Рассказ М. А. Шолохова «Нахаленок». Сила духа и характера героя
план-конспект урока по литературе (6 класс)

Грачева Юлия Сергеевна

На основе произведения Шолохова «Нахаленок» сформировать нравственные нормы, толерантность, целеустремлённость, стремление к самореализации, патриотизм

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nahaoenok.docx24.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №3"

Урок литературы на тему: 

Рассказ М. А. Шолохова «Нахаленок».

Сила духа и характера героя.

Выполнила: учитель русского языка и литературы

Грачева Юлия Сергеевна.

Кашира 2020г.


Конспект урока

Тема:  Рассказ М. А. Шолохова «Нахаленок». Сила духа и характера героя.

Цель:

  • На основе произведения Шолохова «Нахаленок» сформировать нравственные нормы, толерантность, целеустремлённость, стремление к самореализации, патриотизм.

Задачи:

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: формирование гражданской позиции, ответственного отношения к семье, уважительного отношения к родине, формирование нравственных чувств.

Регулятивные: адекватно оценивает свои достижения, осознает возникающие трудности, ищет их причины и пути преодоления.

Познавательные: выполняет учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляет для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания, осуществляет совместную деятельность с учителем, строит диалоги, учится доказывать свое мнение.

Оборудование: тексты с рассказом «Нахаленок», презентация, раздаточный материал.

Ход урока:

  1. Организационный этап.

- Доброе утро, дорогие ребята. Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения. Сегодня на уроке, ребята, вас ожидает много интересных заданий, новых открытий. Но главное, помните - вас в классе окружают только друзья.  Давайте же пожелаем удачи соседу по парте!

Обратите внимание на ваши парты, на них лежат листы бумаги со схемой. В течение урока мы постепенно вместе заполним овалы недостающими характеристиками. Как вы думаете, что из этого выйдет?

  • Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Слово учителя: В своих произведениях Шолохов говорит от имени народа, его устами. Отсюда – могучая сила слова и эстетическая многомерность образов его лучших произведений.

Только по таким признакам можно уверенно судить о принадлежности писателя к культуре того или иного народа. Только это дает ему титул национального художника. Взглянем на доску, на ней вы можете прочитать эпиграф к нашему сегодняшнему уроку.

Эти слова тоже принадлежат Шолохову. Но хоть и написаны они в другом произведении, которое мы свами прочитаем в старших классах, смысл этих слов как нельзя лучше подходит к сегодняшнему уроку.

«Какие же это плечи нашим женщинам и детишкам надо было иметь, чтобы под такой тяжестью не согнуться? А вот не согнулись, выстояли!»

Давайте с вами обсудим проблемы, навалившиеся на плечи главного героя.

Начнем мы наше рассуждение со сна главного героя. Что снилось Мишке в его первом сне? О чем он? Как вы понимаете смысл этого сна? Почему автор начал свое произведение с описания сна Мишки?

  • Какой момент душевного состояния мальчика передается во сне?

(В первом сне говорится о том, как Мишка боится и переживает, о том, что не понятно на что взъелся на него попович, и за что мальчишки обвиняют Мишку в том, чего он не совершал. От этой неразберихи Мишка просыпается с криком.

Произведение начинается с Мишкиных переживаний и кошмара, который ему приснился.)

  • С чем же связаны его кошмары? Кто становится их главным действующим лицом? (Дедушка, наказавший мальчика за то, чего он не делал. Мишка боится, но уважает деда, он не злится на него)
  • Как вёл себя дедушка с внуком, чем вы можете мотивировать его поступки?
  • Давайте запишем наши выводы в соответствующую часть схемы. 

  1. Актуализация знаний.

  • Почему жизненные испытания не сломали Мишку? (Он обладает сильным характером)
  • Что помогает ему вынести травлю друзей, унижения? (Умение бороться с обстоятельствами и в то же время сохранять энергию и жизнелюбие.)
  • Вспомните, мы совсем недавно на классном часу обсуждал такую тему как «буллинг», вспомнили?
  • Какие признаки его вы сможете распознать в поведении товарищей главного героя?

(Слайд №2)

Все правильно, ребята оскорбляли главного героя и его отца, придумывали обидные прозвища, унижали физически, били и пинали.

  1. Обобщение и систематизация знаний.

Прочитать фрагмент схватки Нахаленка со сверстниками.

(После прочтения ответ на вопросы.)

  • Почему они так относились к своему товарищу?
  •  В каком душевном состоянии прибывал Нахаленок после схватки с друзьями? Какие это друзья по вашему мнению?
  • Как автор охарактеризовал друзей Мишки? (Запись в схему)
  •  Какие слова использовал автор в описании этой ситуации?
  •  Где Нахаленок любил прятаться и почему?

В данном произведении автор использует просторечие с яркими смысловыми нюансами, с его веселыми интонациями, придающими и отдельному слову, и целой фразе неповторимую прелесть. Это язык тех, кто всю свою жизнь говорил и мыслил по-русски, чей слог и склад обогащал и обогащает живую речь, которая иными сопровождается пренебрежительно – высокомерным примечанием: «просторечие», «областничество».

