Проектная работа «Как трудно стать человеком» (Проблемы воспитания и самоопределения человека в русской литературе) 9 класс
проект по литературе (9 класс)

Детство - очень важный этап в процессе формирования человеческой личности. Именно в это период формируется мировоззрение человека,  складываются взгляды на жизнь, появляются первые желания и начинает накапливаться опыт общения. Личность формируется под влиянием окружающей среды, от которой зависит: вырастет ли из ребенка красивый цветок, радующий окружающих, или сорная трава.

Объект исследования –повесть П.Санаева «Похороните меня за плинтусом.

Предмет исследования – процесс  формирования духовных ценностей; нравственное воспитание  и самоопределение личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_rabota.docx40.12 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная работа

«Как трудно стать человеком»

(Проблемы  воспитания и самоопределения человека  

в русской литературе)

Учитель русского языка и литературы

МБОУ лицей №7 г.Солнечногорска Московской области

Лубинец Ольга Ивановна, высшая категория

Актуальность проекта.

            На современном этапе  развития общества перед школой стоят важные, требующие радикальных решений задачи, обусловленные  необходимостью реальных  перемен в воспитании  и обучении  детей и молодёжи в связи с преобразованиями, происходящими в России.

            В  условиях  экономического, социального, политического, идеологического кризиса в России, всё чаще воспитание детей возлагается всецело на школу, в то время как родители заняты проблемами «выживания». Известно, что семья  способствует развитию личности человека, является мощным фактором воздействия.  Именно в семье  закладываются  первые  навыки   общения, взаимоотношения  между её  членами. Именно семья формирует основы мировоззрения человека, его образ жизни и ценностные ориентиры.          

Детство - очень важный этап в процессе формирования человеческой личности. Именно в это период формируется мировоззрение человека,  складываются взгляды на жизнь, появляются первые желания и начинает накапливаться опыт общения. Личность формируется под влиянием окружающей среды, от которой зависит: вырастет ли из ребенка красивый цветок, радующий окружающих, или сорная трава.

Объект исследования –повесть П.Санаева «Похороните меня за плинтусом.

Предмет исследования – процесс  формирования духовных ценностей; нравственное воспитание  и самоопределение личности.

Цель проекта:

1.Не только передать ученикам сумму знаний, но и научить добывать эти знания самостоятельно, использовать  их для новых познавательных и практических заданий.

2.Содействовать формированию у учеников коммуникативных навыков.

3.Научить учащихся пользоваться исследовательскими приемами: собирать информацию, анализировать, выдвигать гипотезы, делать выводы.

Задачи.

Образовательные:

  • Формировать понятие о творческой манере писателя, особенностях его языка, учить самостоятельно искать и систематизировать информацию;
  • Развивать познавательный и эстетический опыт, художественный вкус, художественную зоркость, основы исследовательской деятельности.

Развивающие:

  • Развивать, творческое воображение, образное и логическое мышление, внимание, речь, умение работать самостоятельно с дополнительной литературой.
  • Формировать коммуникативные навыки: способность к взаимопониманию, интерес и внимание к творческим усилиям товарищей, умение давать адекватную оценку полученным результатам (как собственных, так и чужих), умение работать в команде, умение предъявить свою работу другим.

Воспитательные:

  • Организовать такую воспитательную духовно-нравственную среду, посредством которой учащиеся будут учиться  сочувствию, состраданию, целеустремленности, мужеству, настойчивости в преодолении жизненных трудностей.

Тема учебного проекта.

«Проблема воспитания и самоопределения человека в русской литературе»

Творческое название учебной темы проекта.

 «Как трудно стать человеком».

Вид проекта по предметно-содержательной области: монопроект (в одной области знаний)

Вид проекта по характеру деятельности: практико-ориентированный.

Вид проекта по продолжительности: краткосрочный

Предметная область.

Филология.

Соответствие проекта учебному плану.

Проект является продолжением  цикла уроков по русскому языку и литературе, на которых рассматривались вопросы, связанные с проблемами воспитания и самоопределения.

