Урок литературы в 8 классе.Тема: У.Шекспир "Ромео и Джульетта"
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Урок литературы в 8 классе учитель:Гаджиахмедова М.А

Тема: У. Шекспир «Ромео и Джульетта»

 

Цель урока - раскрыть глубину образов героев трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта», причины их гибели и бессмертия;  дать ответ на вопрос: «Что сделало имена Ромео и Джульетты бессмертными, в чем чудо, тайна их образов и любви?»

 

Задачи:

Образовательные:

- раскрытие основного конфликта трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта»

- углубление представлений о жанровых особенностях трагедии

- развитие навыков логического высказывания

- обобщение и систематизация знаний учащихся по пьесе Шекспира

 

Развивающие:

- формирование представления об отражении трагедии Шекспира в различных видах искусства (живописи, музыке, балете, кинематографе)

- развитие познавательной активности

- развитие языковых и творческих способностей учащихся

- развитие речи

 

Оборудование:

Портрет В. Шекспира, иллюстрации различных художников к пьесе, учебник

 

 

  Эпиграф к уроку:  «Любовь сильнее смерти и страха смерти, 

только ею, только любовью

держится и движется жизнь» (И.С. Тургенев)

 

                                                  Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

Ответить на вопросы:

1) Сколько лет было Джульетте?

2) Кем Меркуцио приходился Ромео?

3) Во сколько лет мать родила Джульетту?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Ромео и Джульетта63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 8 классе

Тема: У. Шекспир «Ромео и Джульетта»

Цель урока - раскрыть глубину образов героев трагедии В. Шекспира «Ромео и Джульетта», причины их гибели и бессмертия;  дать ответ на вопрос: «Что сделало имена Ромео и Джульетты бессмертными, в чем чудо, тайна их образов и любви?»

Задачи:

Образовательные:

- раскрытие основного конфликта трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта»

- углубление представлений о жанровых особенностях трагедии

- развитие навыков логического высказывания

- обобщение и систематизация знаний учащихся по пьесе Шекспира

Развивающие:

- формирование представления об отражении трагедии Шекспира в различных видах искусства (живописи, музыке, балете, кинематографе)

- развитие познавательной активности

- развитие языковых и творческих способностей учащихся

- развитие речи

Оборудование:

Портрет В. Шекспира, иллюстрации различных художников к пьесе, учебник

  Эпиграф к уроку:  «Любовь сильнее смерти и страха смерти,                                          только ею, только любовью

держится и движется жизнь» (И.С. Тургенев)

                                                  Ход урока:

1.Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.  

Ответить на вопросы:

1) Сколько лет было Джульетте?

2) Кем Меркуцио приходился Ромео?

3) Во сколько лет мать родила Джульетту?

4) В каких двух городах происходит действие?

5) В кого переоделись Ромео и его спутники для бала в доме Капулетти?

6) При каких обстоятельствах умер каждый из влюблённых?

3. Сделать характеристику одного из героев трагедии.

 

3.Работа по теме урока.

 На этом уроке мы познакомимся с трагедией Уильяма Шекспира «Ромео и Джульетта».

Имя это встретится вам не раз и не только на страницах школьных учебников, эти произведения играют в драматических театрах, по ним ставят мюзиклы и балеты. Множество кинофильмов снято по комедиям и трагедиям Шекспира.

Уильям Шекспир – английский писатель эпохи Возрождения (рис. 1). Эпоха Возрождения – период подъема европейской культуры, который охватывает два века (XV–XVI). В эту эпоху разрастаются города, развивается торговля, купцы отправляют в дальние плавания свои корабли. В эту пору появляются люди, не желающие соглашаться с тем, что земная жизнь не приносит радости и счастье возможно только после смерти.

Они отстаивают точку зрения о том, что радость и наслаждение возможно испытывать и в период земной жизни. Этих людей называли гуманистами (от лат. humanitas — «человечность», humanus — «человечный», homo — «человек»). Благодаря им были найдены, сохранены и изучены идеи античности, от этого и происходит название эпохи Возрождения. Но эта эпоха не только сохранила старые традиции и ценности, она дала возможность появиться новым произведениям искусства и литературы. Об этом говорит принц Гамлет: «Что за великое создание – человек! Как благороден разумом! Как бесконечен способностями! В обличии и движениях как выразителен и чудесен! Краса вселенной! Венец всего живущего!». Но и автор, и его герой понимали, что мир не так совершенен, как хотелось бы.

