Презентация Лирика Н. Рубцова
презентация к уроку по литературе (11 класс)

Данная презентация призвана помочь одиннадцатиклассникам проанализировать стихотворения Н. Рубцова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lirika_nikolaya_rubtsova.pptx241.6 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лирика Николая Рубцова

Слайд 2

Лирика Рубцова совершенно особая. Наиболее эмоционально в них выразилось личное «я» поэта. Тема души прозвучала в творчестве Рубцова волнующе, пронзительно. Основной мотив его стихотворений – мотив одиночества.

Слайд 3

Одно из его лучших стихотворений так и называется – «Я умру в крещенские морозы…» . Лирический герой его произведений ставит перед собой вечные философские и нравственные проблемы: смысла жизни, человека и бытия, жизни и смерти, любви и разлуки.

Слайд 4

«Звезда полей» (1964) В программном стихотворении Рубцова «Звезда полей» отразилось мироощущение поэта. Для лирического героя Родина – это идеал святости. В основу этого стихотворения положена антитеза. В первых строчках лирическому герою тревожно, смутно на сердце. Возникает состояние скрытой горечи. В то же время здесь звучит нежная любовь к Родине: «сон окутал родину мою». Здесь появляется еще одна антитеза: малая родина, над которой горит «звезда полей», и вся огромная родина. Таким образом, пространство стихотворения расширяется .

Слайд 5

Сам образ звезды традиционен для русской поэзии. С её образом тесно связано представление о надежде. …И счастлив я, пока на свете белом Горит, горит звезда моих полей…

Слайд 6

Во многих стихотворениях поэт использует фольклорные традиции и мотивы русской христианской философии, темы крестьянской поэзии. Произведения Рубцова отличаются пристрастием к деталям сельского быта, сочетанием христианских и языческих мотивов, темами классической русской литературы.Он поэтизирует любовь к малой родине, стремление к бескомпромиссной правде, хранит память о войне.

Слайд 7

«Русский огонек» (1964) Поэт восхищается многими, забытыми ныне, ценностями, подчеркивает важность народной нравственности и национальной культуры. Эти темы нашли свое отражение в стихотворении «Русский огонек»(1964). В нем подчеркивается спокойствие и миролюбие русского человека. Лирический герой здесь – путник, вечный странник, затерянный на просторах России. Он заходит в дома незнакомых людей, и его встречают как дорогого гостя, дают обогреться, оставляют ночевать. На фоне монументальной природы появившийся в снежной пустыне огонек воспринимается как очаг жизни, надежда. Образ героини стихотворения типичен для тех лет. Старушка до сих пор живет воспоминаниями о страшной войне. Ключевым здесь является мотив сиротства.

Слайд 8

«Видения на холме» «Видения на холме» — одно из многих стихотворений Рубцова, посвященных теме родины. По словам Кожинова , исследователя творчества поэта, в его лирике всегда важна первая строка, похожая на камертон, который задает всю мелодию. Подтверждением тому может служить и анализируемый текст. Произведение начинается со стремительного действия – лирический герой взбегает на холм. Сразу же за ним следует остановка, кажущаяся даже несколько резкой, — он падает в траву. Дальше реальность фактически отходит на второй план. Ее заменяют видения, связанные с прошлым России. Перед взором героя предстают эпизоды монголо-татарского нашествия – великой трагедии в истории нашей страны.

Слайд 9

Первая половина второй строфы стихотворения – проникновенное признание в любви к родине – ее погостам, молитвам, огням, избушкам, цветам, небесам, шепоту ив. Для достижения наибольшего эмоционального воздействия на читателей трижды повторяется глагол «люблю». Потом герою кажется, что на горизонте вновь замаячили враги, способные лишить Россию независимости. На их флагах – черные кресты. Они названы татарами и монголами иных времен. Сложно сказать, кого конкретно имел в виду здесь Рубцов. Возможно, речь идет о нападении на Советский Союз гитлеровской Германии.

Слайд 10

Окончание второй строфы получилось у поэта очень напряженным, драматическим. Немало способствовало тому повторение несколько раз слова «крест» и однокоренной лексики. Особого внимания достойна следующая строчка из середины произведения: «Россия, Русь! Храни себя, храни!». Этот призыв превратился в крылатую фразу. Кроме того, он стал эпитафией. Именно его было решено разместить на могиле Рубцова.

