Урок по литературе. 8 класс "Проблема смысла жизни и назначение человека в очерке В.Г.Короленко «Парадокс»"
план-конспект урока по литературе (8 класс)

Анализ очерка В.Г.Короленко "Парадокс"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon korolenko._paradoks.doc35 КБ

Предварительный просмотр:

Урок по литературе в 8 классе

Тема: Проблема смысла жизни и назначение человека в очерке В.Г.Короленко «Парадокс»

Цели:

1) Раскрыть тему нравственного взросления юных героев, расширения их кругозора, их жизненного опыта

2) Определить пафос и идею очерка «Парадокс»

3) Развивать навыки монологической речи, анализа текста

Ход урока

1. Оргмомент

Сегодня мы анализируем очерк В.Г.Короленко «Парадокс». В этом произведении очень часто повторяется слово «счастье». А самым ярким персонажем является безрукий калека Ян Залуский. Слышать слова о счастье из его уст по меньшей мере странно. Попробуем разобраться, что же такое счастье и как может быть счастлив любой человек, даже калека.

2. Словарная работа

Для начала определимся, что означают слова парадокс, феномен, афоризм.

- Запишем в тетрадь значение данных слов.

Парадокс – мнение, суждение, резко расходящееся с общепринятым, противоречащее (иногда только на первый взгляд) здравому смыслу; неожиданное явление, не соответствующее обычным, привычным представлениям.

Феномен – редкое, необычное явление; выдающийся, исключительный в  каком-либо отношении человек.

Афоризм – законченная мысль, выраженная сжато, емко; изречение.

3. Проверка домашнего задания

- Докажите, что жанр «Парадокса» - очерк.

(В основе очерка – завершенный сюжет, и весь отработанный и переосмысленный писателем жизненный материал «работает» на то, чтобы создать у читателя яркое представление о людях определенной поры, привлечь внимание к событию, которое раскрывает характеры и взаимоотношения действующих лиц и наталкивает читателя на определенные выводы. При всей размытости границ между художественным очерком и рассказом очерк ближе к фактам действительности и содержит больше описательного элемента. Поэтому жанр «Парадокса» - очерк.)

- На какие части можно было бы разделить очерк?

(1. Сказочный мир детства. 2. Столкновение иллюзий с действительностью. 3. Феномен. 4 «Человек создан для счастья...»)

4. Беседа по вопросам

- О чем повествуется в первой части? Каково значение этой части?

(Первая часть, в которой рассказывается о безмятежности мира детей, их фантазии, служит контрастом для дальнейшего повествования, в котором детям приходится столкнуться с трезвой, суровой, неприглядной действительностью, приходиться повзрослеть и потерять обаяние сказочного, вымышленного мира.)

- Перечитайте строки, посвященные игре детей. Как автор описывает эти игры?

(Описывает подробно, совершенно серьезно, хотя иногда с ласковой усмешкой.)

- Какие художественные особенности вы увидели в описании игры?

(Автор  использует эпитеты: экипаж – фантастический, карета – чудесная, обломок – призрачный, фантазия – чистая, глубина бадьи – таинственная. Эти эпитеты помогают создать яркие, завораживающие картины игры, сказочного мира детей.)

- Какие изменения вы заметили в тональности повествования во второй части?

(В начале второй части возникает противопоставление: сказочный мир разрушает «неприятный и резкий голос лакея Павла». «Серьезно выпученными и слегка глуповатыми глазами» лакея все видится иначе: удочки становятся простыми ветками тополя , а «неизмеримая глубина нашего зеленого омута» становится «старой деревянной бадьей». При виде Павла детям становится «совестно», они чувствуют себя «совершенными дураками»)

- Перечитайте последний абзац второй части. К чему приводит писатель своих героев?

(Этот абзац перекликается с первым абзацем второй части. Автор подводит читателя не только к дальнейшему повествованию, но и к размышлениям о назначении жизни.)

- Чьими глазами дан портрет «феномена»? Что в облике «феномена» особенно поразило мальчика?

(Портрет дан глазами героя-рассказчика. Описание облика «феномена» сопрвождается эпитетами, проясняющими впечатление, которое тот произвел  на детей: «странно», «до болезненного ощущения», «испуганными глазами», «беспокойным, раздражающим пятном», «паукообразное чудовище», «резко и болезненно ударило в глаза». Портрет «феномена» дан в развитии, портрет противоречив, как противоречив «афоризм» Залуского. В портрете во многом раскрывается характер героя: изломанного жизнью, несправедливо обделенного, циничного, страдающего.

