Конспект урока "А.Н. Островский "Гроза". Город Калинов и его обитатели"
план-конспект урока по литературе

Пахомова Светлана Александровна

Проанализировать созданный автором образ города Калинова, ставшего фоном и действующим лицом трагедии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx35.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: « А.Н.Островский «Гроза».

Город Калинов и его обитатели»

Цели урока:

1. Образовательная:

  • Проанализировать созданный автором образ города Калинова, ставшего фоном и действующим лицом трагедии; углубить представления обучающихся об обитателях города.

2. Развивающая:

  • Совершенствовать навыки самостоятельной работы над драматическим произведением; умение анализировать, рассуждать и делать выводы.

3. Воспитывающая:

  • Пробудить интерес к личности и произведениям А.Н. Островского.
  • Дать возможность задуматься о слове произведения как художественной ценности.

Форма урока: урок-беседа. 

Методы: метод творческого чтения, эвристический метод.

Приёмы: слово учителя; чтение учителем и учащихся художественного текста с комментариями; чтение по ролям; беседа.

I. Орг. момент.

II. Постановка задач.

   Учитель: Сегодня на уроке мы обращаемся к тексту пьесы «Гроза», чтобы проанализировать созданный автором образ города Калинова и его жителей. Задача нашего урока – охарактеризовать нравы жителей города Калинова и определить каким предстаёт перед читателями сам город. Тема нашего урока «А.Н.Островский «Гроза». Город Калинов и его обитатели».

III. Слово учителя. С именем А.Н. Островского в русской литературе связано создание национально-самобытного драматического искусства, рассчитанного, как писал драматург, «для всего народа». Одними из лучших его достижений являются пьесы «Гроза» и «Бесприданница». Эти произведения, как и многие другие сочинения Островского, трудно отнести к какому-либо определённому жанру. Это не драмы и не комедии, а, скорее, как метко определил их Н.А. Добролюбов, «пьесы жизни», в которых узкие семейные конфликты разрастаются до глобальных масштабов и становятся

конфликтами общественными. Перед читателями раскрывается широкая панорама русской жизни. Это настоящая энциклопедия бытов и нравов целой эпохи. Мастерство Островского проявляется в точности социальных и психологических характеристик, в искусстве диалога, в использовании меткой, живой народной речи. Творчество драматурга отличается жанровым разнообразием,  искусным сочетанием в одном произведении трагических и комических, бытовых и лирических элементов. И.С. Тургенев считал, что «Гроза» - это  «удивительнейшее произведение русского, могучего, вполне овладевшего собой  таланта». Существует предположение, что в основу этой пьесы легли реальные события, произошедшие в русском городе Кострома. Ранним утром костромская мещанка Александра Павловна Клыкова исчезла из дома и то ли сама бросилась в Волгу, то ли была задушена и брошена туда.  Следствие выясняло глухую драму, разгоревшуюся в нелюдимой, живущей узко торговыми интересами семье. Обнаружилась тяжёлая жизнь погибшей, её тайная любовь к местному почтовому служащему, скрытая ревность мужа, недовольство сварливой деспотической свекрови. В городе ходили слухи, что старуха Клыкова притесняла молодую Александру, что молодой Клыков был человек хотя и добрый, тихий, но бесхарактерный, что он не заступался за молодую жену. И невооружённым взглядом можно заметить сходство данного уголовного дела с событиями пьесы.

IV. Работа с текстом.

   Учитель: Уже с  первых страниц пьесы обращаем внимание на мастерство Островского-драматурга. Где проходит первое действие пьесы?

   Ученики: Первое действие проходит летним вечером, в общественном саду на берегу Волги.

   Учитель: Такой выбор места и времени действия дал драматургу возможность уже в первых явлениях познакомить читателя и зрителя с основными героями пьесы, ввести в сущность ее конфликта. Пейзажный фон «Грозы» дает также определенный эмоциональный настрой, позволяющий по контрасту острее почувствовать душную атмосферу жизни калиновцев. Чтобы лучше представить волжские пейзажи, прочтите начало пьесы.

