Своеобразие сетевой литературы
план-конспект урока по литературе

Литвиненко Яна Алексеевна

Урок  литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_beregovaya_e.e.docx21.67 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока литературы для 5 классов

Своеобразие сетевой литературы

(на примере произведений «Сказка про радужного жирафа», «Сказка про волшебные деревья», «Уроки для зверят»)

Тема урока

«Своеобразие сетевой литературы»

Цели урока

Цель урока – выявить, в чем своеобразие сетевой литературы, определить ее специфические черты.

Обучающие цели:

- дать представление о сетературе;

- познакомить обучающихся с произведениями сетевой литературы;

- выработать навыки краткого пересказа текста

Воспитательные:

- воспитывать в обучающихся любовь к литературе, к чтению книг.

Развивающие:

- развитие речи, мышления, воображения, коммуникативности школьников.  

Задачи

     Обучающие:

  • обеспечить в ходе урока усвоение понятий сетература, интертекст, интерактивность, фэнтези, гипертекст;
  • расширить читательский кругозор учащихся

Развивающие:

  • создать условия для развития  коммуникативных навыков через разнообразные виды речевой деятельности (диалогическая речь)
  • создать условия для развития памяти, внимания, воображения;
  • содействовать развитию умений осуществлять рефлексивную деятельность

Воспитательные:

  • способствовать развитию умения отстаивать свою точку зрения;
  • способствовать развитию культуры взаимоотношений при диалоге;
  • содействовать развитию эстетического вкуса, культуры речи

Вид и  форма урока

Урок ознакомления с новым материалом.

Формы работы: групповая дискуссия, диалог, индивидуальна работа

Оборудование:

  1. Компьютеры с выходом в интернет;
  2. Мультимедийный проектор, экран.

Ход урока

Организационный момент, слово учителя

     Ребята, мы продолжаем разговор о современном литературном процессе.  С наступлением эпохи компьютеров литература приобрела новое пространство: Сеть Интернет.

     За последние 10-15 лет в Интернете уже сложилась собственная литературная среда. И сегодня уже нет того, что принято называть единым литературным процессом.

     Процесса два: один существует в бумажном формате, другой – в виртуальном.

Первая учебная ситуация.

Сообщения учеников

     Первый ученик заранее готовит сообщение о видах и жанрах русской литературы, представленной в Сети,  об отличиях от бумажного формата.

     (Сетевая литература (сетература) – совокупность литературных произведений, основной средой существования которых является Интернет. Интернет как носитель текстов предоставляет в распоряжение автора ряд средств и приёмов, недоступных на бумаге:

  • нелинейность текста: за счёт гиперссылок читатель может самостоятельно строить свою траекторию движения по тексту;
  • интерактивность текста: автор может предоставить читателям возможность дописывать имеющийся текст – в соответствии с определёнными правилами или произвольным образом;
  • мультимедийность текста: в литературное произведение, размещённое в Интернете, легко вставить звуковые файлы, файлы с анимированными изображениями и т. п.

     Жанры: много произведений в жанре фэнтези, рассказов, эссе)

Вторая учебная ситуация. Проверка домашнего задания

     Итак, сегодня мы будем обсуждать сказки «Сказка про радужного жирафа», «Сказка про волшебные деревья», эссе «Уроки для зверят». Вспомним их содержание (ученики кратко пересказывают содержание рассказов-сказок).

Третья учебная ситуация. Постановка цели

     Ребята, как вы думаете, какова цель нашего урока? (Выявить, в чем своеобразие сетевой литературы, определить ее специфические черты).

     А что для этого нужно сделать? Для этого нам нужно зайти на сайты, где публикуются произведения сетературы (http://ceteratura.ru/; http://www.netslova.ru/). Открываем странички прочитанных рассказов.

Четвертая учебная ситуация. Анализ сказок

     Беседа с группой:

     1. Чем эти сказки показались вам необычными, интересными? (сказки родились из жизненных ситуаций, происходивших с автором, о чём говорится во вступлении).

