Урок-конкурс чтецов стихотворений Михаила Кильчичакова
методическая разработка по литературе (7 класс)

Урок-конкурс чтецов внеклассного чтения по творчеству известного хакасского писателя и поэта Михаила Еремеевича Кильчичакова. Расчитан на учащихъся 5-9 классов

Скачать:


Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ

урока – конкурса чтецов по творчеству

Кильчичакова Михаила Еремеевича

«Певец земли хакасской»

 

Ведущий 1.   В окрестностях села Усть-Чуль,  на хуторе Халын аал родился и провёл свои детские и юношеские годы основатель и классик хакасской литературы, писатель, поэт, драматург Михаил Еремеевич Кильчичаков.  Именно в этом аале 21 ноября 1919 года родился и вырос знаменитый хакасский писатель, поэт, драматург, хайджи. В настоящее время на хуторе сохранилось всего лишь два дома.

Ведущий 2.  Будущий поэт и драматург рос в атмосфере творчества, мать Елизавета Васильевна была прекрасной вышивальщицей, а отец - Еремей Андреевич известным мастером народных ремесел. В семье Кильчичаковых любили песни,  пляски и игры. Подвижный, живой, любознательный Михаил участвовал во всех представлениях, организуемых учителем школы М. Аршановым.

Ведущий 1. В 1933 году умерла мать мальчика, а в 1935 году отец. Михаилу пришлось пойти работать в колхоз. В феврале 1936 года шестнадцатилетний Михаил Кильчичаков с котомкой за плечами пешком отправился в Абакан, чтобы держать экзамен на поступление в театр.  В ноябре 1936 года его принимают учеником-актером в Хакасский областной национальный театр. В 1939 году Михаил Еремеевич получает диплом об окончании трёхгодичной школы-студии при театре.

       

Ведущий 2.  В январе 1940 года М. Е. Кильчичакова призвали на действительную военную службу в ряды Красной Армии. Стрелком-горнолыжником, разведчиком он участвует в русско-финской войне (1940).  

Ведущий 1. А потом началась Великая Отечественная война. С июля 1941 по октябрь 1942 года М. Е. Кильчичаков на фронте в составе 634 стрелкового полка 119 стрелковой дивизии.

Ведущий 2. Он участвовал в тяжелейших боях подо Ржевом, защищая подступы к Москве. Здесь Кильчичаков получил тяжёлое ранение. Снаряд попал в старый дуб,  уменьшив ударную силу, потому боец не погиб,  а осколком был ранен в правую руку. Руку пришлось ампутировать.

Ведущий 1. В октябре 1942 года после тяжелого ранения (ампутация руки) Михаил Еремеевич был демобилизован из армии и возвратился в Абакан. Здесь он работает в Хакасском областном национальном театре актером, а также танцует на эстраде.

Ведущий 2. В 1948 году Кильчичаков закончил  Абаканский Государственный Учительский институт. Закончив его, он по решению обкома партии уезжает в Москву на учебу в литературный институт им. А. М. Горького. В июле 1953 года, закончив институт, М. Е. Кильчичаков возвращается в Абакан.

Ведущий 1.  Его избирают ответственным секретарем Хакасского отделения Союза писателей СССР. На этой должности он проработал до ноября 1960 года. В январе 1961 года Михаил Еремеевич был назначен главным режиссером Абаканской студии телевидения, только что открытой. В феврале 1963 года М. Е. Кильчичаков был переведен на работу в Хакасское книжное издательство на должность директора.

       

Ведущий 2. За доблесть и мужество, проявленные в годы Великой Отечественной войны, за долголетний добросовестный труд на благо Родины в мирное время М. Е. Кильчичаков  имел следующие награды:

  • медаль «За отвагу»,
  • медаль «За оборону Москвы»,
  • медаль «За победу над Германией»,
  • орден Отечественной войны I степени,
  • орден Дружбы народов,
  • орден «Знак Почета».

 В 1987г. М. Е. Кильчичакову присвоено звание "Заслуженный деятель искусств РСФСР".

     

Ведущий 1.  М. Е. Кильчичаков был делегатом многих Всесоюзных Съездов писателей, неоднократно избирался членом Хакасского обкома КПСС, депутатом областного и городского Советов народных депутатов.

