Рабочая программа по литературе для учащихся с ОВЗ
рабочая программа по литературе (8 класс)

Форманчук Екатерина Александровна

Данная программа рассчитана для 8 класса по литературе  (надомное обучение).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_klass_literatura_shipitsyna_.docx63.16 КБ

Предварительный просмотр:

                Пояснительная записка к рабочей программе курса литературы в 8 классе (Шипицына Светлана)

Рабочая программа составлена на основе Программы по литературе для 5 – 11 классов общеобразовательных учреждений / авт.-сост.   Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев – 5-е изд., испр.. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слов – РС», 2009, в соответствии с  требованиями Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по литературе и обязательного минимума содержания учебных программ (программа скорректирована). 

Курс рассчитан на 70 часов. Из них один час в неделю дается по предмету с применением дистанционных образовательных технологий.

В основе содержания и структуры данной программы лежит концепция литературного образования на основе творческой деятельности. В целом программа ориентирована на базовый компонент литературного образования, разработанный в Министерстве образования России, в соответствии с которым в литературном образовании выделены два концентра (5-9 и 10-11 классы), что соответствует ступени основной средней и полной средней школы, как это предусматривается в законе «Об образовании».

Под литературным образованием принимается освоение литературы как искусства слова. Литературное произведение изучается как результат творческой деятельности, как культурно-знаковое явление, как эстетическое преображение реальности.

В соответствии с этим целью литературного образования становится формирование читателя, способного к полноценному восприятию духовных произведений в контексте духовной культуры человечества и подготовленного к самостоятельному  общению с искусством слова.

Задачи литературного образования определены его целью и связаны как с читательской деятельностью школьников, так и с эстетической функцией литературы:

- формирование представлений о литературе как культурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человека;

- осмысление литературы как особой формы освоения культурной традиции;

- формирование системы гуманитарных понятий, составляющих этико-эстетический компонент искусства;

- формирование эстетического вкуса как ориентира самостоятельной читательской деятельности;

- формирование эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру и искусству;

- формирование и развитие умений грамотного и свободного владения устной и письменной речью;

- формирование основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условия полноценного восприятия, анализа и оценки литературно-художественных произведений.

Средством достижения цели и задач литературного образования является формирование понятийного аппарата, эмоциональной и интеллектуальной сфер мышления юного читателя, поэтому особое место в программе отводится теории литературы.

Базовые теоретико-литературные понятия являются структурообразующими принципами программы. В 8 классе таким базовыми понятиями являются «литература и история» и усвоение основ историко-литературного процесса в русской культуре. Восьмиклассники постигают явления, связанные не только с многогранными литературными событиями и направлениями, но и  со своеобразием отдельных исторических процессов, изображённых писателем. Практическая направленность обучения в 8 классе -  изучение литературы как искусства слова. Конкретная учебная цель, охватывающая деятельность учащихся на каждом этапе литературного развития,  - обучение эстетическому анализу.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;выразительное чтение;различные виды пересказа;заучивание наизусть стихотворных текстов;определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения;определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;устные и письменные интерпретации художественного произведения;выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;самостоятельный поиск ответа на проблемный вопрос, комментирование художественного текста, установление связи литературы с другими видами искусств и историей;участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;подготовка рефератов, докладов, учебно-исследовательских работ; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Для работы на уроках используются тексты изучаемых произведений, учебник Г.С.Меркина «Литература. 8 класс», 2009 г.

Формы обучения: урок  объяснения  нового  материала, комбинированный урок,  повторительно-обобщающий урок,   урок - исследование, урок-лекция, урок-семинар, урок-практикум, урок развития речи,  урок  анализа    письменных  (творческих)  работ  учащихся, урок-дебаты, урок-защита творческих работ учащихся.

