Сказание о Петре и Февронии
план-конспект урока по литературе (7 класс)

Антонина Константиновна Халбаева

план-конспект урока "Сказание о Петре и Февронии" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_proekta_uroka.doc268.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Эрхирикская средняя общеобразовательная школа

Разработка проекта урока по теме:

«Трогательное сказание о Петре и Февронии»

по методике преподавания литературы

7 класс

Подготовил: учитель русского языка и литературы – Халбаева А.К.

Улан-Удэ

2014

Тема урока: «Трогательное сказание о Петре и Февронии»

Место урока в системе: урок-исследование

Тип урока: применение ЗУН

Форма урока: урок-дискуссия с использованием технологии дебатов

Межпредметная интеграция литературы и устного народного творчества

Цель урока:

  1. воспитание личностно-толерантных качеств на примере изучаемых произведений житийной литературы и  бурятского устного народного творчества.
  2. создание проблемной ситуации и постановка проблемы через внутреннюю структуру урока
  3. формирование умений и навыков связного изложения мыслей
  4. активизация деятельности через индивидуально-групповые задания

Эпиграф урока:

«Трогательное сказание о Петре и Февронии

   – одна из жемчужин древнерусской литературы»

Георгий Петрович Федотов

Ход урока

I. 1. Организационный момент

2. тема, цель урока

Ключевые понятия:

Дебаты – обмен мнениями, спор.

Жития – описание святости

Семья – 1206-2008 год

Год семьи – 2008 год

  1. Вступительное слово

Семья – это дети и родители. Отец и мать. Мужчина и женщина.

Велика ли роль семьи?

Внутренний монолог героев

Слайд №1 (Сэсэн Хан)                                слайд №2 (Князь Петр) – см.приложение 2

                                   Ваша позиция

Обеим командам:

Изменилось ли отношение князя Петра? Не пожалел ли впоследствии, что жена – дочь древолаза?

Зависит ли ум человека от длины волоса? В старину говорили: «Волос долог – ум короток». Поддерживаете ли вы это мнение?

Слайд №3 (Алтан хайша)                        слайд №4 (Феврония)

Задание:

Есть  ли сходство, отличие, в чем оно проявилось?

А самое главное, изменилось ли мнение в отношении короткого женского ума?

Конфликт – это…

Почему происходит конфликт?

Благоприятствует ли конфликт соблюдению заповедей и наставлений Господних в городе Муроме?

Кто разрешил конфликтный узел города Мурома?

  • Эпитет. Толкование.
  • Эпитетный диктант – характеристика бояр, князя, княгини.
  • Эпитет – постоянный эпитет

Кого из героев повести обозначает постоянно повторяемый эпитет?

Блаженные – толкование

Подберите самое удачное толкование слова и соотнесите с образом самодержцев Мурома

Слайд №5. Петр и Феврония. Задания.

Какое же свершилось святое чудо?

Город Муром во времена правления Петра и Февронии.   Соблюдались ли заповеди и наставления? Сколько пунктов божьих заповедей исполнялись правителями Мурома?

1.                6.

2.                7.

3.                8.

4.                9.

5.                10.

Почему именно так закончил автор повести?

Итог урока. Домашнее задание.

Перечитать повесть еще раз. Подготовиться к пересказу

Использованная литература:

  1. Бурятские народные сказки. Алтан Хайша. Издательство: Наука (Новосибирск), 1993 г.
  2. Меркин Г.С. Литература 7 класс. М., 2009.

Приложение 1.

Словарь

ДЕБАТЫ – (франц. Debattre - спорить), обмен мнениями, прения.

БЛАЖЕННЫЕ – в католической церкви лица, после их смерти объявленные Римским папой богоугодными

В русской православной церкви:

1.ЮРОДИВИЕ – психически неполноценные лица

2.СВЯТЫЕ

ЭПИТЕТ – приложение. Слово, определяемое предмет или явление.

КОНФЛИКТ – столкновение, борьба, на которых построено развитие сюжета художественных произведений.

Приложение 2. Презентация

 Слайд №1 – Сэсэн Хаан

 слайд №2 – Князь Петр

 слайд № 3 – Алтан хайша

 слайд № 4  - Феврония

Слайд № 5 - Петр и Феврония

Приложение №3.

Работа в группах

Команда №1.

 «Влезь на нашу печь и, сняв с грядки поленце, принеси сюда».

  1. Что сказала девушка княжескому отроку?

2. Найти и объяснить значение слова, которое не понято командой. Найдите этот фрагмент в повести.

Команда №2.

«Плохо, когда дом без ушей – а горница без очей».

1. Понял  ли слова девушки княжеский отрок? Найдите в повести разъяснение девушки.

Команда №3

  1. «Я хочу его вылечить, но…».
  2. Какую награду хотела получить Феврония.
  3. Найдите этот фрагмент в повести.

  1. –Хотели к вам зайти, да вот коней привязать негде.

Алтан хайша засмеялась и говорит:

- Неужели не найдете где привязать? Вот зима, вот лето и привяжите к ним своих коней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по литературе по учебнику Коровиной В. Я. "Повесть о Петре и Февронии Муромских" Житийная икона

Презентация по литературе для урока в 8 классе по теме "Повесть о Петре и Февронии Муромских". Житийная икона, которая отражает всю повесть; Она разбита на кадры, раскрывая их, читаем с учащимися "Пов...

7 кл. Литература. "Повесть о Петре и Февронии Муромских" Комментарий к презентации "Житийная икона"

К уроку литературы в 7 классе по учебнику Коровиной В. Я. "Житийная икона" "Повесть о Петре и Февронии Муромских"...

Пьеса для школьного театра "Сказание о Петре и Февронии Муромских"

Как научить ребёнка постигать тайны слова, как развивать речь, мышление, как воспитывать любовь ко всему живому? Самый короткий путь к тому – путь через игру, сочинительство, фантазирование. Всё это м...

Воспитательный час "Сказание о Петре и Февронии"

воспитание уважения к древнерусской литературе, к прошлому нашей страны, уважение и интереса к ее героям; воспитывать нравственные качества....

Сценарий детского праздника, посвящённого Всероссийскому Дню семьи, любви и верности (с использованием ИКТ), «Сказание о Петре и Февронии Муромских».

Сценарий детского праздника, посвященногоВсероссийскому Дню семьи, любви и верности. "Сказание о Петре и Февронии Муромских" (для детей среднего и старшего возраста)...