  Д.1,явл.1.

Кулигин сидит на скамье и смотрит за реку. Кудряш и Шапкин прогуливаются. 

    Кулигин (поет). "Среди долины ровныя, на гладкой высоте..." ' (Перестает петь.) Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Кудряш!  Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу. 

   Кудряш. А что? 

   Кулигин. Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется. 

   Кудряш. Нешто!

  Кулигин. Восторг! А ты "нешто"! Пригляделись вы либо не понимаете, какая красота в природе разлита. 

  Кудряш. Ну, да ведь с тобой что толковать! Ты у нас антик, химик. 

  Кулигин. Механик, самоучка-механик.

  Кудряш. Все одно. 

 Молчание.

Задание: С помощью реплик героев, дайте описание этой местности.

   Ученики:

-«Среди долины ровныя, на гладкой высоте…» (Кулигин)

-Очень хорошо, сударь, гулять теперь. Тишина, воздух отличный, из-за Волги с лугов цветами пахнет, небо чистое… Открылась бездна звезд полна…(Кулигин)

-Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса!... Пятьдесят лет я каждый день гляжу за Волгу и все наглядеться не могу! (Кулигин)

-Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется! (Кулигин)

-Восторг! Пригляделись вы либо не понимаете, какая красота в природе разлита. (Кулигин)

   Учитель: Итак, один из героев пьесы, Кулигин, восклицает: «...50 лет я каждый день гляжу на Волгу, и всё наглядеться не могу. ... Красота! Душа радуется!» Люди, наверное, здесь живут мирные, спокойные, размеренные и добрые.  Но так ли это? А.Н. Островский разделил героев своей пьесы на три категории. Одни – власть имущие: это Дикой – человек грубый, невежественный и жадный; это Кабаниха – она хитра, жестока, стремится держать всех в подчинении. Вторые – забитые ими люди, жертвы: это Тихон, Борис и Варвара. Тихон по натуре добрый, наивный человек, он всегда покорен воле своей матери. Борис, по сути своей, такой же как Тихон, но не смотря на свою образованность он труслив; Варвара не хочет жить по патриархальным законам, которые проповедует её мать. Но, не смотря на сильный характер, Варвара не решается открыто протестовать. Её принцип – «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».  К третьей категории – протестующим – относятся в первую очередь Катерина, для которой правда и глубокое чувство долга превыше всего. Она протестует уже с первого своего появления. Кулигин – образованный и талантливый человек, он является резонёром в пьесе, в его уста вложено осуждение «тёмного царства». И Кудряш – он свободолюбив, не желает подчиняться самодурам и  единственный в городе, кто может дать отпор Дикому   Ну а теперь давайте попробуем  представить жизнь в городе. Для этого  прочитайте  монолог одного из обитателей  Калинова  Кулигина

Д. I ,явл.З:  

Кулигин. Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной' не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой  коры! Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного  закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать. Знаете, что ваш дядюшка, Савел Прокофьич, городничему отвечал? К   городничему мужички пришли жаловаться, что он ни одного из них путем не разочтет. Городничий и стал ему говорить: "Послушай,-  говорит,- Савел Прокофьич, рассчитывай  ты мужиков хорошенько! Каждый день ко мне с жалобой ходят!" Дядюшка ваш потрепал  городничего по плечу да и говорит:   "Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать! Много у меня в год-то народу перебывает; вы то  поймите: не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, у меня из этого тысячи составляются, так оно;  мне и хорошо!"  Вот как, сударь! А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти,  сколько из зависти. Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и  виду-то человеческого на нем нет, обличье-то человеческое потеряно. А те им за малую благостыню на гербовых листах  злостные кляузы   строчат на ближних. И начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям. Судятся, судятся здесь да в губернию  поедут, а там  уж их и ждут да от  радости руками плещут. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается; водят их, водят, волочат их, волочат, а  они еще и рады этому волоченью, того только им и надобно. "Я,- говорит, -  потрачусь, да уж и ему станет в копейку". Я было хотел все это  стихами изобразить...

