Черты мифологического развития: хтонизм, фетишизм, зооморфизм, анимизм, антропоморфизм.
статья по литературе

Пушкарёв Кирилл Витальевич

В обыденном понимании мифы - это прежде всего античные, библейские и другие старинные "сказки" о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних богов и героев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл cherty_mifologicheskogo_razvitiya.docx38.42 КБ

Предварительный просмотр:

Черты мифологического развития: хтонизм, фетишизм, зооморфизм, анимизм, антропоморфизм.

Введение

В обыденном понимании мифы - это прежде всего античные, библейские и другие старинные "сказки" о сотворении мира и человека, рассказы о деяниях древних богов и героев.

Само слово "миф" имеет древнегреческое происхождение и означает именно "предание", "сказание". Европейским народам вплоть до XVI-XVII вв. были известны лишь знаменитые и поныне греческие и римские мифы, позже им стало известно об арабских, индейских, германских, славянских, индийских сказаниях и их героях. Со временем сначала ученым, а потом и более широкой публике оказались доступны мифы народов Австралии, Океании, Африки. Выяснилось, что в основе священных книг христиан, мусульман, буддистов также лежат различные, подвергшиеся переработке мифологические предания.

Обнаружилось, что на определенной стадии исторического развития более или менее развитая мифология существовала практически у всех известных науке народов, что некоторые сюжеты и рассказы в той или иной мере повторяются в мифологических циклах разных народов.

Сегодня большинство ученых склоняются к тому мнению, что секрет происхождения мифа следует искать в том, что мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания и осмысления мира, понимания природы, общества и человека. Миф возник из потребности древних людей в осознании окружающей его природной и социальной стихии, сущности человека.

Основные черты мифологического мировоззрения

Мифологический тип мировоззрения - это мировоззрение, которое сформировалось у людей архаического сознания, людей первобытного общества. Сущность мифологического типа мировоззрения заключается в оживотворении, одухотворении окружающего реального мира. Мифологическое мировоззрение выражается в символах, например: медведь издавна считался символом - «духом тайги».

Мифология была первой попыткой абстрактного объяснения человеком строения мира, причин его развития и места человека в мире. На этом пути мифология создает несколько мыследеятельных конструкций, перешедших и в раннюю философию. Одна из них связана с проблемой рождения мира.

Основой возникновения мифологического мировоззрения являлись эмоции человека, страх человека перед окружающим миром.

Становящийся мир представляет собой арену столкновения и объединения противоположностей (эта тема станет одной из главных в последующей философии). Человек в мире, где постоянно сталкиваются противоположные начала, отнюдь не является марионеткой в руках слепых аморальных сил; напротив, он - герой, бросающий вызов судьбе, не боящийся сознательно выбрать смерть, добивающийся своими героическими деяниями воздаяний со стороны богов. Несмотря на буйство фантазии, свойственное мифу, в нем начинают, по мере развития практики, складываться жесткие структуры - прообраз будущих законов логики.

Важно, что это понятие не является оценкой, т.е., называя это мифом, мы не считаем, что это ложь. В этом понятии фиксируются черты мировоззрения, предшествующего философскому:

1. Нерасчлененная ценность мира богов, человека и природы (природное явление объясняется непосредственным влиянием богов, т. е. нет абстрактного представления о едином законе, который описывает взаимоотношения людей и богов).

2. Отсутствуют различия субъекта и объекта - человека и мира; мир понимается по образу и подобию человека, а человек - по образу мира.

3. Мифологическое знание неразрывно связано со своим осуществлением в ритуале, т. е. некоторая ситуация воспринимается, во-первых, как соразмерная божественному порядку, во-вторых, существует способ влияния на эту ситуацию. Мифологическое мышление рецептурно.

4. Всякое ритуальное действие имеет целью поддержания шаткого мирового порядка, поэтому не существует различия между такими сферами деятельности как искусство, религия, наука, философия.

5. Из вышесказанного вытекает символизм архаического мышления - не существует явлений самих по себе, они являются символами божественной воли, каждое явление вызывало ассоциацию с мифом данного племени. По различным причинам мифологический тип мышления рушится, на смену ему приходит философия, т. е. членораздельная речь.