В апреле 1564 года родился малыш, его назвали Уильям или попросту Уилл. Шекспиры жили в маленьком зеленом торговом городке Стратфорде-на-Эйвоне. В сотне миль на юг располагался Лондон. Лондон был столицей, где находился двор королевы Елизаветы Первой. Очень многим Лондон казался далеким и опасным.

Уилл был старший из шестерых детей Шекспиров. Отец его торговал перчатками и кожей и работал в городском суде. Уилл ходил в городскую школу, где учителями были преподаватели Оксфордского университета. В школе учили греческому, латыни, религии и очень жестоко наказывали за проступки. Но иногда случались и развлечения, и к таким развлечениям относился приезд театральной труппы в город. Артисты располагались там, где было место, устанавливали помост и разыгрывали различные пьесы. Маленький Уилл мечтал быть актером, а может быть, и автором пьес.

В 19 лет Шекспир женился, его женой был дочь фермера Энн Хатауэй, жили они неподалеку, в Шоттере. Несмотря на то что Энн была на восемь лет старше Шекспира, она его очень любила, и уже через три года у них было трое детей. Шекспир делал все для того, чтобы содержать свою семью, не отказывался от любой работы, но в мыслях он часто бывал где-то далеко. Энн понимала, что Уилл несчастлив, и тогда они пришли к соглашению: Уилл поедет в Лондон и попытается добиться известности. Когда следующая труппа актеров посетила Стратфорд, Уилл попросил взять его с собой. Он был готов ухаживать даже за лошадьми, труппе понравился бойкий молодой человек, и они взяли его с собой. Так начались странствия Уилла, которое в итоге привели его в Лондон. Такого города никто никогда не видывал, баснословно богатые люди жили рядом с бедняками, огромные здания вроде Тауэра и собора Святого Павла соседствовали с отвратительными трущобами. Самым главным развлечением жителей города были театральные постановки. Вход в театр стоил недорого, и на представления ходили все – от мальчишек-подмастерьев до богатых придворных.

Уилл был хорошим актером, он очень много работал, и к 1596 году его знал весь Лондон. Кроме того, он начал играть в пьесах одного нового талантливого автора пьес, т. е. в своих собственных произведениях. Начал Уилл с серьезных исторических тем, но потом появились забавные комедии. После 1594 года Уилл играл и писал только для одного театра под названием «Слуги камергера».

Одна из его новых пьес называлась «Ромео и Джульетта». Во времена Шекспира зрители не сидели молча, наблюдая за пьесой, они трагически переживали. Роль Джульетты, как обычно в те времена, исполнял мальчик, переодетый в женскую одежду. Очень часто, когда умирал богатый человек, слуги продавали театральным труппам его одежду, именно так театр Шекспира пополнялся новыми костюмами.

Наконец, Уилл занимался тем, чем ему хотелось. Но в это время в семье происходит трагедия: умирает одиннадцатилетний сын. На следующий день Уилл купил своей жене и дочерям лучший дом в Стратфорде (в нем насчитывалось более десятка каминов). Теперь он мог позволить себе такую покупку, он стал богатым человеком, и его можно было назвать джентльменом. Кроме того, его семье был пожалован герб с изображением сокола и золотого копья (в елизаветинской Англии это были символы успеха).

Карьера Уилла как мастера драматургии была еще впереди. Из-под его пера выходят новые произведения: «Сон в летнюю ночь», «Много шума из ничего», «Венецианский купец». Но энергия Уилла была неиссякаема. Он вставлял в свои пьесы спецэффекты, чтобы удивлять публику. Перекатывая пушечные ядра, изображали гром, актеры прятали под своей одеждой пузыри со свиной кровью, которая проливалась, когда их «ранили». Труппа лорда-камергера решила основать свой театр. Такой театр был построен в 1599 году, его назвали «Глобус».

