Урок по раасказу А.И.Куприна "Чудесный доктор"
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Веселова Ирина Анатольевна

Тема урока "Чудеса вокруг нас"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kuprin_chudesnyy_doktor.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

1. Тема:   Идея рассказа "Чудесный доктор" А.И. Куприна. Чудеса  вокруг нас

2. Результаты  деятельности:

 Личностные ________Учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и  способам решения новой задачи.___________

____________________________________________________________________________________________________________________

 Метапредметные: - находить  необходимую информацию в тексте.

_________________________________________________________________________________________________________________________

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий

оформлять свою мысль в устной речи; обосновывать высказанное суждение; договариваться и приходить к общему мнению в совместной деятельности

________________________________________________________________________________________________________________________

 Предметные:  познакомить с рассказом "Чудесный доктор" А.И. Куприна, обратив внимание учащихся на своеобразие языка писателя, неповторимость его стиля; раскрыть художественное выражение мысли писателя. 

3.  Цель: формирование учебно-познавательного интереса к работе с текстом произведения; раскрытию мысли писателя через осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий на основе совместной деятельности

        

4. Тип урока: Урок первичного предъявления  новых знаний и способов учебных действий


Этап урока

Результаты этапа

УУД

Оценка результатов этапа

Формирование и развитие ЦО к умению оценивать готовность к предстоящей деятельности (на уроке)

Оценка/самооценка готовности к предстоящей учебной деятельности

Воспроизведение знаний и способов действий необходимых и достаточных для открытия новых знаний

Определение границ знания и незнания

Оценка/самооценка умения применять ранее полученные знания при решении практических задач.

Оценка/самооценка умения выявлять и формулировать свои затруднения при решении практических задач в незнакомой ситуации.

(«Я затрудняюсь …»)

Формирование и развитие ЦО к умению определять и формулировать проблему, познавательную цель и тему для изучения (самостоятельно  или в совместной деятельности с учителем).

Оценка/самооценка умений определять и формулировать проблему, цель, результаты и критерии их оценки, учебную задачу, планировать (предполагать) действия по её решению (по достижению результатов), формулировать тему.

Формирование и развитие ЦО к совместной познавательной деятельности по открытию нового знания, понятия, правила, способа деятельности

Оценка/самооценка действий по достижению планируемых результатов

Умение работать совместно – коммуникативные УУД

Логические – умение делать выводы и заключения

Действия педагога

Действия обучающегося

1. Самоопределение к деятельности

Орг. момент

Формальная готовность к уроку.

 самоконтроль, самооценка

- Здравствуйте, ребята!

Я рада видеть каждого из вас!

Есть праздник, что светлее всех других,
Есть день, когда весь мир добром лучится -
Ведь в Рождество все может приключиться,
Чтоб изменить теченье дней иных...

Отвечают на вопросы

2. Актуализация знаний, мотивация

Воспроизведенные знания и способы действия.

Осознание необходимости получения новых знаний

 

О чем идет речь в стихотворении?

Что это за праздник?

Что может приключиться в Рождество?

Чудо.

Вот об одной такой чудесной истории нам рассказал русский писатель Куприн. Причем рассказал со слов одного из участников происходящего Как вы думаете, почему

Отвечают на вопрос учителя.

(Для достоверности)

3. Постановка учебной задачи

Сформулированная и зафиксированная (вербально, с помощью схемы, модели…) учебная задача (самостоятельно  или в совместной деятельности с учителем).

Представления обучающихся о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.

Проверка домашнего задания.

Рассказ Мерцалова  слайд Вы считаете, что свершилось чудо? Почему? Я ни на что не надеялся.

Давайте послушаем эту историю со слов доктора Пирогова  (слайд)

Ребята, одна и та же история звучит по-разному. Кто-то говорит. Что это чудо, а оказывается это пустяки.

Это проблема, над решением которой мы с вами порассуждаем на нашем уроке. Для начала определим тему Я подскажу начало. Чудо- это пустяк. Или великое, мощное и святое?

Цель: определить для себя, что же хотел нам сказать Куприн? (идея)

Применяя ранее полученные знания, определяют, к какому герою подходит описание.

Ответы учащихся.

Совместное составление плана.

Как?

 Читая текст

Обращаясь к биографии Куприна

Рассуждая

4. Решение учебной задачи

Новое знание, понятие, правило, способ (алгоритм) деятельности, способ использования алгоритма

(работа с таблицей «Детали в произведении»)

Что, по-вашему, символизирует каждая деталь?