Возрастная категория обучающихся.

Учащиеся 9 класса.

Этапы работы над проектом:

  1. Подготовка к работе над проектом (информация о проекте, его актуальности, поиск проблем и т.д.).
  2.  Выбора проблемы (использование метода “мозгового штурма”, разговор о каждой проблеме, голосование за проблему)
  3. Сбор и анализ информации (можно разделить учащихся на несколько групп: историки, социологи, журналисты (социологи опрашивают об актуальности проблемы, журналисты берут интервью и т.д.).
  4.  Планирование действий команды (куда, кому, зачем, что делать?)
  5. Реализация проекта.
  6. Подготовка к защите проекта (стенды, плакаты, портфолио, макеты, подготовка группы для защиты).
  7. Презентация проекта (10 минут в устной форме).
  8. Рефлексия  предполагает ответ на вопрос: “Что дал проект?”)

Предполагаемая форма  представления проекта  (результат) - презентация

Содержание проета.

Не может быть, чтобы человек,

с горечью вспоминавший о своем детстве,

не оставил духовного завещания по этому поводу.

(А.П.Чехов)

Детство как важнейшая нравственно-философская и духовно-нравственная тема постоянно волновало отечественных писателей. К ней обращались такие выдающиеся мастера, как С.Т. Аксаков, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов, Д.Н. Мамин-Сибиряк, В.Г. Короленко, Н.Г. Гарин-Михайловский, И.А. Бунин и др.

В начале ХХ в. ребенок стал восприниматься как знаковая фигура эпохи. Он оказался в центре творческих исканий многих художников слова Серебряного века. Достаточно даже поверхностного взгляда на литературу того времени, чтобы отметить всю серьёзность и принципиальность обращения к этой теме. Мир детства привлёк И.А. Бунина и Л.Н. Андреева, Б.К. Зайцева и И.С. Шмелёва, А.И. Куприна и А.М. Горького, Е.И. Чирикова и А.С. Серафимовича, А.М. Ремизова и М.И. Цветаеву.

Самостоятельные исследования учащихся.

В работе над проектом участвуют  группы, работающие над автобиографической повестью  П.Санаева «Похороните меня за плинтусом». Каждая из них имеет «Индивидуальный план работы», согласно которому выполняет предложенные задания.

       Этапы работы над проектом

«Как трудно стать человеком»  

Наименование

этапов

Содержание

работы

на данном этапе

Деятельность

учащихся

Деятельность

учителя

Подготовка

к проекту и

погружение

в проект

Ознакомление учащихся с методом учебного проекта.

Обсуждение темы и цели проекта,

распределение по группам.

Получают информацию (тема «Как трудно стать человеком»), выбирают форму работы (групповая), распределяются по группам.

Предлагает проектную деятельность при изучении данной темы, знакомит со своей точкой зрения на данный проект, мотивирует учащихся к выполнению проекта (составление книжки-папки). Оказывает помощь в формировании групп. Знакомит с памяткой

по работе над проектом.

(см. Приложение)

Организация

деятельности

Знакомство с индивидуальным планом работы группы.

Самостоятельная работа учеников в группах.

Заполнение таблицы по индивидуальной работе. (Таблица).

Консультация учителя (по необходимости).

Дают творческое название своей работе, определяют способ оформления своей части общего проекта, предполагаемую форму

способ презентации (творческий отчёт), распределяют задания.

Предлагает темы, помогает спланировать работу, даёт объяснения о работе

с таблицами, консультирует.

Осуществление

деятельности

Самостоятельная работа учеников.

Консультация учителя (по необходимости)

Обсуждение формы отчёта о проекте.

Заполнение таблицы

«Оценочная таблица результатов учебного проекта «Как трудно стать человеком».

Работа над презентацией.

Групповая и самостоятельная

работа, консультируются при необходимости, совещаются, помогают друг другу,

готовятпрезентацию

проекта, работают с дополнительной литературой, подбирают эпиграф к теме проекта.