Методы  работы:

  1. По  источнику  знаний:Словесные;практические;наглядные.
  2. По  уровню  познавательной  деятельности:Объяснительно - иллюстративный  (беседа,  сообщение);репродуктивный  (анализ  речевых   единиц,  их  функционирования  в  речи,  построение  предложений  по  моделям и т. д.);проблемное  изложение  изучаемого  материала  (создание  проблемной  ситуации);эвристический  (продуцирование  текстов,  устное  словесное  рисование,  творческий  пересказ);исследовательский.
  3. По  функциям:методы  устного  изложения  знаний  учителем  и  активизации  познавательной  деятельности  учащихся  (объяснение  учителя,  рассказ,    иллюстрирование);методы  закрепления  изучаемого  материала  (беседа,  работа  с  учебником);методы  самостоятельной  работы  учащихся  по  осмыслению  и  усвоению  нового  материала  (выполнение  аналитико – синтетических  упражнений);методы  учебной  работы  по  применению  знаний  на  практике  и  выработке  умений  и  навыков  (трансформация  текста,  конструирование,  моделирование);методы  проверки  и  оценки  знаний,  умений  и  навыков  (творческая,  контрольная  работа).

Виды контроля:

- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный); выразительное чтение, развернутый ответ, анализ эпизода; составление простого или сложного плана, в том числе цитатного; составление сравнительной характеристики; викторина, игра.

          - итоговый (за полугодие): сочинение на основе литературного произведения или анализ эпизода; тест, включающий задания с выбором ответа, с кратким ответом, проверяющие начитанность учащегося, теоретико-литературные знания; творческий зачет, защита проектов.

                                    Основное содержание программы по литературе в 8 классе

Введение

Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.

Теория литературы: литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы.

Из устного народного творчества

Исторические песни: «Царь требует выдачи Разина», «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск». Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.

Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.

Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен.

Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных записей песен.

Из древнерусской литературы

«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке: благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое многообразие древнерусской литературы.

Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы; летописный свод.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Из литературы ХVIII века

Г.Р. Державин. Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. «Памятник», «Вельможа»  (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.

Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.

Н.М. Карамзин .Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.

Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное начало в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.

 Из литературы ХIХ века

Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники. В.А. Жуковский. «Море», «Невыразимое». К.Н. Батюшков. «Судь6а Одиссея», «Мой гений».Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется...». А.А. Дельвиг. «Русская песня» («Соловей мой, соловей...»).Н.М. Языков. «Пловец». Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).

Теория литературы: баллада, элегия, «легкая» поэзия, элементы романтизма, романтизм.

Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.

Связь с другими искусствами: работа с музыкальными произведениями.  Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи поэтов начала ХIХ века».

А.С. Пушкин. Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. «И.И. Пущину» , «19 октября 1825 года», «Песня о Стеньке Разине». «Пиковая дама» (обзор). История написания и основная проблематика. «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану. «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов повести. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.

Теория литературы: послание, песня, художественно-выразительная роль частей речи, поэтическая интонация, историческая повесть.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составление планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями. «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино.

М.Ю. Лермонтов. «Родина». Родина в произведениях поэта. Кавказ в жизни и творчестве. «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский).

Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; романтическое движение; поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции.

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составление цитатного плана, устное сочинение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Н.В. Гоголь. Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. «Ревизор»:творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.

Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации, комический рассказ.

Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы.

И.С. Тургенев. Основные вехи биографии И.С. Тургенева. «Стихотворения в прозе». Тематика, художественное своеобразие. Произведения писателя о любви: «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини.

Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры в художественной стилистике повести.

Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном.

Связь с другими искусствами: подбор музыкальных фрагментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся.

Н.А. Некрасов. Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны…», «Тройка».  Судьба крестьянки – одна из постоянных тем поэта; своеобразие раскрытия лирического переживания героини.

Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие, роль глаголов и глагольных форм.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.

Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей.

Стихи и песни о родине и родной природе поэтов  XIX века. А.А.Фет, П.А.Вяземский, А.Н.Плещеев, И.З.Суриков и др.

