Открытый урок по литературе в 5 классе по теме «Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический рассказ»
план-конспект урока по литературе (5 класс)

Открытый урок по литературе в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

         Открытый урок по литературе в 5 классе

Тема: «Антон Павлович Чехов. Слово о писателе. «Хирургия» как юмористический

рассказ»

         Задачи урока:

Образовательные:

•        знать об основных фактах жизни и творчества А.П.Чехова, содержание рассказа "Хирургия";

•        помочь учащимся осмыслить идейно-художественное содержание рассказа, помочь выявить основную идею произведения;

•        увидеть авторское отношение к персонажам произведения;

•        научить отличать юмористическое произведение, учить видеть  и понимать в рассказе подтекст, позицию автора,

•        учить выявлять, какими средствами автор сделал свой рассказ смешным, проявлять свое восприятие рассказа через эмоциональное, выразительное чтение, инсценирование.

•        учить школьников анализу литературного произведения; вырабатывать навыки комментированного чтения.

•        уметь давать сравнительную характеристику героев;

•        владеть приёмами диалогической речи, способами самоконтроля при выполнении заданий.

Воспитательные:

•        воспитывать чувства гражданственности и патриотизма учеников через чтение и анализ художественного текста;

•        формировать любовь к русскому писателю, литературе, нравственные качества личности, стремление к самосовершенствованию.

Развивающие:

•        развивать память, речь (в т.ч. обогащать и активизировать словарный запас),  мышление, умение анализировать, сопоставлять, делать выводы;

•        совершенствовать навыки решения  заданий;

•        развивать познавательный интерес, творческие способности, уверенность в своих силах, настойчивость.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Вид урока: смешанный.

Формы работы учащихся: групповая,  индивидуальная, работа в парах, фронтальная работа.

Технологии: личностно-ориентированное обучение, интерактивное, информационно-коммуникационное,  элементы проблемного обучения, развивающего, с использованием наглядного, занимательного материала.

Межпредметные связи: история, музыка, живопись.

Оборудование: компьютерная презентация, аудиозапись рассказа «Хирургия» в исполнении актера, «Осенняя песня» П.И. Чайковского, выставка книг А.П. Чехова, тексты рассказа, мизансцена.

Приемы работы: слово учителя, викторина, беседа, сообщения учащихся, анализ текста через деловую игру «Литературоведы», слушание актерского чтения с определенным заданием, проблемные, творческие задания, , инсценирование.

Ход урока:

В презентации записан эпиграф урока:

                                  О смех, великое дело!

Ничего более не боится человек так, как        

смеха…

                                                    Н.В.Гоголь.

                      Они смешные, но невесёлые.

                                                     А.П.Чехов.

Запись на доске:

Юмор (англ. Humour “нрав”,”настроение”) – изображение чего-то в смешном,          

           комическом виде.                

 Сатира (лат.) – обличение людских пороков и недостатков жизни,

отрицательных явлений действительности.

Портреты писателя и иллюстрации к произведению.

1) Организационный момент

2) Вступительное слово учителя.

Друзья мои! Я очень рада

Войти в ваш светлый класс.

И для меня уже награда

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе гений.

Но без труда талант не впрок:

Скрестите шпаги ваших мнений-

Мы вместе сочиним урок!

Мои соавторы и судьи.

Оценкой вас не накажу.

За странный слог не обессудьте,

А дальше прозой я скажу.

  1. Орг.м. Эмоц. настрой класса. ( если за окном пасмурно)

          - Какой сегодня день? Посмотрите в окно. Хмурый, пасмурный, светлый или      

          солнечный?

         - Какое настроение вызывает такая погода?

         - А знаете, что надо делать, чтобы улучшилось настроение, чтобы на душе было    

          тепло и спокойно?

         - Надо улыбнуться.

         - Я хочу поделиться с вами улыбкой. У вас такие солнечные, лучистые улыбки,    

          что от них ярче становится день, а на душе теплеет. Порадуйте своей улыбкой    

          тех, кто с вами рядом.  

