Война: забыть или помнить?
план-конспект по литературе

Власова Любовь Евгеньевна

Разработка урока

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_literatury._voyna._zabyt_ili_pomnit.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 7-м классе "Забыть или помнить?" (Тема войны в русской литературе)

Тема: Забыть или помнить?

Цели:

  • помочь учащимся осознать, что война есть ужасное событие, которое нельзя забывать, которое может лишить человека человечности;
  • развивать умение грамотно и аргументировано выражать собственную точку зрения;
  • совершенствовать умение выразительно читать художественный текст;
  • «развивать то, что есть в душе» ( В.Непомнящий), продолжить формирование системы нравственных ценностей.

ХОД УРОКА

1. Актуализация знаний учащихся

Учитель (обращается к портретам на доске).
На предыдущих уроках мы познакомились с вами с рассказом М.А. Шолохова «Судьба человека» и повестью В.В. Быкова « Круглянский мост». Оба эти произведения о войне. Нас с вами , как и авторов, в первую очередь волновали нравственные вопросы, связанные с поведением человека в такой ситуации. когда в нем способны развиваться как худшие, так и лучшие стороны его натуры.

Вопрос классуВспомните, как назывался урок знакомства с повестью «Круглянский мост». 
(«Меня интересует, в первую очередь, не сама война… но, главным образом, «нравственный мир человека»)

Человек на войне. «Вечное» и «преходящее», доброта и человечность. Эти слова звучали на каждом уроке.

Проверка домашнего задания. Задан был вопрос: что говорят о человеке писатели, в чем пытаются нас убедить? В ответе использовать описание картины «Притча о слепых».

Ответ ученика. Оба автора , каждый по-своему, делятся с нами своими мыслями о вечных истинах. М.Шолохов говорит о силе добра и человечности, рассказывая о том, как «колесо истории» не пощадило Андрея Соколова, но не убило в нем человека. В.Быков в повести «Круглянский мост» опасается нравственной слепоты своих героев и хочет, чтобы люди прозрели духовно, сделали правильно свой нравственный выбор. Что может произойти с человеком, если наступит духовная слепота, ярко представил нам нидерландский художник Питер Брейгель на картине «Притча о слепых». «Вечное» - доброта и человечность – должно торжествовать. Вот что утверждают М.Шолохов и В. Быков.

Учитель. Сегодняшний урок – продолжение разговора о «вечном» и «преходящем» в жизни человека.

2. Определение темы, цели и постановка проблемы

А) Определение темы

Учитель. Предлагаю вам подумать и сформулировать тему нашего занятия самостоятельно.( Мотивирующий прием «яркое пятно»).

Задание классу (распечатки на партах): прочитайте выразительно отрывки из стихотворений, определите ключевые слова.

Константин Мамонтов.

Забыть нельзя разорванное небо,
Друзей своих могильные холмы,
И каравай простреленного хлеба
В хозяйственных ладонях старшины…
ЗАБЫТЬ НЕЛЬЗЯ!  УЖЕЛИ МЫ ЗАБУДЕМ?

Юлия Друнина.

Я хочу забыть вас, полковчане,
Но на это не хватает сил,
Потому что мешковатый парень
Сердцем амбразуру заслонил,
Потому что полковое знамя
Раненая девушка несла –
Скромная толстушка из Рязани,
Из совсем обычного села.
Все забыть,
И только слушать песни,
И бродить часами на ветру,
Где же мой застенчивый ровесник,
Наш немногословный политрук.
Я хочу забыть свою пехоту.
Я забыть пехоту не могу.
Беларусь.
Горящие болота.
Мертвые шинели на снегу.

СД «История России. ХХ век». Фрагменты хроники войны.  «Партизаны» и «Бабий яр».(Прил. 1)

Задание классу: посмотрите хронику войны, соотнесите увиденное с ключевыми словами и сформулируйте тему урока в форме проблемного вопроса.

Тему записываем после обсуждения в тетрадь.

Б) Постановка проблемы и цели

Учитель.  Забыть или помнить? Такой вопрос ставили перед собой и В. Быков, и жители блокадного Ленинграда, и узники концлагерей, ставят те, кто никогда не видел войны. Тема урока определила и  проблему.

Что же мы должны с вами решить? Поставьте перед собой цель.

Ответы учеников.

3. Решение проблемы

А) Индивидуальные задания (информация, мини-сочинение, воспоминания)

Учитель. Каждое поколение решает для себя, что преходяще, а что – вечно. Забыть или помнить? Давайте обратимся к тем, кто был участником событий. Как бы они ответили на этот вопрос?

Задание классу: прослушайте выступления ребят и скажите, чем стала война для героев их рассказов.