Наблюдает, советует, предлагает идеи, косвенно руководит деятельностью, помогает в качестве «режиссёра» проекта, задаёт вопросы,

выслушивает идеи,

помогает выбрать форму работы и презентации.

Презентация

проекта

(творческий

отчёт)

Отчёт, выразительное чтение отрывков, выступления с презентациями.

Заполнение листа «Письменные отзывы

участников проекта о работе группы»,

чтение всех работ всеми группами проекта,

краткие отзывы о работах, оценивание,

подведение итогов.

Демонстрируют свою работу, показывая понимание проблемы, умения осуществлять работу.

дают самооценку и взаимооценку

Принимает отчёт, обобщает и резюмирует полученные результаты; оценивает умения общаться, слушать друг друга; подводит итоги

                                                           

 Индивидуальный план работы группы по проекту                            

«Как трудно стать человеком»

Автобиографическая повесть П.Санаева «Похороните меня за плинтусом».

Задание

Ответ (группа)

1.

Подготовьте краткое сообщение о писателе.

Павел Санаев - известный российский писатель, сын актрисы Елены Санаевой, его отчимом был популярнейший советский артист и режиссер Ролан Быков. Однако в детстве, до 12 лет, Павел Санаев жил вместе с бабушкой и дедом.

В 1992 году Павел Санаев окончил ВГИК, сценарный факультет. Судьба Павла неслучайно связана с кино - 1982 году он сыграл в роли очкарика Васильева в замечательной киноленте Ролана Быкова "Чучело". Уже после был кинофильм "Первая утрата", который стал лауреатом кинофестиваля в Сан-Ремо.

П. Санаев родился в 1969 году в Москве. До двенадцати лет он жил у бабушки, это было очень тяжелое время, о нем он и рассказывает в книге "Похороните меня за плинтусом".

2.

Ответьте на вопрос: «Почему писатель обращается в своем произведении к теме детства»?

Повесть Павла Санаева "Похороните меня за плинтусом" воплощает тему детства в современной литературе. Книга имеет автобиографический подтекст, писатель взял за основу свою собственную жизнь, свое детство у бабушки. Автор изображает окружающих ребенка людей, влияющих на его жизнь, формирующих его личность.

Это время, прожитое под строгим присмотром авторитарной, безрассудно обожающей внука бабушкой, по словам автора, были платой за книгу. "Похороните меня за плинтусом" - книга очень личная, имеет автобиографическую основу, хотя многое в ней выдумано и преувеличено автором: "Моя повесть не абсолютная автобиография. Это литературное произведение на основе реальных событий моего детства".  

Главной темой повести является тема детства. Повествование в книге ведется от первого лица, от имени Саши Савельева, маленького мальчика, рассказывающего о собственных поступках, личностном восприятии жизни.

"Меня зовут Савельев Саша. Я учусь во втором классе и живу у бабушки с дедушкой. Мама променяла меня на карлика-кровопийцу и повесила на бабушкину шею тяжкой крестягой. Так я с четырех лет и вишу".

Глазами ребенка автор изобразил мир взрослых. Маленький Саша очень любит свою маму, к бабушке у него смешанные чувства. Он всеми силами души стремится к маме, преграда на его пути - бабушка.

В повести показан тяжёлый мир несчастного детства Саши Савельева, который представлен глазами ребёнка, но уже переосмысленный автором. Санаев сумел передать мысли, чувства, переживания мальчика, лишённого материнской ласки и вынужденного пребывать под неусыпным оком бабушки, фанатичная любовь которой очень странно переплетается с постоянной руганью, истериками и домашней тиранией.

3.

Перечислите источники дополнительной литературы, которыми пользовались, работая по своей проблеме.

4.

Подготовьте краткую презентацию своей работы.

Оценочная таблица ________группы                                                                      

2 балла – хорошо;        1 балл – удовлетворительно;     0 баллов – отсутствует.   14-16 баллов – «5»;     11-13 баллов – «4»;      8-10 баллов – «3»

Наименование

вида работы

1 группа

1.