Выделяются глаза «феномена»: «большие, проницательные, бегающие», «два черных внимательных глаза остро и насмешливо впились в уважаемую публику», «глаза... внимательно и медленно прошли по нашим лицам», «мне казалось, что... он смотрит на меня умным, задумчивым и смягченным взглядом, который становится все мягче и страннее».

Несколько раз повторяется сравнение странного человека с пауком.)

- Зачем несчастному калеке надо было вести такую жизнь? Как он сам объясняет это?

(«Человек кормится как может. Только в сказке возможно сытое, безмятежное существование, а реальной жизни человеку надо кормиться не тем, так другим, а это трудно, когда природа забыла приклеить руки к плечам»)

- В чем значение сцены с нищим стариком и девочкой?

(В этой сцене «феномен» чувствует себя выше тех, у кого «все на месте». Он, в отличие от долгоусого, не жалеет для нищего старика серебряной монеты, и это позволяет «феномену» презирать людей «с руками», в том числе и своих племянников, которых он, безрукий, кормит «ногами», своим уродством.)

- В чем парадокс изречения Яна Залуского?

(«Феномен» обыгрывает придуманный им афоризм: «Человек создан для счастья, как птица для полета», «Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него». Парадокс в том, что этот афоризм вложен в уста безрукого калеки, вынужденного зарабатывать на жизнь своим уродством, за цинизмом скрывать стыд и унижение.)

- Что изменилось в жизни детей после встречи с «феноменом»?

(Мальчики увидели жизнь, окружающую действительность другими глазами. Игра потеряла свое волшебство, «заманчивую таинственность». Они начали быстро взрослеть. «Первое противоречие жизни острой занозой» вонзилось «в детские сердца и умы»)

- Определите пафос и идею очерка «Парадокс»

(Идея очерка – в афоризме «Человек создан для счастья, как птица для полета. Пафос его в том, что человек должен стремиться к счастью, несмотря ни на какие жизненные испытания.)

5. Итог урока

Сравнение в афоризме счастья человека с полетом птицы заключает глубокий смысл. Птица – символ свободы, полет – проявление свободы, свобода – необходимое, если не главное, условие счастья.

Свобода предполагает активное отношение к жизни, стремление изменить жизнь к лучшему. Писатель Короленко своим творчеством, своей общественной бескорыстной деятельностью  помогал людям не опускать руки, преодолевать несправедливость, поддерживал их в стремлении к счастью.

6. Домашнее задание

Найти афоризмы о счастье у других писателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическое занятие по обществознанию в 11 классе "Смысл жизни и предназначение человека" в 11 классе

Урок в форме работы в группах с заданиями к  текстам философского содержания.  Проводила в классах  разного уровня подготовки,  тексты вызывали у ребят    большой интерес...

«Урок-исследование ( литература 11 класс) Прерванный на творческом взлете путь…» (очерк жизни и творчества Н.Гумилева)

Имя Гумилева было на 50 лет выброшено из русской культуры. Как только не клеймили его! И еще хуже – молчали о нем .Цель данного урока :  пробудить интерес к личности Н.Гумилева; дать понятие ее м...

Урок литературы по теме: Спор о назначении человека: «три правды» в пьесе м. Горького «На дне», их трагическое столкновение.

Цель: показать учащимся, как жанровое своеобразие пьесы «На дне» отражается в конфликтах; выявить жизненную позицию героев пьесы, охарактеризовав их образы; создать проблемную ситуацию и помочь учащим...

Урок литературы в 8 классе на тему «Человек создан для счастья…» ( по очерку В.Г.Короленко «Парадокс»)

Целью урока литературы по очерку В.Г.Короленко «Парадокс» является раскрытие философской тематики произведения. Обучающиеся не только знакомятся с очерком, но и пытаются определить, в чём ...

Конспект урока «Для чего создан человек?» (по очерку В.Г. Короленко «Парадокс»)

Урок-мастерская обучения творческому письму по очерку В.Г. Короленко "Парадокс"...

Урок литературы "Поиски смысла жизни – это удел каждого мыслящего и совестливого человека. Рассказ В.М.Шукшина «Алеша Бесконвойный»

Урок по рассказу В.М.Шукшина "Алеша Бесконвойный"в 11 классе. В ходе урока дети анализируют рассаказ, отвечают на вопросы, работают над понятием "шукшинские чудики" , готовятся к д...