 Задание: Найдите  ключевые слова, которые особенно ярко характеризуют жизнь в городе.

   Ученики: Жестокие нравы; грубость да бедность нагольная; честным трудом не заработаешь; у кого деньги, тот старается бедного закабалить; вражда, зависть, кляузы.

  Учитель:  Всё что вы нашли – это принципы жизни в городе.

Теперь прочитайте 2 монолог Кулигина.

 Д. З, явл.З:

  Кулигин. Вот какой, сударь, у нас городишко! Бульвар сделали, а не гуляют. Гуляют только по праздникам, и то один вид делают, что  гуляют, а сами ходят туда наряды показывать. Только пьяного приказного и встретишь, из трактира домой плетется. Бедным гулять,  сударь, некогда, у них день и ночь работа. И спят-то всего часа три в сутки. А богатые-то что делают? Ну, что бы, кажется, им не гулять, не  дышать свежим воздухом? Так нет. У всех давно ворота, сударь, заперты, и собаки спущены... Вы думаете, они дело делают либо богу  молятся? Нет, сударь. И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что  слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых! Да что вам говорить, сударь! По себе можете судить. И что, сударь, за этими  замками разврату темного да пьянства! PI все шито да крыто - никто ничего не видит и не знает, видит только один бог! Ты, говорит,  смотри, в людях меня да на улице, а до семьи моей тебе дела нет; на это, говорит, у меня есть замки, да запоры, да собаки злые. Семья,  говорит, дело тайное, секретное! Знаем мы эти секреты-то! От этих секретов-то, сударь, ему только одному весело, а остальные волком  воют. Да и что за секрет? Кто его не знает! Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних так, чтобы ни об чем, что  он там творит, пискнуть не смели. Вот и весь секрет. Ну, да бог с ними! А знаете, сударь, кто у нас гуляет? Молодые парни да девушки. Так   эти у сна воруют часок-другой, ну и гуляют парочками. Да вот пара! 

Показываются Кудряш и Варвара. Целуются.        

 Задание: Найдите в монологе принципы жизни в семье.

Ученики: Бульвар делали, а не гуляют; ворота заперты и  собаки спущены, чтобы люди не видали, как они своих домашних едят поедом ,да семью тиранят; слёзы льются за этими запорами, невидимые и неслышимые; за этими  замками разврату темного да пьянства.

Учитель: Обратимся к д. 1,явл.З  и к д.З,явл.1. Здесь мы познакомимся ещё с одним персонажем повести Феклушей  и посмотрим, как показаны город и жизнь в нём. (Чтение по ролям).

Д. 1,явл.З:

 Входят Феклуша и другая женщина. 

    Феклуша. Бла-алепие, милая, бла-алепие! Красота дивная! Да что уж говорить! В обетованной земле' живете! И купечество все народ  благочестивый, добродетелями многими украшенный! Щедростью и подаяниями многими! Я так довольна, так, матушка, довольна, по  горлышко! За наше неоставление им еще больше щедрот приумножится, а особенно дому Кабановых. 

  Уходят.        

Д.3, явл.1

Кабанова и Феклуша (сидят на скамейке). 

  Феклуша. Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, последние, по всем приметам последние. Еще у вас в городе рай и  тишина, а по другим городам так просто содом', матушка:  шум, беготня, езда беспрестанная! Народ-то так и снует, один туда, другой сюда. 

 Кабанова. Некуда нам торопиться-то, милая, мы и живем не спеша. 

