Главные вкладки

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе 5а класс (основное общее образование) Количество часов: 105
    рабочая программа по литературе (5 класс)

    Петрова Анна Ивановна

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    по литературе
    5а класс

    (основное общее образование)

    Количество часов: 105

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл literatura_merkin_5_kl.docx246.83 КБ

    Предварительный просмотр:

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    по литературе
    5а класс

    (основное общее образование)

    Количество часов: 105

    Программа составлена на основе

     ФГОС основного общего образования – Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  декабря  2010 г. № 1897  и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы // Авт.-сост.:  Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 200с.

    Учебник: Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций : в 2ч. Авт.-сост. Г.С. Меркин. –2-е изд.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. (Инновационная школа)

                       Составитель: Петрова А.И.,

    учитель русского языка и литературы

    МБОУ гимназии г. Советский

     1.Пояснительная записка

            Рабочая программа по литературе  для 5-х классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

    • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ);
    • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями от 29 декабря 2014 года № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования», от 31 декабря 2015 года № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897»);
    • Приказ Минпросвещения России от 28 декабря 2018 года № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями от 8 мая 2019 года № 233);
    • Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 8 апреля 2015 года № 1/15);
    • Рабочая программа по предмету литература  составлена в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования (ФГОС 5-9 классы) МБОУ гимназии г. Советский, утвержденной приказом от 30.08.2019 г. №323 «Об утверждении основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2019-2020 учебный год».

            Цели изучения предмета «Литература»:

    ∙ формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

     ∙ развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

     ∙ постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

     ∙ поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

     ∙ овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

    ∙ овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями

    2.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература» в V классе.

    Государственный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:

    Личностные результаты:                

    -  совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

    - использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

    - знание наизусть художественных текстов в рамках программы;

    - формирование читательского мастерства:

    - умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;

    - овладение навыками литературных игр;

    - овладение навыками работы над проектом;

    - формирование собственного мнения;

    - формирование навыка чтения отдельной группы учащихся.

    Метапредметные результаты:

    - овладение техникой составления плана;

    - овладение различными типами пересказа;

    - умение подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования;

    - умение формулировать доказательные выводы;

    - умение владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов.        

    Предметные результаты:

    1) в познавательной сфере:

    - понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

    - понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

    - умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

    - определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

    -  владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

    2) в ценностно-ориентационной сфере:

    - приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

    - формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

    - собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

    - понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

    3) в коммуникативной сфере:

    - восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

    - умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

    - написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

    4) в эстетической сфере:

    - понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

    - понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

    Ученик V класса научится:

    • осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения;  сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
    • выделять нравственную проблематику сказок как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа, формирования представлений о русском национальном характере;
    • видеть черты русского национального характера в героях русских сказок.

    учитывая жанрово-родовые признаки, выбирать сказки для самостоятельного чтения;

    • выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
    • пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;
    • выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной.

    Ученик V класса получит возможность научиться:

    • сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
    • рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке,
    • сочинять сказку и/или придумывать сюжетные линии.

                          3. Содержание программы учебного предмета.

    Раздел

    Содержание раздела

    Количество часов

    Виды учебной деятельности

    Введение

    Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная.

    Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, рубрики с дополнительной информацией, справочные материалы, иллюстрации и т. д.).

    1

    Знакомство со структурой и содержанием учебника. Знакомство с историей книги, определением роли книги в жизни человека, специфики художественной литературы как искусства слова; выявление круга читательских интересов школьников. Устные высказывания, выразительное чтение.

    ИЗ МИФОЛОГИИ.    

    Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.

    Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.

    Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологический сюжет; мифологический герой; мифологический персонаж.

    Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ.

    Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изобразительном искусстве и книжной графике.

    Краеведение: легенды, мифы и предания в регионе.

    3

    Знакомство с героями мифов, выявление источников, дающих представление о мифологии рождения и детстве Зевса. Представление книги Н. А. Куна «Легенды и мифы Древней Греции», выразительное чтение отрывков «Теогонии» Гесиода (перевод В. В. Вересаева) и «Одиссеи» Гомера (перевод В. А. Жуковского. Песнь IX), составление таблицы, слайдовая презентация, пересказ мифа

    ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА.