1 ученик. Вот что рассказала Ольга Берггольц: «…От одного фонарного столба до другого…  Под фонарные столбы после обстрелов подтаскивали изуродованные трупы горожан. Дистрофики обнимали фонарные столбы, пытаясь устоять на ногах, и медленно опускались к их подножию, чтобы больше не встать…
Уже за Невской тропинку мою пересекала поперечная. И так случилось, что в ту минуту, когда я подошла к этому малому перекрестку, столкнулась я с женщиной, замотанной во множество платков, тащившей на санках гроб, собственно говоря, даже  не гроб, а что-то вроде  комодного ящика. Может быть, это даже и был комодный ящик, заколоченный сверху фанерой. Она тащила его, всем корпусом наклоняясь вперед, почти падая. Я остановилась, чтобы пропустить гроб, а она остановилась, чтобы пропустить меня, выпрямилась и глубоко вздохнула. Я шагнула, а она в это время  рванула саночки. Я опять стала. А ей уже не сдвинуть  с места санки: наверное, они наскочили на  какую - нибудь   выбоинку или бугор на тропинке, и стоят они прямо около моих ног. Она ненавидяще посмотрела на меня из своих платков и еле слышно крикнула:- Да ну, шагай!
И я перешагнула через гроб, а так как шаг пришлось сделать очень широкий, то почти упала назад и невольно села на ящик. Она вздохнула и села рядом.- Из города? – спросила она.

– Да
– Давно?
– Давно, часа три, пожалуй.
– Ну что там, мрут?
– Да .
– Бомбит?
– Сейчас нет. Обстреливает.
– И у нас тоже. Мрут и обстреливает.

… Потом мы встали, обе взялись за веревку ее санок и перетащили гроб через бугорок, на котором он остановился. Она молча кивнула мне. Я – ей. И опять, от столба к столбу, пошла к отцу. Встреча с женщиной, тащившей комодный ящик-гроб, и перекур с нею ничего не шевельнули во мне  тогда. Я только подумала: «Теперь не присяду  до завода Ленина. А у завода съем кусочек хлебца».
Только спустя время поэтесса напишет в своей книге «Дневные звезды» о ленинградской блокаде, о том, что ей такое НЕ ЗАБЫТЬ:
Тяжело идти среди сугробов:
спотыкаешься , едва бредешь.
Встретишь гроб – не разминуться с гробом.
Стиснешь зубы и – перешагнешь.
Друг мой, друг, и я, как ты, встречала
сотни их, ползущих по снегам.
Я, как ты, через гробы шагала…
Память вечная таким шагам.
Память вечная, немая слава…

2 ученик. Вегеря Петр Иванович – участник Великой Отечественной войны, наш подшефный ветеран. Награжден медалями «За победу над Германией», «За победу над Японией», орденом Великой Отечественной войны.
Вот что он рассказал нам при нашей встрече: «В 1941 году мы жили на Украине, попали в оккупацию, освободили лишь в 1943 году. Всю мою жизнь  стоят перед глазами виселицы, которые никогда не были пустыми. Не было дня,  чтобы не раздавались крики, когда забирали близких и уводили на расстрел. Тогда  мне было страшно, но  я дал себе слово,  как только нас освободят (о смерти почему-то не думал), обязательно пойду на фронт, чтобы отомстить. В 16 лет после освобождения из оккупации пошел в истребительный батальон, затем переправили на Дальний Восток. Никогда не забуду я кровавых дней, слезы матерей. Этого никому не забыть».

3 ученик. Мы познакомились с повестью Василя Быкова «Круглянский мост», впереди и другие его произведения. Все они о войне, вернее о человеке на войне. И если бы  мне довелось самому спросить его: «Сможете ли вы забыть те годы, дни, минуты?»  Мне кажется, что он бы ответил так: « Многое мне пришлось пережить в эти годы. Голодные рыли окопы в августе 41, потом отступали с армией до Воронежа. Воевал командиром стрелкового взвода, взвода автоматчиков, взвода «сорокопяток». Был ранен дважды, лежал в госпиталях. Тяжело раненный под Кировоградом, чудом спасся. Выполз из хаты, которую через несколько минут раздавили немецкие танки.  Меня подобрали санитары другой части, а в полку посчитали погибшим. В 1944 году семья получила извещение, что командир Василь Быков погиб смертью храбрых. Долгое время на обелиске одной из братских могил под Кировоградом в списке погибших числилась и моя фамилия (узнал об этом  через несколько лет после войны). Никогда мне не забыть тех, с кем довелось мне воевать. Мои произведения – память им. Хочу, чтобы все  помнили о них, никогда не забывали о том, что они умирали за вас, за ваше будущее».

4 ученик. Андрей Соколов. Герой рассказа Михаила Шолохова «Судьба человека», на долю которого выпали суровые испытания: он воевал, был в плену, потерял близких. Как нам, читателям, не забыть его глаза, «словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной тоской, смертной тоской, что в них трудно смотреть», так и ему  не забыть и не простить себе свою невольную жестокость по отношению к жене в минуты прощания, не забыть тех зверств и жестокостей, на которые насмотрелся он в лагере, не забыть глубокой воронки на месте своего родного дома, не забыть своего убитого сына. Не забудет  и вытерпит, и преодолеет все на своем пути ради  того, чтобы вырастить приемного сына, который, повзрослев, как и он, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

Вывод в тетрадь. Для них война – страшное и ужасное событие, которое нельзя забывать. Такие события бесследно пройти не могут. Гибнут близкие, рушатся надежды и мечты.

Учитель. Писатель В.Богомолов сказал: «Я убежден, что из-за войны в жизни персонажей моих рассказов, как и в жизни каждого человека, «что-то не состоялось».

Б) Обращение к современности

Учитель. Спустя десятилетия эта тема все еще остается актуальной. Ведь все еще звучат выстрелы на земле. Вопрос «забыть или помнить?» стоит и сейчас.