Специфика мифологического мировоззрения заключается в том, что все предметы и явления воспринимаются как взаимосвязанные одно с другим. Это значит, во-первых, что качества одних вещей переносятся на других; во-вторых, происходит «очеловечивание» сил природы, отражение их в виде чувственных образов; в-третьих, все действия и поступки воспринимаются как естественные.

Мифологическое сознание практически поставило все основные мировоззренческие вопросы: о происхождении мира и человека; о его месте и предназначении в мире; о путях и способах возникновения важнейших явлений природы и общественной жизни, культуры и др.

Итальянский философ Д.Вико (1668-1744) остроумно называл мифы первым изданием умственного словаря человечества. Постигая мифы своего народа, человек соотносил свой личный опыт с опытом коллектива. Мифы в условиях своей бесписьменной эпохи были своеобразной «живой памятью», сохранявшей всю совокупность знаний, умений, опыта, накопленных поколениями людей. Утратив свое господствующее положение, мифология продолжала играть особую роль в более поздние периоды в жизни общества, сохранившись в наибольшей степени в сфере художественного освоения действительности.

Особенно сильно значение мифологии проявляется при изучении философских понятий и исторически сложившейся системы человеческих ценностей. Большое влияние оказали мифологические представления на развитие различных областей культуры - литературу, изобразительное, хореографическое искусство и др. Поэтому без знания мифологии невозможно как следует понимать живопись, поэзию, музыку. Мифология служит также одним из источников изучения истории. Неслучайно она продолжает привлекать к себе внимание ученых во всем мире.

Таким образом, предпосылками мифологической «логики» можно считать, во-первых, неспособность человека выделить себя из окружающей среды и, во-вторых, целостность мифологического мышления, которое неотделимо от эмоциональной сферы. От сказки Миф отличается тем, что в нем заключена попытка объяснить мир. Он отличается и от легенды, ибо в его основе не лежит конкретное явление. Следовательно, миф - это не первоначальная форма знаний, а вид мировоззрения, образное представление о природе и коллективной жизни. В мифах объединились зачатки знаний, религиозных верований. Сегодня большинство ученых склоняются к тому мнению, что секрет происхождения мифа следует искать в том, что мифологическое сознание явилось древнейшей формой понимания и осмысления мира, понимания природы, общества и человека. Миф возник из потребности древних людей в осознании окружающей его природной и социальной стихии, сущности человека. Это было своеобразное моделирование человеческого поведения в определенных условиях.

Мифы служили своего рода способом сохранения жизненного опыта народа. При этом запоминались не только представления о действительности, но и приемы мышления, которые помогали ориентироваться в окружающем мире.

Хтоническая мифология.

Первым зарождается Хаос (греческое yaoq происходит от слов «зевание, зев», поэтому смысл его — «чреватое зияние, чреватая бездна»), за ним Земля-Гея, Эрос могучий и сумрачный Тартар.

Хаос породил Ночь-Нюкту и Мрак-Эреб, Земля породила Небо- Уран. Тартар вместе с Геей породили ужасное чудовище Тифона, змею с телом человека. От Ночи и Мрака произошли Свет-Эфир и День-Гемера.

Небо-Уран взял в жены Землю-Гею, и породили они шестерых сыновей — грозных титанов и шесть дочерей-титанид. Титан Океан и Фетида породили все реки и морских богинь-океанид. Титан Гипеион и Тейя родили Солнце-Гелиоса, Луну-Селену и румяную Зарю-Эос. От Астрея и Эос произошли звезды и ветры: северный Борей, восточный Эвр, южный Нот и западный Зефир.

Богиня Ночь родила несколько ужасных богов: Смерть-Танато- са, Раздор-Эриду, Обман-Апату, Уничтожение-Кера, Сон-Гипно- са и Местъ-Немесиду.

