Конспект урока "А.Н. Островский "Гроза". Катерина как трагический характер"
план-конспект урока по литературе

Пахомова Светлана Александровна

Анализ образа Катерины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx27.46 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «А.Н.Островский «Гроза».

Катерина как трагический характер»

Цели урока:

1. Образовательная:

  • Продолжить знакомство с пьесой А.Н. островского «Гроза»; проанализировать образ Катерины.

2. Развивающая:

  • Совершенствовать навыки самостоятельной работы над драматическим произведением; умение анализировать, аргументировать, рассуждать и делать выводы.

3. Воспитывающая:

  • Вызвать у учащихся сочувствие к трагической судьбе женщины в условиях «темного царства».

Форма урока: урок-беседа. 

Методы: метод творческого чтения, эвристический метод.

Приёмы: слово учителя; чтение учителем и учащихся художественного текста с комментариями; чтение по ролям; беседа.

Любовь сильнее смерти,

                                                                                    сильнее страха смерти…

                                                                                                  И.С. Тургенев

I. Орг. момент.

II. Постановка задач.

   Учитель: Сегодня на уроке мы должны закончить чтение пьесы А.Н. Островского «Гроза» и проанализировать образ Катерины. Тема нашего урока: «Катерина как трагический характер».

Ш. Проверка домашнего задания. Дома вы должны были составить характеристику Катерины. Посмотрим, что у вас получилось. (Чтение сообщения учащимся).

III. Беседа.

Учитель: Давайте обратимся к эпиграфу нашего урока. (Чтение эпиграфа). Как вы понимаете данные слова?

Ученики: Когда человек любит, то он готов на всё, готов пожертвовать собой ради любимого, готов совершить подвиг ради любви. 

Учитель: Главная героиня пьесы – Катерина – готова пожертвовать всем во имя любви, даже своими принципами. Она кидается в омут, не боясь кары Божьей. И мы должны разобраться, почему Катерина решилась на этот поступок, почему она не может жить по законам «тёмного царства», чем является её смерть – победой или поражением. Давайте посмотрим, какие черты характера героини мы можем отметить с первого её появления. Найдите в тексте реплики, которые могут нам помочь.

Ученики: Д.1, явл. 5:

- Для меня, маменька, всё одно, что родная мать, что ты, да и Тихон тоже тебя любит.

- Ты про меня, маменька, напрасно это говоришь. Что при людях, что без людей, я всё одна, ничего я из себя не доказываю.

- Напраслину-то терпеть кому ж приятно!

Эти реплики говорят о Катерине то, что она не способна лицемерить и что ей свойственна прямота.

Учитель: Откуда же появились такие черты характера Катерины, если город Калинов живёт по иным законам?

Ученики: Эти черты зародились в родительском доме. Автор подробно рассказывает о детстве Катерины.

Д 1, явл.7. (Чтение по ролям).

  Катерина и Варвара. 

  Катерина. Так ты, Варя, жалеешь меня? 

  Варвара (глядя в сторону). Разумеется, жалко. 

  Катерина. Так ты, стало быть, любишь меня? (Крепко целует.) 

  Варвара. За что ж мне тебя не любить-то.1' 

 Катерина. Ну, спасибо тебе! Ты милая такая, я сама тебя люблю до смерти. 

    Молчание. 

    Знаешь, мне что в голову пришло? 

 Варвара. Что? 

 Катерина. Отчего люди не летают? 

 Варвар а. Я не понимаю, что ты говоришь. 

 Катерина. Я говорю, отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и  тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь? (Хочет бежать.) 

 Варвара. Что ты выдумываешь-то? 

 Катерина (вздыхая). Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем. 

 Варвара. Ты думаешь, я не вижу? 

 Катерина. Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как  куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я,  бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было  много-много. Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы, -у нас полон дом был странниц; да богомолок. А придем из церкви,  сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития' разные,  либо стихи поют2. Так до обеда время и пройдет. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы  да пение. Таково хорошо было! 

 Варвара. Да ведь и у нас то же самое. 

 Катерина. Да здесь все как будто из-под неволи. И до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду и не вижу никого,  и время не помню, и не слышу, когда служба кончится. Точно как все это в одну секунду было. Маменька говорила, что все, бывало,  смотрят на меня, что со мной делается. А знаешь: в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым,  точно облако, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют. А то, бывало, девушка, ночью встану - у нас тоже везде  лампадки горели - да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена,  молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу; так меня и найдут. И об чем я молилась тогда, чего просила, не знаю; ничего  мне не надобно, всего у меня было довольно. А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то  необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах  пишутся. А то, будто я летаю, так и летаю по воздуху. И теперь иногда снится, да редко, да и не то. 

 Варвара. А что же? 

Катерина (помолчав). Я умру скоро. 

 Варвара. Полно, что ты! 

 Катерина. Нет, я знаю, что умру. Ох, девушка, что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то! Никогда со мной этого не было. Что-то во   мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или... уж и не знаю. 

 Варвара. Что же с тобой такое? 

