой личности позирующего. Известно, что Пушкин, который весьма критически относился к своей внешности, увидев работу Кипренского законченной, смутился и, шутя сказал: «Это зеркало мне льстит». А затем, в том же 1827 году написал по такому случаю короткое стихотворение, назвав его "Кипренскому"

http://f33.ucoz.ru/mvg/03-004.jpg

Любимец моды легкокрылой
Хоть не британец, не француз,
 Ты вновь создал, волшебник милый,
 Меня, питомца чистых муз,-
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.

Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид .
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.
»

http://f33.ucoz.ru/mvg/03-002.jpg

2. В Пушкиниану прочно вошел и второй по исторической значимости портрет поэта. История его появления по воспоминаниям Н.В.Берга (1823-1884) в «Русском архиве» за 1871 год такова: «Близкий приятель Пушкина Соболевский был недоволен приглаженными и, припомаженными портретами поэта, которые тогда появлялись. Ему хотелось сохранить изображение Пушкина как он есть, как бывает чаще, и он просил известного художника Тропинина  нарисовать поэта в домашнем халате, растрепанного, с заветным мистическим перстнем на большем пальце правой руки. Кажись, дело шло также и об изображении какого-то ногтя на руке Пушкина, особенно отращенного. Тропинин согласился. Пушкин стал ходить к нему».

 В действительности портрет Тропинину в начале 1827 года заказал сам Пушкин, за 350 рублей. Этот портрет в великолепной золоченой раме он подарил своему ближайшему другу Сергею Александровичу Соболевскому (1803-1870), у которого жил тогда в Москве после Михайловской ссылки. В настоящее время этот портрет, пережив немало «приключений», находится во Всероссийском музее А.С.Пушкина в городе Пушкин (ранее - Царское село) Ленинградской области.
    
Выступление искусствоведа 
 Что же представляет собой этот второй по значимости живописный памятник А.С.Пушкину? Поэт здесь, действительно, представлен в «домашнем» виде. На нем просторный темный халат слегка распахнутый на груди, белая рубашка с большим отложным воротником и шелковый шейный платок. Правая рука поэта лежит на углу его рабочего стола, прижимая локтем стопу бумаги; кисть ее полусогнута. На указательном пальце этой руки - витое золотое кольцо, на большом пальце - массивный золотой перстень-талисман. Этот перстень, подаренный поэту в Одессе графиней Елизаветой Ксаверьевной Воронцовой (1792-1880), имел еврейскую надпись. Голова и взгляд Пушкина повернуты несколько влево, выражение лица сосредоточенное и энергичное, но спокойное и уверенное. Фон портрета свободный, темный, слегка подсвеченный за левым плечом.

 По свидетельству в 1827 году журналиста, писателя и литературного противника Пушкина Николая Алексеевича Полевого (1796-1846), «сходство тропининского портрета с подлинником поразительно, хотя нам кажется, что художник не смог совершенно схватить быстроты взгляда и живого выражения лица поэта. Впрочем, физиогномия Пушкина - столь определенная и выразительная, что всякий хороший живописец может схватить ее, - вместе с тем и так изменчива, зыбка, что трудно предположить, чтобы один портрет Пушкина мог дать о нем истинное понятие».
3. Архив Пушкина донес до нас и многочисленные его рисунки-автопортреты, изображающие его голову в профиль Они в разное время появлялись на полях черновиков рукописей Пушкина как результат его творческих раздумий

http://f33.ucoz.ru/mvg/03-014.jpg
Автопортрет (в круге).
1817-1818 гг.

http://f33.ucoz.ru/mvg/03-015.jpg
Автопортрет
1824 г.

http://f33.ucoz.ru/mvg/03-016.jpg
Автопортрет 1827г.
http://f33.ucoz.ru/mvg/03-017.jpg   
Автопортрет в альбом Е.Н. Ушаковой. 1829г.

Наиболее полные рисунки характерных «пушкинских профилей» относятся к 1829-1832 годам.

