Программа элективного курса «Совершенствование написания сочинения» 10-11 кл.
элективный курс по литературе (10, 11 класс)
Научить учащихся создавать устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста; подготовить учащихся к успешному написанию итогового сочинения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1 г. Советский»
«СОГЛАСОВАНО» УТВЕРЖДЕНО
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе приказом № _____
________________________ Т.В. Дидич «___» __________ 20____ г. «___» __________ 20____ г.
Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Совершенствование написания сочинения»
11 класс
2020– 2021 учебный год
Учитель: Шистерова Наталья Сергеевна
Квалификационная категория: высшая
Рассмотрено на заседании школьного методического объединения
Протокол № __ от «___» _______ 20____г.
г. Советский
2020 г.
Пояснительная записка
Программа составлена в соответствии с документами, определяющими содержание экзаменационной работы: обязательный минимум содержания основного общего образования по предмету, кодификатор элементов содержания по литературе для составления контрольно-измерительных материалов ЕГЭ, на основе программы: Литература. 10-11 классы: сборник программ элективных курсов/сост. Г.М. Вялкова. – Волгоград: Учитель, 2014.
Цель данного курса: научить учащихся создавать устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста; подготовить учащихся к успешной сдаче итогового сочинения.
Задачи курса:
- повторить основные литературоведческие термины, тексты художественных произведений;
- обучение созданию текста типа рассуждение с учетом основных признаков текста: смысловой и грамматической целостности, подчиненности коммуникативной задаче и т.д.
- расширить навыки самостоятельной работы;
- развивать навыки работы со справочной литературой;
- формировать навыки исследовательской работы.
Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания.
Представленный курс готовит учащихся к сочинению – рассуждению.
Значимость данной программы – в углублении лингвистических знаний, овладении культурой устной и письменной речи и искусством речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий и риторических способностей, логики мышления, подготовки конкурентоспособного ученика.
Курс имеет практическую направленность, поскольку основное содержание составляет работа с тематическими направлениями.
Итогом обучения должно стать успешное прохождение выпускниками экзамена в форме итогового сочинения.
Место предмета в учебном плане
Количество часов по учебному плану на 2020-2021 учебный год 35 часа из расчета 1 час в неделю.
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Выпускник научится:
- воспринимать и анализировать художественный текст в его жанрово-родовой специфике;
- выделять смысловые части художественного текста;
- формулировать тему, идею, проблематику произведения;
- характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств в произведении;
- сопоставлять литературные факты и явления;
- выделять авторскую позицию;
- применять сведения по истории и теории литературы при оценке художественного произведения;
- объяснять связь произведения со временем написания и нашей современностью;
- соотносить изучаемое произведение с литературным направлением;
- самостоятельно работать с текстом и создавать свой собственный текст в условиях ограниченного времени, выражать свои мысли современным литературным языком, выстраивать свой текст по определенной модели.
Личностные результаты:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).
Метапредметные результаты:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.
Содержание
- Сочинение как текст. Основные признаки текста
- Критерии проверки и оценки выполнения заданий С
- Роль и значение эпиграфа.
- Структура сочинения.
- Структура сочинения.
- Работа с текстом при подготовке к сочинению. Древнерусская литература.
- Работа с текстом при подготовке к сочинению. Литература 18 века.
- Работа с текстом при подготовке к сочинению.
- Литература 1-ой половины 19 века.
- Работа с текстом при подготовке к сочинению.
- Литература 2-ой половины 19 века.
- Работа с текстом при подготовке к сочинению. Литература 2-ой половины 20 века.
- Работа с текстом при подготовке к сочинению.
- Литература 1-ой половины 20 века.
- Работа с текстом при подготовке к сочинению.
- Литература 2-ой половины 20 века.
- Теоретико-литературные понятия.
- Роль теоретико-литературных понятий в подготовке к экзаменам.
- Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам.
- Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам
- Язык художественного произведения.
- Изобразительно-выразительные средства.
- Авторский замысел и его воплощение.
- Речевая характеристика персонажа.
- Особенности сочинения-рассуждения.
- Особенности сочинения-рассуждения.
- Сочинение-анализ эпизода.
- Сочинение-анализ эпизода.
- Сочинение-анализ стихотворения.
- Сочинение-анализ стихотворения.
- Пробный экзамен.
- Пробный экзамен.
- Пробный экзамен.
- Редактирование и рецензирование сочинений.