Одной из трагедий, написанных Шекспиром, является «Гамлет». Известны слова Гамлета: «Быть или не быть, вот в чем вопрос». Пьеса с успехом шла на лондонских сценах.

В 1603 году умирает королева. Поскольку у нее не было прямых наследников, то трон занимает ее племянник Джеймс. Король Джеймс I очень ценил и любил творчество Шекспира и стал патроном театра «Глобус». Он переименовывает труппу в «Людей короля». Последующие десять лет «Люди короля» без малого сотню раз выступали на дворцовых сценах. Порой Уилл укорачивал свои сцены, чтобы не надоесть королю. Тем временем из-под его пера продолжают выходить пьесы: «Король Лир», «Отелло» и «Антоний и Клеопатра».

В театре на открытом воздухе можно было играть только летом, при хорошей погоде. Поэтому в 1609 был приобретен новый театр «Блэкфрайерз». Этот театр был меньше «Глобуса», но билеты в него стоили дороже, зато труппа могла играть при плохой погоде, в зимние вечера при свете свечей. Зрители очень любили пьесы Уилла. Первое издание пьес, а всего их 36, вышло в 1623 году, в то время, когда Шекспира уже не было в живых. Он умер в 1616 году.

Запись темы в тетрадь.

3. Постановка проблемного вопроса .

Учитель: Но перед тем, как мы обратимся к теме нашего урока, давайте вспомним, что такое трагедия?

Трагедия – драматическое произведение, изображающее глубокие, чаще всего неразрешимые жизненные противоречия. Их последствия завершаются гибелью героя.

- Определите тему трагедии «Ромео и Джульетта»

(это произведение о жестокости мира и о силе любви)

- В чем же секрет таланта великого Шекспира? Что сделало имена Ромео и  Джульетты бессмертными, в чем чудо, тайна их образов и любви? В этом нам предстоит разобраться на сегодняшнем уроке.

Запись проблемного вопроса в тетрадь.

4. Анализ художественного произведения .

 Трагедия «Ромео и Джульетта» была написана в 1595 году, но сюжет был известен ранее. Он относится к итальянским народным новеллам. Говорить, что Шекспир был первооткрывателем этого сюжета, нельзя, так как этот сюжет кочевал по европейской литературе и встречался довольно часто.

В шекспировской трагедии мы видим столкновение чистой, безгрешной, естественной любви с неустроенностью мира.

Познакомимся с действующими лицами трагедии.



     Эскал, герцог Веронский.
     Парис, молодой патриций, его родственник.
     Монтекки  } главы двух враждующих
     Капулетти } друг с другом фамилий.
     Дядя Капулетти.
     Ромео, сын Монтекки.
     Меркуцио, родственник герцога, друг Ромео.
     Бенволио, племянник Монтекки и друг Ромео.
     Тибальдо, племянник жены Капулетти.

     Лоренцо  
                           } францисканские монахи.
     Джиованни

     Бальтазар, слуга Ромео.

     Самсон  
                           } слуги Капулетти.
     Грегорио

     Пьетpо, слуга кормилицы Джульетты.
     Абpамо, слуга Монтекки.
     Аптекарь.
     Трое музыкантов.
     Хор.
     Офицер.
     Паж Меркуцио.
     Паж Париса.
     Жена Монтекки.
     Жена Капулетти.
     Джульетта, дочь Капулетти.
     Кормилица Джульетты.
     Веронские граждане, родственники и родственницы обеих враждующих
     фамилий, маски, стража и слуги.

 

Действие трагедии происходит в итальянском городе Вероне. Нужно помнить, что в те времена продолжительность жизни была намного меньше; Джульетте было около 14 лет, что, по современным меркам, достаточно юный возраст, но в ту пору девушка уже считалась взрослой и готовой к вступлению в брак. Ромео был немного старше ее. Наши герои приходят к монаху с просьбой обвенчать их, и тот выполняет их просьбу. И это не является выдумкой Шекспира, такие случаи имели место, особенно в южных странах. События, о которых рассказывает пьеса, длятся примерно пять суток.