(Побуждающий диалог.  Учитель приводит примеры из жизни, а ученики должны привести  противоположные примеры).

Учитель

Врачи из разных стран мира
отправляются в горячие точки
планеты, чтобы спасти жизнь
незнакомым людям.
Молодые парни погибли в
Афганистане,  в Косово

Взрослые и дети до сих пор 
помогают найти пропавших
без вести во время войны,
ухаживают за неизвестными
могилами солдат.

Ученики школ города
участвуют в соревновании
за право нести Почетную
Вахту у Вечного Огня.

Ученики

Боевики и террористы
смело распоряжаются
жизнями мирных
жителей: своих и чужих.


А в Эстонии принято решение
снести памятник
советскому 
воину-освободителю.

Группа подростков устроила
веселье на Мемориале.
У Вечного огня в Волгограде
ранили часового-школьника.

В) Вопрос: почему так происходит, что  руководит одними, а что – другими?

Г) Вспомните  героев М.Шолохова и В. Быкова. Какую позицию занимает каждый?

Андрей Соколов                                                       Крыжнев
Маслаков                                                                   Бритвин
Ляхович

Д) Продолжите мою мысль: Если человек теряет свое человеческое обличие. свой «нравственный стержень», ОН (способен превратить мир в мир Бритвиных, Крыжневых. И  тогда в их воле разбить и уничтожить землю, на которой мы живем. Они не понимают, не осознают, что сами превратили себя в страшных, безобразных слепцов. Их нельзя назвать людьми ).

Е) Ученическая презентация «Нам не дано забыть». (Приложение 2).

(Использование ресурсов Интернет. Данные о погибших в концлагерях, фотографии)

Учащиеся должны определить надпись на последнем слайде.

4. Творческая лаборатория. «Твой нравственный выбор»

При итоге учитель обращает внимание на иллюстрации учебника на странице 191.

5. Домашнее задание: стр. 190-191, вопрос 14 выполнить письменно.

Заключительное слово учителя. Каждый из вас сделал свой нравственный выбор, я думаю, правильный. 
Надо помнить. Ну, а если вам пока трудно ответить  на  вопрос урока, то пусть  слова писателя Юлиуса Фучика  помогут вам в этом ( написаны на доске):
«Об одном прошу тех, кто переживет это время: не забудьте! Не забудьте ни добрых, ни злых . Терпеливо собирайте свидетельства о тех, кто пал за себя и за вас. Я не хочу, чтобы были забыты товарищи, которые погибли честно, мужественно  защищаясь, сражаясь на воле или в тюрьме.
Я не хочу  также, чтобы позабыли тех из оставшихся в живых, кто столь же честно и мужественно помогал нам в самые тяжелые часы. Каждый, кто был верен будущему и умер за то, чтобы оно было прекрасно, подобно изваянию, высеченному из камня».


Берковский Виктор

Левитанский Юрий

Ну что с того, что я там был...

                        Музыка Виктора Берковского

                        Стихи Юрия Левитанского

     Am                                             Dm

Ну что с того, что я там был. Я был давно, я все забыл.

                         Am  E7                     Am  A7

Не помню дней, не помню дат.   И тех форсированных рек.

Dm                 G   Dm               G

Я неопознанный солдат. Я рядовой, я имярек.

Dm                 E7  A7                      В

Я меткой пули недолет.   Я лед кровавый в январе.

Gm                     Dm       E7      A7          Dm   E7

Я крепко впаян в этот лед. Я в нем как мушка в янтаре.

Ну что с того, что я там был. Я забыл. Я все избыл.

Не помню дат, не помю дней, названий вспомнить не могу.

Я топот загнанных коней. Я хриплый окрик на бегу.

Я миг непрожитого дня, я бой на дальнем рубеже.

Я пламя вечного огня, ип ламя гильзы в блиндаже.

Ну что стого, что я там был. В том грозном быть или не быть.

Я это все почти забыл, я это все хочу забыть.

Dm                  E7 A7                    В

Я не участвую в войне,  война участвует во мне.

Gm                 Dm     E7      A7        Dm   E7

И пламя вечного огня   горит на скулах у меня.

Уже меня не исключить из этих лет, из той войны.

Уже меня не излечить от тех снегов, от той зимы.

     Dm                   G   Dm                  Е7

И с той зимой, и стой землей,   уже меня не разлучить.

 Gm                    Dm    E7     A7          Dm   E7

До тех снегов, где вам уже моих следов не различить.

Поэзия Ю.Левитанского

Цели:

  • Показать истоки становления Ю.Левитанского как поэта; раскрыть своеобразие его личности,  основные мотивы его творчества; определить его место и роль в поэзии ХХ века.
  • Анализируя  поэтику Ю.Левитанского, формировать у обучающихся представления о синтетичности видов искусства.

Задачи урока:

  • Образовательные:
  • формировать навыки аналитической работы, умение выделять и толковать образы поэтической речи;
  • формировать навыки самостоятельного учебного труда: планировать работу, осуществлять самоконтроль, подводить итоги, работать в оптимальном режиме.
  • Воспитательные:
  • формировать отношение к миру другого человека;
  • способствовать укреплению читательского интереса к поэзии Ю.Левитанского.
  • Развивающие: 
  • развивать эмоциональные, интеллектуальные, нравственные аспекты личности учащегося,
  • способность видеть и понимать подтекст  произведения,
  • умение активно мыслить,

1 слайд. Портрет.

