РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе 5а класс (основное общее образование) Количество часов: 105
рабочая программа по литературе (5 класс)

Петрова Анна Ивановна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе
5а класс

(основное общее образование)

Количество часов: 105

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл literatura_merkin_5_kl.docx246.83 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по литературе
5а класс

(основное общее образование)

Количество часов: 105

Программа составлена на основе

 ФГОС основного общего образования – Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17»  декабря  2010 г. № 1897  и программы по литературе для 5-11 классов общеобразовательной школы // Авт.-сост.:  Меркин Г.С., Зинин С.А., Чалмаев В.А. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010. – 200с.

Учебник: Литература: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций : в 2ч. Авт.-сост. Г.С. Меркин. –2-е изд.- М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013. (Инновационная школа)

                   Составитель: Петрова А.И.,

учитель русского языка и литературы

МБОУ гимназии г. Советский

 1.Пояснительная записка

        Рабочая программа по литературе  для 5-х классов составлена в соответствии с правовыми и нормативными документами:

  • Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, от 17 декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями от 29 декабря 2014 года № 1644 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении ФГОС основного общего образования», от 31 декабря 2015 года № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года № 1897»);
  • Приказ Минпросвещения России от 28 декабря 2018 года № 345 «О федеральном перечне учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования» (с изменениями от 8 мая 2019 года № 233);
  • Примерная основная образовательная программа основного общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол заседания от 8 апреля 2015 года № 1/15);
  • Рабочая программа по предмету литература  составлена в соответствии с основной образовательной программой основного общего образования (ФГОС 5-9 классы) МБОУ гимназии г. Советский, утвержденной приказом от 30.08.2019 г. №323 «Об утверждении основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования на 2019-2020 учебный год».

        Цели изучения предмета «Литература»:

∙ формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

 ∙ развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности;

 ∙ постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова, опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

 ∙ поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

 ∙ овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

∙ овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями

2.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литература» в V классе.

Государственный образовательный стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:

Личностные результаты:                

-  совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

- знание наизусть художественных текстов в рамках программы;

- формирование читательского мастерства:

- умение дать доказательное суждение о прочитанном, определить собственное отношение к прочитанному;

- овладение навыками литературных игр;

- овладение навыками работы над проектом;

- формирование собственного мнения;

- формирование навыка чтения отдельной группы учащихся.

Метапредметные результаты:

- овладение техникой составления плана;

- овладение различными типами пересказа;

- умение подбирать аргументы при обсуждении произведения, в том числе целесообразное использование цитирования;

- умение формулировать доказательные выводы;

- умение владеть разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов.        

Предметные результаты:

1) в познавательной сфере:

- понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

- понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

- умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

- определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

-  владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

2) в ценностно-ориентационной сфере:

- приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

- формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

- собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

- понимание авторской позиции и свое отношение к ней;

3) в коммуникативной сфере:

- восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

- умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

- написание сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;

4) в эстетической сфере:

- понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

- понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

Ученик V класса научится:

  • осознанно воспринимать и понимать фольклорный текст; различать фольклорные и литературные произведения;  сопоставлять фольклорную сказку и её интерпретацию средствами других искусств (иллюстрация, мультипликация, художественный фильм);
  • выделять нравственную проблематику сказок как основу для развития представлений о нравственном идеале русского народа, формирования представлений о русском национальном характере;
  • видеть черты русского национального характера в героях русских сказок.

учитывая жанрово-родовые признаки, выбирать сказки для самостоятельного чтения;

  • выразительно читать сказки, соблюдая соответствующий интонационный рисунок устного рассказывания;
  • пересказывать сказки, чётко выделяя сюжетные линии, не пропуская значимых композиционных элементов, используя в своей речи характерные для народных сказок художественные приёмы;
  • выявлять в сказках характерные художественные приёмы и на этой основе определять жанровую разновидность сказки, отличать литературную сказку от фольклорной.

Ученик V класса получит возможность научиться:

  • сравнивая сказки, принадлежащие разным народам, видеть в них воплощение нравственного идеала конкретного народа (находить общее и различное с идеалом русского и своего народов);
  • рассказывать о самостоятельно прочитанной сказке,
  • сочинять сказку и/или придумывать сюжетные линии.

                      3. Содержание программы учебного предмета.

Раздел

Содержание раздела

Количество часов

Виды учебной деятельности

Введение

Книга и ее роль в духовной жизни человека и общества (родина, край, искусство, нравственная память). Литература как искусство слова. Писатель — книга — читатель. Книга художественная и учебная.