    Введение понятий «загадка». «пословица». «поговорка» и др. малые жанры. ; русская народная сказка. Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ.

    Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изобразительном искусстве и книжной графике.

    Краеведение: легенды, мифы и предания в регионе.

    8

    Определение семантической структуры загадок, знакомство с наиболее распространёнными видами загадок., отработка навыков выразительного чтения. Работа со статьей учебника, заполнение таблицы, сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение сказки, мифа, конструирование загадок Выявление источников происхождения пословиц и поговорок, различий между ними, знакомство с видами пословиц и поговорок, с наследием В. И. Даля..

    ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

    Создание первичных представлений о древнерусской литературе.

    Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерусского автора); нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы.

    Теория литературы: начальное понятие о древнерусской литературе; летопись.

    Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литературы.

    Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

    Краеведение: родной край в произведениях древнерусской литературы.

    2

    Воссоздание атмосферы эпохи, нашедшей отражение в «Повести временных лет»; исторической обстановки. Сообщения учителя и учащихся, составление вопросов по материалам статьи учебника, конструирование диалога, слайдовая презентация, выразительное чтение наизусть Выявление символического значения легенды о Кие, исторической основы событий, нашедших отражение в «Повести временных лет», значение имён, особенности языка памятника древнерусской литературы.  Художественный пересказ, сообщения учителя и учащихся, сравнение оборотов, свойственных древнерусскому языку, с современными формами речи

    БАСНИ НАРОДОВ МИРА.

    Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басни «Ворон и Лисица», «Лисица и виноград». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.

    Теория литературы: басня, притча, эзопов язык.

    Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос.

    Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

    Жан де Лафонтен. Краткие сведения о баснописце. Своеобразие басен Лафонтена. Басня «Лисица и виноград». Сравнение басни Лафонтена с басней Эзопа.

    Теория литературы: басня, синонимы, сюжет.

    Развитие речи: выразительное чтение.

    2

    Знакомство с легендами об Эзопе, выявление значения морали басен, роль басен Эзопа в жизни общества. Конструирование вопросов к статье учебника, выразительное чтение (инсценирование) легенды об Эзопе, лексическая работа, беседа, сообщение учителя и учащихся

    РУССКАЯ БАСНЯ.  

    Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке.

    В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворон и Лиса».

    М.В. Ломоносов. Краткие сведения о писателе. Басня «Случились вместе два Астронома в пиру...».

    А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворона и Лиса».

    И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.

    С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.

    Теория литературы: басенный сюжет;  мораль, аллегория, сравнение, гипербола.

    Развитие речи: различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсценирование басни.

    Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; мультипликации басен И.А. Крылова; портрет И.А. Крылова.

    Краеведение: заочная экскурсия («У памятника И.А. Крылову»); сбор материалов о баснописцах региона.

    Возможные виды внеурочной деятельности: «В литературной гостиной» — конкурс на лучшую инсценировку басни; устный журнал «Дедушка Крылов».

    5

    Выявление значения морали басни, своеобразия басен Лафонтена Выразительное чтение, сообщения учителя и учащегося, исследовательская работа с текстом, беседа Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения раздела «Русская басня»; выявление морали басен Крылова. Выразительное чтение наизусть, сообщения учителя и учащихся, работа с иллюстрациями.

    ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.  

    А.С. ПУШКИН. Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С.Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне». Образы природы в стихотворении поэта «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина; чувство благодарности; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.

    Теория литературы: первое представление о пейзажной лирике; риторическое обращение; фольклорные элементы.

    Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наизусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесное рисование.

    Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, портреты поэта. Кинематографические и музыкальные произведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина.

    Краеведение: литературная викторина («Пушкинские места в Москве и Петербурге»).

    Возможные формы внеурочной деятельности: конкурс на лучшее знание сказок А.С. Пушкина, вечер пушкинской сказки.

    М.Ю. ЛЕРМОНТОВ . Краткие сведения о детских годах поэта. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю.Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу.

    Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись.

    Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный ответ на вопрос учителя, творческая работа «На Бородинском поле», составление кадров кинофильма (мультфильма).

    Связь с другими искусствами: портрет М.Ю. Лермонтова, работа с иллюстрациями, в том числе с материалами о Бородинской панораме в Москве; репродукции картин, посвященных Отечественной войне 1812 года.

    Краеведение: литературная игра «Что? Где? Когда?» или викторина («Тарханы — Москва»; «На поле Бородина» и др.).

    Н.В. ГОГОЛЬ. Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и творчестве Н.В. Гоголя.  Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.

    Теория литературы: мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; юмор; сюжет; художественная деталь, портрет, речевая характеристика.

    Развитие речи: краткий выборочный пересказ, подбор материала для изложения с творческим заданием, формулировка учащимися вопросов для творческой работы, словесное рисование.

    Связь с другими искусствами: выставка «Различные издания повести Н.В.Гоголя»; репродукция картины К. Трутовского «Колядки в Малороссии».

    Краеведение: литературная викторина «На родине Н.В. Гоголя».

    Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария, инсценирование фрагментов повести.

    И.С. ТУРГЕНЕВ.

    Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворения в прозе «Два богача», «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Муму. Тематика и социально-нравственная проблематика рассказа. И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».

    Теория литературы: рассказ; углубление представлений о теме художественного произведения; стихотворение в прозе; эпитет, сравнение (развитие представлений).

    Развитие речи: краткий выборочный пересказ, сопоставление персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс), чтение наизусть.

    Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, экранизация рассказа И.С. Тургенева; репродукция картины Н. Неврева «Торг. Сцена из крепостного быта».

    Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Спасское-Лутовиново».

    Н.А. НЕКРАСОВ. Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка».

    Теория литературы: фольклорные элементы в художественном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений).

    Развитие речи: выразительное чтение, рассказ о герое, работа со словарями.

    Связь с другими искусствами: иллюстрации к поэме; репродукция картины А.Венецианова «Захарка».

    Краеведение: страницы устного журнала о Н.А. Некрасове. («Грешнево — Карабиха».)

    Л.Н. ТОЛСТОЙ. Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям.

    Теория литературы: рассказ (развитие представлений); портрет; контраст; завязка, кульминация, развязка.

    Развитие речи: различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка вывода, дискуссия.

    Связь с другими искусствами: выставка-конкурс рисунков учащихся.

    Краеведение: материалы к выставке о Л.Н. Толстом («Ясная Поляна»).

    А.П. ЧЕХОВ. Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни Чехова. Рассказы «Пересолил», «Злоумышленник»: темы; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.

    Теория литературы: юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация.

    Развитие речи: чтение по ролям, пересказ юмористического произведения, отзыв об эпизоде, подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса.

    Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

    Краеведение: создание диафильма «По чеховским местам (Мелихово)».

    39

    Воссоздание атмосферы эпохи начала 19 века. Знакомство с фактами биографии А. поэтов и писателей.. Работа с учебником,. Выразительное чтение, составление ассоциативных рядов, работа с иллюстрациями. Выявление художественных особенностей и идей стихотворений, посвященных русской природе. Лексическая работа, составление таблицы, групповая исследовательская работа с текстом, прослушивание музыкальных произведений;  устное словесное рисование, исследовательская работа с текстом; Обобщение  наблюдений, создание рабочих материалов, выявление основных событий, которые найдут отражение в сочинении, конструирование начала и финала сочинения, определение основной мысли работы. Сообщения учащихся, создание рабочих материалов к сочинению

    ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА.

    И.А. БУНИН. Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни писателя. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее раскрытия; художественное богатство стихотворения; второй план в стихотворении. Рассказы «В деревне», «Подснежник»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажей; образы главных героев. Выразительные средства создания образов.

    Теория литературы: стихотворение-размышление, образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений).

    Развитие речи: пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос.

    Связь с другими искусствами: репродукция картины Б. Кустодиева «Масленица».

    Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Литературный Орел».

    Л.Н. АНДРЕЕВ

    Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.