- Редактирование и рецензирование сочинений.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема | Кол-во часов | Характеристика основных видов деятельности учащихся | Формы работы | Дата проведения | |
1. | Сочинение как текст. Основные признаки текста. | 1 | Слушание лекции, ее запись: составление плана, опорной таблицы. | Лекция | ||
2. | Критерии проверки и оценки сочинения. | 1 | Изучение требований к письменным работам. Работа с таблицей. | Практикум | ||
3. | Роль и значение эпиграфа. | 1 | Работа с текстом. Анализ произведений. | Семинар | ||
4, 5. | Структура сочинения. | 2 | Составление планов, написание вступлений, заключений. | Практикум | ||
6. | Работа с текстом при подготовке к сочинению. Древнерусская литература. | 1 | Отбор, систематизация материала, планирование будущего текста. Анализ произведений. | практикум | ||
7. | Работа с текстом при подготовке к сочинению. Литература 18 века. | 1 | Отбор, систематизация материала, планирование будущего текста. Анализ произведений. | практикум | ||
8, 9. | Работа с текстом при подготовке к сочинению. Литература 1-ой половины 19 века. | 2 | Отбор, систематизация материала, планирование будущего текста. Анализ произведений. | практикум | ||
10,
| Работа с текстом при подготовке к сочинению. Литература 2-ой половины 19 века. | 1 | Отбор, систематизация материала, планирование будущего текста. Анализ произведений. | практикум | ||
11. 12. | Пробный экзамен. | 2 | Пробный экзамен | |||
13,
| Работа с текстом при подготовке к сочинению. Литература 2-ой половины 19 века. | 2 | Отбор, систематизация материала, планирование будущего текста. Анализ произведений. | Семинар | ||
14. | Работа с текстом при подготовке к сочинению. Литература конца 19 – начала 20 века. | 1 | Отбор, систематизация материала, планирование будущего текста. Анализ произведений. | Семинар | ||
15, 16. | Работа с текстом при подготовке к сочинению. Литература 1-ой половины 20 века. | 2 | Отбор, систематизация материала, планирование будущего текста. Анализ произведений. | практикум практикум | ||
17, 18. | Работа с текстом при подготовке к сочинению. Литература 2-ой половины 20 века. | 2 | Отбор, систематизация материала, планирование будущего текста. Анализ произведений. | практикум практикум | ||
19, | Роль теоретико-литературных понятий в подготовке к экзаменам. | 2 | Составление таблиц терминов, анализ сочинений, составление плана сочинения, подбор фактического материала. | Лекция | ||
20. 21, | Классификация сочинений по проблематике, тематике и жанрам. | 2 | Запись лекции, подбор материала, анализ сочинений. | Семинар | ||
22. 23, 24. | Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства. | 3 | Практическая работа. Анализ текста. Работа с изобразительно- выразительными средствами. | Семинар | ||
25. | Авторский замысел и его воплощение. | 1 | Анализ текста. | практикум | ||
26. | Речевая характеристика персонажа. | 1 | Отбор, систематизация материала. Анализ текста. | практикум | ||
27, 28. | Особенности сочинения-рассуждения. | 2 | Подбор тезиса, аргументов, фактического материала. | Лекция | ||
29. 30. | Сочинение-анализ эпизода. | 2 | Анализ эпизодов по плану, создание сочинения - анализ эпизода. | практикум | ||
31, 32 | Сочинение-анализ стихотворения. | 2 | Восприятие, истолкование, оценка поэтического текста, нахождение художественных средств, определение их роли. Анализ сочинений. | практикум | ||
33. | Внеурочная деятельность. Анализ сочинений. Индивидуальные консультации. | 1 | Анализ сочинений. Индивидуальные консультации. | Индивидуальные консультации. | ||
34, 35 | Редактирование и рецензирование сочинений. | 2 | Анализ ошибок, правка готовых сочинений, написание рецензий. | практикум |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/09/picture-31241-1673277465.jpg)
Рабочая программа элективного курса «Технология написания сочинения по литературе». 11 класс
Рабочая программа рассчитана на 17 часов (по 1 часу в неделю), программа элективного курса может быть рекомендована для учащихся любого профиля. ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/27/picture-917076-1493291632.jpg)
Рабочая программа по элективному курсу "Техника написания сочинения по литературе в 11 классе"
Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к литературному тво...
![](/sites/default/files/pictures/2017/12/08/picture-983764-1512750182.jpg)
Программа элективного курса "Обучение написанию сочинения-рассуждения"
Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выражать свои мысли и создавать собственные выск...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/19/picture-896080-1487496654.jpg)
Программа элективного курса «Совершенствование лингвистической компетенции выпускников при выполнении частей 1,3 экзаменационной работы»»
Представленная программа поможет совершенствовать творческие способности учащихся и подготовить школьников к написанию сочинения ОГЭ по русскому языку...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/27/picture-1245165-1588011608.jpg)
Элективный курс: «Техника написания сочинения по литературе (подготовка к итоговому сочинению)»
Элективный курс «Техника написания сочинения по литературе (подготовка к итоговому сочинению)» предназначен для учащихся 10-11 классов, которым предстоит в декабре сдавать экзаменационное ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/08/26/picture-808662-1472217100.jpg)
Рабочая программа элективного курса "Совершенствование языковой грамотности учащихся" (10 класс)
Рабочая программа элективного курса "Совершенствование языковой грамотности учащихся" (10 класс)...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/18/picture-852955-1479480501.jpg)
Рабочая программа элективного курса «Совершенствование языковой грамотности учащихся»
Элективный курс «Совершенствование языковой грамотности учащихся» ...