Слайд 11

Третья и финальная строфа начинается с восклицания: «Я больше не могу!». Лирическому герою сложно смотреть на то, как на его любимую страну надвигается страшная опасность. Он буквально вырывается из мира грез, возвращаясь в реальность. В настоящем перед ним предстает идиллическая картина – никаких врагов на горизонте нет и в помине, на лугу жуют траву стреноженные кони. Умиротворение царит вокруг. Над головой героя – «высоких звезд покойное мерцанье». На смену темным видениям прошлого пришел свет настоящего, озаряющий Россию.

Слайд 12

«В горнице» — самое известное стихотворение Рубцова, ставшее его визитной карточкой. Не в последнюю очередь популярности способствовало то, что текст положен на музыку. Более того – нередко происходит путаница. Песню на стихи Николая Михайловича, написанные в начале 1960-х годов, часто принимают за образец русского фольклора. Ничего удивительного в этом нет. В рассматриваемом произведении используются традиционные для народного творчества образы, его отличает напевность, особая душевность, искренность.

Слайд 13

Ключевое настроение стихотворения в некоторой степени заявлено еще в названии. Горница – не просто комната в доме. Традиционно так именовалась самая красивая комната, где принимались гости, собирались все члены семьи. Слово это происходит от прилагательного «горний», то есть духовный, небесный. В первом четверостишии появляется образ звезды, характерный для творчества Рубцова и олицетворяющий надежду, высокие идеалы, судьбу. Идущий от нее свет – свет духовный. Потом появляется матушка лирического героя, в молчании приносящая воду. Завершается первое четверостишие многоточием. Далее становится понятно, что описанная картина – это прекрасные воспоминания героя о прошедшем давно детстве. При помощи начальных четырех строк воспроизводится атмосфера уюта, умиротворенности. Читатель настраивается на спокойный лад. Песенные интонации словно убаюкивают его.

Слайд 14

Во второй строфе настроение меняется. Место светлых воспоминаний занимает не слишком радостная действительность. Герой рассказывает о красных цветах, увядших в садике, почти сгнившей лодке на речной мели. Первый образ – автобиографичен . Рубцов писал, что со смертью матери в его памяти навсегда остался связанным «удивительно красивый алый цветок».

Слайд 15

В третьей строфе не случайно возникает ива – традиционный для русской лирики символ печали. Под ней, не забывая о любимой матушке, герой намерен начать восстановление собственной жизни. Он собирается поливать цветы, думать о своей судьбе, мастерить новую лодку. Да, смерть, приносит горе, но и после нее необходимо найти в себе силы, чтобы продолжать жизненный путь.

Слайд 16

«В горнице» — глубоко личное стихотворение, в котором Рубцов не побоялся раскрыть читателям душу, поделиться болью от потери близкого человека и светлыми детскими воспоминаниями. В этой искренности – еще один секрет невероятного успеха произведения.

Слайд 17

Ответьте на вопросы Каковы основные темы и мотивы лирики поэта? Чем обусловлен драматизм мироощущения Н. Рубцова? Считается, что в поэзии Н. Рубцова находят отражение традиции Ф. И. Тютчева, А. А. Фета, С. А. Есенина. Докажите или опровергните это мнение.

Слайд 18

Источник https://pishi-stihi.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по лирике Николая Рубцова. Представление поэта. Технология критического мышления.

Урок литературы "Поэзия Н. Рубцова. Представление поэта" был проведен в 7 классе в 2008 году. Использована технология критического мышления. Занятие было проведено для слушателей курсов "Технология кр...

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ «ТИХАЯ ЛИРИКА НИКОЛАЯ РУБЦОВА»

Авторы проекта: Куртасова Т.Е., учитель высшей категории МОУ «СОШ № 42» г. ВоркутыУчастники проекта: обучающиеся 11 класса (2012 год)Форма работы над проектом: групповаяВид проекта: межпредметны...

«Душа хранит...» (Алтай в живописи Г. И. Гуркина и лирике Н. Рубцова)»

Природа – неисчерпаемый источник вдохновения. В произведениях живописи и лирики она одушевлена, олицетворена. Такое отношение к природе уходит своими корнями в далекую древность. Человек воспринимал м...

Литературный проект "Родина и природа в лирике Н. Рубцова"

Литературный проект "Родина и природа в лирике Н. Рубцова"...

Лирика Николая Рубцова.

Лирика Николая Рубцова...

"Россия, Русь! Храни себя, храни!" Образ Родины в лирике Н.Рубцова.

Дана технологическая карта урока с приложениями и отзывом на урок....