Гея же произвела на свет трех великанов-циклопов с одним глазом во лбу и трех гигантов — пятидесятиголовых и сторуких гека- тонхейров. Уран возненавидел этих своих детей и вверг их обратно в недра Земли, принеся ей этим тяжкие страдания. Тогда Гея призвала сыновей и предложила им восстать против отца. Но титаны не решались, только младший Время-Кронос согласился и под покровом темноты подкрался и серпом отсек у отца детородный орган. Тот упал в море, и от пены, возникшей вокруг него, зародилась Афродита.

Хтоническая мифология отражает ранние этапы освоения и осмысления мира древними греками, когда символически обозначаются стихии, когда еще большое влияние оказывала тотемистическая форма мифологического сознания, потому боги имели зоомофное воплощение или комбинацию зоо- и антропоморфных элементов, типичным выражением которой были кентавры.

Антропоморфизм, анимизм, зооморфизм, фетишизм

Первые письменные памятники греческой литературы относятся к VIII в. до н. э.
Падение греческой литературы совпало с падением Западной римской империи в V в. н. э.
Античная литература занимает огромный период времени - около 1200 лет.
Изначально в древней Греции господствовала общинно-родовая формация, идеологией которой стала и явилась античная мифология. Родовой общественный строй способствовал развитию и появлению мифологии, т.к. мифология и есть перенос общинно-родовых отношений на природу и на весь мир.
Человеку в первообщинной формации являлись наиболее понятными и близкими именно общинно-родовые отношения, поэтому самым убедительным объяснением природы было объяснение её с помощью родственных отношений. Небо, воздух, земля, море, подземный мир- одна большая родовая община, представители, которой живые существа человеческого типа, находящиеся в тех или иных родственных отношениях.
Мифология определенный тип мышления на ранней ступени человеческого развития, а 279306088 мышление невозможно без обобщения. Мышление находится в единстве с языком, а всякое слово тоже есть некоторое обобщение.
Первобытное мышление мифологично, а мифология является определённой разновидностью первобытного мышления. Но, несмотря на то, что мифология и мышление в первобытные времена так пронизывали друг друга - миф всё одушевляет, стремится найти магию, мышление же стремится во всём найти научные закономерности, всё осознать.

АНТРОПОМОРФИЗМ - наделение человеческими качествами, уподобление человеку. 
Мировоззренческий принцип, выражаемый различными, прежде всего, номинативными средствами языка. В соответствии с этим принципом неодушевленные предметы, живые существа и вымышленные сущности, не обладающие природой человека, наделяются человеческими качествами, физическими и психическими. Указанным объектам приписывается, в частности, способность чувствовать, испытывать переживания и эмоции, разговаривать, думать, совершать осмысленные человеческие действия. 
Языковые реконструкции и другие данные свидетельствуют, что антропоморфизм был господствующим принципом познания и объяснения непонятных явлений природы и закономерностей устройства мира на ранних этапах развития общества (идет гроза, небо хмурится и т.п.). Антропоморфизм был свойствен большинству религиозных систем и выражался в перенесении физических свойств и психических качеств человека на предметы поклонения: неодушевленные объекты (камень, скала, солнце), живые существа (дерево, крокодил, лев), а также вымышленные сущности земного или среднего (лешие, домовые), верхних (боги, ангелы) и нижних (черти) миров. У обитателей верхних и нижних миров, наряду с общими признаками сходства с человеком, как правило, присутствуют признаки, отличающие их от людей. К таковым обычно относятся гигантский или карликовый рост, огромная сила, наличие хвоста, чрезмерная волосатость и др. 
В настоящее время антропоморфизм как мировоззренческий принцип сохраняется в рамках религиозных систем, особенно наиболее архаичных из них. Он характерен также для ранней стадии развития ребенка и т.п.). 
Приблизительными синонимами для термина антропоморфизм являются: олицетворение, персонификация, прозопопея. 
Прежде чем греческая мифология достигла состояния антропоморфизма, она прошла этапы: хтонический, Фетишизм - это культ неодушевлённых предметов - фетишей, наделённых, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами.
  Чтобы понять, что же такое фетишизм, необходимо обратиться к энциклопедическому словарю1Фетишизм (от французского "fйtiche" - идол, талисман). Фетишизм  - это культ неодушевлённых предметов - фетишей, наделённых, по представлениям верующих, сверхъестественными свойствами. Фетишем, объектом фетишизма, мог стать любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека. Фетишизм был распространён у всех первобытных народов.