(Слайд№3)

  • Как родители относились к Мишке?

Давайте с вами вспомним сюжет и рассмотрим иллюстрации к книге, сделанные Мосиным Анатолием Герасимовичем, известным ростовским графиком и книжный иллюстратором. Какие чувства проявляли к Мишке мать и отец по вашему мнению? А как он относился к родителям? Давайте заполним еще одну часть таблицы.

  • Как вы считаете, есть ли такие взаимоотношения в современной семье XXI века?

В произведении показано умение Мишки прощать. Он обижен на своих товарищей, обижается он и на своего дедушку, но обида не ожесточает его, а наоборот придает сил и уверенности в собственной правоте. Почему Шолохов изображает Нахаленка именно таким?

(Слайд №4)

Дальнейшие события произведения складываются трагически для героя и его семьи, погибает отец Мишки. Как он переживает это ужасное событие? Не каждый взрослый так стойко сможет пережить такой жестокий удар судьбы. Жизнь добавляет ему еще одно испытание на мужество и стойкость. После ужасной смерти отца и появления в станице бандитов лишь от Мишки зависит то, как сложится дальнейшая судьба его родного дома и родственников. Бандиты грабят и убивают жителей станицы, обвиняя их в пособничестве коммунистам, они не брезгуют ничем, отбирая у беззащитной женщины даже её платок.

  • Как вы думаете, легко ли далось дедушке героя решение отправить Мишку за помощью? (Дополнить записи о дедушке) Теперь лишь от маленького мальчишки зависит судьба родного дома.

  1. Применение знаний и умений в новой ситуации

Мишка героически добирается до стана красноармейцев, проходивших ранее по станице. Он не справляется с лошадью и оказывается прижат ею к земле. Уже теряя сознание от боли, он сообщает солдатам о смерти отца и нападении разбойников на станицу.

Шолохов намеренно не показывает нам дальнейшие события делая акцент именно на героическом поведении простого мальчишки.

  • Давайте же с вами немного побудем авторами и писателями. Подумайте, чем по-вашему закончилась история? (Ученики устно придумывают продолжение и финал рассказа).

  1. Итог урока: Слово учителя.

Давайте вместе посмотрим на результат нашей сегодняшней работы в классе. Мы выписали факторы, повлиявшие на судьбу героя.

  • Но больше всего они повлияли конечно же на что? (Характер Мишки)
  • Каким вырос мальчик? Каким мог бы вырасти. Какие качества сформировала среда, в которой он рос? Как же на него повлияло окружение?
  • Теперь мы с вами можем сделать вывод о характере Миши. Каким же он стал? Что для него и для его семьи было превыше всего, превыше собственного личного счастья? (Сильный духом, храбрый, честный. Важен долг, чувство справедливости.)

  1. Рефлексия:

(Слайд №5)

  • Чему научило вас сегодняшнее занятие? Какие выводы вы смогли сделать для себя?
  • Может ли образ Мишки служить примером для подрастающего поколения, ведь он простой сельский мальчишка, далеко не идеальный в своем поведении?

Наш сегодняшний урок подходит к концу, давайте постараемся оценить, как вы сегодня поработали:

Закончите одним словом:

Сегодняшний урок – это…

Сегодня на уроке я запомнил…

Объявление оценок.

  1. Домашнее задание:

Выставка картин. Вспоминая иллюстрации, рассмотренные на сегодняшнем уроке, попробуйте нарисовать свои, проявите свои творческие способности. Говоря о силе духа, нужно выбрать моменты, которые ярче всего иллюстрируют характер мальчика. Каждый ученик самостоятельно выберет эпизод, который захочет отобразить на рисунке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Песня как художественный приём раскрытия характеров героев в рассказе И.С. Тургенева "Певцы"

Опыт анализирующего чтенияТема: И. С. Тургенев. Рассказ «Певцы».Светлые темные черты русского национального характера.Песня как художественный прием раскрытия характеров героев.СодержаниеАннотацияЦели...

В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу.

В данном материале представлена технологическая карта урока по литературе на тему  ""В. П. Астафьев. Рассказ «Васюткино озеро». Черты характера героя и его поведение в лесу". Целевая аудитория- 5...

Презентация к уроку по теме:"Русский характер в рассказе М.А. Шолохова "Судьба человека"

Презентация к уроку по теме:" Русский характер в рассказе М. А. Шолохова " Судьба человека"...

Урок-презентация - Раскрытие характеров героев рассказа Л. Толстого "После бала"

раскрытие характеров героев рассказа Л. Толстого "После бала"...

Технологическая карта урока по литературе в 5 классе Тема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа».

Технологическая карта урока по литературе в 5 классеТема урока: «Л.Н.Толстой «Кавказский пленник». Характер героя. Сравнительна характеристика героев рассказа»....

Статья " Сила духа по рассказу В. Астафьев "Васюткино озеро"".

История о том, как в критической ситуации не растеряться, поддавшись панике, и, мобилизовав силы, сделать всё, что от тебя зависит, рассказывает в своём произведении «Васюткино озеро» В. П...