          Улыбнитесь друг другу! Прочувствуйте теплоту, свет, радость, подаренные    

           другом  или подругой и пронесите это настроение через весь урок.

            2. Ввод в тему урока. Мотивация.

           Я предлагаю начать урок                  

         с игры, которая называется « Четвертый лишний». Перед вами четыре      

         произведения. Найдите четвертое лишнее, объясните свой выбор.

        «Заколдованное место».

         «Кавказский пленник»

          «Хирургия»

              «Муму»

         С произведениями Н.В. Гоголя, Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева  мы уже с вами знакомились на наших уроках,          

         сегодня  познакомимся с биографией А.П.Чехова, с его произведениями. В      

         качестве эпиграфа я взяла  высказывание Гоголя, известный афоризм        

 « Они смешные, но невеселые»,    

         такую характеристику своим рассказам дал писатель.      

         И мы с вами должны выяснить, что хотели  сказать Н.В.Гоголь и  А.П.Чехов    

         этими высказываниями. Обратимся к 1 эпиграфу, прочитайте его и ответьте  

         на вопрос: какой смысл заключается в этих словах? Вывод: значит смех                  

         заставляет человека задуматься над своими поступками, исправить своё    

     поведение, смех исправляет человеческие недостатки. (Человек боится          

           быть осмеянным. И он старается не совершать того, что может вызвать    

      насмешку окружающих; смех удерживает людей от плохого, а значит,    

           делает лучше). 

          Итак, наша цель:

Постараться рассмеяться.

(Ведь смеяться не грешно).

Рассмеявшись, докопаться,

Почему нам так смешно.

Как вы думаете, какова будет цель нашего    

 урока? Чему будем учиться на уроке? 

Конечно, со смешным вы уже сталкивались в своей жизни : будь то забавный    

          случай, чей-то рассказ или литературное произведение. Но в 5 классе вам    

          впервые придется взглянуть на смешное глазами ученых-литературоведов.

          Ведь,  чтобы вызвать наш смех, писатель использует особые приемы, которые

           называются художественными средствами.

 III Актуализация ранее изученного материала.

-        Произведения, которые вызывают наш смех, называются        

           юмористическими. Что такое юмор? Посмотрите на доску, где изображены 2 смайлика. Какой из них вы отнесли бы к понятию ЮМОР? Почему?

 

        -   Юмор – это всегда какой смех? (Добрый) Да, это смех, который не    

           уничтожает человека, высмеивает его недостатки.

Определение в презентации: Юмор (англ. Humour “нрав”,”настроение”) – изображение чего-то в смешном,   комическом виде.

           4. Прежде, чем говорить о произведении, необходимо познакомиться с его творцом.  Ведь некоторые моменты биографии писателя могут помочь в    понимании  замысла и содержания произведения.

         (биография Чехова-презентация)

       

          5.Презентация «Жизнь и творчество А.П.Чехова».  (Просмотр видео и заполнение Чеховского дневника)

Вступительное слово учителя: Жил на свете обыкновенный доктор, который родился почти 160 лет назад. Он много помогал людям. Помогал не только микстурами, пилюлями, мазями, но самое главное – словами. Помогал и больным, и здоровым. Потому что был не только доктор, но и замечательный писатель.

(Звучит музыка Чайковского. Четыре учащихся читают по очереди  стихотворение «Чехову»)

Я стою перед старым портретом,

Озаренный таинственным светом

Предвечерней, усталой тиши,

Перед взглядом спокойным, молчащим,

Слышу голос, с тоской говорящий

О страданиях русской души.

Я стою перед старым портретом,

Озарённый мечтательным светом

Уходящих вечерних лучей.

Вдруг повеяло свежей прохладой,

Ароматом Вишневого Сада

И степных многозвездных ночей.

Я стою перед старым портретом,

Озарённый тускнеющим светом.

Серых будней томителен круг…

Но, мне кажется, Чехов улыбкой

Хочет сгладить их боль и ошибку,

Точно верный, испытанный друг.

