Главные вкладки

    Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения
    план-конспект по литературе

    Купич Анна Александровна

    Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл granatovyy_braslet_kuprina.docx17.58 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Повесть «Гранатовый браслет». Смысл названия повести, спор о сильной, бескорыстной любви, тема неравенства в повести. Трагический смысл произведения».

    Повесть «Гранатовый браслет», написанный в 1910 году, занимает значительное место в творчестве писателя и в русской литературе. Историю любви мелкого чиновника к замужней княгине Паустовский назвал одной «из самых благоуханных и томительных повестей о любви». Настоящая, вечная, являющаяся редким даром любовь – тема произведения Куприна.

    Главные герои повести

    Вера Шеина – княгиня, жена предводителя дворянства Шеина. Вышла замуж по любви, со временем любовь переросла в дружбу и уважение. Начала получать письма от любящего ее чиновника Желткова еще до замужества.

    Желтков – чиновник. Безответно много лет влюблен в Веру.

    Василий Шеин – князь, губернский предводитель дворянства. Любит жену.

    Другие персонажи

    Яков Михайлович Аносов – генерал, друг покойного князя Мирза-Булат-Тугановского, отца Веры, Анны и Николая.

    Анна Фриессе – сестра Веры и Николая.

    Николай Мирза-Булат-Тугановский – помощник прокурора, брат Веры и Анны.

    Женни Рейтер – подруга княгини Веры, знаменитая пианистка.

    Смысл названия и проблематика повести "Гранатовый браслет" А.И. Куприна.

    Александр Иванович Куприн - один из величайших писателей 20 века. Многие его произведения вошли в первые ряды русской литературы, став образцом для подражания многих писателей. Одним из таких произведений является повесть "Гранатовый браслет", в котором автор раскрывает проблему, которая остается актуальной и в наши дни.

    С самого начала повести мы можем увидеть некое зловещее предзнаменование будущих событий. Отвратительная погода, заставляющая перебираться людей в город, сменяется тихими и безоблачными днями, несущими некоторое спокойствие и комфорт в душе главной героини повести Веры Николаевны. Именно в день своих именин героиня получает неожиданный подарок - золотой браслет, покрытый пятью небольшими гранатами. Повернув его перед огнем электрической лампы, она с тревогой почувствовала сходство алых камней в браслете с кровью. Этот дорогой подарок княгине сделал ее тайный поклонник - чиновник контрольной палаты Желтков. Он не имел знатного происхождения, но его чувства к Вере Николаевне были настолько искренны, что он подарил вещь, которая была в его семье реликвией и много значила для него. Но любовь Желткова к героине безответна и даже трагична. На именинах муж Веры Николаевны Василий Львович в своей карикатуре осмеивает чувства неизвестного. Но княгиня не обращает на такие насмешки внимания, не воспринимая всерьез происходящее с ней. 

    Мне кажется, что в повести есть единственный герой, способный понять все те чувства, которые испытывает Желтков. Этот герой - генерал Яков Михайлович Аносов. В произведении он выражает мысли Куприна о любви. "А где же любовь - то? Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано - "сильна, как смерть"? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение - вовсе не труд, а одна радость...Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире!". После именин героиня решила проводить дедушку до экипажа. И только он думает, что эта история с поклонником Веры - это"...такая любовь, о которой грезят женщины и на которую больше не способны мужчины". 

    В повести кульминационной сценой является сцена прощания Веры и Желткова. Этот момент является не только накалом сюжетным, но и психологическим. Когда героиня пришла в комнату своего поклонника, то она увидела умиротворенное и важное выражение на лице Желткова. Именно тогда она поняла, что любовь этого "маленького человека" - это та любовь, о которой мечтает каждая женщина прошла мимо нее. И слова генерала Аносова о вечной и исключительной любви оказались пророческими. 

    Мне кажется, что гранатовый браслет - это не просто подарок, превернувший жизнь Веры Николаевны. Это символ всего самого чистого и святого, что было в жизни героя и что он решил отдать своему любимому человеку. Именно это и было величайшим подвигом Желткова, совершенным ради любви. 

    Финальной сценой в повести является прослушивание Верой Николаевной второй части сонаты Бетховена. Героиня размышляла над тем, что случилось с ней за последние дни, и в ее мыслях всплыли строки из Библии. В этот момент она понимает все чувства и переживания Желткова. Мне кажется, что именно тогда княгиня осознала, сто безответная и трагическая любовь изменила не только жизнь чиновника, но и ее собственную, открыв душу и сердце героини для проникновения в них новых эмоций и чувств.

    Таким образом, прочитав повесть "Гранатовый браслет", я поняла, что Куприн- это не только талантливый писатель, но и мастер слова. В произведении, написанном в 1911 году, он раскрывает такие проблемы, которые существуют и в наши дни. Это проблемы долга, чести, совести и, конечно, истинной любви. В повести мы можем видеть, что любовь - это не просто вспышка, оставшаяся в памяти героев. Любовь, по мнению Куприна, это самоотверженность, честность и самое главное подвиг, который может сделать не каждый и который достоин не только уважения, но и восхищения в лицах тех, кто сам не испытывал это чувство, и кто не смог удержать его в своем сердце и душе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Презентация А.И.Куприн. Анализ повести "Гранатовый браслет"

    Презентация  составлена по материалам повести "Гранатовый браслет", проанализирована система образов,включены  их ключевые выражения и слова, даны ответы на вопросы "Какой вид...

    Урок литературы в 8 классе на тему "А.С.Пушкин "Капитанская дочка"Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести"

    Данная публикация представляет собой конспект итогового урока литературы по изучению повести Пушкина "Капитанская дочка"в 8 классе школы VII вида для детей с задержкой психического развития....

    А.И.Куприн "Тема любви в повести "Гранатовый браслет"

    Данная презентация может быть использована на уроках в 11 классе при изучении творчества А.И.Куприна...

    Смысл названия повести "Без дороги" Вересаева

    смысл названия повести Вересаева "Без дороги"...

    «В дурном обществе» (по повести В.Г.Короленко). Смысл названия повести.

    Урок с личностно-ориентированной и воспитательной направленностью (использование элементов технологии проблемного обучения).Обучающиеся осознают смысл названия повести, научатся понимать  содержа...