Символический смысл названия пьесы А.Н. Островского «Гроза». Типология образов.
план-конспект урока по литературе (10 класс)

Бочкина Валентина Юрьевна

Конспект урока по пьесе А.Н. Островского "Гроза"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Символический смысл названия пьесы А.Н. Островского «Гроза». Типология образов.

Цели урока:

Обучающая:

  • Вызвать интерес к творческому пути и личности А.Н. Островского;
  • Выделить основные этапы творчества А.Н. Островского;
  • Развить у учеников первоначальные представления о драматических произведениях;
  • Работа над культурой речи;
  • Работа над навыками устной речи.

Воспитательная:

  • Формирование нравственной читательской позиции у учеников;
  • Развитие навыков самостоятельной работы над текстов: анализ, сопоставление, подведение итогов;
  • Работа над развитием навыков поиска и упорядочивания информации;
  • Развитие навыков оценивать свою деятельность.

Развивающая: Содействовать развитию нижеприведённых компетенций:

  • Лингвистическая: работа над развитием воображения, развитие навыков самоанализа, развитие навыков сравнительно-сопоставительного анализа текста.
  • Коммуникативная: работа над обогащением словарного запаса учащихся.
  • Языковая: работа над правильным употреблением слов и их форм в разных речевых ситуациях.

Методическая цель: активизировать познавательную деятельность.

Тип урока: комбинированный.

Форма организации учебной деятельности: коллективная, фронтальная, индивидуальная.

Связь с другими дисциплинами: история, культура речи, русский язык.

Материально-техническое оснащение урока: монитор (для демонстрации презентации по материалу о биографии писателя и драме «Гроза»), схема жанров, словарь А.Н. Островского, таблица образов, листы достижений.

Дидактическое оснащение урока:  

  1. Учебник В.Я. Коровиной «Литература 10 класс»
  2. Конспект урока
  3. Раздаточный материал

Основные понятия: драма, действующие лица, символические образы, авторская позиция.

Планируемые результаты:

Ученики должны знать:

  1. Определение понятия «Драма»;
  2. Содержание пьесы «Гроза»;
  3. Биографические аспекты жизни писателя;
  4. Характеристику действующих лиц пьесы «Гроза»;
  5. Суть символического названия произведения.

Технологическая карта урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность

Учеников

Время

1

Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку, проверка присутствующих.

Приветствие. Ответная реакция.

3 мин

2

Актуализация знаний

Опрос.

Ответы на вопросы. Развитие собственного мнения. Обмен мыслями.

4 мин

3

Определение темы, постановка задач и целей урока.

Обозначить тему, планы, намеченные результаты.

Формулировка темы, запись в тетрадь. Анализ полученной информации, знакомство с содержанием презентации.

5 мин

4

Изучение нового материала

Обозначение проблемных вопросов, наводящие вопросы, корректировка ответов.

Обмен самостоятельно найденного материала, его осмысление и конспектирование. Заполнение таблиц по итогу.  

20

5

Первичное закрепление материала.

Работа с таблицей. Контроль работы класса.

Работа с таблицей. Анализ полученной информации. Самоанализ.

8 мин

6

Домашнее задание

- Статья «Луч света в темном царстве» (Добролюбов)

- ответ на проблемные вопросы: Осуждаете ли вы Катерину? Стоит ли осуждать Кабаниху? Аргументировать ответы.

Записывают задание на дом.

3 мин

7

Рефлексия. Подведение итогов.

Анализ урока, подведение итогов.

Оценка своей деятельности на уроке. Выводы.

2 мин

- Итак, ребята, на сегодняшнем уроке мы продолжаем изучать творчество прародителя русского национального театра А.Н. Островского. Нам предстоит обсудить два немаловажных аспекта:  символическое название пьесы «Гроза» и специфику образов в данном произведении.

А.Н. Островский уделял огромное значение каждой детали своих произведений, поэтому о нем говорили «человек с математической точностью».  Многие обращались к нему за советом, чтобы он со своей легкой руки «нарёк» их творение. Известна история, когда очередной раз ему принесли работу, но писатель сказал: «Мы не подберем название – что это значит? Это значит, что идея пьесы не ясны; что сюжет не освещен как следует… что само существование пьесы не оправдано; зачем она написана, что нового хочет сказать автор?» - это ещё раз доказывает, что драматург обращал внимание на всё.

Исходя из вышесказанного, мы можем прийти к выводу, что «Гроза» так же таит в себе какие-то скрытые смыслы. Давайте подумаем вместе, почему писатель именно так назвал своё произведение? Что он вложил в название?

И начнем мы с понятия «гроза» по словарю В.И. Даля: граживать, грозить, кому чем угрожать, стращать, или делать угрозы, напускать грозу, пугать, давать остростку. Предвещать дурной исход, последствия…Гроза также опаность или беда, бедствие; строгость, строгий надзор, страх, в знач. кары, наказания. … [Толковый словарь В.И. Даля].