Особенности работы с учебной хрестоматией (сведения о писателях, художественные произведения, вопросы и задания, статьи, рубрики с дополнительной информацией, справочные материалы, иллюстрации и т. д.).

1

Знакомство со структурой и содержанием учебника. Знакомство с историей книги, определением роли книги в жизни человека, специфики художественной литературы как искусства слова; выявление круга читательских интересов школьников. Устные высказывания, выразительное чтение.

ИЗ МИФОЛОГИИ.    

Рассказ о мифе и мифологии. Миф — своеобразная форма мироощущения древнего человека, стремление к познанию мира. Миф как явление эстетическое. Основные категории мифов. Возникновение мифов. Мифологические герои и персонажи.

Античный миф: происхождение мира и богов: «Рождение Зевса», «Олимп». Представления древних греков о сотворении Вселенной, богов и героев. Гомер. «Одиссея» («Одиссей на острове циклопов. Полифем»). Рассказ о Гомере. Сюжет мифа. Образы Одиссея и Полифема.

Теория литературы: миф, легенда, предание; мифологический сюжет; мифологический герой; мифологический персонаж.

Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ.

Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изобразительном искусстве и книжной графике.

Краеведение: легенды, мифы и предания в регионе.

3

Знакомство с героями мифов, выявление источников, дающих представление о мифологии рождения и детстве Зевса. Представление книги Н. А. Куна «Легенды и мифы Древней Греции», выразительное чтение отрывков «Теогонии» Гесиода (перевод В. В. Вересаева) и «Одиссеи» Гомера (перевод В. А. Жуковского. Песнь IX), составление таблицы, слайдовая презентация, пересказ мифа

ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА.

Введение понятий «загадка». «пословица». «поговорка» и др. малые жанры. ; русская народная сказка. Развитие речи: подбор ключевых слов и словосочетаний, различные виды пересказа, словесное рисование, выборочное чтение отдельных эпизодов и их пересказ.

Связь с другими искусствами: гомеровские сюжеты в изобразительном искусстве и книжной графике.

Краеведение: легенды, мифы и предания в регионе.

8

Определение семантической структуры загадок, знакомство с наиболее распространёнными видами загадок., отработка навыков выразительного чтения. Работа со статьей учебника, заполнение таблицы, сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение сказки, мифа, конструирование загадок Выявление источников происхождения пословиц и поговорок, различий между ними, знакомство с видами пословиц и поговорок, с наследием В. И. Даля..

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

Создание первичных представлений о древнерусской литературе.

Из «Повести временных лет» («Расселение славян», «Кий, Щек и Хорив», «Дань хазарам»). История: исторические события, факты жизни государства и отдельных князей и их отражение в древнерусской литературе (право на вымысел у древнерусского автора); нравственная позиция автора в произведениях древнерусской литературы.

Теория литературы: начальное понятие о древнерусской литературе; летопись.

Развитие речи: пересказ текстов древнерусской литературы.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: родной край в произведениях древнерусской литературы.

2

Воссоздание атмосферы эпохи, нашедшей отражение в «Повести временных лет»; исторической обстановки. Сообщения учителя и учащихся, составление вопросов по материалам статьи учебника, конструирование диалога, слайдовая презентация, выразительное чтение наизусть Выявление символического значения легенды о Кие, исторической основы событий, нашедших отражение в «Повести временных лет», значение имён, особенности языка памятника древнерусской литературы.  Художественный пересказ, сообщения учителя и учащихся, сравнение оборотов, свойственных древнерусскому языку, с современными формами речи

БАСНИ НАРОДОВ МИРА.

Эзоп. Краткие сведения о баснописце. Басни «Ворон и Лисица», «Лисица и виноград». Раскрытие характеров персонажей в баснях: ум, хитрость, сообразительность, глупость, жадность; элементы дидактизма в басне.

Теория литературы: басня, притча, эзопов язык.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Жан де Лафонтен. Краткие сведения о баснописце. Своеобразие басен Лафонтена. Басня «Лисица и виноград». Сравнение басни Лафонтена с басней Эзопа.

Теория литературы: басня, синонимы, сюжет.

Развитие речи: выразительное чтение.

2

Знакомство с легендами об Эзопе, выявление значения морали басен, роль басен Эзопа в жизни общества. Конструирование вопросов к статье учебника, выразительное чтение (инсценирование) легенды об Эзопе, лексическая работа, беседа, сообщение учителя и учащихся

РУССКАЯ БАСНЯ.  

Русские басни. Русские баснописцы XVIII века. Нравственная проблематика басен, злободневность. Пороки, недостатки, ум, глупость, хитрость, невежество, самонадеянность; просвещение и невежество — основные темы басен. Русская басня в XX веке.