 Например, боги изображались, во-первых, в виде животных и неодушевленных предметов (фетишей), во-вторых, в облике людей с головой того или иного животного, в-третьих, мужчинами или  женщинами. Изображение богов в виде животных или неодушевленных фетишей, как и в виде мужчин и женщин, является отражением в искусстве соответствующих стадий религиозного мышления.

 Антропоморфные изображения богов статичны, канонически обусловлены и символичны, т. е., по существу, фигура одного бога или богини ничем не отличается от фигуры другого бога или богини, различны лишь  присущие им инсигнии. К примеру, древнеегипетские божества изображались обычно в торжественных, культовых позах (как и христианские святые), никаких «вольностей» греческого типа не допускалось. В эпоху тотемизма и фетишизма народы мира, считали божеством то или иное животное, тот или иной фетиш, иначе говоря, наделяли сверхъестественными качествами конкретный одушевленный или неодушевленный предмет, т. е. нечто материальное.

 Перенесение человеческого сознания на природу и на неодушевленные предметы закономерно на определенном этапе исторического развития общества, чаще всего в период общинно - родового строя. Человек видит в природе и в окружающих его предметах свой  аналог, обладающий присущими ему эмоциями и способностью мыслить.

  Все это достаточно хорошо известно научному, материалистическому религиоведению. С развитием производительных сил и производственных отношений, с изменением мировосприятия и подъемом мышления на более высокую ступень появляются представления о силах,  находящихся вне объектов почитания, но как-то с ними связанных. Так возникают боги. Божество невидимо и неосязаемо, но в такой же мере реально, как и материальное изображение божества.

 Понятия культа и фетишизма часто тесно связаны, особенно у древних. Культ (от латинского"cultus" - почитание), чрезмерное возвеличивание чего-либо или кого-либо. Необходимость одушевлять предметы, придавать им необычный смысл - отсутствие объяснения многих явлений. Культ - один из основных элементов религии; действия (телодвижения, чтение или пение определённых текстов, совершение обрядов, жертвоприношения и т.п.), имеющие целью дать видимое выражение религиозному поклонению или привлечь к их совершителям божественные силы.

 "Фетиш", "фетишизм" - также термины сравнительного изучения религии, ведущие свое начало от португальского слова "feiticо" (латинское factitius - волшебный, чудодейственный). Этим термином португальцы обозначали различные принадлежности католического обихода - реликвии святых, чудодейственные четки и тому подобные религиозные талисманы. После ознакомления с неграми западного побережья Африки (Золотого и Невольничьего берега), в XV в., они стали применять тот же термин ко всем тем странным материальным объектам (куски дерева, камешки, горшки с землей и кровью, когти, перья, зерна и т. п.), к которым негры относились как в божествам, с верой в их чудодейственную силу. В форме fetiche, fetich термин с течением времени получил право гражданства во французском, английском и других европейских языках. В науку, в качестве обобщающего термина для целой категории религиозных фактов, впервые ввел его в 1760 г. известный де Бросс2. Но он неверно понял самую природу фетишизма и дал ему слишком широкое значение. Под фетишем де Бросс понимал "все, что человек выбирает объектом поклонения, напр.: дерево, гору, море, кусок дерева, львиный хвост, голыш, раковину, соль, растение, рыбу, цветок, некоторых животных, как коров, козлов, слонов, овец и т. п.", причем поклонение неодушевленным объектам он понимал как сознательное поклонение именно им самим, а не присущим им разумным началам. Конт еще более расширил термин фетишизма, обозначая им анимистическое воззрение первобытного человека на объекты материального мира и весь первобытный культ вообще. До настоящего времени многие ученые склонны относить к фетишизму культ животных, растений, феноменов природы и т. д. (Липперт), или все объекты первобытного культа (Басиан), упраздняя тем самым всякую точность и определенность термина. Более или менее ограничил его значение Тайлор, считая фетишизм лишь второстепенной отраслью анимизма, именно "учением о духах, воплощенных в вещественных предметах, или, связанных с ними, или действующих через их посредство", и отделяя от него культ животных, растений, феноменов природы, духов, идолов. Но и в этом виде термин начинает не удовлетворять ученых; Джевонс, напр., предлагает совершенно упразднить его, как пугающий своей неопределенностью. Тем не менее, термин может удержаться в науке, если под ним подразумевать не отдельную стадию религии (какой в действительности никогда не существовало) и не психологическую категорию фактов, а совокупность отдельных неодушевленных предметов (но не цельных феноменов природы), в их естественном виде или так или иначе приспособленных, составляющих в том или ином смысле объект культа. Нет такого предмета, хотя бы самого ничтожного, вроде простого булыжника или кусочка дерева, который не мог бы быть фетишем, и нет такого чуда, которого этот ничтожный объект не мог совершить. Нужно только уметь его выбрать, окружить заботами и не раздражать. Когти, рога, хвост, фаллос, шкура и другие части животного - объекты культа у самых различных народов; столь же распространено поклонение палкам, камням и другим подобным объектам неодушевленной природы.

