Библейские мотивы в творчестве А.И. Куприна
статья по литературе (11 класс)

Статья о влиянии библейского текста "Песня Песней" на произведение  А.И. Куприна "Суламифь". Отчет по методической теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon a.i.kuprin.doc34 КБ
Microsoft Office document icon a.i.kuprin.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

БИБЛЕЙСКИЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ А.И. КУПРИНА.

/отчет  по  методической  теме/

А.И.Куприн – общепризнанный мастер слова, писатель, чьи произведения вошли в сокровищницу мировой литературы. Повести и рассказы Куприна можно перечитывать бесконечно, и каждый раз будешь удивляться изысканной простоте купринского слога, законченности образов, мягкой и ненавязчивой манере автора в изображении психологических портретов своих героев.

«Поединок», «Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламифь» - эти повести предложены для изучения школьникам в 11 классе. Читаются эти произведения легко, ребятам нравится и манера повествования, и незамысловатый, казалось бы, сюжет. Но возникает опасность, что за внешней легкостью восприятия, увлекшись бытовым фоном сюжета,  учащиеся могут не заметить глобальности нравственных проблем, поднимаемых автором.

Пожалуй, одним из главных действующих лиц произведений Куприна является любовь. Она преображает человека, открывает его новые качества, словно своеобразная лакмусовая бумажка, проверяет его на подлость и благородство.

О любви, побеждающей смерть, говорится в рассказах «Суламифь» и «Гранатовый браслет».

«Суламифь» написана Куприным  по мотивам 3 Книги Царств и «Песни песней» и рассказывает о романтической и чувственной  любви царя Соломона, легендарного правителя Иудеи, и  простой девушки Суламифи.

Этот рассказ опирается на библейский сюжет и строится как художественная стилизация «Песни песней».  Писатель был захвачен и увлечен лирической силой библейского текста.

Библия – книга серьезная и, по сути, моралистическая, поэтому «Песня песней» словно бы выбивается из общего тона нравственных поучений и наставлений. По объему «Песня песней» невелика, но очень поэтична, поэтому, я думаю, с небольшим предисловием её можно предложить учащимся для самостоятельного  прочтения  или зачитать вслух самому

Важно, чтобы потом, уже при чтении текста купринской «Суламифи», увидели, что Куприн, этот великий мастер слова, очень часто, практически не изменяя, вкладывает библейский текст в уста своих героев, и текст этот очень гармонично вливается в реплики Суламифи и Соломона. Автор как бы смакует мелодичность некоторых фраз, сказанных много веков назад, но не потерявших свою интимность, теплоту, чувственность. Весь текст купринской «Суламифи» стилизован под поэтический слог «Песни песней» и сохраняет ритм и мелодичность библейского источника. Это придает произведению некую ауру древнего манускрипта.

При сравнении текста «Песни песней» и «Суламифи» ребята с удивлением обнаруживают, что в библейском отрывке нет сюжета как такового: нет завязки, нет трагического конца. Ведь «Песня песней» - это диалог двух возлюбленных – Соломона и Суламифи. Здесь можно еще раз отдать должное творческому гению Куприна. Воображение писателя заставило нас поверить в реальность описанных, а вернее, придуманных им событий. Ведь и завязка, и трагический эпилог – это не более как чудный вымысел. Куприн взял один из прекраснейших библейских перлов и дал ему не менее прекрасную оправу.

Ученики непременно спросят, зачем же Куприну понадобилось «убивать» прекрасную Суламифь, если об этом ничего не говориться в Библии. Стоит сказать, что трагическая развязка сильной любви характерна для Куприна. Мы видим это и в «Поединке», и в «Олесе», и в «Гранатовом браслете». В «Песне песней» сказано:

Ибо крепка как смерть любовь;

Люта как преисподняя ревность;

Стрелы её – стрелы огненные,

Она пламень весьма сильный.

В этих словах весь сюжет «Суламифи». Главная героиня сгорает на пламени ревности, становясь жертвенным агнцем на алтаре великой любви.

Необходимо обратить внимание ребят на интересное название первоисточника: «Песня песней». Понять его смысл помогут слова Куприна: «Тысячу раз может любить человек, но только раз он любит». Любовь к простой девушке из виноградника – самая главная песнь в жизни Соломона.