В.К. Тредиаковский. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворон и Лиса».

М.В. Ломоносов. Краткие сведения о писателе. Басня «Случились вместе два Астронома в пиру...».

А.П. Сумароков. Краткие сведения о писателе. Басня «Ворона и Лиса».

И.А. Крылов. Краткие сведения о писателе. Детство. Отношение к книге. Басни: «Ворона и Лисица», «Волк и Ягненок», «Волк на псарне», «Свинья под Дубом» и др. по выбору. Тематика басен И.А. Крылова. Сатирическое и нравоучительное в басне. Образный мир басен И.А. Крылова.

С.В. Михалков. Басни: «Грибы», «Зеркало». Тематика, проблематика.

Теория литературы: басенный сюжет;  мораль, аллегория, сравнение, гипербола.

Развитие речи: различные типы чтения (в том числе чтение наизусть, конкурс на лучшее чтение, чтение по ролям); инсценирование басни.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями; мультипликации басен И.А. Крылова; портрет И.А. Крылова.

Краеведение: заочная экскурсия («У памятника И.А. Крылову»); сбор материалов о баснописцах региона.

Возможные виды внеурочной деятельности: «В литературной гостиной» — конкурс на лучшую инсценировку басни; устный журнал «Дедушка Крылов».

5

Выявление значения морали басни, своеобразия басен Лафонтена Выразительное чтение, сообщения учителя и учащегося, исследовательская работа с текстом, беседа Обобщение и систематизация знаний, полученных в ходе изучения раздела «Русская басня»; выявление морали басен Крылова. Выразительное чтение наизусть, сообщения учителя и учащихся, работа с иллюстрациями.

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА.  

А.С. ПУШКИН. Краткие сведения о детстве и детских впечатлениях поэта. Пушкин и книга. А.С.Пушкин и няня Арина Родионовна. Стихотворение «Няне». Образы природы в стихотворении поэта «Зимняя дорога». «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». «Пушкинская сказка — прямая наследница народной». Гуманистическая направленность пушкинской сказки. Герои и персонажи в «Сказке...». Литературная сказка и ее отличия от фольклорной; добро и зло в сказке А.С. Пушкина; чувство благодарности; верность, преданность, зависть, подлость; отношение автора к героям. Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок). Сказочные элементы. Богатство выразительных средств.

Теория литературы: первое представление о пейзажной лирике; риторическое обращение; фольклорные элементы.

Развитие речи: выразительное чтение, в том числе наизусть; письменный ответ на вопрос; рассказ о герое; словесное рисование.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, портреты поэта. Кинематографические и музыкальные произведения на сюжеты сказок А.С. Пушкина.

Краеведение: литературная викторина («Пушкинские места в Москве и Петербурге»).

Возможные формы внеурочной деятельности: конкурс на лучшее знание сказок А.С. Пушкина, вечер пушкинской сказки.

М.Ю. ЛЕРМОНТОВ . Краткие сведения о детских годах поэта. Стихотворение «Бородино». История создания стихотворения. Бородинская битва и русский солдат в изображении М.Ю.Лермонтова. Художественное богатство стихотворения. История и литература; любовь к родине, верность долгу.

Теория литературы: эпитет, сравнение, метафора (развитие представлений о тропах); звукопись.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный ответ на вопрос учителя, творческая работа «На Бородинском поле», составление кадров кинофильма (мультфильма).

Связь с другими искусствами: портрет М.Ю. Лермонтова, работа с иллюстрациями, в том числе с материалами о Бородинской панораме в Москве; репродукции картин, посвященных Отечественной войне 1812 года.

Краеведение: литературная игра «Что? Где? Когда?» или викторина («Тарханы — Москва»; «На поле Бородина» и др.).

Н.В. ГОГОЛЬ. Краткие сведения о писателе. Малороссия в жизни и творчестве Н.В. Гоголя.  Повесть «Ночь перед Рождеством». Отражение в повести славянских преданий и легенд; образы и события повести. Суеверие, злая сила, зло и добро в повести.

Теория литературы: мифологические и фольклорные мотивы в художественном произведении; фантастика; юмор; сюжет; художественная деталь, портрет, речевая характеристика.

Развитие речи: краткий выборочный пересказ, подбор материала для изложения с творческим заданием, формулировка учащимися вопросов для творческой работы, словесное рисование.

Связь с другими искусствами: выставка «Различные издания повести Н.В.Гоголя»; репродукция картины К. Трутовского «Колядки в Малороссии».

Краеведение: литературная викторина «На родине Н.В. Гоголя».