    Теория литературы: тема, эпизод, финал.

    Развитие речи: пересказ краткий, выборочный; составление вопросов; письменный ответ на вопрос.

    А.И. КУПРИН

    Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности создания образа.

    Теория литературы: рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя.

    Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.

    Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

    А.А. БЛОК

    Детские впечатления поэта. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово). Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц встал над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.

    Теория литературы: антитеза.

    Развитие речи: выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение.

    Связь с другими искусствами: репродукция картины И. Левитана «Стога. Сумерки».

    Краеведение: подбор материала о блоковском Петербурге и имении Шахматово.

    С.А. ЕСЕНИН

    Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы...». Единство человека и природы. Малая и большая родина.

    Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение  (развитие представлений о понятиях).

    Развитие речи: чтение наизусть, цитатный план.

    Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, художественными и документальными фотографиями.

    Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Константиново — Москва».

    А.П. ПЛАТОНОВ

    Краткие биографические сведения о писателе. Рассказы «Никита», «Цветок на земле». Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образы главных героев; своеобразие языка.

    Развитие речи: рассказ о писателе, художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений.

    Связь с другими искусствами: рисунки учащихся; репродукция картины А.Пластова «Сенокос».

    П.П. БАЖОВ

    Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П.Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного образа.

    Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм.

    Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.

    Связь с другими искусствами: рисунки учащихся; репродукция картины В.Переплетчикова «Урал».

    Краеведение: Екатеринбург П.П. Бажова.

    Н.Н. НОСОВ

    Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.

    Развитие речи: пересказ.

    В.П. АСТАФЬЕВ

    Краткие сведения о писателе. Рассказ «Васюткино озеро». Образ главного героя. Борьба за спасение. Становление характера.

    Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа.

    Краеведение: выставка «На родине писателя» (по материалам периодики и произведений В.П. Астафьева).

    Е.И. НОСОВ

    Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.

    Теория литературы: юмор (развитие представлений).

    Развитие речи: пересказ (краткий и от другого лица), письменный ответ на вопрос, инсценированное чтение.

    28

    Знакомство с некоторыми фактами биографии писателей 20 века. Составление цитатного плана, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, работа с репродукциями, выразительное чтение, беседа Выявление художественной идеи рассказа. .Выразительное чтение, лексическая работа, беседа, работа с учебником, письменный ответ на вопрос

    РОДНАЯ ПРИРОДА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ  ПИСАТЕЛЕЙ XX ВЕКА.

    Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»:

    В.Ф. Боков. «Поклон»;

    Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу»;

    Р.Г. Гамзатов. «Песня соловья»;

    В.И. Белов. «Весенняя ночь»;

    В.Г. Распутин. «Век живи — век люби» (отрывок).

    2

    Выявление художественных особенностей и идеи стихотворений. Воспитание любви к родине и родной природе.

    Выразительное чтение, сообщения учащихся, лексическая работа, беседа, создание иллюстраций,  исследовательская работа с текстом, беседа, создание письменного высказывания в жанре лирической прозы

    ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

    Д. ДЕФО

    Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра.

    Теория литературы: притча, приключенческий роман, роман воспитания, путешествие.

    Развитие речи: различные виды пересказа, изложение с элементами сочинения.

    Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

    Х.К. АНДЕРСЕН

    Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.

    Теория литературы: волшебная сказка (развитие представлений), авторский  замысел и способы его характеристики.

    Развитие речи: различные виды пересказов, письменный отзыв об эпизоде.

    Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

    М. ТВЕН

    Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы.  Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.

    Теория литературы: юмор, приключения как форма детской фантазии.

    Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, письменный отзыв о герое.

    Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

    Ж. РОНИ-СТАРШИЙ

    Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.

    Развитие речи: составление плана, письменная и устная характеристика героя.

    ДЖ. ЛОНДОН

    Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых).

    Теория литературы: рассказ (развитие представлений).

    Развитие речи: различные виды пересказов, устный и письменный портрет героя.

    А. ЛИНДГРЕН

    Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги» (отрывок).

    Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.