Я стою перед старым портретом,

Озарённый таинственным светом,

Здесь повеяло Чайки крыло…

Сквозь печаль невеселого смеха

Мне кивает приветливо Чехов,

Улыбаясь тому, что ушло.

Учитель: Как Вы уже догадались, сегодня мы знакомимся с именем уникального писателя, который совмещал в себе сразу две совершенно разные профессии - врача и писателя. Звали его Антон Павлович Чехов.

Посмотрите на портрет писателя. Что Вы можете сказать об А.П.Чехове? (ответы: грустные глаза, серьезный, печальный). Молодцы, ребята. Вы все верно сказали о писателе.

Чтобы понять Чехова-человека, не нужно представлять его себе таким, каким он выглядит на портретах последних лет: с утомлённым лицом, в пенсне, делающим взгляд тусклым. Болезнь и надвигающаяся смерть сделали его таким. Ведь он прожил всего 44 года. Лучше взгляните, каким Чехов был в 20 лет. Так и видишь его в то время: высокий, изящный, очень подвижный, со светло - карими весёлыми глазами, искренним, смелым взглядом, бесстрашно устремлёнными на мир.

Давайте познакомимся  с ним ближе.

II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

(Звучит музыка Чайковского. На ее фоне учащийся читает стихи (И. Ткачев. А.П. Чехов)

Ведущий 1:

Зажглась, как тысячи свечей, заря.

Глава семейства Богу помолился –

Антоша Чехов – третий сын родился.

Красив, здоров, и вес богатыря!

Он стал писателем, пленившим мир,

Таких, как Чехов, мало на планете,

О нем в ходу легенды и сонеты,

Он – гордость таганрожцев, всех кумир.

Ведущий 2

В доме купца, торговавшего чаем и хлебом,

У малых окошек, глядящих в завьюженный сад,

Родился младенец, крещенный морозом и снегом,

Чья жизнь начиналась с отцовских долгов и заплат

(Л.Волошина. А.П. Чехов)

Великий русский писатель Антон Павлович Чехов родился в 1860 году  в Таганроге.

Там же прошли и детские годы Антоши. А детство у будущего писателя было трудным. Его отец, Павел Егорович, был мелким купцом и держал в городе лавку. В этой-то лавке по приказанию отца Антоша и должен был проводить целые часы – обслуживать покупателей, следить, чтобы служившие в лавке мальчишки не таскали товар…

Ведущий 3

В лавке – «невесело, а главное – ужасно холодно, – вспоминает старший брат Антона Павловича Александр.– У мальчиков-лавочников Андрюшки и Гаврюшки синие руки и красные носы. Они поминутно постукивают ногой об ногу и ежатся, и сутуловато жмутся от мороза… В лавке так же холодно, как и на улице, и на этом холоде Антоше придется просидеть по крайней мере часа три…»

Ведущий4

Конечно, на игры времени почти совсем не оставалось. Брат Александр рассказывает, что Антоша «не имел возможности ни побегать, ни порезвиться, ни пошалить. На это не хватало времени, потому что всё свое свободное время он должен был проводить в лавке. Кроме того, на всём этом лежал отцовский запрет: бегать нельзя было потому, что «сапоги побьешь», шалить запрещалось оттого, что «балуются только уличные мальчишки»; играть с товарищами – пустая и вредная забава: «товарищи бог знает чему научат»…»

Ведущий1

Но времени не оставалось не только на игры и шалости, времени не хватало и на то, чтобы выучить и приготовить уроки, и это было гораздо хуже, потому что за плохие отметки Павел Егорович строго наказывал детей, и обычным средством здесь была розга. Став уже взрослым человеком, Чехов как-то сказал: «Я никогда не мог простить отцу своему, что в детстве он меня сёк». Унижение человеческого достоинства Чехов всегда, с самого раннего детства, воспринимал очень болезненно.

