Литературная гостиная «Наш Островский»
методическая разработка по литературе (9, 10, 11 класс)

Фирсова Наталья Михайловна

Методическая разработка – это сценарий внеклассного мероприятия для старшеклассников.

Цель: организация взаимодействия учащихся и взрослых на основе общего интереса к книге, популяризация творчества А.Н.Островского.

 

 В сценарии использованы фрагменты пьес драматурга «На всякого мудреца довольно простоты», «Гроза», « Снегурочка»; музыкальные произведения  Б.А.Чайковского,  Н.А. Римского-Корсакова, А.Петрова.

Аудитория - учащиеся 9-11 классов, их родители, педагоги.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий внеклассного мероприятия

для старшеклассников

Литературная гостиная «Наш Островский»

Цель: организация взаимодействия учащихся и взрослых на основе общего интереса к книге, популяризация творчества А.Н.Островского.

Оформление: плакат « Литературная гостиная  «Наш Островский»,  портрет А.Н.Островского.

 

 Звучит  музыка Б. А. Чайковского из кинофильма « Женитьба Бальзаминова».  

/  Учащиеся по очереди группами проходят по сцене, произносят реплики героев/.

1 учащийся. Крутицкий (Мамаеву). Я, знаете ли, в нем сразу заметил...

2 учащийся. Мамаев (Крутицкому). И я сразу. В глазах было что-то.

          3 учащийся. Глумов. Ничего вы не заметили. Вас возмутил мой дневник. Как он попал к вам в руки - я не знаю. На всякого мудреца довольно простоты.

( 1 ученица). Матрена Савишна. Как же! стану я молчать! дожидайтесь!.. Я, слава богу, купчиха первой гильдии: никому не уступлю!

( 2 ученица. ). Степанида Трофимовна. Великая важность! купчиха ты! Видали и почище вас. Я и сама от семи собак отгрызусь…

( 4 учащийся).Паратов. Тетенька, у всякого свой вкус: один любит арбуз, а другой — свиной хрящик.

( 3 ученица). Огудалова. Ах, проказник! Откуда вы столько пословиц знаете?

( 4 учащийся). Паратов. С бурлаками водился, тетенька, так русскому языку выучишься.

 /Звучит    музыка Б. А. Чайковского из кинофильма «Женитьба Бальзаминова»/

 Появляются ведущие.

Ведущий 1. Голоса героев Александра Островского– мужчин и женщин, молодых и старых,  с печалями и радостями, они шли за ним всю его жизнь.

Ведущий 2. Сегодня мы будем говорить об Александре Николаевиче Островском как создателе русского национального театра.

Ведущий 1.  Пора встретиться с героями одной из его пьес. Про нее иногда говорят, что это пьеса о грибоедовской Москве, написанная через сорок лет после Грибоедова. Пореформенная Москва. Дворянство…

Ведущий 2.О каком произведении идет речь?

Ведущий 1. Это пьеса «На всякого мудреца довольно простоты».

( Отрывок из пьесы)

ЯВЛЕНИЕ ПЕРВОЕ

Глумов и Глафира Климовна за сценой.

    Глумов (за сценой). Вот еще! Очень нужно! Идти напролом, да и кончено дело. (Выходя из боковой двери.) Делайте, что вам говорят, и не рассуждайте!

    Глумова (выходя из боковой двери). Зачем ты заставляешь меня писать эти письма! Право, мне тяжело.

   Глумов. Пишите, пишите!

   Глумова. Да что толку? Ведь за тебя не отдадут. У Турусиной тысяч двести приданого, родство, знакомство, она княжеская невеста или генеральская. И за Курчаева не отдадут; за что я взвожу на него, на бедного, разные клеветы и небывальщины!

   Глумов. Кого вам больше жаль: меня или гусара Курчаева? На что ему деньги? Он все равно их в карты проиграет. А еще хнычете: я тебя носила под сердцем.

   Глумова. Да если бы польза была!

   Глумов. Уж это мое дело.

   Глумова. Имеешь ли ты хоть какую-нибудь надежду?

   Глумов. Имею. Маменька, вы знаете меня: я умен, зол и завистлив, весь в вас. Что я делал до сих пор? Я только злился и писал эпиграммы на всю Москву, а сам баклуши бил. Нет, довольно. Над глупыми людьми не надо смеяться, надо уметь пользоваться их слабостями. Конечно, здесь карьеры не составишь -- карьеру составляют и дело делают в Петербурге, а здесь только говорят. Но и здесь можно добиться теплого места и богатой невесты -- с меня и довольно. Чем в люди выходят? Не все делами, чаще разговором. Мы в Москве любим поговорить. И чтоб в этой обширной говорильне я не имел успеха! Не может быть! Я сумею подделаться и к тузам и найду себе покровительство, вот вы увидите. Глупо их раздражать -- им надо льстить грубо, беспардонно. Вот и весь секрет успеха. Я начну с неважных лиц, с кружка Турусиной, выжму из него все, что нужно, а потом заберусь и повыше. Подите, пишите! Мы еще с вами потолкуем.

   Глумова. Помоги тебе Бог! (Уходит.)

   Глумов (садится к столу). Эпиграммы в сторону! Этот род поэзии, кроме вреда, ничего не приносит автору. Примемся за панегирики. (Вынимает из кармана тетрадь.) Всю желчь, которая будет накипать в душе, я буду сбывать в этот дневник, а на устах останется только мед. Один, в ночной тиши, я буду вести летопись людской пошлости. Эта рукопись не предназначается для публики, я один буду и автором и читателем. Разве со временем, когда укреплюсь на прочном фундаменте, сделаю из нее извлечение.

