Дистанционное обучение группа 3111 24.03.2020
презентация к уроку по литературе (10 класс)

Петрова Анна Анатольевна

Посмотрите презентацию, выполните домашнее задание

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon bunin.ppt1.69 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В каждом рассказе И. Бунин находит новые оттенки любовного чувства: Возвышенное чувство обожания («Натали») притворная любовь – игра ( «Ривьера») любовь – вражда («Пароход «Саратов») Любовь – отчаяние ( «Зойка и Валерия») Любовь – самозабвение(«Холодная осень») Любовь – жалость, сострадание («Кавказ», «Руся»). Любовь у Бунина – это не только духовное единство, но и физическая близость, причём любовь никогда не длится долго.

Слайд 2

Всякая любовь великое счастье, даже если она не разделена. И. Бунин

Слайд 3

"На языке лёгкого дыхания..."

Слайд 4

Попробуйте описать ваше непосредственное впечатление от этого рассказа (понравился, не понравился, оставил равнодушным, увлёк, заставил задуматься, показался непонятным)?

Слайд 5

Детство 14 Юность 1 Эпизод с Шеншиным 2 Разговор о лёгком дыхании 3 Приезд Малютина 8 Связь с Малютиным 10 Запись в дневнике 11 Последняя зима 13 Эпизод с офицером 9 Разговор с начальницей 7 Убийство 5 Похороны 6 Допрос у следователя 12 Могила 4 план композиция диспозиция по рассказу в хронологии

Слайд 6

Ч ем обусловлена сложность композиции? Как она раскрывает проблему жизни и смерти? (Для Бунина любовь и смерть – две величайшие загадки. Начало и конец жизни, красота и ужас, глубинный вечный смысл и великая бессмыслица. Любовь в понимании Бунина всегда трагична, страсть роковым образом губит человека, приближает к смерти.)

Слайд 7

Как решается важная для писателя проблема жизни и смерти? Выявите эпизоды, в которых звучит эта проблема. Чем Оля привлекает классную даму? Почему она каждый праздник ходит на могилу девушки? Выпишите из текста слова и словосочетания, которые определяют характер, поведение Оли Мещёрской, её внутреннее состояние и отвечают на вопрос: «Что общего между героиней рассказа и бабочкой А.Фёта»?

Слайд 8

Как разрешить это мучительное противоречие? Как обрести бессмертие? И возможно ли оно? Эти глобальные вопросы ставит Бунин в своих произведениях. Прежде чем мы обратимся к рассказу “Легкое дыхание”, поговорим о стихотворении “Портрет”, которое предшествовало рассказу (1903 г), но уже содержит в себе, как в зародыше, мотивы и темы будущего шедевра.

Слайд 9

Легкое дыхание». Художник О. Верейский Погост, часовенка над склепом, Венки, лампада, образа, И в раме, перевитой крепом, Большие, ясные глаза. Сквозь пыль на стеклах, жарким светом Внутри часовенка горит. “Зачем я в склепе, в полдень, летом?”- Незримый кто-то говорит. Кокетливо-проста прическа, И пелеринка на плечах… А тут повсюду капли воска И банты крепа на свечах. Венки, лампадки, пахнет тленьем… И только этот милый взор Гладит с веселым изумленьем На этот погребальный вздор. ПОРТРЕТ

Слайд 10

В этом стихотворении затронуты проблемы любви и смерти, молодости и тления, абсурдности смерти молодой красавицы; встречаются сюжетные элементы, которые мы встретим и в рассказе: кладбище, портрет девушки, ее глаза, живой взор. Бунин, глубоко взволнованный именно этим сюжетом, мучительным противоречием между молодостью и красотой с одной стороны и распадом, тлением, смертью, с другой, пытается вновь и вновь разрешить это противоречие. Его “сонет любви на старом мавзолее звучит бессмертной грустью обо мне”, как сказано в другом стихотворении Бунина “Эпитафия”, близком по тематике только что прочитанному.

Слайд 11

Зачем в повествовании о жизни Оли Мещерской история классной дамы? (история классной дамы присутствует для того, чтобы восстановить в глазах читателя репутацию Оли Мещерской? Ведь классная дама вспоминает о ней именно хорошо: она ходит на её могилу каждый праздник. То есть таким способом автор пытается направить восприятие читателя в нужное русло. Также классная дама — это связующее звено между основным текстом и фрагментом про лёгкое дыхание Классная дама постоянно живёт ради чего-то, какой-то идеи. А Оля жила для себя. Возможно, история классной дамы здесь для противопоставления.)

Слайд 12

"Лёгкое дыхание" Почему так называется рассказ?

Слайд 13

Какую идею автор хотел донести до читателя? Краткость жизни? Сила женской красоты? Порочность людей? И. Бунин хотел сказать, что жизнь — это “лёгкое дыхание”, один миг — и жизни нет? Оля похожа на бабочку. Такую большую, красивую, редкую. На махаона. Бабочки живут недолго, но зато доставляют неописуемое наслаждение людям, которые на них смотрят. И даже “лёгкое дыхание” ассоциируется с полётом бабочки.

