Технологическая карта урока литературы Из древнерусской литературы. «Сказание о белгородских колодцах».
план-конспект урока по литературе (9 класс)

Цель урока

Дать представление о древнерусской литературе, условиях ее возникновения, отличительных особенностях; дать понятия “летопись”, познакомить с содержанием “Сказания о белгородском киселе”.

Задачи урока

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

учить работе с древнерусскими текстами.

 развивать критическое мышление и коммуникативные навыки учащихся посредством чтения и анализа древнерусских произведений;

 развивать навыки монологической речи; продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное.

 

воспитывать патриотизм, интерес к истории своей страны; формировать интерес к литературе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kurevleva_i.n._literatura.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

Предмет, класс

Литература, 6 класс

УМК, автор программы

УМК под ред. Г. С. Меркина

Учитель

Куревлева И.Н.

Тема урока, № урока в рабочей программе

Из древнерусской литературы. «Сказание о белгородских колодцах».  

Цель урока

Дать представление о древнерусской литературе, условиях ее возникновения, отличительных особенностях; дать понятия “летопись”, познакомить с содержанием “Сказания о белгородском киселе”.

Задачи урока

Обучающие

Развивающие

Воспитательные

учить работе с древнерусскими текстами.

 развивать критическое мышление и коммуникативные навыки учащихся посредством чтения и анализа древнерусских произведений;

 развивать навыки монологической речи; продолжить развитие умения анализировать, сопоставлять, сравнивать, выделять главное.

воспитывать патриотизм, интерес к истории своей страны; формировать интерес к литературе.

Планируемые результаты

Предметные результаты

Метапредметные результаты

Личностные результаты

понимание ключевых проблем произведений древнерусской литературы; понимание связи литературного произведения с эпохой написания, выявление в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания; умение анализировать литературное произведение, определять его принадлежность к одному из литературных жанров, понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать героев; воспринимать на слух литературное произведение.

умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, выделять причинно-следственные связи в устных ответах, формулировать выводы; умение самостоятельно организовать собственную деятельность, оценивать её; умение работать с разными источниками информации, находить её и использовать в самостоятельной деятельности;

совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству;

Основные понятия, изучаемые на уроке

Летопись, летописание, летописец, сказание, предание.  Сюжет, композиция.

Оборудование урока:

презентация

ИОС урока

Учебно- методическое и материально-техническое обеспечение

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Необходимое аппаратное и программное обеспечение 

Организационная структура урока

Название этапа урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Оргмомент

Приветствие обучающихся, проверка их готовности к уроку

Приветствие учителя. Подготовка к уроку

Мотивация к учебной деятельности

- Прочитайте ключевые слова. Что их объединяет?

ЛЕТОПИСЬ  МОНАХИ  ПОВЕСТЬ НЕСТОР   Х ВЕК

- Определите тему урока.

Составьте 3 – 4 предложения по теме урока, используя ключевые слова. (Древнерусская литература возникла в X веке. Первыми произведениями были летописи – повествования об исторических событиях по годам. Они писались монахами в монастырях. Самое известное произведение – «Повесть временных лет». Её создатель – монах Нестор.)

Включение в учебную деятельность

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

Комментированное чтение начала «Повести временных лет». 

-Как называется азбука, на которой создавалась летопись? -О чём повествуется в этом произведении?

- Какой исторический период, по-вашему, охватывает «Повесть временных лет»? (С библейских времён до начала XII века.)

- Нестор основал целую летописную школу. Именно благодаря ему, мы знаем нашу древнерусскую историю. Знаем о князьях, воинах, простых людях не как о сказочных и былинных героях, а как о реально живших людях. В «Повести временных лет» отражено и то, как и когда появилась письменности на Руси, а значит, и литература.

- Итак, летопись – один из жанров древнерусской литературы. Но летописи могли включать в свой состав и произведениях других жанров, прежде всего легенды, предания и сказания.

        - Вспомните определения легенды и предания.

        - А как вы объясните, что такое сказание? Сверьте свои варианты с определением в учебнике – с. 62. Какие слова являются ключевыми? Составьте кластер по этому определению.

Ответы на вопросы по изученному ранее материалу

Выполнение освоенных ранее учебных действий.

Самостоятельное выполнение задания на применение нового знания, запланированного для изучения на данном уроке (пробное действие).

Постановка учебной задачи

- Одним из таких сказаний, включённых Нестором в «Повесть временных лет»,  является «Сказание о белгородских колодцах». В названии есть указание на город Белгород. Ныне это село Белгородка под Киевом.

Выявление места и причины затруднения в индивидуальном выполнении пробного учебного действия

Формулирование цели и (или уточнение) темы урока

Освоение нового учебного материала

Первичное закрепление

Выразительное чтение учителем начала «Сказания» на древнерусском языке:

  • Въ лѣто 6505. Володимеру шедшю к Новугороду по вѣрхъние воѣ на печенѣгы, бѣ бо рать велика бес пересту. В то же время увѣдаша печенѣзѣ, яко князя нѣту, придоша и сташа около Бѣлагорода. И не дадяхуть вылѣсти из града. Бѣ бо голодъ великъ вь градѣ, и не лзѣ Володимиру помочи, и не бѣ лзѣ поити ему, и еще бо ся бяхуть не собрали к нему вои, печенѣгь же бѣ множьство много. И удолжишася, остояче вь градѣ люди, и бѣ глад великъ. И створиша вѣче вь градѣ и рѣша: «Се хочемь помрети от глада, а от князя помочи нѣтъ. Да луче ли ны умрети? Вдадимся печенѣгомъ, да кого ли оживят, кого ли умертвять, уже помираемь от глада». И тако свѣтъ створиша.