А.Н.Островский. Краткие сведения о писателе. «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.

Теория литературы: драма

Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.

Связь с другими искусствами: прослушивание грамзаписи, музыкальная версия «Снегурочки» А.Н.Островский и Н.А.Римский-Корсаков.

Л.Н. Толстой. Основные вехи биографии писателя. «Отрочество»  (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.

Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; рисунки учащихся.

Из литературы ХХ века

М. Горький. Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе», «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Специфика песни и романтического рассказа. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.

Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие (песня, сказка), образ-символ.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитатный план, сочинение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, кинематографические версии ранних рассказов М. Горького.

В. В. Маяковский. Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям», «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче».  Проблематика стихотворений. Приемы создания образов. Художественное своеобразие стихотворения.

Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Сатира начала ХХ века. Н.А. Тэффи.«Сон и чужие», М.М. Зощенко.«Счастливый случай», «О6езьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.

Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях).

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составление словаря лексики персонажа.

А. Грин. Основные вехи биографии. Вопросы любви, добра и доброты, человечности в повести «Алые паруса». Язык и стиль произведения.

Теория литературы: романтическое движение в повести.

Развитие речи: сочинение-рассуждение, диспут, дискуссия.

Связь с другими искусствами: «Алые паруса» в кино и на балетной сцене.

В.П. Астафьев. Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.

Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа.

А.Т. Твардовский. Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского:  А.Т.Твардовского: «За далью-даль». Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора.      

Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского.

Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план.

В.Г. Распутин. Основные вехи биографии писателя. ХХ век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новый поворот темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.

Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе.

Развитие речи: составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку-диспуту.

Связь с другими искусствами: повесть В. Распутина на киноэкране.

Из зарубежной литературы

У. Шекспир. Краткие сведения о писателе. Темы и мотивы сонетов. Вечные темы (любовь, жизнь, смерть, красота) в сонетах Шекспира. «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта» на русской сцене.

Теория литературы: сонет, трагедия (основные признаки жанра).

Связь с другими искусствами: история театра.

М. Сервантес. Краткие сведения о писателе. «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ дон Кихота. Позиция писателя. Тема дон Кихота в русской литературе, донкихотство.

Теория литературы: роман, романный герой.

Развитие речи: дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся.

Э.Т.А. Гофман. Краткие сведения о писателе. Темы добра и зла, света и тьмы в сказке «Щелкунчик». Связь с другими искусствами: «Щелкунчик» Э.Т.А. Гофмана в музыке П.И. Чайковского и современном мультипликационном искусстве.

Дж. Г. Байрон. Краткие сведения о поэте. «Властитель дум». Стихи «наполеоновского» цикла: обзор («Ода к Наполеону Бонапарту», «Прощание Наполеона», «Ода с французского», «С французского») с более подробной характеристикой одного стихотворения. Дж. Г. Байрон в России.

Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Учащиеся должны знать:

- авторов и содержание изученных художественных произведений;

- основные теоретические понятия: народная песня, частушка, предание (развитие представлений); житие как жанр литературы (начальное представление);  мораль, аллегория, дума (начальное] представление); понятие о классицизме, историзм художественной литературы (начальное представление); поэма, роман, романтический герой, романтическая поэма, комедия, сатира, юмор (развитие представлений);прототип в художественном произведении, гипербола, гротеск, литературная пародия, эзопов язык, художественная деталь, антитеза, композиция, сюжет и фабула, психологизм художественно литературы (развитие представлений); конфликт как основа сюжета драматического произведения, сонет как форма лирической поэзии, авторское отступление как элемент композиции (начальное представление); герой-повествователь (развитие представлений).

