Д.И.Фонвизин "Недоросль".
методическая разработка по литературе (8 класс)

Проблема воспитания истинного гражданина.Особенности композиции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt_8nedorosl.docx126.58 КБ

Предварительный просмотр:

Д.И. Фонвизин «Недоросль». Проблема воспитания истинного гражданина. Особенности композиции.

8 класс

Цели урока:

Образовательная.Познакомить с произведением  Д.И. Фонвизина «Недоросль», историей создания и художественными особенностями.Рассмотреть проблематику произведения.Дать понятие о гуманистическом пафосе комедии.Рассмотреть особенности композиции комедии.

Развивающая.

Развивать умения характеристики образов литературного произведения, умение систематизировать теоретический материал, навыки анализа драматического произведения.

Воспитательная.

Воспитывать любовь к учебе, уважительное отношение к родителям, гуманистическое мировоззрение, гражданское мировоззрение, стремление быть полезными своему Отечеству

                      Актуализация знаний

Ребята ,сегодня Эпиграфом к нашему уроку ,будут слова:

«Имей сердце, имей душу,

и будешь человеком на всякое время »

-Как вы понимаете слова эпиграфа.

О каких духовных качествах пойдет речь на уроке?

Проверка д/з

Просмотр отрывка из спектакля Д.И. Фонвизина "Недоросль". Сообщение темы и целей урока

Викторина на знание комедии.

Где происходит действие комедии? (в имении Простаковой)

Кто по социальному происхождению Простакова? (дворянка, помещица)

Кем Простаковой приходится Скотинин? (братом)

Кем Простаковой приходится Софья? (воспитанницей, дальней родственницей)

Кем Софье приходится Стародум? (дядей)

Как зовут учителей Митрофана? (Цифиркин, Вральман, Кутейкин)

Кто такая Еремеевна? (няня Митрофана)

Как зовут жениха Софьи? (Милон)

Кто такой Правдин? (представитель закона, который приехал, чтобы навести порядок в имении Простаковой)

Какое любимое занятие Митрофана? (гонять голубей на голубятне)

Сколько женихов у Софьи и кто они? (Милон, Скотинин, Митрофан)

Кому принадлежат эти слова:

«А ты, скот, подойди поближе.» (Простакова)

«Ночью то и дело испить просил. Квасу целый кувшин выкушать изволил». (Еремеевна)

«Люблю свиней…, а у нас в околотке такие крупные свиньи, что нет из них ни одной, котора, став на задни ноги, не была бы выше каждого из нас целой головой». (Скотинин)

«Прочтите его сами! … Я могу письма получать, а читать их всегда велю другому». (Простакова)

«Невежда без души – зверь. Самый мелкий подвиг ведёт его во всякое преступление». (Стародум)

Изучение нового материала.

Беседа о композиции комедии (учащиеся называют сцены из произведения, которые соответствуют составляющим частям композиции)

ЭКСПОЗИЦИЯ (сцена примерки кафтана Митрофаном)

ЗАВЯЗКА (получение письма Софьей)

РАЗВИТИЕ ДЕЙСТВИЯ (Приезд Милона, приезд Стародума, приезд Правдина, соперничество Митрофана и Скотинина за руку Софьи)

КУЛЬМИНАЦИЯ (похищение Софьи)

РАЗВЯЗКА (взятие имения Простаковых под опеку государства)

ЭПИЛОГ (отторжение Митрофаном матери)

Просмотр презентации "Художественное своеобразие комедии Д.И. Фонвизина "Недоросль".

Физкультминутка .УПРАЖНЕНИЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ГЛАЗ .
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4–5 раз. 
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть глаза и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4–5 раз. 

Теперь вы дадите характеристику образов главных героев (учителей Митрофанушки) (работа в группах).

Простакова

Простакова - злая и жестокая помещица. Она обижает и бьет своих крестьян. Она также обзывает и бьет своего мужа. Простакова безумно любит своего единственного сына Митрофанушку и всячески балует его
Митрофанушка

Митрофан Простаков –( переводе с греческого «являющий свою мать»)

сын Простаковых. Ему 15 лет. Митрофан - глупый и ленивый подросток. Он 3 года учится разным наукам, но ничему не научился. Митрофан - избалованный, жестокий, неблагодарный человек. 
Простаков

Терентий Простаков – муж Простаковой, робкий и тихий «простачок». Он потакает своей злой жене во всем, терпит ее побои и оскорбления. Простаков очень любит сына Митрофана и гордится им. 
учителя:

мат

Автор относится к нему с явным сочувствием. Наделяет его таким качеством, как трудолюбие: «праздно жить не люблю».

Русс

Недоучившийся семинарист «убоялся бездны премудрости». По-своему хитер, жаден.

Иностр

Немец, бывший кучер. Он становится учителем, так как не сумел найти себе место кучера. Невежественный человек, который ничему не может научить своего ученика.

Давайте посмотрим ,что сделали учителя,чтобы научить Митрофанушку?

Почему, имея стольких учителей, Митрофанушка остался неучем?

(Утеля не прикладывают усилий к тому, чтобы выучить Митрофана хоть чему-нибудь. Они чаще потакают лени своего ученика. В какой-то мере они, используя невежественность и необразованность госпожи Простаковой, обманывают ее, понимая, что она не сможет проверить результатов их труда).

Как вы думаете, для нашего времени, эта проблема актуальна?

Вяземский сказал  о Простаковой: “Её образ стоит на меже трагедии и комедии.”

Какую важнейшую особенность подметил П.Вяземский?

( В комедии соединились печальное и смешное, возвышенное и обыденное.)

В чём вы увидели особенности финала комедии?(порок наказан, добродетель торжествует. По сути этого не произошло, ведь герои не вступили на путь добродетели, что противоречило бы их нравственной сути.)

Что нового мы сегодня узнали?

Домашнее задание.