Ведущий 2

Кроме сидения в лавке, существовало и еще одно ненавистное Антоше дело: отец заставлял мальчиков петь в церковном хоре.

Звучит отрывок из церковного песнопения в исполнении детского хора (фонограмма)

Вот как вспоминает об этом Александр Чехов: « Тяжеленько приходилось бедному Антоше, с плоховатым слухом и жиденьким голоском… Немало было пролито им слез на спевках и много детского здорового сна отняли у него эти ночные поздние спевки. Павел Егорович во всем, что касалось церковных служб, был аккуратен, строг и требователен. Если приходилось в большой праздник петь утреню, он будил детей в два и три часа ночи и, невзирая ни на какую погоду, вел в церковь… Воскресные и праздничные дни были для детей Павла Егоровича такими же трудовыми днями, как и будни».

Ведущий 3.

Когда Антоша был в четвертом классе гимназии, при таганрогском уездном училище был открыт ремесленный класс, где обучали сапожному и портняжному ремеслу. В этот класс принимали и из других учебных заведений. Антоша с братьями Иваном и Николаем стали учиться в этом классе. Антоша учился портняжному ремеслу, выучился шить себе брюки и жилеты, и был очень доволен.

Ведущий 4.Так между гимназией, спевками, сидением в лавке, шитьем брюк и жилетов проходили детские годы Чехова. Позднее, вспоминая о них, Антон Павлович не раз повторит грустную фразу: «В детстве у меня не было детства».

         Слово учителя:   Будучи врачом, он мог наблюдать людей и в самые отчаянные, и в самые  

          необычные смешные моменты, что находило отражение в его произведениях.

       

Мы с вами рассмотрим рассказ «Хирургия». Какие ассоциации у вас возникают при этом слове? (Хирургическая операция, врач, инструменты, сложность).

Вы помните, какое мнение у вас сложилось об авторе и его творчестве в самом начале? Что ж подтвердим или опровергнем его, познакомившись с рассказом "Хирургия".

Инсценирование    рассказа «Хирургия»

Смешно было? Своим рассказам Чехов дал такую характеристику: «Они смешные, но невеселые».

- Давайте попробуем разобраться в этом.

- Назовите тему рассказа (заболел зуб).

- Почему  же рассказ о такой многим знакомой неприятности называется юмористическим? Что делает рассказ смешным?  Поработаем в качестве литературоведов, понаблюдаем, как писатель создает юмористическую ситуацию. (Смешным оказывается сюжет; смешно суеверие человека, смешны способы лечения, смешна своей неожиданностью развязка, смех вызывает речь, язык героев).

4) Работа в группах. Обсуждение рассказа «Хирургия». Карточки-задания.

А) Дать характеристику герою рассказа по памятке-инструкции 

1-я группа фельдшер Курятин.

2-я группа дьячок Вонмигласов.

Памятка-инструкция для групповой работы

1.Прочитайте инструкцию до конца

2. Дайте ответы на следующие вопросы, приводя примеры из текста:

- положение героя в обществе (должность, обязанность)

- портретная характеристика героя. Какие черты характера раскрывает портрет?

- речевая характеристика героя. Проанализируйте словарный запас героя.

- герой вызывает у вас больше смеха или сочувствия?

3. Каждый старайтесь высказать своё мнение. Уважайте мнение другого.

4. Сделайте выводы о герое.

5. Выберите докладчика, который сообщит ваши выводы.

6. Спасибо за работу!

3-я группа: составить рассказ по иллюстрации художника  

4-я группа: составить рассказ по иллюстрации художника  

Б) Обсуждение. Обоснование своей точки зрения.

4. Выводы

- Итак, какие особенности юмористических рассказов Чехова мы выявили?

1. Лаконизм и простота изложения

2. Бытовая ситуация

3. «Говорящие» фамилии

4. Сценичность диалога

5. Роль детали

6. Речь героев

- Так почему нам хочется смеяться, читая рассказ «Хирургия», но в то же время появляется и грустное чувство?

- Отчего это происходит?