Учащиеся: должны уметь:        

- видеть развитие мотива, темы в творчестве писателя, опираясь на опыт предшествующих классов;
- обнаруживать связь между героем литературного произведения и эпохой;

- видеть своеобразие решений общей проблемы писателями разных эпох;

- комментировать эпизоды биографии писателя и устанавливать связь между его биографией и творчеством;

- различать художественные произведения в их родовой и жанровой специфике;

- определять ритм и стихотворный размер в лирическом произведении;

- сопоставлять героев и сюжет разных произведений, находя сходство и отличие в авторской позиции;

- выделять общие свойства произведений и различать индивидуальные особенности писателя в пределах общего жанра;

- осмысливать роль художественной детали, её связь с другими деталями и текстом в целом;

- видеть конкретно-историческое и символическое значение литературных образов;

- сопоставлять жизненный материал и художественный сюжет произведений;

- выявлять конфликт и этапы его развития в драматическом произведении;  

- редактировать свои сочинения и сочинения сверстников.

Учебное и учебно-методическое обеспечение по литературе

Для учащихся:

  1. Меркин Г.С,Литература: 8 класс: Учебник-хрестоматия в 2 ч. - М.:ООО «Русское слово », 2015.
  2. Полухина В.П. Читаем, думаем, спорим. 8 класс – М.: 2006
  3. Сухарев – Дериваз К., Выборнова В.Ю. Вокруг тебя - Мир. 8 класс. М.: ООО Гендальф», 2000

Для учителя:

1.   Аркин И.И. Уроки литературы в 8 классе. Практическая методика. - М.: Просвещение, 2008.

2.   Золотарева И.В., Крысова Т.Д. Поурочные разработки по литературе. 8 класс. - М,: ВАКО, 2004.

3.   Коровина В.Я., Збарский И.С., Коровин В.И. Литература: 8 класс: Методические советы. - М.: Просвещение, 2008.

4.   Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 8 классе: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008.

5.   Марченко А.М. Анализ стихотворения на уроке: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008.

6.   Турьянская Б.И. и др. Литература в 8 классе. Урок за уроком. - М.: Русское слово, 2007.

Тематическое планирование уроков литературы в 8 классе  (Николенко Артем)

I четверть – 16 часов (8 недель)

Раздел

Часы

Тематические

Развитие речи

Контроль

Внеклассное чтение

1.

Художественная литература и история.

1

1

2.

Устное народное творчество.

2

2

3.

Древнерусская литература

4

4

4.

Литература 18 века

4

4

6.

Литература 19 века

5

5

Итого:

16

16

II четверть – 14 часов (7 недель)

1.

Литература 19 века

14

11

2

1

Итого:

14

11

2

1

III четверть – 20 часов (10 недель)

  1

Литература 19 века

   18

           13

            4

        1

1.

Литература 20 века

2

2

Итого:

20

15

4

1

IY четверть – 20 часов (9 недель)

1.

Литература 20 века

14

10

2

1

1

3.

Зарубежная литература

3

3

4.

Итоговые уроки

3

3

Итого:

20

16

2

1

1

Проведено за год:

70

57

8

3

2

Календарно-тематическое планирование

Дата

Тема урока

Теория литературы

Развитие речи

Связь с другими искусствами

Возможные виды внеурочной деятельности

I четверть – 16 часов (8 недель)

1

Введение

Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.

литература и история, писатель и его роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы.

2

3

Из устного народного творчества

Исторические песни: «Иван Грозный молится посыне», «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разинидевка-астраханка» (на выбор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска...»). Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.

песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.

различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен.

прослушивание музыкальных записей песен.

«В темном лесе, в темном лесе...», «Уж ты ночка, ты ноченька темная...», «Ивушка, ивушка, зеленая моя!..»

4

5

6

7

Из древнерусской литературы

«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении), «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое многообразие древнерусской литературы.

житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы; летописный свод.

различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений.

работа с иллюстрациями.

Из «Моления Даниила Заточника», «Поход князя Игоря Святославовича Новгородского на половцев».

8

Из литературы XVIII  века

Г.Р. ДЕРЖАВИН

Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.

традиции классицизма в лирическом тексте.

выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний,

наизусть

«Памятник».