     2. Что нам рассказывает автор в эссе «Уроки для зверят»? (Художник неправильно нарисовал иллюстрацию к детской книжке, идёт отсылка к книге «Уроки для зверят» – открываем ссылку на эту книгу, смотрим иллюстрации).

     3. Прием обращения к другим текстам называется Интертекст – это первая особенность сетературы. Записываем это в тетрадь.

     Информация на карточке: Интертекст – способ построения художественного текста, состоящий в том, что текст состоит из цитат и ссылок к другим текстам.

     4. Кто в сказках выступает главным героем? (Вымышленные персонажи: жираф, жители волшебного леса).

     5. Что есть во всех этих произведениях? (иллюстрации, предложенные самим автором, а также отзывы читателей). Так какова же вторая особенность сетературы? (следующая особенность сетературы – интерактивность,  возможность создавать произведение во взаимодействии с читателями)

     6. К какому жанру относятся прочитанные вами произведения? (сказки, эссе). Как вы думаете, какие произведения чаще всего создаются в сетературе? (сказочные, фэнтезийные). Значит, третья особенность сетературы – ведущий жанр – фэнтези.

     Информация на карточке: Фэнтези – это литературный жанр, сформировавшийся в начале ХХ века, в котором строятся вторичные, другие миры.

Пятая учебная ситуация. Работа в интернете

     Открываем сайты с произведениями сетературы. Смотрим некоторые из них, обращаем внимание на иллюстрации, изобилие гиперссылок.

     Ребята, ссылки, при нажатии на которые мы переходим на другую страничку в интернете, называются гиперссылками. Зачем они нужны? (посмотреть определения неизвестных понятий, понять, что автор брал в основу своего текста).

     Какую мы с вами выделили особенность? (Четвёртая особенность – возможность использования гипертекста)

     Информация на карточке: гипертекст – текст, устроенный с помощью гиперссылок таким образом, что он превращается в целую систему текстов.

Шестая учебная ситуация. Подведение итогов, домашнее задание

     Давайте ещё раз вспомним особенности сетературы. Чем интересны такие произведения?

     Домашнее задание: Создать свой список сетевой литературы (не менее 5 источников).

Рефлексия

     Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке? Что показалось вам самым интересным? Будете ли вы читать произведения сетературы? Вы сегодня хорошо поработали, спасибо за урок!

Приложение

Карточка к уроку:

Интертекст – способ построения художественного текста, состоящий в том, что текст состоит из цитат и ссылок к другим текстам.

Гипертекст – текст, устроенный с помощью гиперссылок таким образом, что он превращается в целую систему текстов.

Фэнтези – это литературный жанр, сформировавшийся в начале ХХ века, в котором строятся вторичные, другие миры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сказки Салтыкова-Щедрина. Художественное своеобразие. Урок литературы в 10 классе.

Урок в 10 классе  по сказкам Салтыкова-Щедрина с применением технологии модульного обучения . Учащиеся могут самостоятельно изучить материал, сделать нужные выводы. В конспекте даны необходимые п...

Своеобразие древнерусской литературы

Произведения, написанные авторами, чтобы вызвать у читателей эстетические переживания. Такие тексты могут преследовать назидательные, воспитательные, идеологические цели....

Организация творческой деятельности на уроках литературы. Сетевая литература.

В данной разработке представляю Вашему вниманию жанры сетевой литературы - явления достаточного нового. Дети 21 века - продвинутое поколние, интернет заменяет им, к сожалению, книги, поэтому пусть хот...

Своеобразие сетевой литературы

Конспект урока литературы для 5 классов...

Своеобразие древнерусской литературы

СВОЕОБРАЗИЕ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Русской литературе без малого тысяча лет. Это одна из самых древних литератур Европы. Она древнее, чем литература французская, английская, немецкая. Ее ...

Презентация "Своеобразие родной литературы"

Презентация к первому уроку РОДНОЙ (РУССКОЙ) ЛИТЕРАТУРЫ....