 Катерина (берет ее за руку). А вот что, Варя: быть греху какому-нибудь! Такой на меня страх, такой-то на меня страх! Точно я стою над  пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что. (Хватается за голову рукой.) 

 Варвара. Что с тобой? Здорова ли ты? 

 Катерина. Здорова... Лучше бы я больна была, а то нехорошо. Лезет мне в голову мечта какая-то. И никуда я от нее не уйду. Думать стану   - мыслей никак не соберу, молиться - не отмолюсь никак. Языком лепечу слова, а на уме совсем не то: точно мне лукавый в уши шепчет,  да все про такие дела нехорошие. И то мне представляется, что мне самое себе совестно сделается. Что со мной? Перед бедой перед  какой-нибудь это! Ночью, Варя, не спится мне, все мерещится шепот какой-то: кто-то так ласково говорит со мной, точно голубь воркует.  Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы, а точно меня кто-то обнимает так горячо-горячо и ведет меня куда-то, и я  иду за ним, иду... 

 Варвара. Ну? 

 Катерина. Да что же это я говорю тебе: ты девушка. 

 Варвара (оглядываясь). Говори! Я хуже тебя. 

 Катерина. Ну, что ж мне говорить? Стыдно мне. 

  Варвара. Говори, нужды нет! 

  Катерина. Сделается мне так душно, так душно дома, что бежала бы. И такая мысль придет на меня, что, кабы моя воля, каталась бы я  теперь по Волге, на лодке, с песнями, либо на тройке на хорошей, обнявшись... 

 Варвара. Только не с мужем. 

  Катерина. А ты почем знаешь? 

 Варвара. Еще бы не знать. 

 Катерина. Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не   уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю? 

Варвара. Что мне тебя судить! У меня свои грехи есть. 

 Катерина. Что же мне делать! Сил моих не хватает. Куда мне деваться; я от тоски что-нибудь сделаю над собой! 

 Варвара. Что ты! Что с тобой! Вот погоди, завтра братец уедет, подумаем; может быть, и видеться можно будет. 

 Катерина. Нет, нет, не надо! Что ты! Что ты! Сохрани господи! 

 Варвара. Чего ты испугалась? 

 Катерина. Если я с ним хоть раз увижусь, я убегу из дому, я уж не пойду домой ни за что на свете.

 Варвара. А вот погоди, там увидим. 

 Катерина. Нет, нет, и не говори мне, я и слушать не хоту. 

 Варвара. А что за охота сохнуть-то! Хоть умирай с тоски, пожалеют, что ль, тебя! Как же, дожидайся. Так какая ж неволя себя мучить-то! 

 Входит Барыня с палкой и два лакея в треугольных шляпах сзади.

Учитель: Сравните жизнь в доме у Кабанихи и в доме у родителей. Сделайте соответствующие записи.

Ученики:

В доме у родителей:

- точно птичка на воле;

- маменька в ней души не чаяла;

- работать не принуждали;

- вышивала, ходила в церковь, гуляла.

В доме Кабанихи:

- завяла как цветок;

- всё по принуждению;

- дома душно, что бежать хочется.

Учитель: В доме родителей Катерина чувствовала сердечное отношение родных, относительную свободу, слушала рассказы странниц, богомолок, ходила в церковь. Отсюда у Катерины впечатлительность и романтическое отношение к жизни. В доме у Кабанихи Катерина переживала жестокое отношение к ней свекрови, отчего возник настоящий духовный бунт. И, конечно же, эта жизнь оказала влияние на Катерину. Какие же ещё мы можем выделить черты характера героини?

Ученики: Свободолюбие, независимость, чувство собственного достоинства, мечтательность и поэтичность, религиозность, решительность, доброта, бескорыстие, честность.

Учитель: Итак, для Катерины главное – жить согласно своей душе. Давайте прочтём с вами действие 2 явление 10.

   Катерина (одна, держа ключ в руках). Что она это делает-то? Что она только придумывает? Ах, сумасшедшая, право сумасшедшая! Вот  погибель-то! Вот она! Бросить его, бросить далеко, в реку кинуть, чтоб не нашли никогда. Он руки-то жжет, точно уголь. (Подумав.) Вот  так-то и гибнет наша сестра-то. В неволе-то кому весело! Мало ли что в голову-то придет. Вышел случай, другая и рада: так очертя голову и  кинется. А как же это можно, не подумавши, не рассудивши-то! Долго ли в беду попасть! А там и плачься всю жизнь, мучайся; неволя-то  еще горчее покажется. (Молчание.) А горька неволя, ох, как горька! Кто от нее не плачет! А пуще всех мы, бабы. Вот хоть я теперь! Живу,  маюсь, просвету себе не вижу. Да и не увижу, знать! Что дальше, то хуже. А теперь еще этот грех-то на меня. (Задумывается.) Кабы не  свекровь!.. Сокрушила она меня... от нее мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны, (Задумчиво смотрит на ключ.) Бросить его?  Разумеется, надо бросить. И как он ко мне в руки попал? На соблазн, на пагубу мою. (Прислушивается.) Ах, кто-то идет. Так сердце и  упало. (Прячет ключ в карман.) Нет!.. Никого! Что я так испугалась! И ключ спрятала... Ну, уж, знать, там ему и быть! Видно, сама судьба  того хочет! Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали-то! Да хоть и поговорю-то, так все не беда! А как же я  мужу-то!.. Да ведь он сам не захотел. Да, может, такого и случая-то еще во всю жизнь не выдет. Тогда и плачься на себя: был случай, да не   умела пользоваться. Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его. Перед кем я притворяюсь-то!.. Бросить   ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь... Будь что будет, а я Бориса увижу! Ах, кабы ночь поскорее!..

