Н.В. Гоголь – писатель- сатирик. Комедия «Ревизор». История создания. Идейный замысел и особенности построения комедии.
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Акиньшина Анна Геннадьевна

Гоголю было дано то, чем не обладали другие сатирики.
С. Залыгин

 Идейная ценность комедии «Ревизор» в огромной
обличительной силе.
А.Грибоедов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл n.v._gogol.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

Н.В. Гоголь – писатель- сатирик. Комедия «Ревизор». История создания. Идейный замысел и особенности построения комедии.

Гоголю было дано то, чем не обладали другие сатирики.
С. Залыгин

 Идейная ценность комедии «Ревизор» в огромной
обличительной силе.
А.Грибоедов

1. О.Н.У.

2. Работа по теме урока

1) Слово учителя

-Н.В.Гоголь – «звезда» в русской л-ре 19 в., неповторимая писательская личность. Тайну его художественного таланта разгадывают на протяжении 150 лет. Мы тоже постараемся открыть для себя его художественный мир, осознать, что творчество великого писателя – живое явление современности.

-Какие произведения Гоголя Вам знакомы? «Ночь перед…», «Сорочинская ярм.», «Майская ночь…», «Тарас Б.», «Повесть о том, как один мужик 2-х…», «Дикий помещик».

Назовите лит. героев.

-Какие черты личности Н.В. Гоголя проявлены в этих произведениях?
Да, в этих произведениях мы видим в Гоголе страстного патриота, он гордится героическим прошлым своей страны, он влюблен в яркие образы фольклора.
Отец Гоголя писал комедии для крепостного театра, сам как режиссер ставил их и как актер выступал. Вместе с Василием Федоровичем иногда играл роли и Н.В. Гоголь Учителя отмечали в юноше наблюдательность и остроумие.

2) Чтение статьи в учебнике

- О какой карьере мечтал в юности? («Я думал просто, что я выслужусь и всё это доставит служба государственная»)

- Какая черта хара-ра, какое умение, развившееся ещё в ранней юности, помогло ему стать писателем? (Придумывал себе всё смешное, что только мог выдумать…, имел способность «угадывать человека и несколькими чертами выставлять его вдруг всего, как живого…»)

- Кто оказал на Г. серьёзное влияние, на становление его писательского таланта? (А. С. Пушкин «заставил меня взглянуть на дело серьёзно»)

- Какие факты биографии Г. говорят о его интересах к театру? (Отец, Василий Афанасьевич, был известным украинским драматургом. Он стал признанным режиссёром домашнего театра в поместье отставного вельможи Д. П. Трощинского)

 - Если Пушкина благословил как своего литературного преемника Державин, то дарование мальчика Николая Гоголя первым отметил сосед Гоголей-Яновских по имению В. В. Капнист, автор острого комедийного памфлета «Ябеда», направленного против правительственно-бюрократического аппарата России. За эту комедию, долгое время запрещённую, Капнист едва не поплатился ссылкой в Сибирь.

Юному таланту, получившему благословение Капниста, словно самой судьбой предназначено было стать сатириком.

И пьеса «Ревизор» впоследствии была воспринята так же, как когда-то «Ябеда».

-Из биографических сведений о Гоголе мы знаем, что в 30-е гг. ΧІΧ в он серьёзно задумывается о русской комедии. Продолжил творческие достижения своих предшественников Д. И. Фонвизина, А. С. Грибоедова. Писатель в развитие этого жанра внёс своё. Он считал, что комедия выполнит своё назначение только тогда, когда идея произведения выявится в системе образов, в композиции, в сюжете, а не в прямых словесных назиданиях, нравоучениях с наказанием пороков на глазах зрителей.

    Так в 30-е гг. Гоголь работает одновременно над двумя комедиями из современной жизни: «Игроки» и «Женихи» (позднее переработанные в «Женитьбу»).

 -А теперь вспомните, к какому роду литературы относится комедия? К драме. (Интерактивный плакат)

    - Чем отличается драма от эпоса и лирики? На стыке 2-х искусств стоит – литературы и театра).