Несомненно, что приведенные здесь  картины и рисунки, оставшиеся нам на память о живом Пушкине, далеко не исчерпывает их количество и многообразие даже применительно к XIX веку. Образ великого поэта своей неповторимой яркостью и значительностью всегда был и будет притягателен для наших художников

 Рубрика «Реальный портрет А.С. Пушкина»

          Благодаря воспоминаниям современников Пушкина - его родных, близких друзей и просто людей, когда-то видевших поэта, - можно представить себе, как внешне выглядел и как вел себя этот человек в различные периоды своей жизни.

1-ый исследователь:

В раннем детстве, говорили его старшая сестра Ольга и младший брат Лев, будущий поэт был толстым, неловким, малоподвижным и молчаливым ребенком. Этим он буквально повергал в отчаяние своего отца и, особенно, живую, экспансивную  красавицу-креолку  мать. Она почти насильно водила его гулять и заставляла бегать. Поэтому мальчик охотнее оставался дома, с бабушкой, Марией Алексеевной Ганнибал, залезал в ее корзинку и смотрел оттуда, как та занимается рукоделием.

Однажды, гуляя с матерью, он отстал от нее и уселся посреди улицы. Заметив, что одна дама смотрит на него в окошко и смеётся, он привстал и сердито сказал той: «Ну, нечего скалить зубы».
И вот, этот сиднем сидевший толстяк, вдруг, с семи лет буквально преобразился в живого, энергичного и здорового мальчишку, задиристого на язык и по-отцовски способного на различные каламбуры.

2-ой исследователь:http://f33.ucoz.ru/mvg/03-005.jpg

Один из частых гостей его родителей, писатель-карамзинист М.Н.Макаров (1789-1847): «В детских летах, насколько я помню Пушкина, он был не из рослых детей и всё с теми же африканскими чертами физиономии, с какими был и взрослым, но волосы в малолетстве его были так кудрявы и так изящно завиты природою, что однажды Иван Иванович Дмитриев сказал мне: «Посмотрите, ведь это настоящий арабчик!» Дитя рассмеялось и, оборотясь к нам, проговорило очень скоро и смело: «По крайней мере, отличусь тем и не буду рябчик».

Гравюра на меди  Е.Гейтман
«А.С.Пушкин в юности»

3-ий исследователь:

В целом, большинство знавших Пушкина людей отмечали средний рост поэта, а также необычную и неповторимую выразительность внешних черт его портрета. Они были уверены, что Пушкина можно было узнать из тысячи других людей. В.А. Соллогуб хорошо сказал об этой особенности поэта: «Он был не похож ни на кого. В фигуре его, гармонически лёгкой, была разлита тайная сила. Малого роста - казался большим; и был он изящен и строг». Кстати, рост Пушкина был примерно 165 - 166 сантиметров, что подтверждается рукой художника Г.Г.Чернецова, автора картины «Парад на Марсовом поле» (1832год).
Большинство очевидцев подчеркивали особую голубизну и привлекательность его глаз, говорили, что у поэта были смуглое лицо с несколько арабским профилем, худые и небольшие, но крепкие, сильные руки, темные вьющиеся волосы, а также исключительно холёные ногти, предмет его постоянного заботливого ухода.

Конечно, каждый из нас с детства знает Пушкина, обладающим богатейшей, пышной шевелюрой густых, курчавых, темных волос и такими же необыкновенными, сказочными, «только пушкинскими» бакенбардами. На этом и остановился для нас его портрет. Ведь судьба отмерила ему всего 37 с небольшим лет.
       А если бы мы могли знать Пушкина в его преклонном возрасте? Если бы судьба сохранила поэта для его активного творческого горения еще на один такой срок? Нет слов, потомки привыкли бы к любому другому реальному изображению этого необыкновенного человека.
 