    15

    Знакомство с некоторыми фактами биографии Д. Дефо, с прототипом героя романа, выявление сюжетных линий романа, осмысление темы «робинзонады» в мировой литературе.Художественный пересказ, сообщения учителя и учащихся, комментарии к книжной выставке Сообщения учителя и учащихся, беседа, , викторина

    Резервные уроки

    3

    105

    Для заучивания наизусть

    И.А. Крылов. Одна басня (по выбору).

    А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (отрывок).

    М.Ю. Лермонтов. «Бородино» (отрывок).

    И.С. Тургенев. «Русский язык».

    Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети» (отрывок).

    Одно из стихотворений о русской природе поэтов ХIХ века.

    А.А. Блок. «Летний вечер».

    И.А. Бунин. Одно из стихотворений (по выбору).

    С.А. Есенин. Одно из стихотворений (по выбору).

    Одно из стихотворений о русской природе поэтов ХХ века.

    4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы:

    5а, Петрова А.И.

    Содержание

    Кол-во часов

    Дата

    План

    Факт

    1

    Книга - твой друг

    1

    03.09

    2

    Античный миф. Олимп.

    1

    04.09

    3

    Античный миф .Гомеровский эпос. «Одиссей на острове циклопов. Полифем».

    1

    05.09

    4

    Гомер. Одиссея.

    1

    10.09

    5

    Загадки.

    1

    11.09

    6

    Пословицы и поговорки.

    1

    12.09

    7

    Литературная игра.

    1

    17.09

    8

    Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Волшебная сказка «Царевна – лягушка».

    1

    18.09

    9

    Бытовая сказка «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной.

    1

    19.09

    10

    Сказки народов России. «Падчерица».

    1

    24.09

    11

    Р. Р. Особенности волшебной сказки. Подготовка к сочинению.

    1

    25.09

    12

    РР Написание сочинения (сочинение волшебной сказки)

    1

    26.09

    13

    Из «Повести временных лет» «Расселение славян»

    1

    01.10

    14

    «Кий, Щек, Хорив», «Хазары»

    1

    02.10

    15

    Жанр басни в мировой литературе. Эзоп. «Ворона и лисица». «Лисица и виноград»

    1

    03.10

    16

    Своеобразие басен Лафонтена. Басня «Лисица и виноград».

    1

    08.10

    17

    Русские баснописцы XVIII века. В.К. Тредиаковский. Басня «Ворон и Лиса». А. П. Сумароков. Басня «Ворона и Лиса».

    1

    09.10

    18

    М. В. Ломоносов. Басня «Случились вместе два Астронома в пиру...».

    1

    10.10

    19

    «…Весёлое лукавство ума, насмешливость и живописное умение выражаться…». (А. С. Пушкин). (Басни И. А. Крылова).

    1

    15.10

    20

    «В литературной гостиной». (Исполнение и инсценировка басен И. А. Крылова).

    1

    16.10

    21

    Русская басня XX века.

    1

    17.10

    22

    Детство и детские впечатления А. С. Пушкина.

    1

    22.10

    23

    А. С. Пушкина. Стихотворение «Няне».

    1

    23.10

    24

    А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Основные образы сказки.

    1

    24.10

    25

    Сопоставление «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина с народной сказкой и сказкой Жуковского «Спящая царевна».

    1

    05.11

    26

    «Пушкинская сказка - прямая наследница народной». Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок).

    1

    06.11

    27

    Поэтические картины зимы. Стихотворение  А. С. Пушкина «Зимняя дорога».

    1

    07.11

    28

    «В литературной гостиной». (Поэзия XIX века о родной природе).

    1

    12.11

    29

    Анализ стихотворений А.А. Фета, Ф.И. Тютчева.

    1

    13.11

    30

    М. Ю. Лермонтов. Детство поэта.

    1

    14.11

    31

    История создания стихотворения «Бородино». Прототипы героев. Бородинское сражение и его герои в изобразительном искусстве.

    1

    19.11

    32

    Средства художественной выразительности в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино»

    1

    20.11

    33

    Р.Р. Подготовка к написанию классного сочинения по теме «Защитники Родины в изображении М. Ю. Лермонтова».