Чёрной краской на бумаге ватманской
Мой портрет нарисовала  девочка.
Смотрят на портрет мои знакомые,
Говорят: Ну, просто замечательно!

А с портрета я смотрю растерянно.
У меня усы висят обиженно.
Руки мои чёрные раскинуты –
Я стою как ветряная мельница.

Ничего в портрете нет случайного.
Просто дети очень наблюдательны.
Что за простодушье и доверчивость
В этой милой их неискушённости!
Акварелью рисовала девочка
Всё, что она видела и слышала.

(Из книги «Земное небо»)

2 слайд

Всего и надо, что вглядеться – боже мой, 
всего и дела, что внимательно вглядеться, –
и не уйдешь, и никуда уже не деться от этих глаз, 
от их внезапной глубины. 
Всего и надо, что вчитаться – боже мой, 
всего и надо, что помедлить над строкою – 
не пролистнуть нетерпеливою рукою, 
а задержаться, прочитать и перечесть.

(Из книги «День такой-то…»)

3 слайд

В заметках на смерть Юрия Левитанского поэтесса Олеся Николаева, много лет дружившая с ним, написала: 
«В нем была драгоценная любовь к скорбям – amor fati, – которая достается поэтам как крест и как дар. Плакальщик и печальник, наш вечный Пьеро, белая ворона среди здравомыслящих и комильфотных московских поэтов…»

За стеною – голоса и звон посуды.
Доводящие до умопомраченья
разговоры за стеною, пересуды 
и дебаты философского значенья.
Видно, заполночь. Разбужен поневоле,
я выскакиваю из-под одеяла.
Что мне снилось?             
Мне приснилось чисто поле,
где-то во поле березонька стояла.
Я кричу за эту стену: – Погодите!
Ветер во поле березу пригибает.
Одевайтесь, – говорю, –
и выходите,
где-то во поле береза пропадает!
Пять минут, – кричу, – достаточно на сборы
.Мы спасем ее от ветра и мороза!.. –
Пересуды за стеною, разговоры.
Замерзает где-то во поле береза.

(Из книги «Стороны света»)

4 слайд

Каждый выбирает для себя 
женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
каждый выбирает для себя. 
Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы. 
Шпагу для дуэли, меч для битвы 
каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает по себе
щит и латы, посох и заплаты. 
Меру окончательной расплаты 
каждый выбирает по себе.
Каждый выбирает для себя...
Выбираю тоже – как умею. 
Ни к кому претензий не имею. 
Каждый выбирает для себя.

5 слайд

Родился 21 января в Киеве. Окончив школу в 1938 в городе Сталине (ныне Донецк),  К школьным годам относятся первые пробы пера и публикации в донбасских газетах.

6 слайд

После окончания десятилетки в 1939 Ю.Левитанский отправляется в Москву и становится студентом ИФЛИ (Институт филологии, литературы и истории), одного из лучших учебных заведений страны. Одновременно с ним на разных курсах учились Д.Самойлов, П.Коган, М.Кульчицкий, Л.Озеров, С.Наровчатов и др.

7 слайд.

Как студент, перешедший на 3 курс, Ю.Левитанский пользовался освобождением от военной службы, однако уже 22 июня 1941 вместе с другими студентами он записывается в армию добровольцем. После того, как в конце июня был сдан последний экзамен, уходит на фронт. Некоторое время был пулеметчиком. Участвовал в обороне Москвы, а впереди, по его словам, были «Северо-Западный, Степной и 2-й Украинский фронты, битва на Орловско-Курской дуге, взятие Харькова, форсирование Днепра, а потом и Днестра, и Прута».
Великую Отечественную войну Ю.Левитанский закончил в Чехословакии, пройдя путь от рядового до лейтенанта (среди военных специальностей – пулеметчик, командир подразделения, корреспондент фронтовой газеты).

8 слайд

Левитанский с 1943?г. служил фронтовым корреспондентом, офицером. Но известен интересный факт его службы рядовым бойцом: он был вторым номером в пулемётном расчёте с Семёном Гудзенко, земляком-киевлянином. Потом, после ранней послевоенной смерти товарища, Левитанский напишет в стихотворении «Памяти ровесника» с эпиграфом из Гудзенко «Мы не от старости умрём – от старых ран умрём…»:

Сколько в мире холмов!
Как надгробные надписи скупы.
Это скорбные вехи
пути моего поколенья.
Я иду между ними.
До крови закушены губы.
Я на миг
у могилы твоей
становлюсь на колени.

9 слайд.

Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы: «Каково настроение лирического героя? Что он думает о войне? Прошла ли она для него?»