 Учитель: Любовь Катерины к Борису – протест или искреннее чувство?

(Учащиеся высказывают своё мнение).

Учитель: Любовь Катерины – это не только возвышенное чувство, это ещё и протест, так как это чувство разрушающее, оно сыграло в её судьбе роковую роль, привело героиню к гибели. Почему Варвара догадалась о чувствах Катерины?

Ученики: Катерина полюбила Бориса, но совесть и религиозность не позволяли ей переступить нравственный закон – изменить мужу. Она мучилась, и эти мучения заметила Варвара, которая приспособилась к законам «тёмного царства»; научилась обманывать и хитрить. 

Учитель: Как вы думаете, почему Катерина полюбила Бориса?

(Мнения учащихся)

Учитель: Исчерпывающий ответ на этот вопрос дал русский критик Н.А. Добролюбов: «В этой страсти заключается для неё вся жизнь; вся сила её натуры, все её живые стремления сливаются здесь. К Борису влечёт её не одно то, что он её нравится, что он и с виду и по речам не похож на остальных окружающих её, к нему влечёт её потребность в любви, не нашедшая себе отзыва в муже; и оскорблённое чувство жены и женщины; и смертельная тоска её однообразной жизни; и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы».

В чём сложность внутреннего состояния Катерины? Почему она признаётся в своём преступлении?

Ученики: Катерина идет на обман и встаёт в один ряд с Варварой, а это не свойственно её натуре. Героине тяжело на душе, и поэтому ей легче признаться, покаяться.

Учитель: Можно ли считать покаяние Катерины слабостью? Что было бы с ней, если бы она не раскаялась?

Ученики: Покаяние Катерины – это сила характера. Если бы она скрыла свой грех, научилась бы притворяться и обманывать, то это означало бы, что Катерина приспособилась к «тёмному царству». А это противоречит её нравственным качествам.

Учитель: Что такое самоубийство Катерины - протест? Невозможность жить под гнетом Кабанихи? Взрыв религиозной души, не снесшей тяжести греха? 

Ученики: Смерть Катерины – это протест. Она бросила вызов самодурству, и это привело к некоторым результатам:  Варвара убегает из дома;  по-своему протестует Тихон: "Маменька, вы ее погубили! Вы, вы, вы...", - кричит он; Кулигин прямо говорит: "Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней что хотите! Тело ее здесь, возьмите его, а душа теперь не ваша: она теперь перед судьей, который милосерднее вас!". 

IV. Подведение итогов.

   Учитель: Таким образом, мы видим, что Катерина – здоровая, сильная личность. В ней виден протест против кабановских понятий о нравственности. Она нашла в себе силы и решимость покончить с этой гнилой жизнью.

V. Домашнее задание.  Прочитать и законспектировать статью Н.А.Добролюбова «Луч света в темном царстве» и статью Д.И.Писарева «Мотивы русской драмы».

VI. Выставление и комментирование оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Урок. Сила и слабость характера Катерины.

Урок литературы в 10 классе. Сила и слабость характера Катерины по пьесе Островского "Гроза"....

Конспект урока литературы в 11 классе "Трагическое решение проблемы «отцов и детей» в повести В.Распутина «Последний срок»". Раздумья над страницами повести.

В данном материале представлен личностный подход к анализу повести Распутина "Последний срок.". Альтернативный подход в изучении повести позволяет учащимся проникнуть в художественный мир произведения...

Урок литературы в 10 классе Тема: Катерина – трагическая героиня. Драма "Гроза"

Проблемный вопрос: «Можно ли говорить об образе Катерины как об образе трагическом?» Литературный контекст: «Какие женские образы и почему напоминают вам образ Катерины?» Задачи: 1) проана...

Конспект урока «Роль речевых характеристик в создании характеров персонажей драмы Островского «Гроза»»

Урок посвящён важному элементу любого художественного произведения - речевой характеристике- на примере драмы А.Н.Островского "Гроза"Сопровождается  презентацией....

Конспект урока «Роль речевых характеристик в создании характеров персонажей драмы Островского «Гроза»»

Урок посвящён важному элементу любого художественного произведения - речевой характеристике- на примере драмы А.Н.Островского "Гроза"Сопровождается  презентацией....

Конспект логопедического занятия: Тема: "Пересказ текста описательного характера с опорой на картинки, вопросы."

Тема:  "Пересказ текста описательного характера с опорой на картинки, вопросы."...