- Какова интонация отрывка? (Интонация отрывка величаво-спокойна, торжественна. Особый характер  ударений в словах, паузы, короткие отчётливые фразы создают особый ритм, свойственный музыкальному произведению.)

- Насколько поняли вы содержание этого фрагмента? --- Попробуйте перевести этот текст на современный русский язык.

А теперь прочитаем всё сказание в учебнике – с. 65 – 67.

- Насколько близки вы были в переводе текста с древнерусского языка на русский?

Словарная работа.

-Какие слова непонятны? (Вече, печенеги, корчага, восвояси.)

-Вече – народное собрание в древней и средневековой Руси.

Печенеги – объединение тюркских и других племен в заволжских степях в VII-IX веках. Кочевники- скотоводы совершали набеги на Русь. В 1036 году были разбиты великим киевским князем Ярославом Мудрым.

Корчáга – в Киевской Руси X-XII вв. глиняный сосуд с острым или круглым дном, расширяющимся кверху.

Восвояси – к себе домой.

Участие в планировании учебной деятельности, разработке алгоритмов, схем, инструкций, использование которых поможет решить учебную задачу

Закрепление учебного материала

Беседа по тексту сказания.

-Когда происходит действие «Сказания…»? Какое реальное историческое событие описывается? ( В 997г. Осада города печенегами.)

-Что значит «Осада затянулась», и почему «был в городе голод сильный»? (Город, представлявший из себя крепость, был окружен печенегами, выйти из него, чтобы добыть пищу, было невозможно.)

-Почему горожане сначала решили сдаться печенегам? (Чтобы сохранить жизнь хоть кому-нибудь, иначе все умрут от голода.)

-Почему жители с радостью послушались мудрого старца? (Сдаться врагу унизительно, поэтому жители рады возможности спасти свою честь, честь города.)

-В чем заключался план спасения города мудрым старцем? (Военная хитрость: показать, что осажденный город не гибнет от голода.)

-Какой смысл заложен во фразе горожан: «Ибо мы имеем пищу от земли»? (Кроме прямого смысла – хитрости, с помощью которой удалось обмануть печенегов, эта фраза имеет смысл более глубокий: это наша родная земля, она нас кормит, она защитит нас.)

-Что прославляет летописец? (Ум, находчивость, патриотизм. В этом сказании герой – простой человек.)

- Какие особенности характера старца помогли горожанам выдержать осаду? (Старейшина много повидал на своём веку, не раз встречался с печенегами, которых нетрудно обмануть. В сказании отразились народные представления об уме и находчивости русского народа.)

- Как можно оценить поступок белгородцев? (Белгородцы знали, что превосходящее по численности войско печенегов можно победить только терпением и мудростью. Они поверили мудрейшему из старейшин и тем самым защитили родную землю.)

-Какой алгоритм решения проблемы можно составить по этому сказанию? 

-Какие ещё выходы из ситуации вы можете предложить?

-Какими словами завершается сказание?

-Есть ли в концовке сходство с народными сказками?

 -Объясните значение выражения «пошли восвояси». Составьте своё предложение с этим выражением.

 (Слово «восвояси» из всех славянских языков есть только в русском. В украинском, белорусском и польском говорят совсем иначе: «до дому». Его писали в три слова: «въ своя си». Современные словари ставят рядом с ним пометы «разговорное» и «ироничное». Такой оборот очень часто встречается в сказках. Например, в сказке о Василисе Премудрой: «Старый человек собрал ему в ларчик всех быков и коров, овец да баранов, табун лошадей, широкий двор с хоромами, амбарами и сараями и слуг многих. Мужик взял ларчик и пошёл восвояси».)

- Прочитайте пословицы, выберите и запишите в тетради ту из них, которая, по-вашему, наиболее точно отражает основную мысль «Сказания о белгородских колодцах».

  1. Всяк своим умом кормится.
  2. И сила уму уступает.
  3. Мудрость в голове, а не в бороде.
  4. Хитрость силу борет.
  5. Сколько голов, столько умов.
  6. Ум без догадки гроша не стоит.
  7. Умел да смел – пятерых одолел.

Выполнение типовых заданий

с проговариванием алгоритма выполнения действий (индивидуально, в паре, в группе).

Самостоятельное выполнение задания (индивидуально) и осуществление самопроверки (сравнение с образцом).

Выполнение заданий на использование новых знаний и умений в системе изученных ранее знаний и умений

 

Рефлексия учебной деятельности

1. Итоги урока

- Интересны ли летописные сказания современному читателю?

-И если интересны, то чем?

-Что даёт людям знание своего прошлого, истории своей страны от самых древних времён?

- Прежде чем поставить оценки за урок, я хочу, чтобы вы прочитали моё мнение о вашей работе сегодня, записанное на древнерусском языке.

" Вельми радовали днесь мя, отроки, понеже зело ведаю и зрю усердие  ваше. Благодарствуйте".

- Кто сможет перевести это высказывание на современный русский язык?

Соотнесение цели учебной деятельности и ее результатов, фиксирование степени их соответствия.

Осуществление самооценки

Информация о домашнем задании

1.Прочитать «Повесть о разорении Рязани Батыем».

2.  Индивидуальное задание:

- подготовить сообщения о Рязани и рязанских князьях до нашествия Батыя и о Батые. 

Осуществление выбора задания для самоподготовки