Ведущий 2. Михаил Еремеевич Кильчичаков занимал ответственные посты и должности, но основная его работа – литературный труд.

Ведущий 1. Многообразие мотивов лирики Михаила Еремеевича Кильчичакова поражает даже искушенного читателя. Раздумья о жизни, человеческой судьбе, истории народа, природа ,нравственная проблематика, тема родины, любви и дружбы  -  все привлекает пристальное внимание поэта.

     

Ведущий 2. О вечном процессе обновления жизни, связи времен, «отцах и детях»    говорит он в стихотворении "Старая лиственница". Образ могучего дерева, прочно сросшегося со скалой, широко раскинувшего свои ветви, символизирует красоту и мощь природы.

Ведущий 1. Каждый год в поднебесье лиственничной кроны выводят орлы своих птенцов. Каждый год покидают они свое гнездовье, отправляясь с подросшими орлятами в путь, каждый год старая лиственница машет им в след своими ветвями и грустит об улетающих птенцах.

Ведущий 2. От изображения природы М. Е.  Кильчичаков переходит к размышлениям о человеческих судьбах. Глубокую грусть испытывают отцы, провожающие в жизнь сыновей  и постепенно уступающие им свое место.

Ведущий 1. Стихотворение «Старая лиственница» читает ученица 8  класса …

Ведущий 2. Жизнеутверждающее содержание стихотворения «Старая лиственница» передается путем многократных повторов слова «пусть». В стихотворении просматривается тонкий лиризм, печаль, вызванная разлукой, романтическое изображение природы .  

Ведущий 1.   В стихотворении-притче «Баллада о бревнах» в иносказательной форме выражается идея несовместимости добра и зла.

              Она летит, она несется в пене...

              Таких отважных не было и нет,

              Чтоб реку переплыли! Но спасеньем,

              мостом сосна служила много лет.

                                                              (Перевод М. Светлова)                                                                                                                

   

Ведущий 2.   Погибшее дерево приносит пользу - соединяет два берега, помогает  людям перебираться через горную речку. Под сосной подразумевается человек. Он умер, но дело его жизни, труд,  продолжает служить другим поколениям. В этом и заключается связь между живущими и умершими.

Ведущий 1.  Отрывок из «Баллады о брёвнах»  исполняет ученица 7 класса …

Ведущий 2. В стихотворении  «Сказание о двух реках» поэт сопоставляет две речки - степную и горную, подразумевая под ними противоположные характеры -кипучий и деятельный, пассивный и вялый.

           

 Ведущий 1.        Через системы    образов  автор  доносит  до  сознания

читателя мысль о том, что жизнь требует энергии созидания, жизнь вялотекущая   - это болото,  в котором жажду не утолить.

Ведущий 2.  Стихотворение «Сказание о двух реках»  мы услышим в исполнении ученицы 6 класса …

Ведущий 1. В стихотворении «Весеннее настроение» дана картина пробуждающейся природы. Земля  «дышит» весною. Буйные, радужные, светлые краски разлиты в природе. Охваченный весенним настроением, поэт размышляет о  своем творчестве.

Ведущий 2.  Ученица 7 класса … исполнит стихотворение «Весеннее настроение».

Ведущий 1.  Красной нитью проходит через творчество М. Е. Кильчичакова тема войны. С глубоким волнением рассказывает он о солдатской дружбе, скрепленной огнем и кровью, пролитой на поле брани.

Ведущий 2.         Содержание автобиографического стихотворения «Клятва» составляют два временных плана - военное лихолетье и мирное время. Поэт вспоминает бой подо Ржевом , где он потерял руку.

             Но я успел

             Сквозь дым атак пройти уже не раз;

             Когда под Ржевом  смерть в глаза смотрела,

             Случайно дуб меня от смерти спас.

             Широкой грудью принял он гранату,

             Врагами  предназначенную  мне.

Ведущий 1. Тяжело раненный солдат дает клятву посетить после войны поле  боя.