2.

3.

4.

2 группа

1.

2.

3.

4.

3 группа

1.

2.

3.

4.

4 группа

1.

2.

3.

4.

5 группа

1.

2.

3.

4.

Само

оцен

ка

Взаи

мооцен

ка

Оцен

ка

учи

теля

Само

оцен

ка

Взаи

мооцен

ка

Оцен

ка

учи

теля

Само

оцен

ка

Взаи

мооцен

ка

Оцен

ка

учи

теля

Само

оцен

ка

Взаи

мооцен

ка

Оцен

ка

учи

теля

Само

оцен

ка

Взаи

мооцен

ка

Оцен

ка

учи

теля

1.

Степень самостоятельности

2.

Презентация

3.

Индивидуальное задание по группам

4.

Эпиграф

5.

Качество устного представления

6.

Общий балл

7.

Оценка

Поиски ответа на проблемный вопрос: почему в настоящее время воспитание подрастающего поколения требует большего внимания?

Трудно  сказать, почему в настоящее время негативное влияние берет верх над всем добрым. Где пути выхода? Что мы можем сделать для изменения ситуации к лучшему?

Изменить общество можно, только изменив себя. К чему нужно стремиться?

Проблемные вопросы  

  • Как вы думаете, для чего живет человек? ( Чтобы оставить о себе добрую память.Она остается в детях, добрых делах и поступках,в результатах человеческого труда).
  • Должна ли у человека быть цель в жизни? ( Да, должна, ведь человек живет, совершает поступки в зависимости от того, какую цель в жизни он поставил перед собой.Кто-то ставит перед собой цель- поработить весь мир, и тогда он совершает насилие, например, Гитлер. Кто-то приходит с миссией спасти весь мир, Например, Иисус Христос)

Вопросы для обсуждения:

  • Обратите внимание на посвящение произведения. К кому оно обращено? Как вы думаете, почему?
  • От чьего лица ведётся повествование в книге? Почему?
  • В какой обстановке жил Саша Савельев?
  • Баловали ли его бабушка и дедушка?
  • Какие впечатления привёз Саша из поездки в санаторий г.Железноводска?
  • Появились ли у него друзья?
  • Удаётся ли нашему герою выстраивать отношения с ровесниками?
  •  Как Саша относится к бабушке, дедушке, маме, отчиму? Ответ мотивируйте.

Вывод. Подумайте, кто из русских авторов подобным образом уже подходил к описанию данных проблем, и чью традицию, возможно, продолжает автор книги  “Похороните меня за плинтусом”.

Рефлексия:

  1. Интересно ли тебе было участвовать в проекте по предмету?
  2. Учит ли работа над проектом самостоятельно мыслить, решать

проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей?

3.Что, по-твоему, продуктивнее: самому находить информацию или

брать готовую с урока в процессе объяснения учителя?

4.Получил ли ты для себя что-то новое?

5.Пригодятся ли полученные навыки организации работы для твоей

дальнейшей учебы?

Список литературы.

  1. Шамова Т.И. Активизация учения школьников. – М.: Педагогика, 1982. – 209 с.
  2. Маркова А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. – М.: Просвещение, 1983.
  3. Советский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989.
  4. Симоненко В.Д. Предпринимательская подготовка в школьном курсе «Технология» //Предпринимательство и занятость юных. – 2000. - №3. – с.18-19.
  5. Дьюи Дж. Школа и общество. – М., 1925.
  6. Килпатрик В.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. – Л., 1925.
  7. Блонский П.П. Избранные педагогические и психологические сочинения в 2-х томах. – М.: Педагогика, 1979. – Т.2. – 430 с.
  8. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. – М.: АРКТИ, 2003. – 112 с.
  9. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003. – 80 с.
  10. Полат Е.С. Метод проектов: типология и структура // Лицейское и гимназическое образование. – 2002. –  №9.
  11. М.Горький «Детство», М., «Детская литература», 1986
  12. Санаев П. «Похороните меня за плинтусом», МК-Периодика, М.,2003 г.

