А.С.Пушкин "Моцарт и Сальери".
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Лысинская Юлия Александровна

Открытый урок по литературе в 9 классе. Проблемный анализ трагедии А.С.Пушкина "Моцарт и Сальери".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_9_klass.docx30.04 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Владимирской области

кадетская школа-интернат «Кадетский корпус» имени Дмитрия Михайловича Пожарского

в ЗАТО г. Радужный

                                                                                   Учитель :Лысинская Ю.А.

Открытый урок по

литературе в 9 классе.

Тема: А.С. Пушкин “Моцарт и Сальери”.

“Гений и злодейство- две вещи несовместные”.

Цели:

  • создание условий для проблемного анализа трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери», совершенствование навыков работы с текстом художественного произведения;
  • развитие мыслительной деятельности, аналитических умений и навыков;
  • формирование положительных нравственных ориентаций.

Методические приемы: мини-лекция, беседа, сообщения учащихся, работа с текстом художественного произведения, развитие творческих умений учащихся.

Организационные формы: фронтальная (лекция учителя, беседа), индивидуальная (проблемный вопрос) .

Материалы к уроку: текст трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери», презентация, фонохрестоматия).

Ход урока

I.Орг.момент

                                Вступительное слово учителя 

  Душа человека. Загадочная и непредсказуемая. Ее тайны пытались постичь многие поэты и писатели. А. С. Пушкин был одним из тех мастеров слова, которому  прекрасно удавались психологические портреты своих героев. Произведения этого великого художника слова – это своеобразная шкатулка человеческих характеров. Сегодня мы поговорим о «Маленьких трагедиях» А.С.Пушкина, а в частности нас будет интересовать пьеса «Моцарт и Сальери». «Моцарт и Сальери» - это одно из тех произведений, о которых до сих пор не утихают споры. А заключительные строки: «Гений и злодейство - две вещи несовместные» будоражат умы многих поколений. Действительно ли, «гений и злодейство – две вещи несовместные»?

Запишите тему урока в тетрадь: : А.С. Пушкин “Моцарт и Сальери”.

“Гений и злодейство -две вещи несовместные”.

II.Актуализация знаний. 

1.Слово учителя.

 Из истории создания «Маленьких трагедий» 

 «Маленькие трагедия» - это цикл пьес, включающий 4 произведения: «Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость» и «Пир во время чумы». Созданы они были в 1830г, в период Болдинской осени.

Вспомните, что это был за период в жизни Пушкина?

1830 год. Осень. Болдино. Из-за эпидемии чумы  Пушкин целых три месяца живет  в родовом имении. Здесь-то и написаны среди множества других произведений и стихов  четыре пьесы: «Скупой рыцарь» 23 октября, «Моцарт и Сальери» 26 октября, «Каменный гость» 4 ноября, «Пир во время чумы» 6 ноября. И именно этот период вошел в историю литературы и искусства как период особого вдохновения и поэтической вершины.

Несколько слов о жанре.

С жанром трагедия вы уже знакомы(«Борис Годунов»), обратите внимание на определение»маленькие»-почему?

 Они невелики по объему, имеют малое количество сцен и персонажей. И каждая из них посвящена какой-то человеческой страсти.

Я что же такое страсть? Хорошо это или плохо, когда она владеет человеком?

(очень сильное рвение к чему-то , желании чего-то)

Обращение к словарю В.И.Даля. «Страсть- жажда, душевный порыв к чему-либо, необузданное, неразумное хотенье. Страсти человека отделены от разумного начала, вечно с ним враждуют и меры не знают. Всякая страсть слепа и безумна…Человек в страсти хуже зверя».

Итак, с какой человеческой страстью связана трагедия «Моцарт и Сальери»?

(с завистью)

Работа по теме урока.

 2.Что вам известно о героях трагедии? Кто они такие? (обращаемся к слайду)

- Почему Пушкин обращается к теме Моцарта и Сальери? Что послужило поводом к написанию этой трагедии.