Для чего их использовал Куприн? Чтобы показать что это чудо? Или нормально?

К какой точке зрения склонялся сам Куприн? Почему? Обратимся к заглавию. Чудесный – волшебный

Доктор - вылечил душу от отчаяния

Ответы учащихся.

Делают вывод о смысле заглавия произведения.

Работа в парах, заполнение таблицы, работа с текстом произведения.

5.Первичное закрепление

(Применение алгоритма на практике)

Умение действовать по алгоритму, правилу

Формирование и развитие ЦО к умению выполнять задание по алгоритму. Умение включать в собственную учебную деятельность разные виды смыслового чтения.

Оценка/самооценка действий по достижению планируемых результатов

Чем вылечил? Добротой. Что такое доброта? Чудо? Это то, что мы можем сделать своими руками. Не нужно быть волшебником, чтобы сотворить чудо.

А мы можем сотворить чудо? Как? Совершая добрые дела. Зачем нам это надо? Для себя? Для других.  (примеры – мать Тереза)

Ответьте на вопрос в нашей теме урока. (Для того кто совершает добрые дела это не чудо, для других это может оказаться чудом).

Отвечают на вопросы

Ответы учащихся.

6 . Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов

Использование нового знания, правила, способа (алгоритма) деятельности с ранее в условиях решения задач и выполнения упражений

Формирование и развитие ЦО к обобщению знаний и способов действий, повторению ранее усвоенных ЗУНов

Оценка/самооценка результатов решения учебно-практических задач, предполагающих применение «нового знания» (алгоритма, правила) в системе ранее усвоенных ЗУНов, а также при решении проблем и задач в реальных жизненных ситуациях

«Что-то великое, мощное, святое, что жило и горело в чудесном докторе  при его жизни, угасло невозвратно».  Я предлагаю поставить знак вопроса. Почему?

Выполняют задание

7. Итог занятий. Рефлексия деятельности

         

Умение соотносить цели и результаты собственной деятельности

Формирование и развитие ЦО к умению анализировать и осмысливать свои достижения.

Оценка/самооценка результатов с позиций выявления их ценности для личностного роста обучающихся.

Добротой не гордятся, словно списком заслуг...
Доброта - не богатство, а спасательный круг.
Доброта ходит тихо, ни о чем не крича...
Она с теми, где лихо, там, где гаснет свеча...
Она там, где устало чье-то сердце болит...
Чья-то вера пропала, а надежда скорбит...
Доброта - не реклама, дивидендов не ждет,
Она просто, как мама... и придет, и спасет.
Руку нежно положит и заглянет в глаза...
И подняться поможет... и минует гроза!

Запишите домашнее задание.

Ответы на вопросы, рефлексия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы в 6 классе по рассказу А.И Куприна "Чудесный доктор"

Презентация содержит понятие "рождественский рассказ", словарные статьи, виды заданий и ответы на них, схемы, выводы, домашнее задание....

Презентация урока по роману Б.Л.Пастернака "Доктор Живаго" (с использованием элементов дистанционного обучения)

Ученики самостоятельно с помощью презентации самостоятельно (дистанционно) могут познакомиться с историей создания романа Б.Л.Пастернака "Доктор Живаго", а также с вариантами его названия, особенностя...

Кирнарская Д.К. (доктор искусствоведения, доктор психологических наук, проректор Российской академии музыки им. Гнесиных) Десять причин отдать ребёнка в музыкальную школу

Несмотря на то, что ребёнок фальшиво орёт песни Чебурашки, и слуха у него нет; несмотря на то, что пианино некуда поставить, и бабушка не может возить ребёнка «на музыку»; несмотря на то, что ребёнку ...

Конкурсный урок литературы «Урок милосердия» по рассказу А.И. Куприна «Чудесный доктор»

Технологическая карта урока литературы  «Урок милосердия»  по рассказу А.И. Куприна «Чудесный доктор»...

Презентация к уроку по рассказу И.Куприна "Чудесный доктор"

Презентация к уроку по рассказу И.Куприна "Чудесный доктор"...

11 класс. Урок по роману Б.Л. Пастернака "Доктор Живаго"

В презентации представлена основная информация по роману: главная тема, исторические реалии, мотивы творчества. А также интересные факты о самом писателе....