В пересказе английских писателей Мэри и Чарльза Лэм в книге «Шекспир, рассказанный детям» сюжет выглядит так: «В Вероне жили две знатные богатые семьи: Монтекки и Капулетти. Между этими семьями с давних времен существовала вражда. Мало-помалу вражда превратилась в смертельную ненависть и начала распространяться на самых отдаленных родственников, сторонников и приверженцев обоих семейств. Наконец, дошло до того, что даже при встрече слуг из домов Монтекки и Капулетти почти всегда происходили ссоры, нередко заканчивавшиеся кровопролитием. Мирная тишина на улицах Вероны часто нарушалась этими столкновениями.

Однажды синьор Капулетти устроил большой бал, на который пригласил много прекрасных дам и благородных рыцарей. Все красавицы Вероны блистали на этом балу, и все, за исключением членов семьи Монтекки, были желанными гостями. Присутствовала там также и Розалина, которую любил Ромео — сын старого синьора Монтекки. Хотя для всякого Монтекки появление на этом балу было сопряжено с опасностью для жизни, тем не менее Бенволио, друг Ромео, убедил юного приятеля пойти к Капулетти, скрыв свое лицо.

На бал к Капулетти явились трое в масках: это были Ромео, Бенволио и их общий друг Меркуцио. Начались танцы. Вдруг взгляд Ромео упал на одну из танцующих девушек, ее наружность поразила юного мечтателя. Ему показалось, что ослепительная красота девушки заставляет огни гореть ярче, она выделялась среди всех, словно драгоценный камень на темной коже негра, и в кругу своих подруг была словно белая голубка в стае ворон.

Тут только Ромео узнал, кто эта красавица, поразившая его. Она оказалась юной Джульеттой, дочерью синьора Капулетти, злейшего врага семьи Монтекки. Ромео понял, что отдал свое сердце врагу…

Джульетта тоже испытала большое волнение, когда открыла, что молодой человек, с которым она разговаривала, был Ромео, один из семьи Монтекки: ведь и в ее сердце вспыхнула внезапная любовь к Ромео».

 

- Вспомните, как Ромео до встречи с Джульеттой отзывается о любви? 

Пустая тягость, тяжкая забава,
Нестройное собранье стройных форм,
Холодный жар, смертельное здоровье,
Бессонный сон, который глубже сна.
Вот какова, и хуже льда и камня,
Моя любовь, которая тяжка мне.
(Акт I. Сцена 1)

Что есть любовь? Безумье от угара,
Игра огнём, ведущая к пожару,
Воспламенившееся море слёз,
Раздумье — необдуманности ради,
Смешенье яда и противоядья.
(Акт I. Сцена 1)

Я потерял себя, и я не тут.
Ромео нет. Ромео не найдут.
(Акт I. Сцена 1)

 - Почему герой так отзывается о любви? Зачем в пьесе говорится о любви Ромео к Розалине?

(Ромео признаётся, что влюблён в некую Розалину, которая не отвечает на его чувства, и это заставляет его страдать.)

- Таким был Ромео до встречи с Джульеттой. А какой перед нами предстает Джульетта до встречи с Ромео?

(Первая встреча с героиней происходит в сцене разговора Джульетты с матерью, которая сообщает девушке о внимании к ней графа Париса. Мать просит дочь обратить внимание на молодого жениха, на что Джульетта отвечает:

Ещё не знаю. Надо сделать пробу.
Но это лишь единственно для вас.
(Акт I. Сцена 3)

Юная героиня ещё не думала о любви, о браке, она спокойна и послушна, согласна «сделать пробу», потому что пока никого не любит)

- Итак, мы видим, что Ромео и Джульетта не являли собой ничего особенного, они жили по общим законам, и на любовь смотрели, как все, пока не встретились.

Любовь вспыхнула тотчас же, как только герои увидели друг друга, она подобна вспышке молнии, электрической искре.

- Как меняется их отношение к любви? (продолжают работу группа исследователей)

Ромео:

Ее сиянье факелы затмило.

Она, подобно яркому бериллу

В ушах арапки, чересчур светла

Для мира безобразия и зла.

Как голубя среди вороньей стаи,

Ее в толпе я сразу отличаю.