Его  заинтересовала легенда об отравлении Моцарта (слайд)

 (Легенда об отравлении Моцарта интересовала Пушкина потому, что позволяла раскрыть психологические причины рождения в душе человека зависти, ведущей его к  конфликту и к преступлению.

Версия о том, что Сальери якобы отравил Моцарта, не имеет точного подтверждения и остается легендой. Она основана на распространившемся в немецкой прессе утверждении, будто Сальери на ложе смерти исповедался в грехе убийства Моцарта.)

 Известно, что первоначально трагедия носила название «Зависть», но затем Пушкин отказался от него и заменил на  «Моцарт и Сальери».

Как вы думаете, почему?

(для него не важна была только эта страсть, его интересует что-то другое. Ведь Пушкин оставил героям их исторические имена. Нам известно, что оба героя знаменитые композиторы, один из которых гений. Значит, поэта будут интересовать их отношения, так как в творческой среде всегда есть соперничество.

3. Анализ произведения.

 1.С чего начинается произведение? (монолог Сальери) Читаем. (слайд 6)

  2.О чем он говорит? (о прошлом, о детстве Сальери,

 монолог – история его жизни. Это дает нам ключ к раскрытию этого образа)

         3. Какова была цель Сальери? (стать композитором)

          4.Как  он шел к этой цели?(еще в детстве отвергает праздные забавы ради музыки, терпеливо преодолевает трудности,стал затворником,2-3 дня мог просидеть без сна и еды, идет на любые лишения. Путь был скучен, потому что необходимо было прежде всего освоить теорию.

        5 Добился ли он результатов? Найдите ответ в тексте.(«слава мне улыбнулась; я в сердцах людей нашел созвучия своим созданьям.Я счастлив был».Сальери выдержал все испытания. )

          6.О каких качествах характера это говорит?(твердость,упорство,целеустремленность)

  1. .Как Пушкин относился к избранной Сальери позиции? (достойно уважения:

Иди туда, куда влечет тебя свободный ум,

Усовершенствуя плоды любимых дум.

Ты сам свой высший суд. («Поэту» 1830 г)

Искусство – это не просто райские напевы, это огромный труд, который требует напряжения духовных сил. О чем свидетельствуют многочисленные черновики поэта.

       8.Но почему Сальери начинает вдруг вспоминать свою жизнь со слов: «Все говорят: нет правды на земле, правды нет  - и выше». В чем усомнился? (в божеской справедливости)

9.Почему он обвиняет «небо» (обвиняет некую силу, пославшую в мир Моцарта)

 

На музыкальном небосклоне появилась новая звезда – Моцарт.

(Слайд 7)

  Размышления Сальери прерывает Моцарт. Зачитайте эпизод появления Моцарта.

  Первые реплики Моцарта.

 Меняется ли тональность произведения, ритмика, знаки препинания, авторские    ремарки?

 (восклицательная интонация, короткие предложения, многоточие.

   Каким здесь показан Моцарт?

 Моцарт взволнован, удивлен, хохочет, иронично говорит о своем таланте («божество мое проголодалось»)) Как это характеризует Моцарта? (живой, подвижный, эмоциональный, жизнелюбивый)

Что развеселило его? (встреча со скрипачом, который пародирует его произведения)

 А Сальери?   Гневается. Почему? Он не расположен к шуткам, скрипач играет не его музыку. (его творчество своеобразная подделка под настоящее искусство.)

  Что поражает Сальери в Моцарте? Почему его музыка возбуждает в композиторе зависть?      Зачитайте последние строчки 1 монолога С.  Он( Сальери) поражен, что «священный дар» «озаряет голову безумца, гуляки праздного».

В чем обвиняет Сальери Моцарта? (в праздности) Прав ли Сальери? (обвинения напрасны,

Что характерно для Моцарта? Как он относится к жизни? (он живет полной жизнью, в которой есть место и шуткам, и веселью, и  любви , и семье. Наслаждается  жизнью.