Ну что с того, что я там был? 
Я был давно, я всё забыл. 
Не помню дней, не помню дат, 
Ни тех форсированных рек.
– Я неопознанный солдат, 
Я рядовой, я имярек. 
Я меткой пули недолёт, 
Я лёд кровавый в январе. 
Я прочно впаян в этот лёд, 
Я в нём, как мушка в янтаре. 
– Ну что с того, что я там был? 
Я всё избыл, я всё забыл. 
Не помню дат, не помню дней, 
Названий вспомнить не могу.
– Я топот загнанных коней, 
Я хриплый окрик на бегу, 
Я миг непрожитого дня, 
Я бой на дальнем рубеже, 
Я пламя Вечного огня 
И пламя гильзы в блиндаже. 
– Ну что с того, что я там был, 
В том грозном быть или не быть? 
Я это всё почти забыл. 
Я это всё хочу забыть. 
Я не участвую в войне 
– Она участвует во мне. 
И отблеск Вечного огня 
Дрожит на скулах у меня. 
Уже меня не исключить 
Из этих лет, из той войны, 
Уже меня не излечить 
От тех снегов, от той зимы. 
Вдвоём – и с той землёй, и с той зимой 
Уже меня не разлучить, 
До тех снегов, где вам уже 
Моих следов не различить. 
Ну что с того, что я там был?!

10 слайд.

За время воинской службы был многократно награжден:

  • орден Красной Звезды;
  • орден Отечественной войны;
  • медаль«За боевые заслуги»;
  • медаль «За оборону Москвы»;
  • медаль «За взятие Будапешта»;
  • медаль «За победу над Германией»;
  • медаль «За победу над Японией»;
  • двумя медалями Монголии.

11 слайд

Уже меня не исключить
из этих лет, из той войны.
Уже меня не излечить
от той зимы, от тех снегов.
И с той землёй, и с той зимой
уже меня не разлучить,
до тех снегов, где вам уже
моих следов не различить

12-13 слайды. Как начать новую послевоенную жизнь?

В ожидании дел невиданных, 
из чужой страны, 
в сапогах, под Берлином выданных, 
я пришёл с войны. 
Огляделся. Над белым бережком 
бегут облака.
Горожанки проносят бережно 
куски молока. 
И скользят, на глаза на самые 
натянув платок. 
И скрежещут полозья санные, и 
звенит ледок. 
Очень белое всё и светлое – 
ах, как снег слепит! 
Начинаю житьё оседлое – 
позабытый быт. 
Пыль очищена, грязь соскоблена 
и – конец войне. 
Ничего у меня не скоплено, 
всё моё – на мне.

Я себя в этом мире пробую, 
я вхожу в права –
то с ведёрком стою над прорубью, 
то колю дрова. 
И картофель жую отваренный, 
ко всему готов – 
скудно карточки отоварены 
хлебом тех годов... 
Мы сидим над едою строгою, 
и печь холодна.
Ребятишки, играя, трогают 
мои ордена. 
А метель, а метель до одури 
голосит в ночи. 
И мальчишкам снится: на Одере 
трубят трубачи. 
Очень белое всё и светлое – 
ах, как снег слепит. 
Начинаю житьё оседлое – 
позабытый быт. 
Невесомых снежин кружение, 
заоконный свет – 
словно полное отрешение 
от прошедших лет. 
Ходят ходики полусонные, 
и стоят у стены 
сапоги мои, привезённые 
из чужой страны.

1948

14 слайд.

В 1995 году на церемонии вручения ему Государственной премии России, (В год начала чеченской кампании) в присутствии всех высших лиц государства во главе с Президентом Борисом Ельцыным, за полгода до смерти Юрий Левитанский выступил с речью:
«… Я благодарен судьбе за то, что выжил на той войне и после нее, что дожил до этих дней и до дня сегодняшнего.
Я сердечно признателен моим коллегам и всем тем, кто счел меня достойным этой сегодняшней награды и отдал свои голоса за меня, за мою работу.
Наверное, я должен был бы выразить благодарность также и власти, но с нею, с властью, тут дело обстоит сложнее, ибо далеко не все слова ее, дела и поступки сегодня я разделяю. Особенно все то, что связано с войной в Чечне – мысль о том, что опять людей убивают как бы с моего молчаливого согласия, – эта мысль для меня воистину невыносима. За моими плечами четыре года той большой войны, и еще маленькая война с японцами, и еще многое другое – думаю, что я имею право сказать об этом. Я понимаю, что я несколько испортил нынешний праздник, но если бы я этого не сказал, не сказал того, что я думаю и чувствую, я не был бы достоин высокой литературной премии России…»

Пусть останутся при мне
эта мука и томленье,
это странное стремленье
быть всегда самим собой!..

(Фрагмент стихотворения из книги «Письма Катерине или Прогулка с Фаустом»)

– Было ли у Левитанского право так говорить с властью?

15 слайд

В том же году Ю.Левитанский переводится в Иркутск, куда он перевез своих родителей. Там, вплоть до лета 1947, когда наконец он добился приказа о демобилизации, служит в газете Восточно-Сибирского военного округа, затем работает заведующим литературной частью иркутского Театра музыкальной комедии.
Тогда же, один за другим, в сибирских, а также в московском издательстве публикуются несколько поэтических сборников Ю.Левитанского, благосклонно принятые критикой (в Иркутске даже была опубликована монография о нем).

16 слайд

По воспоминаниям иркутян, он появился в редакции газеты «Советский боец» – невысокий, стройный, большеглазый, с гвардейскими усиками, очень похожий в те годы на Лермонтова. Через несколько лет появятся его стихи об этом:

«Я был в юности – вылитый Лермонтов.
Видно, так на него походил,
что кричали мне «Лермонтов, Лермонтов!»
на дорогах, где я проходил.
Я был в том же, что Лермонтов, чине,
я усы отрастил на войне.
Вероятно, по этой причине
было сходство заметно вдвойне».