Возможные виды внеурочной деятельности: написание сценария, инсценирование фрагментов повести.

И.С. ТУРГЕНЕВ.

Детские впечатления И.С. Тургенева. Спасское-Лутовиново в творческой биографии писателя. Рассказ «Муму» и стихотворения в прозе «Два богача», «Воробей». Современники о рассказе «Муму». Образы центральные и второстепенные; образ Муму. Тематика и социально-нравственная проблематика рассказа. И.С. Тургенев о языке: стихотворение в прозе «Русский язык».

Теория литературы: рассказ; углубление представлений о теме художественного произведения; стихотворение в прозе; эпитет, сравнение (развитие представлений).

Развитие речи: краткий выборочный пересказ, сопоставление персонажей, рассказ о герое по плану, письменный отзыв на эпизод, словесное рисование (портрет героя), составление вопросов и заданий для литературной викторины (конкурс), чтение наизусть.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, экранизация рассказа И.С. Тургенева; репродукция картины Н. Неврева «Торг. Сцена из крепостного быта».

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Спасское-Лутовиново».

Н.А. НЕКРАСОВ. Детские впечатления поэта. Стихотворение «Крестьянские дети». Основная тема и способы ее раскрытия. Отношение автора к персонажам стихотворения. Стихотворение «Тройка».

Теория литературы: фольклорные элементы в художественном произведении; строфа; эпитет, сравнение (развитие представлений).

Развитие речи: выразительное чтение, рассказ о герое, работа со словарями.

Связь с другими искусствами: иллюстрации к поэме; репродукция картины А.Венецианова «Захарка».

Краеведение: страницы устного журнала о Н.А. Некрасове. («Грешнево — Карабиха».)

Л.Н. ТОЛСТОЙ. Сведения о писателе. Л.Н. Толстой в Ясной Поляне. Яснополянская школа. Рассказ «Кавказский пленник». Творческая история. Тема и основные проблемы: смысл жизни, справедливость; свобода, неволя в повести. Две жизненные позиции (Жилин и Костылин). Любовь как высшая нравственная основа в человеке. Своеобразие сюжета. Речь персонажей и отражение в ней особенностей характера и взгляда на жизнь и судьбу. Отношение писателя к событиям.

Теория литературы: рассказ (развитие представлений); портрет; контраст; завязка, кульминация, развязка.

Развитие речи: различные виды чтения, письменный отзыв на эпизод, рассказ по плану, письменная формулировка вывода, дискуссия.

Связь с другими искусствами: выставка-конкурс рисунков учащихся.

Краеведение: материалы к выставке о Л.Н. Толстом («Ясная Поляна»).

А.П. ЧЕХОВ. Детские и юношеские годы писателя. Семья А.П. Чехова. Врач А.П. Чехов и писатель Антоша Чехонте. Книга в жизни Чехова. Рассказы «Пересолил», «Злоумышленник»: темы; приемы создания характеров и ситуаций; отношение писателя к персонажам. Жанровое своеобразие рассказа.

Теория литературы: юмор (юмористическая ситуация), комическая ситуация, ирония; роль детали в создании художественного образа; антитеза, метафора, градация.

Развитие речи: чтение по ролям, пересказ юмористического произведения, отзыв об эпизоде, подготовка учащимися вопросов и заданий для экспресс-опроса.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

Краеведение: создание диафильма «По чеховским местам (Мелихово)».

39

Воссоздание атмосферы эпохи начала 19 века. Знакомство с фактами биографии А. поэтов и писателей.. Работа с учебником,. Выразительное чтение, составление ассоциативных рядов, работа с иллюстрациями. Выявление художественных особенностей и идей стихотворений, посвященных русской природе. Лексическая работа, составление таблицы, групповая исследовательская работа с текстом, прослушивание музыкальных произведений;  устное словесное рисование, исследовательская работа с текстом; Обобщение  наблюдений, создание рабочих материалов, выявление основных событий, которые найдут отражение в сочинении, конструирование начала и финала сочинения, определение основной мысли работы. Сообщения учащихся, создание рабочих материалов к сочинению

ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА.

И.А. БУНИН. Детские годы И.А. Бунина. Семейные традиции и их влияние на формирование личности. Книга в жизни писателя. Стихотворение «Густой зеленый ельник у дороги...»: тема природы и приемы ее раскрытия; художественное богатство стихотворения; второй план в стихотворении. Рассказы «В деревне», «Подснежник»: слияние с природой; нравственно-эмоциональное состояние персонажей; образы главных героев. Выразительные средства создания образов.