    1

    21.11

    34

    Р. Р. Классное сочинение «Защитники Родины в изображении М. Ю. Лермонтова».

    1

    26.11

    35

    Н. В. Гоголь. Малороссия в жизни и судьбе писателя. Повесть «Ночь перед Рождеством».

    1

    27.11

    36

    Картины народной жизни в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Фольклорные мотивы и источники. Историческая основа повести.

    1

    28.11

    37

    Фантастика и реальность в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

    1

    03.12

    38

    Детство И. С. Тургенева. Начало литературной деятельности. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героями.

    1

    04.12

    39

    «Высоты прозрения». («Из…всей…челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим»).

    1

    05.12

    40

    Герасим и его окружение.

    1

    10.12

    41

    Герасим и Муму. Два решения.

    1

    11.12

    42

    Р.Р. Подготовка к написанию  сочинения

    1

    12.12

    43

    Р. Р. Сочинение. Анализ эпизода

    1

    17.12

    44

    Красота и богатство русского языка, образ человека и природы в творчестве И. С. Тургенева.

    1

    18.12

    45

    Н. А. Некрасов. Детские впечатления поэта.

    1

    19.12

    46

    Контрольная работа за первое полугодие

    1

    24.12

    47

    Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети». Особенности композиции произведения.

    1

    25.12

    48

    Основная тема стихотворения Н. А. Некрасова «Крестьянские дети» и способы её раскрытия. Отношение автора к персонажам.

    1

    26.12

    49

     «Есть женщины в русских селениях».

    1

    09.01

    50

    Стихотворение Н. А. Некрасова «Тройка».

    1

    14.01

    51

    Л. Н. Толстой в Ясной Поляне. Творческая история рассказа «Кавказский пленник».

    1

    15.01

    52

    Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы.

    1

    16.01

    53

    Две жизненные позиции в рассказе Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа.

    1

    21.01

    54

     Р.Р. Подготовка к написанию классного сочинения по теме «Над чем заставил меня задуматься рассказ Л. Н. Толстого?».

    1

    22.01

    55

    Р. Р. Классное сочинение «Над чем заставил меня задуматься рассказ Л. Н. Толстого?».

    1

    23.01

    56

    Детские и юношеские годы А. П. Чехова. Семья. Книги.

    1

    28.01

    57

    Чеховские приёмы создания характеров и ситуаций в рассказе «Злоумышленник».

    1

    29.01

    58

    Отношение писателя к персонажам рассказа «Пересолил»

    1

    30.01

    59

    Р. Р. Юмористический рассказ «Случай из жизни».

    1

    04.02

    60

     Р.Р. Написание юмористического рассказа «Случай из жизни»

    1

    05.02

    61

    Детские и юношеские годы И. А. Бунина.

    1

    06.02

    62

    Победа красоты над смертью в стихотворении И. Бунина «Густой зелёный ельник у дороги…».

    1

    11.02

    63

    Детское восприятие родной природы в рассказе И. А. Бунина «В деревне».

    1

    12.02

    64

    Слияние с природой и нравственно-эмоциональное состояние персонажей в рассказе И. Бунина «Подснежник»

    1

    13.02

    65

    Л. Н. Андреев. Краткие сведения о писателе.

    1

    18.02

    66

    Л. Н. Андреев. «Петька на даче». Мир города в рассказе.

    1

    19.02

    67

    Л. Н. Андреев. «Петька на даче». Противопоставление мира города и дачи в рассказе. Тематика и нравственная проблематика рассказ

    1

    20.02

    68

    А.И. Куприн. Краткие сведения о писателе.

    1

    25.02

    69

    А. И. Куприн. Удивительное в мире природы. (По рассказу «Золотой петух»)

    1

    26.02

    70

    А. А. Блок. Детские впечатления поэта. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово).

    1

    27.02

    71

    Красота русской природы в стихотворениях А. А. Блока. «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом...»

    1

    03.03

    72

    Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове.

    1

    04.03

    73

    Малая и большая родина в стихотворении С. Есенина «Ты запой мне ту песню, что прежде...»

    1

    05.03

    74

    Единство человека и природы в стихотворениях С. Есенина «Поет зима — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы...»