 Генезис фетишизма очень сложен, но, в общем, он кроется в анимистическом воззрении на природу, по которому даже объекты неодушевленного мира одарены жизнью, разумом, волей и душой. Поэтому односторонне мнение, объясняющее фетишизм преимущественно тем, что фетиш является вместилищем вселившегося в него извне духа-божества. Первичным типом фетиша должно считать тот, в котором усматривали самостоятельную, в нем самом кроющуюся, а не внешнюю, вселившуюся в него извне силу. Первобытный человек в каждом камешке, в каждом куске дерева видит нечто живое. Долговечность камня - совершенно достаточное основание для заключения о его всеведении. Для того, чтобы из материального объекта сотворить фетиш, первобытный человек должен, однако, иметь основание думать, что данный объект отличается чем-нибудь особенным от других, ему подобных. Если тот или другой объект имеет не совсем обыкновенную форму или найден при какой-нибудь необыкновенной обстановке, если присутствие его случайно сопровождается каким-нибудь экстраординарным обстоятельством - удачей или, наоборот, несчастьем.

 Существуют фетиши, которые не обладают ни самостоятельным, ни вселившимся духом, а получают силу лишь вследствие близости их или отношения к тому или другому божеству или священному предмету и приобретаемого таким образом табу. Вещь, взятая из храма, гробницы шамана, местопребывания какого-нибудь божества и т. п. мест, в силу своего табу, может стать могучим средством против врага или божеством-хранителем. К фетишизму очень близко примыкает идолопоклонство: идол (предмет из дерева, глины и иных материалов и различного рода амулеты, талисманы) отличается от фетиша только тем, что он представляет собою материальный объект, которому дана та или другая животная или человеческая форма. Раз имеется на лицо материальное изображение, оно, по воззрению анимиста, обязательно либо обладает собственной, самостоятельной душой, либо может стать обителью того или другого духа (смотря по форме идола), по тем или другим соображениям решившегося поселиться в нем. Психология идолопоклонства - та же, что у фетишизма: вера, что в идоле есть могущественная душа или что в него вселился дух божества, который, в награду за хороший уход или за красивую форму, ему данную, оказывает помощь человеку.