Теория литературы: стихотворение-размышление, образ-пейзаж, образы животных (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ и чтение наизусть, цитатный план, письменный ответ на вопрос.

Связь с другими искусствами: репродукция картины Б. Кустодиева «Масленица».

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Литературный Орел».

Л.Н. АНДРЕЕВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Петька на даче»: основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжелое детство; сострадание, чуткость, доброта). Роль эпизода в создании образа героя; природа в жизни мальчика. Значение финала.

Теория литературы: тема, эпизод, финал.

Развитие речи: пересказ краткий, выборочный; составление вопросов; письменный ответ на вопрос.

А.И. КУПРИН

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотой петух». Тема, особенности создания образа.

Теория литературы: рассказ (расширение и углубление представлений); характеристика персонажа, портрет героя.

Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся.

А.А. БЛОК

Детские впечатления поэта. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово). Стихотворение «Летний вечер»: умение чувствовать красоту природы и сопереживать ей; стихотворение «Полный месяц встал над лугом...»: образная система, художественное своеобразие стихотворения.

Теория литературы: антитеза.

Развитие речи: выразительное чтение, рассказ с использованием ключевых слов, альтернативное изложение.

Связь с другими искусствами: репродукция картины И. Левитана «Стога. Сумерки».

Краеведение: подбор материала о блоковском Петербурге и имении Шахматово.

С.А. ЕСЕНИН

Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове. Стихотворения: «Ты запой мне ту песню, что прежде...», «Поет зима — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы...». Единство человека и природы. Малая и большая родина.

Теория литературы: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение  (развитие представлений о понятиях).

Развитие речи: чтение наизусть, цитатный план.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, художественными и документальными фотографиями.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «Константиново — Москва».

А.П. ПЛАТОНОВ

Краткие биографические сведения о писателе. Рассказы «Никита», «Цветок на земле». Мир глазами ребенка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); образы главных героев; своеобразие языка.

Развитие речи: рассказ о писателе, художественный пересказ фрагмента, составление словаря для характеристики предметов и явлений.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся; репродукция картины А.Пластова «Сенокос».

П.П. БАЖОВ

Краткие сведения о писателе. Сказ «Каменный цветок». Человек труда в сказе П.П.Бажова (труд и мастерство, вдохновение). Приемы создания художественного образа.

Теория литературы: сказ, отличие сказа от сказки, герой повествования, афоризм.

Развитие речи: пересказ от другого лица, отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: рисунки учащихся; репродукция картины В.Переплетчикова «Урал».

Краеведение: Екатеринбург П.П. Бажова.

Н.Н. НОСОВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Три охотника»: тема, система образов.

Развитие речи: пересказ.

В.П. АСТАФЬЕВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Васюткино озеро». Образ главного героя. Борьба за спасение. Становление характера.

Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к сочинению, подбор эпиграфа.

Краеведение: выставка «На родине писателя» (по материалам периодики и произведений В.П. Астафьева).

Е.И. НОСОВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Как патефон петуха от смерти спас». Добро и доброта. Мир глазами ребенка; юмористическое и лирическое в рассказе. Воспитание чувства милосердия, сострадания, участия, заботы о беззащитном.

Теория литературы: юмор (развитие представлений).

Развитие речи: пересказ (краткий и от другого лица), письменный ответ на вопрос, инсценированное чтение.

28

Знакомство с некоторыми фактами биографии писателей 20 века. Составление цитатного плана, лексическая работа, исследовательская работа с текстом, работа с репродукциями, выразительное чтение, беседа Выявление художественной идеи рассказа. .Выразительное чтение, лексическая работа, беседа, работа с учебником, письменный ответ на вопрос

РОДНАЯ ПРИРОДА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ  ПИСАТЕЛЕЙ XX ВЕКА.

Час поэзии «Поэзия и проза XX века о родной природе»:

В.Ф. Боков. «Поклон»;

Н.М. Рубцов. «В осеннем лесу»;

Р.Г. Гамзатов. «Песня соловья»;

В.И. Белов. «Весенняя ночь»;

В.Г. Распутин. «Век живи — век люби» (отрывок).

2

Выявление художественных особенностей и идеи стихотворений. Воспитание любви к родине и родной природе.

Выразительное чтение, сообщения учащихся, лексическая работа, беседа, создание иллюстраций,  исследовательская работа с текстом, беседа, создание письменного высказывания в жанре лирической прозы

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Д. ДЕФО

Краткие сведения о писателе. Роман «Жизнь, необыкновенные и удивительные приключения Робинзона Крузо» (отрывок). Сюжетные линии, характеристика персонажей (находчивость, смекалка, доброта), характеристика жанра.