Итак, подведем итоги.

Рассказы Чехова не просто юмористические, как мы убедились с вами. Они носят еще сатирический характер. А.П.Чехов был хорошим доктором и ставил точный диагноз. Попробуем и мы с вами поставить диагноз героям «Хирургии». (Диагноз – болезнь безнравственности, потеря человеческого в человеке)

- Над чем смеется в этом рассказе Чехов? Назовите отрицательные качества героев (невежество, глупость, самоуверенность, хвастовство, грубость, несдержанность)

-Каковы причины «заболевания» героев рассказа? (низкий уровень воспитания, образования, культуры, медицины)

- Подумаем о лекарстве против болезни, о ее профилактике (учеба, культура, знание своего дела, самовоспитание, анализ своих поступков)

   Отдалённые от нас целым столетием рассказы Чехова всё же во  многом современны, даже злободневны. Почему? В чём и где это проявляется?

 

          Урок подходит к концу, и нам надо оценить нашу деятельность. Выразите свое мнение. Если вам понравился урок, вы берете веселый здоровый зубик, а если испытывали какие-то трудности на уроке, выберите другой зуб и посмотрим, какая у нас получится улыбка

Домашнее задание. 

1. Ребята, напишите письмо А.П.Чехову о ваших впечатлениях, что понравилось, интересен ли рассказ

2. Если бы у Сергея Кузьмича Курятина была интернет-страничка, что бы он нам рассказал?

3. Создайте афишу к рассказу А.П. Чехова "Хирургия".          

                               

Я стою перед старым портретом,

Озаренный таинственным светом

Предвечерней, усталой тиши,

Перед взглядом спокойным, молчащим,

Слышу голос, с тоской говорящий

О страданиях русской души.

________________________________________________________

Я стою перед старым портретом,

Озарённый мечтательным светом

Уходящих вечерних лучей.

Вдруг повеяло свежей прохладой,

Ароматом Вишневого Сада

И степных многозвездных ночей.

_______________________________________________________

Я стою перед старым портретом,

Озарённый тускнеющим светом.

Серых будней томителен круг…

Но, мне кажется, Чехов улыбкой

Хочет сгладить их боль и ошибку,

Точно верный, испытанный друг.


_____________________________________________________________

Я стою перед старым портретом,

Озарённый таинственным светом,

Здесь повеяло Чайки крыло…

Сквозь печаль невеселого смеха

Мне кивает приветливо Чехов,

Улыбаясь тому, что ушло.

________________________________________________________________

 

Ведущий 2

В доме купца, торговавшего чаем и хлебом,

У малых окошек, глядящих в завьюженный сад,

Родился младенец, крещенный морозом и снегом,

Чья жизнь начиналась с отцовских долгов и заплат

Ведущий 1:

Зажглась, как тысячи свечей, заря.

Глава семейства Богу помолился –

Антоша Чехов – третий сын родился.

Красив, здоров, и вес богатыря!

Он стал писателем, пленившим мир,

Таких, как Чехов, мало на планете,

О нем в ходу легенды и сонеты,

Он – гордость таганрожцев, всех кумир.

________________________________________________________________

Ведущий 2

Великий русский писатель Антон Павлович Чехов родился в 1860 году  в Таганроге.

Там же прошли и детские годы Антоши. А детство у будущего писателя было трудным. Его отец, Павел Егорович, был мелким купцом и держал в городе лавку. В этой-то лавке по приказанию отца Антоша и должен был проводить целые часы – обслуживать покупателей, следить, чтобы служившие в лавке мальчишки не таскали товар…

________________________________________________________________

Ведущий 3

В лавке – «невесело, а главное – ужасно холодно, – вспоминает старший брат Антона Павловича Александр.– У мальчиков-лавочников Андрюшки и Гаврюшки синие руки и красные носы. Они поминутно постукивают ногой об ногу и ежатся, и сутуловато жмутся от мороза… В лавке так же холодно, как и на улице, и на этом холоде Антоше придется просидеть по крайней мере часа три…»