 Фетишизм явился как бы завершающей стадией процесса формирования всего комплекса ранних религиозных представлений человека. В самом деле, анимизм с его одухотворением природы и предков и тотемизм с его культом тех же мертвых предков и тотемов означали, что в сознании первобытных людей появилось представление о существовании наряду с миром реальных вещей мира иллюзорного, сверхъестественного, причем в рамках этого второго мира при всей бесплотности его обитателей ум первобытного человека видел ту же бесспорную реальность, что и в первом. Практически это означало, что ответственность за действия и события, не обусловленные очевидными причинно-следственными связями и зависевшие от воли случая, первобытный коллектив возлагал на потусторонние силы сверхъестественного мира. Для общения с этим миром, привлечения его сил на свою сторону первобытные люди обращались к помощи магии, опора на которую сильно укрепила в их сознании сектор пралогического, магического мышления. Таким образом, в сознании первобытных людей в процессе становления родового общества выработался довольно четкий, стройный и обширный комплекс ранних религиозных представлений. Суть его сводилась к тому, что мир сверхъестественного с его огромными потенциями, свободной волей и магической силой является неотъемлемой и чуть ли не основной частью реального бытия человека. Именно силы этого мира регулируют законы природы и общества и поэтому должное уважение к ним - первейшая обязанность коллектива, если он хочет нормально существовать, быть обеспеченным пищей, находиться под чьей-то защитой. Можно вспомнить ораторов, которые часто клялись богами, уверяя толпу в своей правоте. Мифопоэтическое творчество всегда было тесно связано с духовной жизнью и религиозными представлениями людей. Это легко понять: коль скоро основой духовной жизни первобытного человека были его родство с тотемом, культ умерших предков, одухотворение мира или перенесение магической силы на идолы и амулеты, то неудивительно, что центральное место в мифологии занимали зооантропоморфные предки или обоготворенные герои, которым под силу любые чудеса. С именами так называемых культурных героев в мифах обычно ассоциировались важнейшие изобретения или нововведения, будь то добывание огня или установление форм семьи и брака, изготовление оружия и орудий труда или учреждение правил инициации.

 Большое место в первобытной мифологии занимали и космогонические сюжеты, т. е. предания о происхождении земли и неба, солнца и луны, растений и животных, наконец, человека. В мифах отчетливо прослеживается влияние тотемизма: духи нередко обладают волшебным свойством перевоплощаться, менять свой облик; обычным делом считаются брачные связи между человеком и животным, а то и фантастическим монстром.

 В мифологии в образной форме обычно запечатлевались те важнейшие связи между жизнью и смертью, природой и культурой, мужским началом и женским, которые ранее всего осмыслялись человеком в процессе его наблюдений, изучения законов мира.

 Гермы (англ. herma)- в древнегреческой религии священные каменные объекты, связанные с культом Гермеса, бога плодородия. Как утверждают некоторые ученные, имя Гермеса является производным от слова герма (по-гречески - межевой камень). Гермы представляли собой каменные столбы квадратного сечения, сужающиеся к низу, а сверху их венчала голова Гермеса. Всенепременно, греки прикрепляли к гермам фаллос, изображая таким образом бога плодородия. Гермы использовались не только как объекты культа - они служили межевыми знаками и отметками расстояния вдоль дорог. Путешественник мог пересчитывать сами гермы, а мог пересчитывать отдельные декоративные детали этих статуй и таким образом развлекаться во время путешествия.

 Гермы пользовались не только уважением, их даже боготворили. Гермы встречались также в римских скульптурах и представляли собой голову лесного бога Сильвануса или голову верховного бога Юпитера.

 Когда мы говорим о греческих богах, мы прежде всего представляем себе обитателей горы Олимп -- прекрасных олимпийцев. Но это сравнительно поздний миф. Более древние греческие мифы знают других богов, очень близких по духу к богам первобытных народов. Это боги-горы, боги-реки, боги-деревья, наполовину одушевленные, наполовину сливающиеся с плотью дерева, горы, реки. Человек одухотворяет и обожествляет природу. Все божественно и требует послушания: грозный и ласковый океан, молчаливое небо и земля. Прежде всего земля, рождающая все живое, кормящая и принимающая в себя новое семя. Гея -- первый облик, первое существо, возникшее из хаоса (непонятного, непостижимого). Даже небо (Уран) рождено Геей, а все дальнейшие формы жизни произошли от сочетания земли и неба, Геи и Урана. Уран, согласно мифам, -- отец мира. В начале от этого брака рождались бесформенные чудовища, и отец, испуганный их видом, ввергал их обратно в недра матери. Так вверг он в землю сторуких, одноглазых и гороподобных великанов. Пока не родила Гея детей, прозванных титанами, ставших первообразами для мира, в котором возникли и живут люди.