Рубрика «Смехом исправляются нравы»

Заметки психолога:

               Интересны воспоминания современников и о том, как замечательно умел смеяться Пушкин. Например, писатель, граф В.А. Соллогуб (1813-1882) говорил: «В минуты веселья поэт хохотал по-детски откровенным, простодушным смехом, который памятен всем, знавшим его. Смех Пушкина был так же увлекателен, как и его стихи».
        Графиня А.Д. Блудова (1812-1891) по-доброму вспоминала Пушкина с его «веселым, заливающимся ребячьим смехом, с беспрестанным фейерверком остроумных, блистательных и добродушных шуток».
       Писатель А.К. Толстой (1817-1875), однажды видевший Пушкина у своего родственника А.А. Перовского (1787-1836), говорил, что «он на вся жизнь запомнил заразительный смех великого поэта».
     Поэт - партизан Денис Васильевич Давыдов (1784-1839), с юности знавший Пушкина и находившийся с ним в простодушных, приятельских отношениях говаривал: «Пушкин смеется так хорошо, что даже кишки видно». Великий живописец Карл Брюллов завидовал и восхищался смехом поэта, говоря: «Какай счастливец Пушкин! Как он смеется!»
         И многие другие люди, близко знавшие поэта, хорошо запомнили звонкий, детский смех, который они даже назвали "зубастым", т.к. Пушкин выказывал при этом два ряда своих белых, «арапских» зубов». Таким он предстаёт перед современниками в течение всей своей жизни: страстным, увлекающимся, открытым и простодушным человеком.

Рубрика «Здоровье». Заметки врача.

Обобщим сведения, известные нам о здоровье и физических данных А.С. Пушкина.

http://f33.ucoz.ru/mvg/04-02.jpg
Пушкин на прогулке.
Художник В.А.Серов. 1899 г


1. П.И. Бартенев в своих «Рассказах о Пушкине» писал:: «Пушкин был атлетически сложен, хотя и невысок ростом, физически крепок и вынослив, обладал силой, ловкостью и крепким здоровьем. Он любил движенье, езду верхом, шумную народную толпу, многолюдное блестящее общество. Но любил он и полное уединение, тишину, отсутствие докучливых посетителей».

Близкий друг поэта, князь П.А. Вяземский вспоминал о Пушкине: «Сложения он был крепкого и живучего. По всем вероятностям, он мог бы прожить еще столько же, если бы не более того, сколько прожил. Летнее купание было в числе его любимых привычек, от него он не отставал до глубокой осени, освежая тем физические силы, изнуренные пристрастием к ходьбе».

2.  А вот племянник поэта (сын сестры) Л.Н. Павлищев (1834-1915), со слов своей матери писал о нем следующее: «Переходы от порыва веселья к припадкам подавляющей грусти происходили у Пушкина внезапно, как бы без промежутков, что обусловливалось, по словам сестры, нервной раздражительностью в высшей степени. Он мог разражаться и гомерическим хохотом, и горькими слезами, когда ему вздумается, по ходу своего воображения, стоило ему только улыбнуться в посещавшие его мысли.
Восприимчивость нервов проявлялась у него на каждом шагу, а когда его волновала желчь, он легко поддавался порывам гнева.




Рубрика «Ученье - свет».  Педагогические заметки.
1.   Пушкин - человек, от природы одаренный уникальными умственными способностями. Это подтверждают современники поэта, знавшие его с раннего детства до конца жизненного пути. Об этом мы знаем из воспоминаний брата и сестры поэта, а также его друзей и товарищей по учебе в лицее.
 Биограф поэта П.И. Бартенев в своей работе проводит выписки из ведомостей о даровании прилежании  и успехах воспитанников лицея с отзывами о Пушкине некоторых его наставников за период 1812-1814 годов. Так, профессор Кайданов, например, пишет: «При малом прилежании оказывает очень хорошие успехи и сие можно приписать только одним прекрасным его дарованием». Профессор Куницин: «Весьма понятлив, замысловат и остроумен, но крайне не прилежен».