________________________________________________________________

Ведущий4

Конечно, на игры времени почти совсем не оставалось. Брат Александр рассказывает, что Антоша «не имел возможности ни побегать, ни порезвиться, ни пошалить. На это не хватало времени, потому что всё свое свободное время он должен был проводить в лавке. Кроме того, на всём этом лежал отцовский запрет: бегать нельзя было потому, что «сапоги побьешь», шалить запрещалось оттого, что «балуются только уличные мальчишки»; играть с товарищами – пустая и вредная забава: «товарищи бог знает чему научат»…»

Ведущий1

Но времени не оставалось не только на игры и шалости, времени не хватало и на то, чтобы выучить и приготовить уроки, и это было гораздо хуже, потому что за плохие отметки Павел Егорович строго наказывал детей, и обычным средством здесь была розга. Став уже взрослым человеком, Чехов как-то сказал: «Я никогда не мог простить отцу своему, что в детстве он меня сёк». Унижение человеческого достоинства Чехов всегда, с самого раннего детства, воспринимал очень болезненно.

_______________________________________________________________

Ведущий 2

Кроме сидения в лавке, существовало и еще одно ненавистное Антоше дело: отец заставлял мальчиков петь в церковном хоре.

Звучит отрывок из церковного песнопения в исполнении детского хора (фонограмма)

Вот как вспоминает об этом Александр Чехов: « Тяжеленько приходилось бедному Антоше, с плоховатым слухом и жиденьким голоском… Немало было пролито им слез на спевках и много детского здорового сна отняли у него эти ночные поздние спевки. Павел Егорович во всем, что касалось церковных служб, был аккуратен, строг и требователен. Если приходилось в большой праздник петь утреню, он будил детей в два и три часа ночи и, невзирая ни на какую погоду, вел в церковь… Воскресные и праздничные дни были для детей Павла Егоровича такими же трудовыми днями, как и будни».

________________________________________________________________

Ведущий 3.

Когда Антоша был в четвертом классе гимназии, при таганрогском уездном училище был открыт ремесленный класс, где обучали сапожному и портняжному ремеслу. В этот класс принимали и из других учебных заведений. Антоша с братьями Иваном и Николаем стали учиться в этом классе. Антоша учился портняжному ремеслу, выучился шить себе брюки и жилеты, и был очень доволен.

________________________________________________________________

 

Ведущий 4.Так между гимназией, спевками, сидением в лавке, шитьем брюк и жилетов проходили детские годы Чехова. Позднее, вспоминая о них, Антон Павлович не раз повторит грустную фразу: «В детстве у меня не было детства».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы на тему "Антон Павлович Чехов.Жизнь и творчество".

Презентация содержит материал об образовании, первых произведениях, театральной деятельности А. П. Чехова....

Урок по литературе в 5 классе Антон Павлович Чехов "Каштанка"

Конспект урока в 5 классе ( по учебнику-хрестоматии « Шаг за горизонт» авторов Р. Н. Бунеева и Е. В. Бунеевой)....

Конспект урока литературы в 9 классе. Тема: А. П. ЧЕХОВ. Слово о писателе. Рассказ А. П. ЧЕХОВА «Тоска». Трагизм судьбы героя рассказа.

Конспект урока литературы в 9 классе.Тема: А. П. ЧЕХОВ. Слово о писателе. Рассказ А. П. ЧЕХОВА «Тоска».  Трагизм судьбы героя рассказа....

Сценарий проведения урока по теме "Антон Павлович Чехов. Жизнь и творчество"

Сценарий урока содержит материал о жизни и творчестве Антона Павловича Чехова...

Сценарий проведения урока по теме "Антон Павлович Чехов. Жизнь и творчество"

Сценарий урока содержит материал о жизни и творчестве Антона Павловича Чехова...

Урок литературы в 9 классе по теме "А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к «маленькому человеку».."

Тема. А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа  «маленького человека» в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к «маленькому челове...