Это стихотворение автор назвал буднично и прозаично «Кое-что о моей внешности». Оно написано с редкостной тактичностью, с которой Левитанский прикасается к великим именам, достоинством и деликатностью, с которой он говорит о себе.

17-18 слайды

В 1955-1957 годах Левитанский учится на Высших литературных курсах при Литературном институте им. Максима Горького. С 1957 года член Союза писателей СССР. В 1963 году Юрий Левитанский публикует сборник своих стихотворений «Земное небо». Этот сборник сделал автора известными на весь Союз. В этом же году Юрий Левитанский переезжает в Москву.

С этого момента у Левитанского выходит множество сборников:

1970 год – сборник «Кинематограф»;
1975 год – сборник «Воспоминания о Красном снеге»;
1980 год – сборник «Два времени»;
1990 год – сборник «Сон о дороге»;
1991 год – сборник «Белые стихи».

19 слайд

Ялтинский домик

Вежливый доктор в старинном пенсне и с бородкой, 
вежливый доктор с улыбкой застенчиво-кроткой, 
как мне ни странно и как ни печально, увы – 
старый мой доктор, я старше сегодня, чем вы.

Годы проходят, и, как говорится, – сик транзит
 глория мунди, – и всё-таки это нас дразнит. 
Годы куда-то уносятся, чайки летят. 
Ружья на стенах висят, да стрелять не хотят.

Грустная жёлтая лампа в окне мезонина. 
Чай на веранде, вечерних теней мешанина. 
Белые бабочки вьются над жёлтым огнём. 
Дом заколочен, и все позабыли о нём.

 Дом заколочен, и нас в этом доме забыли. 
Мы ещё будем когда-то, но мы уже были. 
Письма на полке пылятся – забыли прочесть. 
Мы уже были когда-то, но мы ещё есть.

Пахнет грозою, в погоде видна перемена. 
Это ружье ещё выстрелит – о, непременно!
Съедутся гости, покинутый дом оживёт. 
Маятник медный качнётся, струна запоёт...

Старые ружья на выцветших старых обоях. 
Двое идут по аллее – мне жаль их обоих. 
Тихий, спросонья, гудок парохода в порту. 
Зелень крыжовника, вкус кисловатый во рту.

– О чём это стихотворение? Какие  соответствия с жизнью, с произведениями Чехова находит Левитанский и зачем это ему понадобилось?

20 слайд.

Умер в Москве, 25 января 1996 года.

Неповторимость индивидуальной интонации, которую Юрию Левитанскому удалось обрести, дается не каждому стихотворцу. В общем-то, это нечастый случай столь позднего оформлении дара. Правда, сделано наблюдение, что, например, Гете лучшие свои сочинения создал уже после 50-ти лет. Мысль Ю. Левитанского всё же весьма необыденна: «…Я убеждён: старость – самое подходящее время для поэзии, и фактически всю поэзию XX века, лучшие её образцы сделали старики. Правда, в старости делать поэзию довольно трудно… Сердце не выдерживает».

Когда Левитанского хоронили, несмотря на завывающую метель, на лютый мороз, на скорбные лица и речи, этому траурному действу не хватало, как мне казалось, какой-то всамделишности, какой-то последней, окончательной правды. Вроде всё – как положено. Ну, умер. Ну, хоронят. А в мозгу что-то сверлило, что-то мешало воспринимать происходящее всерьез. И меж кладбищенских деревьев ужами сквозили две мандельштамовские строки:

Неужели я настоящий,
И действительно смерть придёт?

Он, конечно, был настоящим. Но в свои 74 года не был настоящим стариком. А иногда казалось, что и просто взрослым человеком не познавший неведомое другим, усвоивший какие-то правила, но часто абсолютно беспомощный в элементарных житейских проблемах, с которыми запросто справляется школьник. У него был только один опыт – духовный. Всё остальное он, кажется, забывал, включая войну:

Ну, что с того, что я там был.
Я был давно. Я всё забыл.

Или хотел забыть. Но ощущение, что ему всё время хочется к кому-нибудь прислониться, чтобы в этой странной для него и даже подчас пугающей обыденности найти поддержку и опору, – не покидало. И потому в числе немногих его строк, внешне на него похожих, эти:

Хочу опять туда, в года неведенья,
где так малы и так наивны сведенья
о небе, о земле...
Да, в тех годах
преобладает вера,
да, слепая,
но как приятно вспомнить, засыпая,
что держится земля на трёх китах,
и просыпаясь 
да, на трёх китах
надежно и устойчиво покоится,
и ни о чём не надо беспокоиться...

Поэтому и казалось, что вся эта похоронная процессия на Ваганькове, все слова, все скорбные взгляды – всё это не совсем настоящее, а может быть, и придуманное его же неуёмной фантазией.
Так бывает, когда хоронят детей. (Ефим Бершин)

Это был этакий мудрый мальчик, и погиб как солдат. Я был тогда в Соединённых Штатах и прилетел на его похороны. Вот стихи, которые я читал у гроба:

Поэзия – слышимость
каждого стона.
Поэзия – чувство
безвинной вины
Что, царь да не батюшка,
                              видишь ли с трона
Еще одну жертву чеченской
                              войны?