2. Интересно  стремление поэта  к овладению иностранными языками. Несомненно, он делал это для того, чтобы знакомиться с литературой и, в целом - с культурой других народов и государств, не дожидаясь соответствующих переводов, а в подлинниках источников таких сведений.
 Известно, что французский язык Пушкин знал в совершенстве еще с детства, не зря лицейские товарищи назвали его «французом». Кс.А. Полевой вспоминал разговор Пушкина: «только с немецким не мог сладить. Выучусь ему и опять всё забуду. Это случалось уже не раз». Брат поэта тоже говорил, что Пушкин мало читал на немецком языке, а не говорил - совершенно.
 Уже во время своей известности и славы, живя в деревне, Пушкин выучился латинскому языку, которого почти не знал, вышедши из Лицея, хотя и изучал там его. Потом, в Петербурге он изучил английский язык за 4 месяца так, что мог читать поэтов».

3. В письме Н.М. Языкову от 12 октября 1832 года П.В. Киреевский рассказывал, что Пушкин учился еврейскому языку с намерением переводить Иова.
 По словам П.В. Нащокина, Пушкину нетрудно было усвоить себе до некоторой степени язык итальянский не только для разговора, но и грамматически, и благозвучием его он не мог не восхищаться.



4. Биограф поэта П.В. Анненков, говорил: «Природа, кроме поэтического таланта наградила его изумительной памятью и проницательностью . Ни одно чтение, ни один разговор, ни одна минута размышления не пропадали для него на целую жизнь. Его голова, как хранилище разнообразных сокровищ, полна была материалами для предприятий всякого рода. По-видимому, рассеянный и невнимательный, он из преподавания своих лицейских профессоров уносил более, нежели его товарищи.
Но все отличные способности и прекрасные понятия о назначении человека и гражданина не могли защитить его от тех недостатков, которые вредили его авторскому призванию. Он легко поддавался лишней рассеянности. Не было у него постоянства в труде, этой любви к жизни созерцательной и стремления к высоким отдельным целям. Он без малейшего сопротивления уступал влиянию одной минуты и без сожаления тратил время на ничтожные забавы».

 Однако другой биограф поэта П.И. Бартенев думал иначе даже о молодом Пушкине: «Внешне жизнь поэта могла казаться совершенно праздной и рассеянной, однако досуги его также были очень плодотворны. Его поэтическая мысль находилась в постоянной деятельности. В тиши своей комнаты он часто и много читал книг, взятых у друзей и знакомых. Сам собирал и собрал богатейшую библиотеку.
5. Известны рассказы людей, близко знавших Пушкина, о его трудолюбии, работоспособности и системе работы.

 Один из ближайших друзей поэта  П.А. Плетнев(1792-1865) в «Статьях о Пушкине» писал: «Без особенных причин никогда он не изменял порядка своих занятий. Везде утро посвящал он чтению выпискам составлению планов или другой умственной работе. Вставая рано, тотчас принимался за дело. Не кончив в утренних занятиях своих, он боялся одеться, чтобы преждевременно не оставить кабинета для прогулки. Перед обедом, который откладывал до самого вечера, прогуливался во всякую погоду».
 Интересны и своеобразны воспоминания камердинера Пушкина, Никифора Фёдорова: «Вот уж подлинно труженик - то был Александр Сергеевич! Бывало, как бы поздно домой не вернулся, и сейчас - писать. Сядет у себя в кабинетике за столом, а мне: «Иди, Никеша, спать!» и до утра всё сидит.

Рубрика «Мода и люди»

Б.М. Кустодиев. "Портрет А.С. Пушкина"
  Одежда, которую носит человек, - немаловажная деталь не только его портрета, но и его индивидуальной, и общественной характеристики. Она свидетельствует о материальном достатке и служебном положении человека, говорит о его отношении к окружающим людям, желании выделиться, быть замеченным, «броситься в глаза», или, наоборот, казаться незаметным, обычным, как все подобные ему и т.д.

Несомненно, со временем, с возрастом, а также с требованиями моды - изменяется и характер одежды человека. Думается, что, несмотря на сравнительно недолгий жизненный путь Пушкина, все эти факторы так или иначе повлияли на характер его костюма. Поэтому, используя мемуары его современников, представим себе, как одевался А.С. Пушкин в различные периоды своей жизни.
http://f33.ucoz.ru/mvg/04-07.jpg

 1.С помощью воспоминаний И.И. Пущина представим одежду Пушкина-лицеиста в течение шести его безвыездных лет учебы - с октября 1811-го по июль 1817-го года.