 Феклуша. Нет, матушка, оттого у вас тишина в городе, что многие люди, вот хоть бы вас взять, добродетелями, как цветами,  украшаются: оттого все и делается прохладно и благочинно. Ведь эта беготня-то, матушка, что значит? Ведь это суета! Вот хоть бы в  Москве: бегает народ взад и вперед, неизвестно зачем. Вот она суета-то и есть. Суетный народ, матушка Марфа Игнатьевна, вот он и  бегает. Ему представляется-то, что он за делом бежит; торопится, бедный, людей не узнает; ему мерещится, что его манит некто, а придет  на место-то, ан пусто, нет ничего, мечта одна. И пойдет в тоске. А другому мерещится, что будто он догоняет кого-то знакомого. Со  стороны-то свежий человек сейчас видит, что никого нет; а тому-то все кажется от суеты, что он догоняет. Суета-то, ведь она вроде туману  бывает. Вот у вас в этакой прекрасный вечер редко кто и за ворота-то выйдет посидеть; а в Москве-то теперь гульбища да игрища, а по  улицам-то индо грохот идет, стон стоит. Да чего, матушка Марфа Игнатьевна, огненного змия стали запрягать: все, видишь, для ради скорости. 

Кабанова. Слышала я, милая.

Феклуша. А я, матушка, так своими глазами видела; конечно, другие от суеты не видят ничего, так он им машиной показывается, они  машиной и называют, а я видела, как он лапами-то вот так (растопыривает пальцы) делает. Ну, и стон, которые люди хорошей жизни, так слышат. 

    ' Содом - по библейскому мифу, город, уничтоженный богом за грехи его жителей; в переносном смысле содом - беспутство,  беспорядок, суматоха. 

    'Огненный змий- крылатое мифическое чудовище, изрыгавшее во время полета пламя. Феклуша огненным змием называет поезд  железной дороги. 

Кабанова. Назвать-то всячески можно, пожалуй, хоть машиной назови; народ-то глуп, будет всему верить. А меня хоть ты золотом  осыпь, так я не поеду.  Феклуша. Что за крайности, матушка! Сохрани господи от такой напасти! А вот еще, матушка Марфа Игнатьевна, было мне в Москве  видение некоторое. Иду я рано поутру, еще чуть брезжится, и вижу, на высоком-превысоком доме, на крыше, стоит кто-то, лицом черен '.  Уж сами понимаете кто. И делает он руками, как будто сыплет что, а ничего не сыпется. Тут я догадалась, что это он плевелы сыплет, а  народ днем в суете-то своей невидимо и подберет. Оттого-то они так и бегают, оттого и женщины-то у них все такие худые, тела-то никак не   нагуляют, да как будто они что потеряли либо чего ищут: в лице печаль, даже жалко. 

Кабанова. Все может быть, моя милая! В наши времена чего дивиться! 

Феклуша. Тяжелые времена, матушка Марфа Игнатьевна, тяжелые. Уж и время-то стало в умаление приходить. 

Кабанова. Как так, милая, в умаление? 

Феклуша. Конечно, не мы, где нам заметить в суете-то! А вот умные люди замечают, что у нас и время-то короче становится. Бывало,  лето и зима-то тянутся-тянутся, не дождешься, когда кончатся; а нынче и не увидишь, как пролетят. Дни-то и часы все те же как будто  остались, а время-то, за наши грехи, все короче и короче делается. Вот что умные-то люди говорят. 

Кабанова. И хуже этого, милая, будет. 

Феклуша. Нам-то бы только не дожить до этого, 

Кабанова. Может, и доживем. 

    Входит Дикой.

  Учитель: Каким предстаёт город в её восприятии?

  Ученики:

-Да что уж говорить! В обетованной земле живете! И купечество все народ благочестивый, добродетелями многими украшенный! Щедростью и подаяниями многими! (Феклуша)

- У вас в городе рай и  тишина. (Феклуша)

 Учитель: Какой же приём использует автор, рассказывая о жизни в городе?

Ученики: Контраст. 

Учитель: Откройте д.2,явл.1. (Чтение по ролям).

 Д.2,явл.1: 

Глаша (собирает платье в узлы) и Феклуша (входит). 

    Феклуша. Милая девушка, все-то ты за работой! Что делаешь, милая? 

    Глаша. Хозяина в дорогу собираю. 

    Феклуша. Аль едет куда свет наш? 

    Глаша. Едет. 

    Феклуша. Надолго, милая, едет? 

    Глаша. Нет, ненадолго. 

    Феклуша. Ну, скатертью ему дорога! А что, хозяйка-то станет выть аль нет? 

    Глаша. Уж не знаю, как тебе сказать. 