- Хорошо, а с какими значениями в пьесе у нас ассоциируется данное понятие? (на первое место выступает значение некой опасности)

- Таким образом, мы можем заключить, что экспозиция рассматриваемого нами произведения целиком связана с понятием «гроза». Автор довольно универсально передает, можно даже сказать, демонстрирует нам во всей красе метафору грозы.

- С какими действующими лицами мы можем связать данную метафору в экспозиции? (Каждый персонаж, каждое действующее лицо, по-своему, связаны с данным явлением)

- Можем ли мы сказать, что данное понятие для жителей Калинова трактуется с нескольких далеких друг от друга ракурсов? (Да, конечно. Сверху – это предвестие божьей кары, наказания свыше; и снизу – непомерная власть и деньги, как средство манипуляции, имущих).

- С помощью каких персонажей автор передает значение грозы «властолюбия»? (Дикой, Кабаниха).

- Попытайтесь сформулировать и назвать суть грозы Дикого (Деньги, власть, страх)

- А как она проявляется в образе Кабановой? (Образ денег представляется нам под видом благочестивым и, опять же, присутствует страх).

-Можем ли мы сделать следующий вывод: Дикой ассоциируется у нас с беззаконным упоением властью, а Кабанова выражается в усложненном варианте самодурства: ее цель - «законное» наслаждение властью, она прячется за маской благочестия? (Можем. Эти действующие лица пытаются удерживать власть, держа в страхе общество).

- Есть ли другие действующие лица, которые также ассоциируются у нас с властью? (Анализ монолога Кулигина в первом действии)

- Что демонстрирует нам драматург в развернутой композиции? (устройство купеческого городка, со старообрядческими корнями, которое основано на запугивание жителей).

 - Возникает ли образ «грозы» в прямом смысле, т.е. как природного явления? (в конце первого действия)

-Давайте обратимся к подробному рассмотрению данной сцены. С какой целью писатель вводит полусумасшедшую? Является ли она пророчицей?  В чем суть её дальновидного возгласа? (на протяжении всей жизни, с молодых лет грешила)

- Как отреагировала Варвара? (Она с улыбкой воспринимает происходящее)

- Схожа ли реакция Катерины? (она испугана до смерти)

Итог: Варвара иронично относится к вековым традициям и это спасает её. Катерина же слишком эмоциональна, у неё полностью отсутствует расчёт и здравый смысл.

-Что пугает Катерину? (Смерть настигает её с помыслами дурными, греховными)

- Каким образом мы можем подтвердить, что писатель определил эту сцену как завязку произведения? (Несколько раз звучат раскаты грома, нарастает атмосфера страха Катерины)

- Какие чувства переживает эмоциональная Катерина, прощаясь с Тихоном перед его поездкой в Москву? ( Она унижена и это её потрясает)

- Давайте найдем текстуальное подтверждение (Действие второе, явление 3-4).

- Способен ли Тихон огородить свою невесту от всех бед? Какое действие совершила юная девушка против принятых правил? (Она бросилась на шею своего жениха – реакция была оскорбительна: народ смешить лишь).

- Давайте рассмотрим монолог Катерины (Действие второе, явл. Четвёртое). Как метафора грозы передается в данном эпизоде?

- Предупреждает ли Кудряш Бориса о погибели девушки? Каким образом? Найдите подтверждение в тексте.

Тема гроба, чего-то могильного проникает и начинает звучать всё сильнее.

- Кто действительно предпринимает какие-либо действия, чтобы защитить девушку? (Кулигин).

- Как он это делает? ( высказывает мысль о громоотводе).

- Что в этом разговоре разозлило Дикого? ( гроза выдвигается в его мыслях, как наказание за грехи).

Громоотвод предвещает кару Дикого. Атмосфера пропитана, «Страх Божий» нарастает. Кабаниха выполняет ту же роль; Тихон ликует, отделавшись от неё. Власть каждого подвергается испытаниям. Таким образом, мотив страха тесно переплетён с самодурством.

- Когда во второй раз мы сталкиваемся с образом «природной грозы»? Проанализируйте эту сцену, обращая внимания на фразы присутствующих.

Гроза также выступает в плане чего-то очищающего. Гибель Катерины является предпосылкой к рождению нового мира и новых порядков.

- Есть ли герои, которые изменились из-за смерти Катерины? ( Варвара и Кудряш. Они сбегают, оставляя позади самодурство того общества. Тихон выступает против матери, виня её при всём народе.

Отсюда мы можем сделать следующий вывод: А.Н. Островский передал все значения «грозы» из словаря Даля. Автор своим произведением продемонстрировал проблемы современного ему общества.

Город Калинова.

- Какое значение носить песня Кулигина в начале произведения? Проанализируйте, основываясь на тексте (в его песне уже прослеживается мотив грозы; данное действующее лицо чувствует природу, поэтизируя её).

Катерина также предстает перед нами поэтической личностью, даже мечтательной.

Городская поэзия предстает перед читателями в его прекрасных пейзажах, песнях, Катериненых рассказах и её снах.

- Всё действующие лица данного произведения, мы можем разделить на несколько групп: «хозяева положения» и «жертвы», которых давит власть. На столах у вас лежат таблички, давайте попробуем охарактеризовать персонажей, заполняя пустые строки.