9

10

11

Н.М. КАРАМЗИН

Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.

сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм, жанр сентиментальной повести.

различные виды чтения и пересказа, формулировка и запись выводов, похвальное слово историку и писателю.

И.А. Крылов. «Кошка и Соловей».

12

13

14

Из литературы  XIX  века

Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники

В.А. Жуковский. «Лесной царь»,  «Море»,  «Невыразимое», «Сельское кладбище».

К.Ф. Рылеев. «Я ль буду в роковое время...»,  «Смерть Ермака ».

К.Н. Батюшков. «Переход русских войск через Неман», «Надпись к портрету Жуковского », «Есть наслаждение и

в дикости лесов...», «Мой гений».

Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется...», «Разуверение», «Муза».

А.А. Дельвиг.   «Русская песня» («Соловей мой, соловей...»), «Романс», «Идиллия».

Н.М. Языков. «Пловец », «Родина ».

Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений.

баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — дума, песня, «легкая» поэзия, элементы романтизма, романтизм.

составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана,

наизусть

«Сельское кладбище» (отрывок).

«Пловец».

работа с музыкальными произведениями.

В.А. Жуковский. «Кубок».

К.Ф. Рылеев.  «Державин».

П.А. Вяземский.  «Тройка».

Е.А. Баратынский. «Мой дар убог, и голос мой негромок...», «Муза».

15

16

А.С. ПУШКИН

Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения: «И.И. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине». Повесть «Пиковая дама» (обзор). История написания и основная проблематика

послание, песня, художественно-выразительная роль частей речи

выразительное чтение, чтение наизусть, составление

работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями.

«Муза», «Золото и булат», «Друзьям», «Вновь я посетил...»

2 четверть – 14 часов (7 недель)

17

   18

19

20

21

22

 «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану.

Роман  «Капитанская дочка»: проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.

(местоимение), поэтическая интонация, исторический роман.

планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение,

наизусть

«И.И. Пущину».

«Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино.

23

24

Развитие речи

Классное сочинение

25

26

27

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Кавказ в жизни и творчестве. Поэма «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ-персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский).

сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; романтическое движение, романтические традиции.

различные виды чтения, чтение наизусть, составление цитатного плана, устное сочинение,

наизусть

«Смерть Поэта».

работа с иллюстрациями.

«Дары Терека», «Маскарад».

28

Контрольное тестирование

29

30

Н.В. ГОГОЛЬ

Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь.

Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.

драма как род литературы, своеобразие драматических произведений,

различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение

работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы.

«Портрет».

3 четверть – 20 часов (10недель)

31

32

33

Русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу. Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.

комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации

сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения.

34

35

Развитие речи.  Классное сочинение

36

37

38

И.С. ТУРГЕНЕВ

Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть «Ася». Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини.

лирическая повесть, тропы и фигуры в художественной стилистике повести.

различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия,  характеристика персонажа.

подбор музыкальных фрагментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся.

И.С. Тургенев. «Три встречи», «Вешние воды», «Первая любовь».

39

Н.А. НЕКРАСОВ

Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны...», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении.

фольклорные приемы в поэзии; песня; народность; выразительные средства: эпитет, бессоюзие; роль глаголов.

выразительное чтение наизусть, составление характеристики персонажа, наизусть

«Тройка».

использование музыкальных записей.

40

А.А. ФЕТ

Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от красоты...». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета.

выразительное чтение, письменный ответ на вопрос,

наизусть«Учись у них: у дуба, у березы...»

П.А.Вяземский.  «Береза», «Осень»;

А.Н. Плещеев.  «Отчизна»;

Н.П. Огарев.  «Весною»,

41

Внеклассное чтение

42

43

А.Н. ОСТРОВСКИЙ

Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке.

драма.

чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.

прослушивание грамзаписи, «Снегурочки».

Н.А. Римский-Корсаков.