    1

    10.03

    75

    А. П. Платонов. Краткие биографические сведения о писателе.

    1

    11.03

    76

    А. П. Платонов. Мир глазами ребенка в рассказе «Никита» (беда и радость, злое и доброе начало в окружающем мире)

    1

    12.03

    77

    Образы главных героев и своеобразие языка в рассказе А. П. Платонова «Цветок на земле».

    1

    17.03

    78

    Детские годы П. П. Бажова. Жанр литературного сказа.

    1

    18.03

    79

    Творческий поиск и вечные сомнения подлинного мастера в сказе П. П. Бажова «Каменный цветок».

    1

    19.03

    80

    П. П. Бажов «Каменный цветок». Приемы создания художественного образа.

    1

    31.03

    81

    Н. Н. Носов. Краткие сведения о писателе.

    1

    01.04

    82

    Н. Н. Носов. Весёлый вымысел рассказа «Три охотника».

    1

    02.04

    83

    В. П. Астафьев. Краткие сведения о писателе.

    1

    07.04

    84

    В. П. Астафьев. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу.

    1

    08.04

    85

    Человек и природа в рассказе В. П. Астафьев «Васюткино озеро».

    1

    09.04

    86

    Мир детства в  рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро».

    1

    14.04

    87

    Р.Р.Сочинение «Как Васютка выжил в тайге»

    1

    15.04

    88

    Е. И. Носов. Добро и доброта в рассказе «Как патефон петуха от смерти спас».

    1

    16.04

       89

    Поэзия и проза XX века о родной природе.

    1

    21.04

    90

    Анализ стихотворений В.Ф.Бокова, Н.М.Рубцова, Р.Г.Газматова.

    1

    22.04

    91

    Путешествия и приключения в литературе.

    1

    23.04

    92

    Д. Дефо «Робинзон Крузо».

    1

    28.04

    93

    Х. К. Андерсен. Краткие сведения о писателе, его детстве.

    1

    29.04

    94

    Противопоставление внешней красоты внутренней в сказке Х. К. Андерсена «Соловей».

    1

    30.04

    95

    М. Твен. Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы в произведениях М. Твена

    1

    06.05

        96

    Мир детства и мир взрослых в романе М. Твена «Приключения Тома Сойера».

    1

    07.05

    97

    Жизнерадостность, неутомимый интерес к жизни, бурная энергия

    1

    12.05

    98

    Система образов произведения.

    1

    13.05

    99

    Роман Ж. А. Бёкса (Рони–старшего) «Борьба за огонь» как историческое и фантастическое произведение.

    1

    14.05

    100

    Период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни в рассказе Дж. Лондона «Сказание о Кише».

    1

    19.05

    101

    А. Линдгрен и её роман «Приключения Эмиля из Лённеберги».

    1

    20.05

    102

    Литературная викторина «По страницам прочитанного»

    1

    21.05

    103

    Резервный урок.

    1

    26.05

    104

    Резервный урок.

    1

    27.05

    105

    Резервный урок.

    1

    28.05


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по алгебре 9 класс, основное обще образование количество часов – 204 • Программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо алгебре9 класс, основное обще образованиеколичество часов – 204 ·        Программа разработана на основе  Федерального компонента госуд...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по геометрии 9 класс, основное обще образование количество часов – 68 Программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо геометрии9 класс, основное обще образованиеколичество часов – 68 Программа разработана на основе  Федерального компонента государственного образовательного  ст...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе 9а класс (основное общее образование) Количество часов:105

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо литературе9а класс (основное общее образование)Количество часов:105...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе 6 а класс (основное общее образование) Количество часов: 105

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо литературе6 а класс(основное общее образование)Количество часов: 105...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе для 8 а класса (основное общее образование) Количество часов: 70

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо литературедля 8 а класса(основное общее образование) Количество часов: 70...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения» (общеинтеллектуальное направление) для 9 классов (основное общее образование) Количество часов: 17

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММАФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения»(общеинтеллектуальное направление)для 9 классов(основное общее образование)Количество часов: 17...