Слайд 14

Ты прав, одним воздушным очертаньем Я так мила. Весь бархат мой с его живым сияньем – Лишь два крыла. Не спрашивай: откуда появилась? Куда спешу? Здесь на цветок я лёгкий опустилась И вот – дышу. Надолго ли, без цели, без усилья Дышать хочу? Вот-вот сейчас, сверкнув, раскину крылья И …………… . А.А.Фет

Слайд 15

Финальной фразой подчёркивается связь дыхания и ветра, жизни земной и жизни вечной. Лёгкое дыхание становится символом естественной, природной красоты.

Слайд 16

Грамматика любви “ Некто Ивлев ехал однажды в начале июня в дальний край своего уезда”. Начинается рассказ как будто буднично и незамысловато. Но следует помнить, что писатель особое значение придавал первой фразе, настраивающей читателя и организующей его восприятие. С этим поэтическим вступлением контрастирует целый ряд бытовых, реалистических деталей: “тарантас с кривым пыльным верхом”, “густые сбитые гривы” нанятых лошадей, возница, тупой, хозяйственный, не понимающий шуток, — вот объяснение, почему “Ивлев отдался той спокойной и бесцельной наблюдательности, которая так идёт к ладу копыт и громыханию бубенчиков”.

Слайд 17

Бунин обращает наше внимание на состояние Ивлева: “Ехать сначала было приятно: тёплый, тусклый день, хорошо накатанная дорога, в полях множество цветов... дул сладкий ветерок, нёс по... косякам цветочную пыль, местами дымил ею, и вдали от неё было даже туманно”. Пейзаж лёгкий, расплывчатый, словно акварельный, он дан глазами героя, с умиротворённой созерцательностью которого соседствует лёгкая ирония по отношению к “малому, в новом картузе и неуклюжем люстриновом пиджаке”, серьёзному из-за доверенных ему лошадей. Картина эта, озвученная бубенчиками, стуком копыт, кашлем лошадей и скрежетом валька о колесо, завершается словно незначительной деталью: “всё время мелькала... белой сталью стёртая подкова”. Мы незаметно оказываемся в полной власти писателя, овладевшего нашим вниманием.

Слайд 18

Далее следует небольшой диалог, следствием которого является посещение Ивлевым дома графини. Незаметно меняется настроение героя под воздействием того, что он видит: “погода поскучнела”, грязный двор, каменное корыто, “темнеющая от дождя гостиная”… Особенно неприятен, даже раздражающ вид графини, безвкусно кокетничающей с гостем: “Графиня была в широком розовом капоте, с открытой напудренной грудью; она курила, глубоко затягиваясь, часто поправляла волосы, до плечей обнажая свои тугие и круглые руки, затягиваясь и смеясь, она всё сводила разговор на любовь...” Упоминается какая-то “легендарная Лушка” и помешанный на любви к ней помещик Хвощинский, который “во всём остальном... нисколько не был помешан… просто он был не теперешним чета”. О том, насколько приятен был визит к графине, говорят стакан “сивого чая” и засиженное мухами печенье.

Слайд 19

«Грамматика любви». Художник Г. Новожилов Уезжает герой из поместья с купленной им «Грамматикой любви». Уже не дождь, не тучи, не гром, а “мутно-золотая заря” сопровождает его. А болтовня малого про женщину с индюшками контрапунктно соотнесена с мыслями Ивлева, прикоснувшегося к высокой истине: “Он всё думал о Лушке, о её ожерелье, которое оставило в нём чувство сложное, похожее на то, которое испытал он когда-то в одном итальянском городке при взгляде на реликвии одной святой. «Вошла она навсегда в мою жизнь!» — подумал он и, вынув из кармана «Грамматику любви», медленно перечитал при свете зари стихи, написанные на её последней странице.

Слайд 20

домашнее задание написать отзыв об одном самостоятельно прочитанном рассказе Ивана Бунина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дистанционное обучение группа 3221 24.03.2020

Задание и теоретический материал для группы 3221 на 24.03...

Дистанционное обучение группа 3011 24.03.2020

Просмотри презентацию, выполни домашнее задание...

Дистанционное обучение группа 3411 24.03.2020

Просмотрите презентацию, ответьте на вопросы...

Дистанционное обучение группа 3221 26.03.2020

Иучите материал, выполните тест...

Дистанционное обучение группа 3311 25.03.2020

Изучите теоретический материал, заполните форму...

Дистанционное обучение группа 3241 25.03.2020

Изучи материал, заполни форму...

Дистанционное обучение группа 3421 26.03.2020

Изучите материал, подготовьте совместную презентацию. Каждый студент заполняет только один слайд по теме "Символика поэмы", внизу подписывает кто сделал...