При чтении «Суламифи» ребят может испугать обилие названий древних городов, народностей. Необходимо объяснить им, что автор делает это намеренно, давая почувствовать читателю колорит той эпохи. Считаю, что не нужно углубляться в сноски и пускаться в исторические изыскания – это дело профессиональных исследователей. Для литератора важно не разрушить тот аромат древности, который начинает окутывать читателя буквально с первых строк.

Мне кажется, при изучении «Суламифи» можно и нужно обратить внимание подростков на весьма важный нюанс повествования. Несмотря на то, что некоторые сцены показаны Куприным очень откровенно, автору удалось сохранить мягкую эротичность и не сделать это самоцелью произведения. Вероятно,  именно эта целомудренная эротичность библейского источника и привлекла внимание Мастера. На фоне массовой низкопробной секс-литературы, заполонившей книжные прилавки и умы подростков, образец высокой эротики мирового уровня, возможно, даст представление ребятам  о понятии прекрасного в этой области.

О новых гранях таланта писателя, открывающихся при внимательном прочтении «Суламифи» можно говорить долго. Куприн здесь – прекрасный историк, знаток Библии, гениальный художник, тонкий психолог. Благодаря этому писателю  нам приоткроется тайна вечной притягательности страниц Великой Книги.

Разумеется, что при изучении «Суламифи», учитель акцентирует внимание и на других вопросах. Это и мотив повседневных поисков, открытий и познаний, присущих человеку; это  связь любви с потребностью в творчестве.

При изучении других произведений Куприна нет необходимости в такой мере опираться на библейский текст. Но и в «Гранатовом браслете», и в «Олесе» затронуты такие нравственно-философские вопросы, ответы на которые может в какой-то степени подсказать Библия.

Все жизненные, а значит, и литературные коллизии строятся на нарушении  каких-либо заповедей. ( «Не убий», «Не возжелай жены и добра ближнего твоего», «Не лжесвидетельствуй на ближнего твоего», «Не сотвори себе кумира», «Почитай отца и мать» и другие)

Повесть «Гранатовый браслет» подхватывает тему «Суламифи», вновь возвращаясь к прославлению великой и вечной духовной ценности человека – любви. Интересно, исследуя логику ребят, спросить их, на нарушении какой заповеди построен сюжет «Гранатового браслета». Чаще всего они дают ответ, лежащий, как им кажется, на поверхности: «Не возжелай жены ближнего твоего». Но нет, главный герой не был ведом греховной страстью. Здесь другое: «Не сотвори себе кумира».  «Гранатовый браслет» - повесть о великой любви, о той самой, которая бывает «раз в тысячу лет». Господин Желтков, человек верующий, сотворил себе кумира – возвел в ранг божества земную женщину. Её забытые вещи – святыня, его слова, обращенные к ней, - чудная молитва, его чувства – поклонение недосягаемому божеству. Вопреки запретам, давлению и угрозам, невзирая на безнадежность обретения ответного чувства, любовь живет и расцветает в душе Желткова. Куприн своей волей обрывает жизнь главного героя, понимая, что дальнейшие события, каковы бы они ни были, приглушили бы яркость великого чувства, сделали бы Желткова смешным и жалким. Смерть во имя спокойствия и благополучия любимой женщины поднимает Желткова на высшую ступень благородства. В этой смерти для героя и наказание, и награда. Никому не позволено выходить за рамки «земных» чувств, но именно там, за чертой земного бытия, и происходит слияние душ героев, именно оттуда летят к княгине Вере слова щемящие слова молитвы: «Да святится имя твое».

Любовь, показанная в повести, идеальна, возвышенна, поразительно чиста, и сам автор подчеркнул это, сказав, что «ничего более целомудренного» он не писал.

Мне кажется, что, обращаясь при изучении этих двух произведений  к Библии, учитель может более полно раскрыть идейный замысел писателя, дать почувствовать ученикам  красоту художественного слова, уловить поэтику купринской прозы, познакомить их с творческой мастерской Куприна.



Предварительный просмотр:

БИБЛЕЙСКИЕ МОТИВЫ В ТВОРЧЕСТВЕ А.И. КУПРИНА.