«Хозяева жизни»

«Жертвы»

Дикой – властолюбивый, дикий, грубый и жестокий невежа. Часто браниться, к чему уже привыкли окружающие.

Кабанова – собирательный образ деспотизма. Она прикрывается благими делами, при этом подавляя окружающих. Кабаниха – ярая представительница «домостроя». Она хищно защищает традиции старины.

Феклуша – безграмотная особа, странница. Мы можем сказать, что она украшает купечество своими пустыми «добродетелями».

Тихон – слабохарактерный персонаж, который не может избавиться от вмешательства матери. Она подавляет его своими укорами. Из-за своей слабости, не может спасти любимую.

Борис - нерешительный и даже смеренный юноша. Он прекрасно понимает героиню, но не может помочь ей. Он не готов бороться за своё счастье.

Кулигин – одаренный человек из простых, из народа. Пытается воздействовать на самодуров уговорами и убеждениями.

Варвара–осознаёт бессмысленность протестов, поэтому находит другой выход: делать всё, что захочется, но так, чтобы это оставалось тайной. Она привыкла лгать.

Кудраш – хвастливый, но чувства его искренние. Он испытывает беспокойство за Катерину, его хозяин не страшит его.

- Из отсылок мы знаем, что в действительности существовал свод правил «Домостроя» и сейчас это памятник русской литературы. Внимание на доску. Перед вами выдержка из данного свода («како чтити детем отцов своих духовных и повиноватиси им»  и др. - Домострой/ Сильвестровская редакция). Он написан, разговорным, живым языком. С преобладающим использованием поговорок и различного рода пословиц.

- Порядки, которые мы тут встречаем, были строгие, но необходимые. Как вы думаете, почему? (Они помогали сохранить семью. Автор показал, что, например, Кабаниха стала проклятием для своего сына, так как довела до всё абсурда, стала ярой «фанатичкой» чего-то, что додумала сама).

Заключение урока:

Город Калинов в пьесе «Гроза» - это собирательный образ российских провинциальных городов. Грубость, насилие, лживость, невежество – основные качества жителей города. Редкое действующее лицо может обладать следующими качествами: понимание истинной красоты природы, поэтическое восприятие мира, стремление жить в «лучшем мире». Но что мы видим в итоге? «Темному царству» предстоит сменить свои «извечные» устои.

- Давайте заключим вместе:

1) Почему Калинов представляется нам чем-то обобщающим?

2) Какова поэзия калиновского мироустройства?

3) Каких персонажей мы будем относить к «темному царству»?

4) Какое действующее лицо заставляет нас догадаться о скорых переменах?

5) В чём заключается символичность названия?

-Молодцы, ребята, а сейчас давайте отметим те достижения, которые помогут разобраться нам с следующем: достигли ли мы намеченных целей на уроке? Помогут ли нам составленные таблицы при дальнейшей работе с произведением? ( ученики передают листы с ответами вперед).

- Оценивание учащихся.

- Домашнее задание:

1) Статья «Луч света в темном царстве»

2) Ответить на вопросы: Можем ли мы осуждать Катерину? Заслуживает ли Кабаниха призрения?

Список литературы для урока:

  1. Александр Николаевич Островский. Собрание сочинений в шестнадцати томах. Том 10. Пьесы, написанные совместно [электронный ресурс]: https://dom-knig.com/read_240097-100 
  2. Толковый словарь В.И. Даля [электронный ресурс]: https://onlinedic.net/dalya/page/word5956.php 
  3. Домострой. Сильвестровская редакция [электронный ресурс]: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/domostr.htm 
  4. А.Н. Островский. Гроза [электронный ресурс]: https://ilibrary.ru/text/994/p.1/index.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Место вишнёвого сада в системе образов пьесы А. Чехова "Вишнёвый сад". Символический смысл названия.

В данной презентации содержится материал по пьесе "Вишнёвый сад", Рассматривается сад - главный персонаж пьесы....

Катерина:луч или феерия света? Образ веры и воли. (По пьесе А.Н. Островского "Гроза").

Все мы хорошо знаем, что Катерина из драмы А.Н. Островского "Гроза" стала "лучом света в темном царстве". Но так ли это? Образ героини не так прост, как кажется на первый взгляд, и раскрывается только...

Из опыта работы. Урок. Смысл названия пьесы А. Островского “Гроза”. Своеобразие конфликта.

Урок литературы в 10 классе. Смысл названия пьесы Островского "Гроза"...

Образ Катерины в пьесе А.Н.Островского "Гроза"

Презентация подготовлена к уроку литературы в 10 классе по пьесе А.Н.островского "Гроза". В презентации рассмотрены вопросы положения женщины в России в первой половине 19 века, история "Домостроя", р...

"Образ Катерины" (по пьесе А.Н. Островского "Гроза")

Конспект урока по литературе для студентов I курса СПО (10 класса школы)....

Конспект урока по литературе. Образ Катерины. "Луч света" или "Привлекательная иллюзия"? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза»)

Деловая игра. Суд над Катериной. "Луч света" или привлекательная иллюзия"? (По пьесе А.Н.Островского "Гроза")....