    Феклуша. Да она у вас воет когда? 

    Глаша. Не слыхать что-то. 

    Феклуша. Уж больно я люблю, милая девушка, слушать, коли кто хорошо воет-то. 

    Молчание. 

    А вы, девушка, за убогой-то присматривайте, не стянула б чего. 

    Глаша. Кто вас разберет, все вы друг на друга клеплете. Что вам ладно-то не живется? Уж у нас ли, кажется, вам, странным, не житье,  а вы все ссоритесь да перекоряетесь. Греха-то вы не боитесь. 

    Феклуша. Нельзя, матушка, без греха: в миру живем. Вот что я тебе скажу, милая девушка: вас, простых людей, каждого один враг  смущает, а к нам, к странным людям, к кому шесть, к кому двенадцать приставлено; вот и надобно их всех побороть. Трудно, милая  девушка! 

    Глаша. Отчего ж к вам так много? 

    Феклуша. Это, матушка, враг-то из ненависти на нас, что жизнь такую праведную ведем. А я, милая девушка, не вздорная, за мной этого  греха нет. Один грех за мной есть точно, я сама знаю, что есть. Сладко поесть люблю. Ну так что ж! По немощи моей господь посылает. 

    Глаша. А ты, Феклуша, далеко ходила? 

    Феклуша. Нет, милая. Я, по своей немощи, далеко не ходила; а слыхать - много слыхала. Говорят, такие страны есть, милая девушка,  где и царей-то нет православных, а салтаны землей правят. В одной земле сидит на троне салтан Махнут турецкий, а в другой - салтан  Махнут персидский; и суд творят они, милая девушка, надо всеми людьми, и, что ни судят они, все неправильно. И не могут они, милая, ни  одного дела рассудить праведно, такой уж им предел положен. У нас закон праведный, а у них, милая, неправедный; что по-нашему закону   так выходит, а по-ихнему все напротив. И все судьи у них, в ихних странах, тоже все неправедные; так им, милая девушка, и в просьбах  пишут: "Суди меня, судья неправедный!". А то есть еще земля, где все люди с песьими головами .

    Глаша. Отчего же так - с песьими? 

    Феклуша. За неверность. Пойду я, милая девушка, по купечеству поброжу: не будет ли чего на бедность. Прощай покудова! 

    Глаша. Прощай! 

    Феклуша уходит. 

    Вот еще какие земли есть! Каких-то, каких-то чудес на свете нет! А мы тут сидим, ничего не знаем. Еще хорошо, что добрые люди есть:  нет-нет да и услышишь, что на белом свете делается; а то бы так дураками и померли

    Входят Катерина и Варвара.

  Учитель: Каковы жители, обитающие здесь? Как они относятся к рассказам странницы Феклуши?  

-Уж больно я люблю, милая девушка, слушать, коли кто хорошо воет-то. (Феклуша)

-Я …далеко не ходила, а слыхать – много слыхала… (Феклуша)

-А то есть еще земля, где все люди с песьими головами …За неверность. (Феклуша)

-Еще хорошо, что добрые люди есть: нет-нет да и услышишь, что на белом свете делается; а то бы так дураками и померли. (Глаша)

Учитель: Итак, если в Калинове так плохо, то почему вначале  –  чудесный вид,  Волга,  прекрасная природа? Как вы думаете?

Ученики: город Калинов противоречив: с одной стороны - чудесное место, где располагается город, с другой - ужасная жизнь в этом городе. Красота природы не зависит от хозяев города, они не могут её подчинить себе.

Учитель: Откройте д.4, явл.1. (Чтение по ролям).

Д.4, явл.1:  

    Несколько гуляющих обоего пола проходят за арками. 

    1-й. Дождь накрапывает, как бы гроза не собралась? 

    2-й. Гляди, сберется. 

    1-й. Еще хорошо, что есть где схорониться. 

    Входят все под своды. 

    Женщина. А что народу-то гуляет на бульваре! День праздничный, все повышли. Купчихи такие разряженные. 

