Контрольная работа по творчеству Н. А. Некрасова, 10 класс
тест по литературе (10 класс)

В предлагаемой контрольной работе представлены задания аналитического плана для учащихся с базовым уровнем подготовки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Контрольная работа по творчеству Н. А. Некрасова

Часть 1. Лирика Некрасова

1. Н. Н. Златовратский, современник Некрасова: «В этот момент нашей истории Некрасов являлся первым и доселе остаётся единственным нашим поэтом, в произведениях которого с такой определённостью и силой сказался социально-этический компонент». Почему именно этот «социально-этический компонент» оказался таким привлекательным для читателей, мечтавших о революционном преобразовании общества?

2. Привлекает ли вас «социально-этический компонент» в поэзии? Если да, то чем? За что вы более всего цените поэзию в принципе?

3. Есть мнение, что:

        а) поэзия Некрасова устарела и не может вызвать интереса у         сегодняшнего читателя;

        б) Некрасов — поэт «мести и печали» - попытался соединить в         стихах любовь и ненависть, но его стихи переполнены злобой, а         вместо любви выходит сентиментальность;

        в) стихи Некрасова — это газетная поэзия, репортаж в стихах.

Прокомментируйте эти утверждения, согласившись с ними или опровергнув их. Аргументируйте строчками из стихотворений.

4. Стихотворение «Вчерашний день, в часу шестом...» Некрасов написал в альбом одной даме, прибавив при этом: «Извините, если эти стихи не совсем идут к Вашему изящному альбому». Почему он считал, что стихи «не совсем» подходящи для «изящного альбома»? Какими качествами, по вашему мнению, должны обладать стихи, предназначенные для дамских альбомов?

5. Докажите, что в стихотворении «Нравственный человек» создаётся портрет чудовищного лицемера и благонамеренного ханжи. Какими художественными средствами пользуется Некрасов для создания этого образа?

6. Какое отношение к искусству и его назначению отражено в стихотворении «Поэт и гражданин»? Какие общественные деятели того времени разделяли эту эстетическую позицию?

        7. Стихотворение «Размышления у парадного подъезда»         пронизывает тема сна. Какой идейный смысл несёт она в         строках, рассказывающих о «владельце роскошных палат»? Какое         новое значение приобретает она в последней части         стихотворения?

        8. Определите жизненную ситуацию, которая могла вызвать         переживания лирического героя стихотворения «Давно —         отвергнутый тобою...». Какие строки можно считать         эмоциональным и смысловым центром стихотворения? Ваше         отношение к этому стихотворению?

        9. Определите стихотворные размеры следующих стихотворений         Некрасова:

                а) Прости! Не помни дней паденья…

                б) Что ты жадно глядишь на дорогу

                    В стороне от весёлых подруг?

                в) Поздняя осень. Здоровый, ядрёный,

                    Воздух усталые силы бодрит…

Часть 2. Поэма «Кому на Руси жить хорошо»

        10. Что, по вашему мнению, самое главное рассказал Некрасов о         жизни народа в поэме «Кому на Руси жить хорошо»?

        11. «У поэтов своя география...» Можно ли согласиться с тем, что         названия сёл, деревень, волостей и губерний, упомянутых в поэме,         «взяты из самой жизни»? Если да, то как они жизнь         характеризуют?

        12. При дословном переводе один из эпизодов китайской         интерпретации поэты выглядит так:

                И русские крепко спят,

                Но ещё не зажжённая искра

                Таится в их сердцах.

                Они проснуться без призыва,

                Сами пойдут вперёд.

Найдите в оригинальном тексте поэмы эпизод, соответствующий приведённому отрывку, выпишите его. Насколько изменился смысл отрывка в таком переводе? Существенны, на ваш взгляд, эти изменения или же они не носят принципиального характера?

13. По мнению исследователя О. Проскурина, «грех — это оборотная сторона «счастья», как его понимают крестьяне в начале поэмы: «прагматическое»счастье на Руси оказывается возможным только за счёт несчастья других». Как вы понимаете определение «прагматическое», используемое в отношении слова «счастье»? Верно ли, что крестьяне понимают счастье только «прагматически»? Даёт ли поэма основания утверждать, что «грех» - это оборотная сторона «счастья»?

14. Как вы думаете, о ком из героев поэмы написал К. И. Чуковский:

«… он — единственный счастливец в поэме. Здесь и заключается настоящий ответ на поставленный Некрасовым вопрос о возможности счастья в тогдашней России».Обоснуйте ответ. Справедливо ли утверждение Чуковского о «единственном счастливце»?

Задание 15 представлено двумя вариантами: 15-а и 15-б.

Сделать один из них на выбор.

15-а. Поэт Л. Е. Остроумов (1892 — 1955) написал такое шутливое стихотворение, адресованное поэту Максимилиану Волошину, хозяину гостеприимного дома в Коктебеле:

                Еду ли ночью по улице тёмной,

                Бури заслушаюсь в пасмурный день, -

                Друг мой душевный и телом огромный,

                Вдруг предо мной промелькнёт твоя тень.

                То-то житьё в Коктебеле прелестном!

                Добрый хозяин и мастер утех,

                Есть у тебя в твоём домике тесном

                Гроб для болезненных, ужин для всех.

                Едут и с севера, едут и с юга,

                Едут с востока и с западных стран…

                Лезут, ползут, уплотняют друг друга, -

                Словно не дом, а бездонный карман!

                Рад бы и я подзаехать случайно,

                Но от гостей нынче Бог упаси!

                Глядя на них, лишь завидую тайно:

                «Вот кому жить хорошо на Руси!»

        Какие произведения Некрасова вам удалось распознать в этом         тексте? Перечислите их.

        15-б. Если бы вам поручили составить сборник стихотворений         Некрасова «Избранное», какие бы стихи вы в него включили?         Перечислите 8 — 10 стихотворений разной тематики, которые         отражают разные грани его  поэтического таланта, объясните свой         выбор.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по творчеству Салтыкова-Щедрина. 7 класс

Работа по сказкам "Дикий помещик", "Как один мужик...", включпет вопросы по содержанию и теории литературы...

Контрольная работа по литературе для учащихся 5 класса по творчеству М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева.

Контрольная работа  по литературе для учащихся 5 класса по творчеству  М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева даёт возможность проверить знания учащихся за первое полуг...

Контрольная работа по творчеству А.Пушкина 8 класс

Контрольная работа составлена в двух вариантах, содержит задания на знание литературоведческих терминов, проверяет умения строить высказывание по прочитанному роману "Капитанская дочка", содержит зада...

Контрольная работа по творчеству Ю.Казакова.7 класс

Контрольная работа по творчеству Ю.Казакова.7 класс...

Контрольная работа по творчеству М.Ю. Лермонтова, А. Погорельского, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова в 5 классе

Данная контрольная работа является компиляцией нескольких популярных тестов по творчеству М.Ю. Лермонтова, А. Погорельского, Н.В Гоголя, Н.А. Некрасова в 5 классе....

Контрольная работа по творчеству Тургенева, Фета, Тютчева, Некрасова. 6 класс

Работа содержит вопросы, проверяющие знания по содержанию произведений писателей....

Контрольная работа по творчеству Н. А. Некрасова для 10 класса

Контрольная работа представлена в виде презентации и охватывает вопросы, связанные с лирикой Некрасова ("Панаевский цикл", "Размышления у парадного подъезда", "В дороге" ...