Пущин писал, что «форма одежды лицеистов сначала была стеснительна. По будням - синие сюртуки  с красными воротниками и брюки такого же цвета (т.е. синие). Это бы ничего, но зато по праздникам - мундир синего сукна с красным воротником, шитый петлицами (серебряными - в первом курсе, золотыми - во втором), белые панталоны , белый жилет, белый галстук, ботфорты  треугольная шляпа  - в церковь и на гуляние».

16 - летнего Пушкина в парадной форменной одежде можно было, например, видеть на картине И.Е. Репина «Пушкин читает стихи на экзамене в лицее».
http://f33.ucoz.ru/mvg/03-012.jpg

2. В послелицейский период своей жизни в Петербурге (1817-1820 годы), расставшись с форменной одеждой лицеиста, Пушкин носил обычную для того времени одежду городского дворянина - сюртук или фрак . Обязательными принадлежностями такого костюма были шляпа, перчатки и галстук.

3. Е.Е. Синицина, знавшая Пушкина в январе 1829 года по его пребыванию в гостях у тверских помещиков Вульфов в их имениях в Старице и Павловском, рассказывала, что на свой туалет поэт обращал большое внимание. В комнате, которая служила ему кабинетом, у него было множество туалетных принадлежностей, ногтечисток, разных щёточек и т.п…. Кстати сказать, описывая кабинет своего героя в первой главе «Евгения Онегина», поэт замечает, что у того были:

...Гребёнки, пилочки стальные,
Прямые ножницы, кривые
И щёток тридцати родов
И для ногтей, и для зубов.
Руссо ( замечу мимоходом)
Не мог понять, как важный Грим
Смел чистить ногти перед ним,
Красноречивым сумасбродом.
Защитник вольности и прав
В сем случае совсем неправ.

И далее:

Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей:

4. Суммируя  высказывания очевидцев, следует признать, что одежде своей Пушкин не придавал решающего значения. Одевался он просто, используя костюм, который был ему удобен для жизни и работы, и при этом не очень беспокоился о том, какое впечатление произведёт на окружающих его одежда. Можно подумать, что он вообще не руководствовался пословицей «по одежке встречают...», однако разумеется, что эта оригинальность Пушкина имела свои пределы и всегда была «к месту». Несомненно то, что дворянин Пушкин был немыслим в деревенской рубашке или в цыганском наряде в обстановке театра или светского бала. Так же как и во фраке, цилиндре и перчатках - на многолюдной сельской ярмарке, среди толпы народа.

Рубрика «Здоровая еда»

1. Пушкинская кухня.

1. Будучи неприхотлив и неизбалован в еде, Пушкин отлично разбирался в кушаньях, еде и вообще в кухне. Об этом говорит, например, одно из его шутливых стихотворных писем С.А. Соболевскому, которое он отправил тому 9 ноября 1826 года, возвратившись от него из Москвы в Михайловское:
 «Мой милый Соболевский - я снова в своей избе... Посылаю тебе мой путевой дневник из Москвы до Новгорода. Это будет для тебя инструкция: 

У Гальяни иль Кольони
Закажи себе в Твери
С пармезаном  макарони,
Да яичницу свари.
На досуге отобедай
У Пожарского  в Торжке,
Жареных котлет отведай (именно, котлет)
И отправься налегке.
----
Принесут тебе форели!
Тотчас их варить вели,
Как увидишь, посинели -

Влей в уху стакан Шабли .
Чтоб уха была по сердцу,
Может будет в кипяток
Положить немного перцу,

Луку маленький кусок.
 В Волдае спроси,
есть ли свежие сельди?
Если же нет,

У податливых крестьянок
(Чем и славится Валдай)
К чаю накупи баранок
И скорее поезжай».