 Для Моцарта необходимо общение с людьми. Все чувства, которые дарит ему жизнь, воплощает в музыке.

 Каждое произведение дается Сальери долгим упорным трудом, а у Моцарта музыка рождается будто сама собой.

«Намедни ночью бессонница моя меня томила,

И   в голову пришли мне две, три мысли.

Сегодня я их набросал»

 Сальери понимает, что не может достичь высоты Моцарта. Талант можно развить, но «выучиться на гения» невозможно. Отсюда и мучительная зависть.

Какому страшному решению приходит Сальери? (решает отравить Моцарта)

Читаем монолог («Нет, не могу…до слов « так улетай уже»)

Чем он оправдывает свое решение? Согласны ли вы с такой точкой зрения?

(Сальери считает, что пользы в искусстве Моцарта нет, так как вершина его недостижима для других. А значит, мечты и желания, порожденные его музыкой, обречены. Сальери-сын рационалистического 18 века, он все меряет пользой. В эту эпоху было распространено мнение, что ценность таланта зависит от того, какую пользу он приносит обществу, его воспитанию. Моцарт бесполезен ,потому что повторить его нельзя к такому выводу приходит Сальери.

Он прав?

Нет, конечно. Гений создает вершины, которые зовут, манят нас к себе, и, пытаясь достичь их ,мы совершенствуемся, развиваемся-идем вперед.

Моцарт сочиняет по заказу неизвестного «черного человека» музыкальное произведение. Читаем монолог Моцарта.

О каком музыкальном произведении идет речь? (Реквием – музыкальное произведение, посвященное памяти усопших.  (слайд 8 )

Слушаем произведение(аудизапись)

Какие чувства вызвало это произведение? (мир человеческих страданий- боль, скорбь, утрата)

  1. Обрывается жизнь веселого, жизнерадостного, влюбленного человека. Какой образ в монологе Моцарта неотделим от Реквиема? Почему появление черного человека так тревожит Моцарта? (Черный человек у Пушкина – символ смерти. Моцарт чувствует близость смерти, подсознательно понимая, что написал реквием самому себе)

  1. Моцарт не успел дописать это произведение (дописал ученик). Пушкин, несомненно, знал об этом. Почему в трагедии мы слышим законченное произведение? (Моцарт гибнет, но то, чему была посвящена жизнь, создано. Это произведение – победа над временем. Гений торжествует)

После того как Моцарт сыграл реквием, что происходит с Сальери?

  1. Почему Сальери плачет? (настоящее искусство проникает в самые потаенные уголки человеческого сердца и вызывает ответный отклик)

  1. Что должен был понять Сальери, познакомившись с Моцартом? (он видит, как творит настоящий художник. Талант либо есть, либо его нет)
  2. Почему Сальери не хочет это понять? Вспомните его детские годы:

«Науки, чуждые музыке, были/ Постылы мне; упрямо и надменно/ От них отрекся я…

В душе ребенка рядом  с таким чувством, как любовь к искусству, появляется надменность»

(Надменный – самонадеянный человек, высокомерный)

  1. Что разовьется из этого черного зернышка? (гордыня)
  2. Для чего ему(Сальери) нужна музыка? (достичь особое положение среди людей, поставить себя над ними)

  1. Почему слово «убить» в устах Сальери Пушкин заменил «остановить» («я избран, чтоб его остановить…» Кто его выбрал?) Можно ли убийство оправдать высокой целью? (решил исправить волю Всевышнего, незаслуженно, на его взгляд одарившего Моцарта талантом, посчитал себя исполнителем высшей воли. Он верит в это, подавил свой восторг перед Моцартом)

Итак, перед нами 2 антипода, волею судьбы оказавшиеся рядом в сфере искусства. Попробуем составит из предложенных символов портрет каждого из них. Творческая работа.

(нотный стан,свеча,солнце,бабочка.паук)

М.и С.- два композитора ,поэтому основой для их портретов будет нотный стан, только для каждого свой.