/отчет  по  методической  теме/

А.И.Куприн – общепризнанный мастер слова, писатель, чьи произведения вошли в сокровищницу мировой литературы. Повести и рассказы Куприна можно перечитывать бесконечно, и каждый раз будешь удивляться изысканной простоте купринского слога, законченности образов, мягкой и ненавязчивой манере автора в изображении психологических портретов своих героев.

«Поединок», «Олеся», «Гранатовый браслет», «Суламифь» - эти повести предложены для изучения школьникам в 11 классе. Читаются эти произведения легко, ребятам нравится и манера повествования, и незамысловатый, казалось бы, сюжет. Но возникает опасность, что за внешней легкостью восприятия, увлекшись бытовым фоном сюжета,  учащиеся могут не заметить глобальности нравственных проблем, поднимаемых автором.

Пожалуй, одним из главных действующих лиц произведений Куприна является любовь. Она преображает человека, открывает его новые качества, словно своеобразная лакмусовая бумажка, проверяет его на подлость и благородство.

О любви, побеждающей смерть, говорится в рассказах «Суламифь» и «Гранатовый браслет».

«Суламифь» написана Куприным  по мотивам 3 Книги Царств и «Песни песней» и рассказывает о романтической и чувственной  любви царя Соломона, легендарного правителя Иудеи, и  простой девушки Суламифи.

Этот рассказ опирается на библейский сюжет и строится как художественная стилизация «Песни песней».  Писатель был захвачен и увлечен лирической силой библейского текста.

Библия – книга серьезная и, по сути, моралистическая, поэтому «Песня песней» словно бы выбивается из общего тона нравственных поучений и наставлений. По объему «Песня песней» невелика, но очень поэтична, поэтому, я думаю, с небольшим предисловием её можно предложить учащимся для самостоятельного  прочтения  или зачитать вслух самому

Важно, чтобы потом, уже при чтении текста купринской «Суламифи», увидели, что Куприн, этот великий мастер слова, очень часто, практически не изменяя, вкладывает библейский текст в уста своих героев, и текст этот очень гармонично вливается в реплики Суламифи и Соломона. Автор как бы смакует мелодичность некоторых фраз, сказанных много веков назад, но не потерявших свою интимность, теплоту, чувственность. Весь текст купринской «Суламифи» стилизован под поэтический слог «Песни песней» и сохраняет ритм и мелодичность библейского источника. Это придает произведению некую ауру древнего манускрипта.

При сравнении текста «Песни песней» и «Суламифи» ребята с удивлением обнаруживают, что в библейском отрывке нет сюжета как такового: нет завязки, нет трагического конца. Ведь «Песня песней» - это диалог двух возлюбленных – Соломона и Суламифи. Здесь можно еще раз отдать должное творческому гению Куприна. Воображение писателя заставило нас поверить в реальность описанных, а вернее, придуманных им событий. Ведь и завязка, и трагический эпилог – это не более как чудный вымысел. Куприн взял один из прекраснейших библейских перлов и дал ему не менее прекрасную оправу.

Ученики непременно спросят, зачем же Куприну понадобилось «убивать» прекрасную Суламифь, если об этом ничего не говориться в Библии. Стоит сказать, что трагическая развязка сильной любви характерна для Куприна. Мы видим это и в «Поединке», и в «Олесе», и в «Гранатовом браслете». В «Песне песней» сказано:

Ибо крепка как смерть любовь;

Люта как преисподняя ревность;

Стрелы её – стрелы огненные,

Она пламень весьма сильный.

В этих словах весь сюжет «Суламифи». Главная героиня сгорает на пламени ревности, становясь жертвенным агнцем на алтаре великой любви.

Необходимо обратить внимание ребят на интересное название первоисточника: «Песня песней». Понять его смысл помогут слова Куприна: «Тысячу раз может любить человек, но только раз он любит». Любовь к простой девушке из виноградника – самая главная песнь в жизни Соломона.

При чтении «Суламифи» ребят может испугать обилие названий древних городов, народностей. Необходимо объяснить им, что автор делает это намеренно, давая почувствовать читателю колорит той эпохи. Считаю, что не нужно углубляться в сноски и пускаться в исторические изыскания – это дело профессиональных исследователей. Для литератора важно не разрушить тот аромат древности, который начинает окутывать читателя буквально с первых строк.