Я к ней пробьюсь и посмотрю в упор.

Любил ли я хоть раз до этих пор?

О, нет то были ложные богини.

Я истинной любви не знал доныне…

Джульетта:

Я воплощенье ненавистной силы
Некстати по незнанью полюбила.
Что могут обещать мне времена,
Когда врагом я так увлечена?
(Акт II. Сцена 5)

- Это слова не друг другу, а каждого самому себе, но они удивительно созвучны. Герои еще в плену прежних представлений, но уже ощущают мощь нового чувства.

- Как любовь воздействует на героев? Как ведут себя Ромео и Джульетта до и после знакомства?

(Ромео до встречи с Джульеттой говорит очень много и красиво о своей любви к Розалине. Когда он встречает дочь Капулетти, он начинает действовать, так как настоящее чувство требует решительности. Из мечтательного юноши он превращается в смелого, мужественного человека, способного принимать решения и отвечать за свои поступки.

Такой же путь проходит и Джульетта, она меняется ещё сильнее: сначала она была покорной дочерью, теперь восстаёт и борется за свою любовь.

Любовь в трагедии предстаёт как великий воспитатель: герои взрослеют, принимают важные решения, берут на себя ответственность.)

- Что мешает влюбленным?

(Монтекки и Капулетти – кровные враги)

- Как отреагировали влюбленные на то, что они из враждующих семей? Найдите слова героев в тексте.

 (Ромео:

Так это Капулетти!

Я у врага в руках и пойман в сети…

Джульетта:

Что могут обещать мне времена, Когда врагом я так увлечена…

- Герои видят смысл всей жизни в любви. Тогда почему же они выбирают смерть?

Они умирают за свою любовь. Любовь торжествует над враждой, непониманием. Отняв у себя жизни, герои трагедии вынесли приговор родовым распрям, сословным предрассудкам. Трагедия Шекспира утверждает бесценность и вечность любви.

- Есть ли смысл в гибели героев?

После смерти юных супругов враждующие семьи примиряются. Гибель детей убеждает родителей в том, что их вражда — страшный пережиток времени и они наказаны за зло.

8. Итоги урока :

По традиции переводчики Шекспира всегда последнюю фразу трагедии представляют так:

Нет повести печальнее на свете,

Чем повесть о Ромео и Джульетта. В конце трагедии главы обоих семейств обещают воздвигнуть памятник Ромео и Джульетте.

9. Домашнее задание.

. Написать сочинение на тему (по выбору):
«Тема любви в произведениях Шекспира»,
«Мой любимый герой в произведениях Шекспира»,
«Конфликт живого чувства и семейной вражды в трагедии “Ромео и Джульетта”»

10. Оценки за урок .

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 9 класс, тема "Особенности лирики А.Фета и Ф. Тютчева"

Презентация содержит материал, который поможет учащимся выяснить особенности поэзии Фета и Тютчева....

Презентация к уроку литературы, 10 класс, тема "М.Ю.Лермонтов"Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?"

Данная презентация содержит вопросы для анализа стихотворения "Пророк", аудиозапись стихотворения....

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

урок литературы 6 класс тема: "Особенности тургеневского повествования" ( по рассказу И. С. Тургенева "Бирюк")

Разработка урока литературы в 6 классе по творчеству И. С. Тургенева. Материал доступен для школьников и учителей. Урок разработан с учетом современных педагогических технологий....

Урок литературы 6 класс Тема: «Трудный путь человека к правде жизни». (Урок – путешествие по произведению М.М. Пришвина «Кладовая солнца»)

На данном уроке ребята вместе с учителем отправляются в путешествие тропою писателя вслед за его героями Настей и Митрашей. Анализируя текст, выясняют,  какие трудности пришлось испытать героям...

Открытый урок литературы 10 класс. ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет.

ТЕМА:  Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда».  Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет. Тип урока: урок изучения нового материала. ЦЕЛЬ:...

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание, угодливость в рассказе. Приемы создания характеров персонажей

Урок литературы 6 класс. Тема урока: Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. "Толстый и тонкий": социальное неравенство, чинопочитание,  угодливость в рассказе. На данном уроке: ...