Творчество Моцарта-живое,подвижное,связано с жизнью, светлое-солнце,бабочка(ведь она легкая.яркая-символ его души)

Творчество Сальери-строгость.рационализм-свеча, творит в тишине,отгороженный от мира и жизни,творит ночью, так как завидует, свеча когда-нибудь догорит, а солнце никогда не погаснет,паук-он коварен,его замыслы трудно разгадать.

Итак, мы видим своеобразные эмблемы героев. Да, свет и тьма человеческой души заключены в этих пушкинских персонажах.

4.Подведение итогов.

Но возвращаемся к теме урока, к нашему проблемному вопросу….

  1. «Гений и злодейство – две вещи  несовместные?» Почему?

  1. Гений – в древнегреческой мифологии – дух – покровитель человека, олицетворение добрых сил. Гений созидает. Не всякого одаренного человека можно назвать гением.

Талант, мучимый завистью ,обречен на вырождение.

  1. Произведение заканчивается вопросом(зачитать). Кому Сальери задает вопрос? (прежде всего себе)
  2. На что обрек себя Сальери? Почему? (страдания, спутал подвиг и преступление. Он разрушил себя. Совершив преступление, он не обретает счастья, понимает, что обречен на бесславие)
  3. У  юристов и психиатров даже есть термин «синдром Сальери»-преступление, совершенное на почве профессиональной зависти. Наверняка не о такой славе мечтал Сальери.

  1. Какие сокровенные мысли Пушкин доверил героям? Какова роль художника в жизни людей?  (о сущности творчества. Нельзя искусство отрывать от жизни. Во время работы над «Маленькими трагедиями» Пушкину запретили печатать «Медного всадника», предлагают  внести поправки в произведение «Борис Годунов», установлен полицейский надзор. Но даже в этих обстоятельствах он сохранил веру в общечеловеческие ценности, добро, в любовь, красоту

  1.  В.Г.Белинский писал об этой трагедии: «…только Пушкин мог провидеть в этом предании психологическое явление и общую идею таланта, мучимого завистью к гению,- и он показал не то,как действительно случилась эта история но как бы могла она случиться и прежде, и ныне,и всегда.

5.Рефлексия. Облако «тегов»

6 Домашнее задание

Какие жизненные уроки дает нам изучение классики?» (на примере трагедии А.С. Пушкина «Моцарт и Сальери») Написать небольшое сочинение-рассуждение(15 предложений).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Преступление и наказание" Ф.М.Достоевский и "Моцарт и Сальери" А.С.Пушкин

Целью данной работы является: 1.показать преемственность русской литературы 2.выявить пушкинские традиции в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" 3.обучить методике сравнит...

Интегрированное учебное занятие по маленькой трагедии А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери"

Презентация даёт возможность проследить, как идёт "проектирование" личностно ориентированного урока литературы в режиме интеграции и с позиций духовной аксиологии...

Интегрированное учебное занятие по маленькой трагедии А.С. Пушкина "Моцарт и Сальери"

Презентация даёт возможность проследить, как идёт "проектирование" личностно ориентированного урока литературы в режиме интеграции и с позиций духовной аксиологии...

"Моцарт и Сальери" Тема злодеяния и возмездия в трагедии

План-кнспект урока помогает детям через речевую характеристику и деталь научиться давать характеристику персонажа....

Презентация Моцарт и Сальери

Презентацию можно использовать на уроке литературы по трагедии А.С.Пушкина "Моцарт и Сальери"...

Болдинская осень.Цикл "Маленькие трагедии" Идейное звучание, тематика и художественное совершенство. Анализ трагедий "Скупой рыцарь". "Моцарт и Сальери".

Урок в 9 классе по теме "Болдинская осень 1830. Цикл "Маленькте трагедии" Анализ трагедий "Скупой рыцарь", "Моцарт и Сальери" (2 часа)Урок разработан с целью ознакомления учащихся с Болдинским периодо...