Ведущий 2. Да, пореформенная Россия. В моду входит общественная деятельность, в пьесе суетятся мнимые деловые люди. Особенно интересен образ Глумова.

(Звучит запись песни «Среди долины ровныя… »

 Ведущий1. Посмотрим, какую ещё грань жизни купечества реалистически раскрыл Островский. Итак, сцена из пьесы «Гроза».

     /Действие 1, явление 7/

  Катерина. Знаешь, мне что в голову пришло?

   Варвара. Что?

( звучит муз. к спектаклю)

Катерина. Отчего люди не летают!

Варвара. Я не понимаю, что ты говоришь.

Катерина. Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела. Попробовать нешто теперь? (Хочет бежать).

Варвара. Что ты выдумываешь-то?

Катерина (вздыхая). Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем.

Варвара. Ты думаешь, я не вижу?

Катерина. Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю. Знаешь, как я жила в девушках? Вот я тебе сейчас расскажу. Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собою водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много-много. Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы — у нас полон дом был странниц да богомолок. А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать: где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют. Так до обеда время и пройдет. Тут старухи уснуть лягут, а я по саду гуляю. Потом к вечерне, а вечером опять рассказы да пение. Таково хорошо было!

Варвара. Да ведь и у нас то же самое.

Катерина. Да здесь все как будто из-под неволи.

Ведущий2.  Печальна судьба и другой героини, которую изображает Островский А.Н. в своей пьесе «Бесприданница». Лариса Огудалова «любви искала и не нашла».

  / Преподаватель музыкальной школы, гостья праздника, исполняет  произведение из кинофильма «Жестокий романс»  "Любовь -  волшебная страна "/

Ведущий 1. Драматург уделяет внимание не только социально- бытовой  драме. В 1873 году им была написана сказка в стихах «Снегурочка».

Ведущий 2. Это произведение, в котором автор символически говорит о том, что жизнь без любви бессмысленна.

/Звучит фрагмент из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Снегурочка»/.

Сцена из пьесы «Снегурочка».

ЯВЛЕНИЕ ТРЕТЬЕ
Весна, Мороз, Снегурочка

В е с н а
Ах, бедная Снегурочка, дикарка,
Поди ко мне, тебя я приголублю.
(Гладит Снегурочку по головке)
Красавица, не хочешь ли на волю?
С людьми пожить?

С н е г у р о ч к а
Хочу, хочу, пустите!

М о р о з
А что манит тебя покинуть терем
Родительский, и что у берендеев
Завидного нашла?
С н е г у р о ч к а
Людские песни.
Ах, отец! Бывало я, прижавшись за кустами
Колючими, гляжу не нагляжуся
На девичьи забавы... Одинокой
Взгрустнется мне, и плачу.
Вот , если бы могла я...
(музыкальная заставка ( минус)- Ария Снегурочки)

С подружками по ягоду ходить,
На отклик из веселый отзываться:
«А-ау, а-ау!»
Круги водить, за Лелем повторять
С девицами припев весенних песен.
Ой, Лада Лель...
Милей Снегурочке твоей...
Без песен жизнь не в радость ей! 
Пусти, отец! Когда, зимой холодной,
Вернешься ты в свою лесную глушь,
В сумеречки тебя утешу, песню
Под наигрыш метели запою
Веселую. У Леля перейму
И выучусь скорехонько.

М о р о з
А Леля
Узнала ты откуда?
С н е г у р о ч к а
Из кусточка
Ракитова; пасет в лесу коровок
Да песенки поет.
В е с н а
А разве
Пригожий Лель горазд на песни?
С н е г у р о ч к а
(Музыкальная заставка №11- Ариетта Снегурочки)
Мама!
Слыхала я, слыхала,
слыхала, мама, я 
и жаворонков пенье,
Дрожащее над нивами, 
Лебяжий Печальный клич
над тихими водами,
Слыхала я, слыхала я 
И громкие раскаты 
соловьев певцов твоих любимых; 
песни Леля, песни Леля дороже мне ... 
И дни и ночи слушать
я готова его пастушьи песни.
И слушаешь, и таешь...
М о р о з

(Весне)
Слышишь: таешь!
Ужасный смысл таится в этом слове.
Из разных слов, придуманных людьми,
Страшней всего Морозу слово: таять.
Снегурочка, беги от Леля, бойся
Речей его и песен. Ярым солнцем
Пронизан он насквозь... 
С н е г у р о ч к а
Я, отец,
Послушное дитя; но ты уж очень
Сердит на них, на Леля с Солнцем; право,
Ни Леля я, ни Солнца не боюсь.
В е с н а
Снегурочка, когда тебе взгрустнется,
Или нужда в чем – 
Приди в Весеннюю долину,
Покличь меня. Чего б ни попросила,
Отказу нет тебе!
С н е г у р о ч к а
Спасибо, мама, милая...
М о р о з
Вечернею порой
Гуляючи, держися ближе к лесу,
А я отдам приказ тебя беречь.

Ведущий 1. Несмотря на печальный конец, сказка воспринимается как светлое произведение, ведь ней побеждает любовь.

Ведущий 2. Островский являет собой редчайший пример сценического долголетия, его пьесы не сходят со сцены — это примета истинно народного писателя.

Ведущий 1. Благодарим вас за внимание и надеемся, что вы прочитаете хотя бы одну   новую для вас пьесу Александра Николаевича Островского.

( Старшеклассница вместе с учителем  исполняет романс “Не довольно ли нам пререкаться»).