Ведущий 2.  Стихотворение «Клятва»  исполняет ученица 9 класса …

Ведущий 1.     В другом автобиографическом стихотворении – «Живая кровь» - утверждается идея  взаимопомощи. Тяжело раненного бойца спасает переливание крови. Горячая кровь неизвестного, но отныне родного человека возвращает его к жизни. Кто этот спаситель? Этот вопрос не перестает задавать себе лирический герой.

Ведущий 2. Стихотворение «Живая кровь»  читает ученица 8 класса …

Ведущий 1.     Стихотворение «Живая кровь» близко по духу к народной поэзии.

Ведущий 2. Тема родного края - одна из важнейших составных поэтического наследия М. Е. Кильчичакова. Естественная привязанность к своей земле приобретает в его стихах глубокий исторический смысл.

Ведущий 1. Образ родины перекликается у него со степью, тайгой, Енисеем, древними курганами. Об этом и говорится в стихотворении «Земля моя- Хакассия».

Ведущий 2.  Стихотворение «Земля моя - Хакасия» читает ученица 6 класса …

Ведущий 1. Хакассия - основной источник поэтического творчества М. Е. Кильчичакова.

Ведущий 2. Стихотворение «Белый цветок»  исполняет ученица 4 класса …

Ведущий 1.  Стихотворение «Моя Хакасия» читает ученица 6 класса …

Ведущий 1.  Стихотворение  «Марал»  представляет нашему вниманию ученик 9 класса …

Ведущий 2.  Глубокое осмысление понятия «дружба»  видим мы в стихотворении «Послание О. К. Саган – Оолу». По мнению автора, дружба между отдельными людьми имеет те же корни, что и дружба между народами, одно обязательно предполагает другое.

Ведущий 1.  Стихотворение «Послание Саган - Оолу»  читает ученик 6 класса .

Ведущий 2. Светлой радостью любви пронизано стихотворение  «У костра».

Ведущий 1.  Стихотворение «У костра»  читает ученица 7 класса …

Ведущий 2.  Стихотворение  «Любовь» исполняет ученица 7 класса …

Ведущий 1. Кильчичаковым написаны замечательные сказки для детей.

Ведущий 2. Предлагаем вашему вниманию отрывок из сказки «О том, как звери царя выбирали». 

Ведущий 1.  «Сказку о том, как спина бурундука полосатой стала» прочитает ученица 6 класса…

Ведущий 2.  Писатель, поэт, актёр, драматург Михаил Еремеевич внес большой вклад в развитие хакасской национальной культуры, за что и был награжден орденом  Дружбы народов и орденом «Знак Почета».

       

 Ведущий 1. Имя Кильчичакова присвоено библиотеке в Аскизе и средней школе в селе Усть – Чуль.

Ведущий 2.  На доме, в котором жил Кильчичаков, установлена мемориальная доска.

Ведущий 1.  Михаил Кильчичаков  –  негаснущая звезда хакасской и российской литературы, гордость, достояние нашей республики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс чтецов стихотворений на английском языке

в презентации собраны стихи к конкурсу чтецов...

Конкурс чтецов стихотворений на английском языке

в презентации собраны стихи к конкурсу чтецов...

Подвиг солдата в музыке и поэзии. Конкурс чтецов стихотворений

Конкурс чтецов стихотворений, проводимый в рамках месячника героико-патриотического воспитания, включает в себя сценарий-отчёт....

Сценарий конкурса чтецов стихотворений на английском языке

Краткий сценарий конкурса чтецов стихотворений на английском языке для 5 -6 классов. Презентация должна включать названия выбранных детьми стихов. ...

Конкурс чтецов стихотворений для учащихся 5-11 классов, посвящённый 200-летию победы в войне 1812 года

Цели и задачи конкурса:1. Повысить внимание школьников к художественной литературе как к неиссякаемому духовно-нравственному источнику. 2. Содействовать читательскому становлению школьников, разв...

Проектный урок-конкурс иллюстраций к стихотворениям Сергея Есенина

Проектный урок-конкурс иллюстраций к стихотворениям Сергея  ЕсенинаЦели:Предметные: знают основные события жизни С.Есенина, факты его жизни; понимают, каким настроением окрашены стихотворения, ум...

Анализ стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова «Три пальмы»

Анализ стихотворенияМихаила Юрьевича Лермонтова «Три пальмы»...