    1 - и. Попрячутся куда-нибудь. 

    2-й. Гляди, что теперь народу сюда набьется! 

    1-й (осматривая стены). А ведь тут, братец ты мой, когда-нибудь, значит, расписано было. И теперь еще местами означает. 

    2-й. Ну да, как же! Само собой, что расписано было. Теперь, ишь ты, все впусте оставлено', развалилось, заросло. После пожара так и не поправляли. Да ты и пожару-то этого не помнишь, этому лет сорок будет. 

    1-й. Что бы это такое, братец ты мой, тут нарисовано было? Довольно затруднительно это понимать. 

    2-й. Это геенна огненная. 

    1 -и. Так, братец ты мой! 

    2 - и. И едут туда всякого звания люди. 

    1-й. Так, так, понял теперь. 

    2-й. И всякого чину. 

    1-й. И арапы? 

    2 - и. И арапы. 

    1 - и. А это, братец ты мой, что такое? 

    2-й. А это литовское разорение3. Битва - видишь? Как наши с Литвой бились. 

    1-й. Что ж это такое - Литва? 

    2 - й. Так она Литва и есть. 

    1 - й. А говорят, братец ты мой, она на нас с неба упала. 

    2-й. Не умею тебе сказать. С неба так с неба. 

    Женщина. Толкуй еще! Все знают, что с неба; и где был какой бой с ней, там для памяти курганы насыпаны. 

    1 -й. А что, братец ты мой! Ведь это так точно! 

    Входят Дикой и за ним Кулигин без шапки. Все кланяются и принимают почтительное  положение.

Учитель: В этом эпизоде Островский показал нам горожан, олицетворяющих калиновское мещанство. Для них характерны суеверный страх перед грозой, настороженное отношение к словам Кулигина, невежественные разговоры о Литве, покорность перед власть имущими.

V. Подведение итогов. Заключительное слово учителя.

Учитель: Мир города неподвижен и замкнут: его жители имеют смутное представление о своем прошлом и не знают ничего о том, что происходит за  пределами Калинова. Нелепые рассказы Феклуши создают у калиновцев искаженные представления о мире, вселяют в их души страх. Она несет в общество тьму, невежество.

VI. Домашнее задание.  Составить цитатную характеристику следующим героям пьесы:

1. Кулигин

2. Дикой

3. Кабанова

4. Тихон Кабанов

5.  Борис Григорьевич

VII. Выставление и комментирование оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа в малых группах на примере урока литературы "Город Калинов и его обитатели (по драме Островского "Гроза")"

Тема урока :«Город Калинов и его обитатели»Тема задания: «Речь героя как средство раскрытия его характера»Цель использования работы в малых группах:через  анализ речи героя и высказываний д...

Из опыта работы Урок. Тема: Драма «Гроза». Город Калинов и его обитатели.

Урок литературы в 10 классе. Островский "Гроза". Город Калинов и его обитатели....

Город Калинов и его обитатели

Урок формирует представления учащихся об уездном городе Калинове и его обитателях; направлен на анализ образов героев драмы....

Урок «Город Калинов и его обитатели» в пьесе А.Н.Островского «Гроза».

Урок посвящен творчеству А.Н.Осторовского. его пьесе "Гроза". Занятие построено в рамках технологии контекстного обучения....

Конспект урока по литературе в 10 классе «А.Н. Островский «Гроза». Город Калинов и его обитатели.

Тема урока: А.Н. Островский «Гроза». Город Калинов и его обитатели. Изображение нравов «темного царства».На изучение темы выделено два часа. В конспекте представлен второй...

Разработка урока литературы по тема: « А.Н.Островский «Гроза». Город Калинов и его обитатели»

Цель: изучение драматического произведения.Задачи:1.Охарактеризовать мир города Калинова, ставшего фоном и действующим лицом трагедии;2. Углубить представления учащихся об обитателях города;3. Соверше...

План-конспект урока "Город Калинов и его обитатели" (по пьесе А.Н. Островского "Гроза")

Урок обобщения знаний с использованием возможностей Интернет-источников и нейросети...