Теория литературы: притча, приключенческий роман, роман воспитания, путешествие.

Развитие речи: различные виды пересказа, изложение с элементами сочинения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Х.К. АНДЕРСЕН

Краткие сведения о писателе, его детстве. Сказка «Соловей»: внешняя и внутренняя красота, благодарность.

Теория литературы: волшебная сказка (развитие представлений), авторский  замысел и способы его характеристики.

Развитие речи: различные виды пересказов, письменный отзыв об эпизоде.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

М. ТВЕН

Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы.  Роман «Приключения Тома Сойера» (отрывок): мир детства и мир взрослых.

Теория литературы: юмор, приключения как форма детской фантазии.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, письменный отзыв о герое.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.

Ж. РОНИ-СТАРШИЙ

Краткие сведения о писателе. Повесть «Борьба за огонь» (отдельные главы). Гуманистическое изображение древнего человека. Человек и природа, борьба за выживание, эмоциональный мир доисторического человека.

Развитие речи: составление плана, письменная и устная характеристика героя.

ДЖ. ЛОНДОН

Краткие сведения о писателе. Детские впечатления. «Сказание о Кише» (период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни; добро и зло, благородство, уважение взрослых).

Теория литературы: рассказ (развитие представлений).

Развитие речи: различные виды пересказов, устный и письменный портрет героя.

А. ЛИНДГРЕН

Краткие сведения о писательнице. Роман «Приключения Эмиля из Лённеберги» (отрывок).

Возможные виды внеурочной деятельности: литературная викторина.

15

Знакомство с некоторыми фактами биографии Д. Дефо, с прототипом героя романа, выявление сюжетных линий романа, осмысление темы «робинзонады» в мировой литературе.Художественный пересказ, сообщения учителя и учащихся, комментарии к книжной выставке Сообщения учителя и учащихся, беседа, , викторина

Резервные уроки

3

105

Для заучивания наизусть

И.А. Крылов. Одна басня (по выбору).

А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (отрывок).

М.Ю. Лермонтов. «Бородино» (отрывок).

И.С. Тургенев. «Русский язык».

Н.А. Некрасов. «Крестьянские дети» (отрывок).

Одно из стихотворений о русской природе поэтов ХIХ века.

А.А. Блок. «Летний вечер».

И.А. Бунин. Одно из стихотворений (по выбору).

С.А. Есенин. Одно из стихотворений (по выбору).

Одно из стихотворений о русской природе поэтов ХХ века.

4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы:

5а, Петрова А.И.

Содержание

Кол-во часов

Дата

План

Факт

1

Книга - твой друг

1

03.09

2

Античный миф. Олимп.

1

04.09

3

Античный миф .Гомеровский эпос. «Одиссей на острове циклопов. Полифем».

1

05.09

4

Гомер. Одиссея.

1

10.09

5

Загадки.

1

11.09

6

Пословицы и поговорки.

1

12.09

7

Литературная игра.

1

17.09

8

Сказка как вид народной прозы. Виды сказок. Волшебная сказка «Царевна – лягушка».

1

18.09

9

Бытовая сказка «Чего на свете не бывает». Отличие бытовой сказки от волшебной.

1

19.09

10

Сказки народов России. «Падчерица».

1

24.09

11

Р. Р. Особенности волшебной сказки. Подготовка к сочинению.

1

25.09

12

РР Написание сочинения (сочинение волшебной сказки)

1

26.09

13

Из «Повести временных лет» «Расселение славян»

1

01.10

14

«Кий, Щек, Хорив», «Хазары»

1

02.10

15

Жанр басни в мировой литературе. Эзоп. «Ворона и лисица». «Лисица и виноград»

1

03.10

16

Своеобразие басен Лафонтена. Басня «Лисица и виноград».

1

08.10

17

Русские баснописцы XVIII века. В.К. Тредиаковский. Басня «Ворон и Лиса». А. П. Сумароков. Басня «Ворона и Лиса».

1

09.10

18

М. В. Ломоносов. Басня «Случились вместе два Астронома в пиру...».

1

10.10

19

«…Весёлое лукавство ума, насмешливость и живописное умение выражаться…». (А. С. Пушкин). (Басни И. А. Крылова).

1

15.10

20

«В литературной гостиной». (Исполнение и инсценировка басен И. А. Крылова).

1

16.10

21

Русская басня XX века.

1

17.10

22

Детство и детские впечатления А. С. Пушкина.

1

22.10

23

А. С. Пушкина. Стихотворение «Няне».

1

23.10

24

А. С. Пушкин. «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Истоки рождения сюжета. Основные образы сказки.