Мне кажется, при изучении «Суламифи» можно и нужно обратить внимание подростков на весьма важный нюанс повествования. Несмотря на то, что некоторые сцены показаны Куприным очень откровенно, автору удалось сохранить мягкую эротичность и не сделать это самоцелью произведения. Вероятно,  именно эта целомудренная эротичность библейского источника и привлекла внимание Мастера. На фоне массовой низкопробной секс-литературы, заполонившей книжные прилавки и умы подростков, образец высокой эротики мирового уровня, возможно, даст представление ребятам  о понятии прекрасного в этой области.

О новых гранях таланта писателя, открывающихся при внимательном прочтении «Суламифи» можно говорить долго. Куприн здесь – прекрасный историк, знаток Библии, гениальный художник, тонкий психолог. Благодаря этому писателю  нам приоткроется тайна вечной притягательности страниц Великой Книги.

Разумеется, что при изучении «Суламифи», учитель акцентирует внимание и на других вопросах. Это и мотив повседневных поисков, открытий и познаний, присущих человеку; это  связь любви с потребностью в творчестве.

При изучении других произведений Куприна нет необходимости в такой мере опираться на библейский текст. Но и в «Гранатовом браслете», и в «Олесе» затронуты такие нравственно-философские вопросы, ответы на которые может в какой-то степени подсказать Библия.

Все жизненные, а значит, и литературные коллизии строятся на нарушении  каких-либо заповедей. ( «Не убий», «Не возжелай жены и добра ближнего твоего», «Не лжесвидетельствуй на ближнего твоего», «Не сотвори себе кумира», «Почитай отца и мать» и другие)

Повесть «Гранатовый браслет» подхватывает тему «Суламифи», вновь возвращаясь к прославлению великой и вечной духовной ценности человека – любви. Интересно, исследуя логику ребят, спросить их, на нарушении какой заповеди построен сюжет «Гранатового браслета». Чаще всего они дают ответ, лежащий, как им кажется, на поверхности: «Не возжелай жены ближнего твоего». Но нет, главный герой не был ведом греховной страстью. Здесь другое: «Не сотвори себе кумира».  «Гранатовый браслет» - повесть о великой любви, о той самой, которая бывает «раз в тысячу лет». Господин Желтков, человек верующий, сотворил себе кумира – возвел в ранг божества земную женщину. Её забытые вещи – святыня, его слова, обращенные к ней, - чудная молитва, его чувства – поклонение недосягаемому божеству. Вопреки запретам, давлению и угрозам, невзирая на безнадежность обретения ответного чувства, любовь живет и расцветает в душе Желткова. Куприн своей волей обрывает жизнь главного героя, понимая, что дальнейшие события, каковы бы они ни были, приглушили бы яркость великого чувства, сделали бы Желткова смешным и жалким. Смерть во имя спокойствия и благополучия любимой женщины поднимает Желткова на высшую ступень благородства. В этой смерти для героя и наказание, и награда. Никому не позволено выходить за рамки «земных» чувств, но именно там, за чертой земного бытия, и происходит слияние душ героев, именно оттуда летят к княгине Вере слова щемящие слова молитвы: «Да святится имя твое».

Любовь, показанная в повести, идеальна, возвышенна, поразительно чиста, и сам автор подчеркнул это, сказав, что «ничего более целомудренного» он не писал.

Мне кажется, что, обращаясь при изучении этих двух произведений  к Библии, учитель может более полно раскрыть идейный замысел писателя, дать почувствовать ученикам  красоту художественного слова, уловить поэтику купринской прозы, познакомить их с творческой мастерской Куприна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок по теме : «Библейские мотивы в искусстве»

Показать нравственный мир библейских историй.Показать отражение библейских мифов в поэзии, музыке, живописи.Учить понимать прекрасное, показать, что Библия утверждает общечеловеческие, нравствен...

Библейские мотивы и их отражение в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»

Урок-семинар по роману Ф,М. Достоевского "Преступление и наказание" " Библейские мотивы и их отражение в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание".·      Урок  способству...

Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание". Библейские мотивы и образы.

Ф.М.Достоевский "Преступление и наказание". Библейские мотивы и образы....

Библейские мотивы в рассказе Ф.Достоевского "Мальчик у Христа на елке"

Исследование библейских мотивов в рассказе .Достоевского "Мальчик у Христа на елке"...