44

45

46

Л. Н. ТОЛСТОЙ

Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола - рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа.

автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.

различные виды пересказа, тезисный план, сочинение-рассуждение.

работа с иллюстрациями; рисунки учащихся.

«Холстомер».

47

48

Развитие речи

Классное сочинение

49

50

Из литературы XX века

М. ГОРЬКИЙ

Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе», рассказ «Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Специфика песни и романтического рассказа. Художественное своеобразие ранней прозы М. Горького.

традиции романтизма, жанровое своеобразие (песня, сказка), образ-символ.

различные виды чтения и пересказа, цитатный план, сочинение с элементами рассуждения.

работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, кинематографические версии ранних рассказов М. Горького.

«Сказки об Италии».

4 четверть – 20 часов (9недель)

51

В. В. МАЯКОВСКИЙ

Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».

неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в стихотворении.

выразительное чтение, чтение наизусть

стихотворения по выбору.

52

Сатира начала XX века

Н.А. Тэффи «Свои и чужие»; М.М. Зощенко. «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.

литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях).

различные виды чтения и пересказа, составление словаря лексики персонажа.

53

Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Яне ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка».

выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение.

54

Развитие речи

Подготовка к домашнему сочинению

55

56

В.П. АСТАФЬЕВ

Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в рассказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.

различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа.

57

Внеклассное чтение

58

Развитие речи

Классное сочинение

59

60

А.Т. ТВАРДОВСКИЙ

Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью даль» (главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной — один из основных мотивов. Образ автора.

дорога и путешествие в эпосе Твардовского.

различные виды чтения, цитатный план,

наизусть

«За далью даль» (отрывок).

61

62

63

В.Г. РАСПУТИН

Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки французского». Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного.

развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе.

составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку-диспуту.

повесть В. Распутина на киноэкране.

А. Грин. «Бегущая по волнам».

В.П. Астафьев. «Ангел-хранитель».

Я.В. Смеляков. «Хорошая девочка Аида».

В. Шаламов. «Детский сад».

64

Контрольное тестирование

65

66

Из  зарубежной  литературы

У. ШЕКСПИР

Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джульетта ». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта » на русской сцене.

трагедия (основные признаки жанра).

история театра.

В. Гюго. «Девяносто третий год».

67

68

М. СЕРВАНТЕС

Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.

роман, романный герой.

дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся.

69

70

Литературная игра "В мире литературных героев".

Проведено за год – 70 часов

Из них:   тематические – 57 часов

уроки развития речи – 8 часов

уроки внеклассного чтения – 2 часа

уроки контроля – 3 часа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературе для учащихся 5 класса по учебнику Г.С.Меркина

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и ориентирована на использование учебника Г.С.Меркина...

Рабочая программа по литературе для учащихся 7 класса

Рабочая программа по литературе для учащихся 7 класса содержит следующие разделы: пояснительная записка, содержание материала, учебно-тематический план, требования к учащимся, критерии и нормы знаний ...

Рабочая программа по литературе для учащихся 9 класса (базовый уровень)

Данная рабочая программа составлена на 2014 - 2015 учебный год с учетом требований и положений, изложенных в документах Министерства просвещения и науки РФ. В основу рабочей программы положена програм...

Рабочая программа по литературе для учащихся 9 класса

Рабочая программа для учащихся 9 класса  разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта и авторской программы общеобразовательных учреждений. Литература В. Я. Коро...

Рабочая программа по литературе для учащихся 8 класса

Рабочая программа учебного курса литературы для 8 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта  и программы курса литературы для учащихся 8 классов общеобр...

Рабочая программа по литературе для учащихся 5 класса

Рабочая программа учебного курса литературы для 5 класса составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта  и программы курса литературы для учащихся 5 классов о...

Рабочая программа по литературе для учащихся 7 класса (ФГОС ООО)

Рабочая программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Учебно - тематическое планирование составлено по учебнику литературы Г.С.Меркина...