2. Характерно также, что некоторые строфы романа «Евгений Онегин» также подтверждают неплохие сведения, которыми обладает автор в кулинарии. Здесь он со знанием дела дает описание стола в деревенской помещичьей усадьбе, в столичной обстановке, на многочисленных ямских станциях российских дорог и т.п.
Например, в главе-I у известного петербургского ресторатора Талона нашего героя, кроме шампанского, ждут:

...ростбиф  окровавленный
И трюфли , роскошь юных лет,
Французской кухни лучший свет,
И Страсбурга пирог нетленный
Меж сыром лимбургским живым
И ананасом золотым.
Здесь же упоминается и бифштекс.

 
3. Во второй главе «Евгения Онегина», где изображена жизнь деревенской помещичьей усадьбы, упоминается:

... У них на масленице жирной
Водились русские блины;
Два раза в год они говели...


В третьей главе, которая начинается с визита «потенциальных женихов» Ленского и Онегина в дом Лариных, как бы мимоходом

...Обряд известный угощенья:
Несут на блюдечках варенья,
На столик ставят вощаной
Кувшин с брусничною водой.


4. А.О. Смирнова-Россет, вспоминая свою жизнь в Царском Селе по соседству с молодыми супругами Пушкиными, рассказывала:
 «Я любила обедать у Пушкиных. Обед составляли щи или зеленый суп с крутыми яйцами, рубленные большие котлеты со шпинатом или щавелем, а на десерт - варенье с белым крыжовником.
У Пушкиных часто бывали крупичатые розовые блины, т.е. блины со свеклой. Пушкин съедал их до 30-ти штук, после каждого блина выпивал глоток воды и не испытывал ни малейшей тяжести в желудке.
Летом в кабинете Пушкина всегда на столике был графин с водой, лед и банка с крыжовниковым вареньем, его любимым. Он привык в Кишиневе к сладостям».
5. Всё это свидетельствует о том, что в современной ему кулинарии, ее традициях и обрядах угощенья Пушкин «разбирался» довольно свободно.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.  Подведение итогов. Слово учителя.

Вот и закрыта последняя страница специального выпуска журнала «Современник».

В своих исследованиях мы опирались на удивительную и, к сожалению, не изданную книгу Валентина Григорьевича Мельчакова «Прекрасен, как сама жизнь».

Несмотря ни на что, жизнь всегда прекрасна настолько, что в ней-то им кроется смысл жизни. То есть смысл жизни - в самой реальной на земле жизни, однако, исполненной свободы, высокой человеческой нравственности, творчества и благородства. Любовь и свободный труд были, пожалуй, основной стихией пушкинской натуры. Жить, для него означало, - чувствовать и мыслить, стремиться и познавать, делиться с другими искрами своего таланта. В такой жизни и хотел жить наш Пушкин. Сам прекрасный, как жизнь, он призывает нас к жизнелюбию и творческому труду.

Учащиеся обмениваются впечатлениями об устном журнале.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНЫЙ ВЕЧЕР "САМАЯ ПРЕКРАСНАЯ ИЗ ЖЕНЩИН"

Внеклассное мероприятие, посвященное празднику "День Матери"....

Книга "Цена жизни - сама жизнь"

Книга направлена на формирование у учащихся здорового образа жизни....

Литературно-музыкальная композиция "Самая прекрасная из Женщин..."

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвящённой Дню Матери...

Литературно-музыкальная композиция о жизни и творчестве И.С. Тургенева "И жизнь, и слезы, и любовь..."

Методическая разработка внеклассного мероприятия по творчеству И.С. Тургенева (рекомендуется для учащихся старших классов)...

Литературная гостиная "Солженицын - "самый великий человек современности"

На примере жизнестойкости писателя развивать у учащихся умение отстаивать свою гражанскую позицию....

Литературно-музыкальная композиция "Самая прекрасная из женщин - женщина с ребенком на руках"

Данное внеклассное мероприятие посвящено прекрасному прзднику - дню Матери, которое отмечается в России в последнее воскресение ноября. Целевая аудитория - учащиеся и их мамы....