Юра не был диссидентом, но он защищал людей, которые сражались за свободу слова. Вот поэтому он сёл своим гражданским долгом высказать своё мнение. Это трагическая, это героическая смерть. (Евг.Евтушенко)

21 слайд

Левитанский, как и всякий поэт, прежде и более всего писал о неуловимом, недостижимом, несказaнном, о том, что можно внешне попытаться назвать, но нельзя определить и удержать:

Ветка вереска, чёрная трубочка,
синий дымок.
Было жаркое пламя, хотел удержать,
да не мог.
Ах, мотивчик, шарманка, воробышек,
жёлтый скворец –
упорхнул за окошко, и песенке нашей конец.
Доиграла шарманка, в печи догорели дрова.
Как трава на пожаре, остались от песни
 слова.

Дрова жизни догорели, в этом – земная правда. Но слова Юрия Левитанского – остались. И памятны нам спустя полтора десятка лет после кончины поэта. Это уже большой срок, дающий основание надеяться, что стихи его пребудут в людской памяти ещё немалое время. 
Ни огня, ни пожара, молчит колокольная медь. 
А словам ещё больно, словам ещё хочется петь.

22 слайд

Некоторые высказывания Юрия Левитанского очень хорошо дополняют его стихи. Выделенные цветом строки в кавычках – это они и есть «Интуитивно, я ощущаю наивысшим сложнейшим, прекраснейшим языком – музыку. Выше музыки, наверное, ничего, доступного человеческому творчеству нет»

Есть в музыке такая неземная,
как бы не здесь рожденная печаль,
которую ни скрипка, ни рояль
до основанья вычерпать не могут.

И арфы сладкозвучная струна
или органа трепетные трубы
для той печали слишком, что ли, грубы,
для той безмерной скорби неземной..

И можно до последнего глотка
испить ее, всю горечь той печали,
чтоб, чуя уже холод за плечами,
вдруг удивиться –
как она сладка!

(Фрагмент стихотворения «Музыка» из книги «Письма Катерине или Прогулка с Фаустом»)

23 слайд

«Идея ритма давно меня занимала – начать хотя бы с того, что без ритма не существует поэзии. И в самой жизни нашей есть ритмы явные и есть трудноуловимые, однако, всю человеческую жизнь можно представить себе как целую систему ритмов»

Промельк мысли. Замысел рисунка.
Поединок сердца и рассудка. 
Шахматная партия. Дуэль. 
Грозное ристалище. Подобье
благородных рыцарских турниров
жребий брошен, сударь, нынче ваш 
выбор – пистолеты или шпаги. 
(Нотные линейки. Лист бумаги.
Кисточка. Палитра. Карандаш. 
Холст и глина. Дерево и камень.) 
Сердце и рассудок. Лед и пламень. 
Страсть и безошибочный расчет.

(Из книги «Стороны света»)

24 слайд

«Наш срок пребывания на этой земле очень краток. У меня даже формула есть: жизнь долгая, а проходит быстро»

Если бы я мог начать сначала
бренное свое существованье, 
я бы прожил жизнь свою не так 
прожил бы я жизнь мою иначе. 
Я не стал бы делать то и то. 
Я сумел бы сделать то и это. 
Не туда пошел бы, а туда. 
С теми бы поехал, а не с теми. 
Зная точно, что и почему, 
я бы все иною меркой мерил. 
Ни за что не верил бы тому, 
а тому и этому бы верил. 
Я бы то и это совершил. 
Я бы от того-то отказался, 
Те и те вопросы разрешил, 
тех и тех вопросов не касался. 
Словом,        
получив своё вдвойне, 
радуясь такой своей удаче, 
эту, вновь дарованную мне,
прожил бы я жизнь свою иначе.

 (Из книги «День такой-то…»)

25 слайд

Диалог у новогодней ёлки

– Что происходит на свете?
– А просто зима. 
– Просто зима, полагаете вы? 
– Полагаю.
–  Я ведь и сам, как умею, следы пролагаю 
– В ваши уснувшие ранней порою дома. 
– Что же за всем этим будет? 
– А будет январь.
– Будет январь, вы считаете?
– Да, я считаю. 
– Я ведь давно эту белую книгу читаю, 
– Этот, с картинками вьюги, старинный букварь.
– Чем же всё это окончится?
– Будет апрель.
– Будет апрель, вы уверены?
– Да, я уверен. Я уже слышал, и слух этот мною проверен, 
– Будто бы в роще сегодня звенела свирель.
– Что же из этого следует? 
– Следует жить! Шить сарафаны и лёгкие платья из ситца. 
– Вы полагаете, всё это будет носиться?
– Я полагаю, что всё это следует шить!!!

У Левитанского  – всё живое, всё всерьез. И ёлки, и Новый год, и карнавалы. Всё говорит о жизни, всё тянется к её продолжению, к лучшему продолжению. На примере его стихов очень легко понять, что мы потеряли и что продолжаем терять ежеминутно – непосредственность, одухотворённость, живые человеческие отношения, живое восприятие действительности, а, следовательно, самое жизнь. И даже смерть. Потому что мёртвое даже умереть не может.
Зато живое – не умирает вовсе.
Левитанский сумел вписаться в нашу общую ёлку жизни не то чтобы Дедом Морозом, не то чтобы звездою на ёлочной макушке, но её тонким стеклянным шаром, фонариком, матовым долгоиграющим диском, чуть припрятанным, как за облаками, за клочьями снежной ваты.