Методические выводы.

Проект («брошенный вперед» -лат) 1) Реалистичный замысел, план о желаемом будущем, а также совокупность документов (расчетов, чертежей, макетов и т. д.) для создания какого-либо продукта. Содержит в себе рациональное обоснование и конкретный способ осуществления. 2) Метод обучения, основанный на постановке социально значимой цели и ее практическом достижении. В отличие от проектирования, проект как метод обучения не привязан к конкретному содержанию и может быть использован при изучении любого предмета, а также межпредметного курса.

Цели, задачи проектного обучения:

  • Не только передать ученикам сумму знаний, но и научить добывать эти знания самостоятельно, использовать  их для новых познавательных и практических заданий;
  • Содействовать формированию у учеников коммуникативных навыков;
  • Научить учащихся пользоваться исследовательскими приемами: собирать информацию, анализировать, выдвигать гипотезы, делать выводы;

В процессе обучения педагогами должны использоваться различные методы обучения, но необходимо помнить, что в традиционной пассивной педагогике:
•педагог учит – воспитанник учится,
•педагог думает – воспитанник воспроизводит,
•педагог выбирает – воспитанник принимает,
•педагог активен – воспитанник пассивен,
•педагог авторитарен – воспитанник несвободен.

  • Роль учителя при выполнении проектов
  • консультирует;
  • должен удержаться от подсказок;
  •  провоцирует вопросы, размышления, самостоятельную оценку деятельности, моделируя различные ситуации;
  • мотивирует;
  • наблюдает, что лежит в основе его действий по оценке уровней компетентности учащихся.

Таким образом, при использовании активных методов обучения, к которым относится и проектная деятельность,  в корне меняются соотношения “педагог–воспитанник”

Метод проектов – это дидактический инструмент, который создаёт уникальные предпосылки для развития целеустремлённости и самостоятельности обучающихся в постижении нового, стимулируя их природную тягу к непознанному, помогает овладеть новым способом деятельности. Педагог же превращается в организатора познавательной деятельности обучающихся, становится соучастником творческого процесса.

Предложенный проект является продолжением начатой на уроках русского языка и литературы работы, связанной  с приёмами анализа образа героя. Посредством характеристики персонажей учащиеся получили возможность осмыслить проблематику и идейную основу книги. Проблемы, поднятые в произведении, относятся к числу “вечных” и будут актуальны во все времена.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная работа «Влияние атмосферного давления на самочувствие и здоровье человека»

        Актуальность и необходимость заниматься вопросами такого природного явления, как атмосферное давление, возникло давно. Люди с древних времен занимались этим, с...

Урок-презентация проектных работ по алгебре на тему «Решение задач с помощью линейных уравнений» (7 класс)

Повторение основного теоретического материала по решению уравнений, вовлечение каждого ученика в активный познавательный процесс; ознакомление детей с этапами проектной деятельности....

Проектная работа по истории и чтению «Дела давно минувших лет…» в 5,8 классах

Материал включет описание проектной работы и конспект исходного мероприятия....

Проектная работа "Активные и интерактивные методы и приёмы обучения на уроках русского языка

Проектная работа содержит необходимые методы и приёмы в работе учителю....

"Проектная деятельность на основе междисциплинарных связей как один из методов изучения русской литературы и философии Серебряного века"

Статья "Проектная деятельность на основе междисциплинарных связей как один из методов изучения русской литературы и философии Серебряного века", опубликованная в Сборнике "Акт...

Урок литературы в 9 классе по теме "А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к «маленькому человеку».."

Тема. А.П.Чехов. Слово о писателе. «Смерть чиновника». Эволюция образа  «маленького человека» в русской литературе XIX века. Чеховское отношение к «маленькому челове...

тематическое планирование по родной русской литературе класс

календарно-тематическое планирование по родний литературе для 11 класса составлено на 1 час в неделю (33 часа год) с учетом рекомендаций НИРО...