1

24.10

25

Сопоставление «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А. С. Пушкина с народной сказкой и сказкой Жуковского «Спящая царевна».

1

05.11

26

«Пушкинская сказка - прямая наследница народной». Поэма «Руслан и Людмила» (отрывок).

1

06.11

27

Поэтические картины зимы. Стихотворение  А. С. Пушкина «Зимняя дорога».

1

07.11

28

«В литературной гостиной». (Поэзия XIX века о родной природе).

1

12.11

29

Анализ стихотворений А.А. Фета, Ф.И. Тютчева.

1

13.11

30

М. Ю. Лермонтов. Детство поэта.

1

14.11

31

История создания стихотворения «Бородино». Прототипы героев. Бородинское сражение и его герои в изобразительном искусстве.

1

19.11

32

Средства художественной выразительности в стихотворении М. Ю. Лермонтова «Бородино»

1

20.11

33

Р.Р. Подготовка к написанию классного сочинения по теме «Защитники Родины в изображении М. Ю. Лермонтова».

1

21.11

34

Р. Р. Классное сочинение «Защитники Родины в изображении М. Ю. Лермонтова».

1

26.11

35

Н. В. Гоголь. Малороссия в жизни и судьбе писателя. Повесть «Ночь перед Рождеством».

1

27.11

36

Картины народной жизни в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Фольклорные мотивы и источники. Историческая основа повести.

1

28.11

37

Фантастика и реальность в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».

1

03.12

38

Детство И. С. Тургенева. Начало литературной деятельности. История создания рассказа «Муму». Знакомство с героями.

1

04.12

39

«Высоты прозрения». («Из…всей…челяди самым замечательным лицом был дворник Герасим»).

1

05.12

40

Герасим и его окружение.

1

10.12

41

Герасим и Муму. Два решения.

1

11.12

42

Р.Р. Подготовка к написанию  сочинения

1

12.12

43

Р. Р. Сочинение. Анализ эпизода

1

17.12

44

Красота и богатство русского языка, образ человека и природы в творчестве И. С. Тургенева.

1

18.12

45

Н. А. Некрасов. Детские впечатления поэта.

1

19.12

46

Контрольная работа за первое полугодие

1

24.12

47

Н. А. Некрасов. «Крестьянские дети». Особенности композиции произведения.

1

25.12

48

Основная тема стихотворения Н. А. Некрасова «Крестьянские дети» и способы её раскрытия. Отношение автора к персонажам.

1

26.12

49

 «Есть женщины в русских селениях».

1

09.01

50

Стихотворение Н. А. Некрасова «Тройка».

1

14.01

51

Л. Н. Толстой в Ясной Поляне. Творческая история рассказа «Кавказский пленник».

1

15.01

52

Л. Н. Толстой. Рассказ «Кавказский пленник» как протест против национальной вражды. Жилин и горцы.

1

16.01

53

Две жизненные позиции в рассказе Л. Н. Толстого «Кавказский пленник». Художественная идея рассказа.

1

21.01

54

 Р.Р. Подготовка к написанию классного сочинения по теме «Над чем заставил меня задуматься рассказ Л. Н. Толстого?».

1

22.01

55

Р. Р. Классное сочинение «Над чем заставил меня задуматься рассказ Л. Н. Толстого?».

1

23.01

56

Детские и юношеские годы А. П. Чехова. Семья. Книги.

1

28.01

57

Чеховские приёмы создания характеров и ситуаций в рассказе «Злоумышленник».

1

29.01

58

Отношение писателя к персонажам рассказа «Пересолил»

1

30.01

59

Р. Р. Юмористический рассказ «Случай из жизни».

1

04.02

60

 Р.Р. Написание юмористического рассказа «Случай из жизни»

1

05.02

61

Детские и юношеские годы И. А. Бунина.

1

06.02

62

Победа красоты над смертью в стихотворении И. Бунина «Густой зелёный ельник у дороги…».

1

11.02

63

Детское восприятие родной природы в рассказе И. А. Бунина «В деревне».

1

12.02

64

Слияние с природой и нравственно-эмоциональное состояние персонажей в рассказе И. Бунина «Подснежник»

1

13.02

65

Л. Н. Андреев. Краткие сведения о писателе.

1

18.02

66

Л. Н. Андреев. «Петька на даче». Мир города в рассказе.

1

19.02

67

Л. Н. Андреев. «Петька на даче». Противопоставление мира города и дачи в рассказе. Тематика и нравственная проблематика рассказ

1

20.02

68

А.И. Куприн. Краткие сведения о писателе.