 Мир титанов - это мир одушевленной природы. В родниках живут серебристые наяды, в реках -- нереиды, дочери титана Нерея. Быстроногие, пенноволосые океаниды поют в волнах. Титанида Фетида обтекает великой рекой весь мир. Солнце -- это не кто иной, как титан Гелиое, едущий по небу на своей гигантской колеснице. По утрам над миром восходит титанида Эос ("розовоперстая Эос", как называет ее Гомер). По вечерам на синем небе появляется тысячеглазый титан Аргус. Звезды -- глаза Аргуса, вечно молчащего и в то же время говорящего непосредственно с душой человека. Мир подобен Аргусу -- завораживающий и завороженный, прекрасный и страшный, и, прежде всего, -- таинственный.

 В древнегреческой мифологии существовали также дриады - нимфы, покровительницы деревьев (греч. "дуб", "дерево"). Нельзя безнаказанно разрубить дерево -- потечет кровь дриады. Иногда дриады именовались по названиям деревьев. Самые древние из известных нимф - дриады, родившиеся из капель крови Урана и обитающие в ясене, мелиады. Дриады, рождающиеся вместе с деревом и умирающие вместе с ним назывались гамадриадами. Считалось, что дриады неотделимы от дерева, с которым связаны, а люди, сажающие деревья и ухаживающие за ними, пользуются особым покровительством древесных нимф.

 Для греческого мировоззрения характерен не только политеизм (вера во множество богов), но и представление о всеобщей одушевленности природы. Каждое природное явление, каждая река, гора, роща имели свое божество. С точки зрения грека, не было непреодолимой грани между миром людей и миром богов, посредствующим звеном между ними выступали герои. Такие герои, как Геракл, за свои подвиги приобщались к миру богов, повсюду воздвигались их статуи. Изображениями героев украшались предметы быта, ставшие впоследствии произведениями искусства.

 Фетишем, объектом фетишизма, мог стать любой предмет, почему-либо поразивший воображение человека. 
Фетишизм -природа одновременно полностью одушевленна и в то же время полностью материальна. Иначе говоря, фетешизм - это идолопоклонничество, или сотворение кумира из какого-либо предмета: камня, растения.
Примеры: виноградная лоза фетиш Диониса. Органы человека понимались как носители души. Вместе с кровью душа покидает тело
(Бледная девушка в белом шарфике: "Ошибки надо не исправлять, их надо смывать.. КРОВЬЮ!" "Кавказская пленница" х./ф.)

Анимизм (от лат. anima, animus душа и дух соответственно) вера в существование души и духов, вера в одушевлённость всей природы.
Древние анимистические демоны, как правило, представляются в беспорядочном и дисгармоничном виде. В этих случаях обычно говорят о тератологии, т.е. о веке чудовищ и страшилищ (греч. teras - чудо и чудо и чудовище), символизирующих силы земли.
В развитом анимизме трансформация демона или бога приводит к антропоморфическому, т. е. очеловеченному, их пониманию. И этот антропоморфизм именно у греков достигает своего наивысшего оформления, выражаясь в целой системе настоящих художественных или пластических образов. Например: Грек прекрасно знал, какого цвета волосы у Аполлона, какие брови или борода у Зевса и т. д.