Был воздух морозный упруг.
Тянуло предутренним холодом.
Луна восходила над городом,
как долгоиграющий круг.

Так и он восходит каждый Новый год – спокойно, ненавязчиво, «матово», чтобы в очередной раз спросить: «Что происходит на свете?»  (Ефим Бершин)

Стихи Левитанского «разобрали» на песни: они звучат с пластинок Никитиных, Берковского, и многих других. Да Юрий Давыдович и сам пел свою «Кепочку», хотя к песенной славе относился слегка скептически: Мне это приятно – не более того. Это более лёгкий, что ли, способ, понимаете? Для поэта, всё-таки, немножко обидный. Хорошо бы узнать: помнят ли стихи, а песню – каждый запомнит.

Помнят. Потому, что в поэзии Левитанского вместе с музыкой живёт созвучная с нею мудрость. Мудрость, не вгоняемая в рамки чьих-то канонов, тем и ярлыков.
Один журналист, придя к нему брать интервью, попросил: давайте обозначим круг тем, главных идей вашего творчества. Левитанский печально вздохнул:
– Дорогой мой, у поэзии и у любви круга нет...
В кругу было не удержать: не только в кругу тем, но и в кругу слова. Стихи вырывались в песни, а сам поэт – в живопись, в работы по дереву. И работы выходили такие же яркие и непредсказуемые, как стихи.

….И руки мои потянулись к бумаге и краскам,
Как руки голодного тянутся к чёрствому хлебу.

26 слайд

Не забудутся слова поэта и из «Послания юным друзьям»:

Да, говорю я, жизнь всё равно прекрасна,
даже когда трудна и когда опасна,
даже когда несносна, почти ужасна –
жизнь, говорю я, жизнь всё равно прекрасна.

ПОСЛАНИЕ ЮНЫМ ДРУЗЬЯМ (Ребята читают по четверостишиям)

Я, побывавший там, где вы не бывали,
я, повидавший то, чего вы не видали,
я, уже  т а м  стоявший одной ногою,
я говорю вам – жизнь все равно прекрасна.

Да, говорю я, жизнь все равно прекрасна,
даже когда трудна и когда опасна,
даже когда несносна, почти ужасна –
жизнь, говорю я, жизнь все равно прекрасна.

Вот оглянусь назад – далека дорога.
Вот погляжу вперед – впереди немного.
Что же там позади? Города и страны.
Женщины были – Жанны, Марии, Анны.

Дружба была и верность. Вражда и злоба.
Комья земли стучали о крышку гроба.
Старец Харон над темною той рекою
ласково так помахивал мне рукою –
дескать, иди сюда, ничего не бойся, .
вот, дескать, лодочка, сядем, мол, да поедем.

Как я цеплялся жадно за каждый кустик!
Как я ногтями в землю впивался эту!
Нет, повторял в беспамятстве, не поеду!
Здесь, говорил я, здесь хочу оставаться!

Ниточка жизни. Шарик, непрочно свитый.
Зыбкий туман надежды. Дымок соблазна.
Штопаный, перештопанный, мятый, битый,
жизнь, говорю я, жизнь все равно прекрасна.

Да, говорю, прекрасна и бесподобна,
как там ни своевольна и ни строптива –
ибо, к тому же, знаю весьма подробно,
что собой представляет альтернатива...

Робкая речь ручья. Перезвон капели.
Мартовской брагой дышат речные броды.
Лопнула почка. Птицы в лесу запели.
Вечный и мудрый круговорот природы.

Небо багрово-красно перед восходом.
Лес опустел. Морозно вокруг и ясно.
Здравствуй, мой друг воробушек,
с Новым годом!
Холодно, братец, а все равно – прекрасно!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Не забыть нам этой даты, что покончила с войной"

Внеклассное мероприятие, посвященное празднику 9 Мая....

Классный час "Не забыть нам этой даты, что покончила с войной"

«Не забыть нам этой даты,что покончила с войной»...

"Я забыть никогда не смогу" (Подвигу медицинских работников в годы Великой Отечественной войны посвящается...)

Внеклассное мероприятие-экскурс в прошлое «Я забыть никогда не смогу…» разработано в соавторстве с Сарычевой Е. Ю. (заместителем директора по ВР) и Сидоровой О. В. (педагогом - организатором), ...

"Я забыть никогда не смогу" (Подвигу медицинских работников в годы Великой Отечественной войны посвящается...) (презентация, часть 1)

Мультимедийная презентация к внеклассному мероприятию - экскурс в прошлое "Я забыть никогда не смогу..." создана в соавторстве с Сарычевой Е. Ю. и Сидоровой О. В....

"Я забыть никогда не смогу..." (Подвигу медицинских работников в годы Великой Отечественной войны посвящается...) (презентация, часть 2)

Мультимедийная презентация к внеклассному мероприятию - экскурс в прошлое "Я забыть никогда не смогу..." создана в соавторстве с Сарычевой Е. Ю. и Сидоровой О. В....

Конкурсное сочинение ВКС «И 100, и 200 лет пройдет, никто войны забыть не сможет...» (К. Симонов): 2020 год – Год памяти и славы.

Конкурсное сочинение ВКС «И 100, и 200 лет пройдет, никто войны забыть не сможет...» (К. Симонов): 2020 год – Год памяти и славы....