1

25.02

69

А. И. Куприн. Удивительное в мире природы. (По рассказу «Золотой петух»)

1

26.02

70

А. А. Блок. Детские впечатления поэта. Книга в жизни юного А. Блока. Блоковские места (Петербург, Шахматово).

1

27.02

71

Красота русской природы в стихотворениях А. А. Блока. «Летний вечер», «Полный месяц встал над лугом...»

1

03.03

72

Детские годы С. Есенина. В есенинском Константинове.

1

04.03

73

Малая и большая родина в стихотворении С. Есенина «Ты запой мне ту песню, что прежде...»

1

05.03

74

Единство человека и природы в стихотворениях С. Есенина «Поет зима — аукает...», «Нивы сжаты, рощи голы...»

1

10.03

75

А. П. Платонов. Краткие биографические сведения о писателе.

1

11.03

76

А. П. Платонов. Мир глазами ребенка в рассказе «Никита» (беда и радость, злое и доброе начало в окружающем мире)

1

12.03

77

Образы главных героев и своеобразие языка в рассказе А. П. Платонова «Цветок на земле».

1

17.03

78

Детские годы П. П. Бажова. Жанр литературного сказа.

1

18.03

79

Творческий поиск и вечные сомнения подлинного мастера в сказе П. П. Бажова «Каменный цветок».

1

19.03

80

П. П. Бажов «Каменный цветок». Приемы создания художественного образа.

1

31.03

81

Н. Н. Носов. Краткие сведения о писателе.

1

01.04

82

Н. Н. Носов. Весёлый вымысел рассказа «Три охотника».

1

02.04

83

В. П. Астафьев. Краткие сведения о писателе.

1

07.04

84

В. П. Астафьев. «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу.

1

08.04

85

Человек и природа в рассказе В. П. Астафьев «Васюткино озеро».

1

09.04

86

Мир детства в  рассказе В. П. Астафьева «Васюткино озеро».

1

14.04

87

Р.Р.Сочинение «Как Васютка выжил в тайге»

1

15.04

88

Е. И. Носов. Добро и доброта в рассказе «Как патефон петуха от смерти спас».

1

16.04

   89

Поэзия и проза XX века о родной природе.

1

21.04

90

Анализ стихотворений В.Ф.Бокова, Н.М.Рубцова, Р.Г.Газматова.

1

22.04

91

Путешествия и приключения в литературе.

1

23.04

92

Д. Дефо «Робинзон Крузо».

1

28.04

93

Х. К. Андерсен. Краткие сведения о писателе, его детстве.

1

29.04

94

Противопоставление внешней красоты внутренней в сказке Х. К. Андерсена «Соловей».

1

30.04

95

М. Твен. Краткие сведения о писателе. Автобиография и автобиографические мотивы в произведениях М. Твена

1

06.05

    96

Мир детства и мир взрослых в романе М. Твена «Приключения Тома Сойера».

1

07.05

97

Жизнерадостность, неутомимый интерес к жизни, бурная энергия

1

12.05

98

Система образов произведения.

1

13.05

99

Роман Ж. А. Бёкса (Рони–старшего) «Борьба за огонь» как историческое и фантастическое произведение.

1

14.05

100

Период раннего взросления в связи с обстоятельствами жизни в рассказе Дж. Лондона «Сказание о Кише».

1

19.05

101

А. Линдгрен и её роман «Приключения Эмиля из Лённеберги».

1

20.05

102

Литературная викторина «По страницам прочитанного»

1

21.05

103

Резервный урок.

1

26.05

104

Резервный урок.

1

27.05

105

Резервный урок.

1

28.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по алгебре 9 класс, основное обще образование количество часов – 204 • Программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо алгебре9 класс, основное обще образованиеколичество часов – 204 ·        Программа разработана на основе  Федерального компонента госуд...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по геометрии 9 класс, основное обще образование количество часов – 68 Программа разработана на основе Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо геометрии9 класс, основное обще образованиеколичество часов – 68 Программа разработана на основе  Федерального компонента государственного образовательного  ст...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе 9а класс (основное общее образование) Количество часов:105

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо литературе9а класс (основное общее образование)Количество часов:105...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе 6 а класс (основное общее образование) Количество часов: 105

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо литературе6 а класс(основное общее образование)Количество часов: 105...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературе для 8 а класса (основное общее образование) Количество часов: 70

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо литературедля 8 а класса(основное общее образование) Количество часов: 70...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения» (общеинтеллектуальное направление) для 9 классов (основное общее образование) Количество часов: 17

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА «Практический курс речеведения»(общеинтеллектуальное направление)для 9 классов(основное общее образование)Количество часов: 17...