    - На какие жанры делится драма? (трагедию, комедия, драма в узком смысле)

    -Какие отличительные признаки имеет комедия? (афиша, акты (действия), монологи-диалоги, реплики в сторону, ремарки, речь действующих лиц. В пьесе нет описания внешнего вида героя, авторского повествованиянепосредственного выражения отношения автора к событиям и персонажам, его чувств. Автор скрыт за действиями и речами персонажей)

     Успех драматического произведения в театре зависит не только за режиссёра, (актёровхудожников-декораторов, которые воплощают замысел писателя)

     Перелистайте пьесу. Сколько актов в ней и из скольких явления каждый (5 действий от 6 до 16 явлений в каждом)

     Откройте афишу, познакомьтесь с действующими лицами. (25 конкретных действующих лиц разного ранга и положения и множество гостей, купцов, мещан, просителей без имён.) Уже чтение афиши даёт возможность предположить, что в комедии дана широкая критическая жизнь окружающей действительности и своеобразная анатомия уездного города:

-Вне города стоят 2 человека. Кто они? (Хлестков, Осип)

Такого широкого взгляда на официальную жизнь русская комедия ещё не знала.

Мы ещё вернёмся к этому образу города (в обещающем смысле).

-Работу над «Ревизором» начал уже будучи известным писателем, которого ценил и дружески поддерживал А. С. Пушкин.

     Известно, что в одну из встречи октябре 1835 г. Пушкин передал Гоголю сюжет «Ревизора». «Сделайте милость, - пишет начинающий драматург, - дайте какой-нибудь сюжет, хоть какой-нибудь смешной или не смешной, но чисто русский анекдот. Рука дрожит написать тем временем комедию. Если ж сего не случится,, то у меня пропадёт даром время, ия не знаю, что делать тогда… Сделайте милость, дайте сюжет, духом будет комедия из 5 актов, и, клянусь, будет смешнее чёрта».

     В  одну из ближайших встреч Пушкин рассказал Гоголю «русский анекдот». Рассказал Гоголю случай в Новгородской губернии, где какой-то проезжий, выдав себя за чиновника из министерства, обирал жителей. Кроме того, сам Пушкин, отправившись в Оренбург собирать материал для истории Пугачёвского восстания, вскоре узнал, что местными властителями от «доброжелателей» было получено предупреждение, будто сбор исторических сведений только предлог, а настоящая цель приезжего – провести негласно ревизию служебной деятельности оренбургских чиновников. Эти 2 случая стали основой гоголевской комедии.

     Над текстом комедии Гоголь работал 17 лет. Хотя 1-я черновая редакция была написана уже к декабрю 1835 г. Черновые наброски на «оттачивания» произведения. Так за год до смерти, в 1851 г., он внёс последние изменения в одну из реплик ІV действия. Окончательной редакцией считается текст 1842 г. Прижизненных редакций было 3: 1836, 1841, 1842.

-В «Ревизоре», - вспоминал впоследствии Гоголь, я решился собрать в одну кучу всё дурное в России, какое я тогда знал, все несправедливости, какие делаются в тех случаях, где больше всего требуется от человека справедливости, и за одним разом посмеяться над всем».

     В комедии рассматривается не любовная интрига, не события частной жизни, я явления общественного порядка. В основе сюжета – переполох среди чиновников, ожидающих ревизора, и их стремление скрыть от него «свои грешки».

     Таким образом, это социально-политическая комедия. В ней нет центрального героя. Таким героем стала чиновничья масса. Это чиновничество дано прежде всего в служебной деятельности, что повлекло за собой включение в пьесе образов купечества и мещанства.

3. Подведение итогов. Рефлексия

-Как понимаем слова эпиграфов?

- Какой личностью был Н.В. Гогль

4. Д/з читать «Ревизор» Н.В. Гоголя


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комедия Н.В. Гоголя "Ревизор". История создания.

Первый урок в рамках изучения комедии Н.В. Гоголя "Ревизор"....

Урок литературы в 8 классе "Н.В.Гоголь - писатель - сатирик"

Методическая разработка урока литературы в 8 классе "Н.В.Гоголь - писатель - сатирик"...

Презентация к уроку литературы в 8 классе "Н.В.Гоголь - писатель - сатирик"

Презентация к уроку литературыв 8 классе "Н.В.Гоголь - писатель - сатирик"...

Конспект урока по литературе по теме "Н.В. Гоголь — писатель-сатирик. Жизненная основа комедии «Ревизор»" 8 класс

Цели:образовательная:·         сообщить учащимся сведения из жизни писателя – сатирика;·         подготовить учащихся к ...

Урок литературы по теме "Комедия Н.В. Гоголя "Ревизор". История создания". 8-й класс

Урок литературы по теме: "Комедия Н.В. Гоголя "Ревизор". История создания". 8-й класс...