Характерной чертой мифологического мировоззрения является антропоморфизм, что проявляется в одухотворении явлений природы, перенесении на них духовных и даже телесных свойств человека, а также в том, что способ их деятельности отождествляется с человеческой деятельностью. Такое универсальное олицетворение различных природных и социальных явлений и сил делает их для людей родового общества более близкими и понятными, а вместе с тем и более "доступными" влиянию, которое они пытались осуществлять с помощью угроз, просьб, магических действий и т.п. Подобно тому, как недостаток положительных знаний о различных объектах действительности восполнялся в мифологии воображением, фантазией, так и отсутствие реальных средств воздействия на эти объекты восполнялось иллюзорными средствами их практического освоения.
Важнейшей особенностью мифологического мировоззрения является отсутствие грани между чувственным образом действительности и самой реальностью, между божеством (как духовным началом и сущностью) и тем явлением природы, с которым оно ассоциировалось. Следующей важнейшей особенностью мифологии является генетизм , суть которого состояла в выяснении природы мира, происхождения рода, различных природных и социальных явлений. Любая человеческая общность объясняется не иначе как через происхождение от общего предка, а понимание природы вещей сводится к представлениям об их генетическом начале. 
Не менее важную роль в мифологическом мировоззрении играли представления об универсальном типе родственной связи. Вся природа представлена в мифологии как огромная родовая община, населенная существами человеческого типа, находящимися в тех или иных родственных отношениях. 
Существуя на протяжении десятков тысячелетий, мифологическое мировоззрение не могло оставаться неизменным, а неизбежно должно было эволюционировать вслед за изменениями материальной жизни людей родового общества и самого этого общества. Его основными историческими формами являются тотемизм, культ предков и анимизм. 
Тотемизм был мировоззрением рода. В нем нашла фантастическое отражение прежде всего индивидуально-родовая зависимость человека от основных объектов охоты и собирательства, которые воспринимаются здесь через призму этой зависимости и поэтому наделяются несвойственными им чертами. Сначала возникают представления о тотеме - животном. Осознание внутриродовых отношений как связей между людьми, обусловленных их общим происхождением, рождает представление о тотеме-предке, который сперва мыслился, по-видимому, в образе животного, но позднее ему начали присваивать внешние антропоморфные черты, в результате чего возникают образы человекоживотных мифических существ. Это свидетельствовало о том, что человек еще не полностью выделился из природы и не осознал своего качественного отличия от нее. Когда это происходит, на смену мировоззрению рода - тотемизму - приходит мировоззрение племени, в котором находит фантастическое отражение господство над человеком природных сил и стихии. Центральными образами в мифологии этого периода становятся представления об антропоморфных богах , олицетворяющих различные силы и стихии природы. 

Становление личности и ее постепенное выделение из родовой организации приводят в мифологии к индивидуализации богов. В этот период наряду с силами природы олицетворяются социальные силы, которые начинают властвовать над человеком еще в большей степени, чем природные стихии. Представление об универсальной родственной связи сменяется представлением о господствующей в мире духовно-волевой связи.

Заключение.

Миф является объектом научного осмысления на протяжении веков. В культуре ХХ века феномен мифа становится объектом пристального внимания со стороны философов, культурологов, социологов, психологов и других учёных. Появилась тенденция к новому видению мифа как инструмента управления обществом. Кроме того, появилась вполне осознанная практика такого управления.

Существующие теории о происхождении и сущности мифов по сути являются практически бездоказательными, однако широко используются в трудах многих современных учёных в различных областях науки.

Миф - это не сказка и не выдумка; в наиболее общем варианте миф представляет собой специфически обобщенные отражения реальности, выступающие в форме чувственных представлений и фантастических одушевленных существ.

Говорить о мифологизированности общества сегодня представляется не совсем объективным, судить об этом, в большей степени - прерогатива следующих поколений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация к уроку ИЗО 7 класс "Мифологический жанр"

Сказочно-былинный жанр.(мифологический жанр) (Урок – рассуждение в 7 классе по программе  Б.М.Неменского) Цели: Сформировать представление о сказочно-былинном жанре в живописи на примере тво...

Презентация "Мифологические образы в поэзии А.С.Пушкина"

Данная презентация разработана ученицей  и  может быть использована  на уроках, посвященных  творчеству А.С.Пушкина...

Внеклассное мероприятие по литературе "Мифологический КВН" (6 класс)

Мероприятие имеет соревнательную направленность. Состоит из нескольких конкурсов. Способствует у ребят развитию познавательного интереса и приобщает их к мировой культуре....

мифологический жанр

мифологический жанр Полпео Батони...

Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности.

Для формирования чувства патриотизма очень важно давать детям начальные знания о Родине, базисные представления о нашей стране, народе, обычаях, истории, культуре. Очень важно в воспитании детей знако...