«Я вещь, а не человек» (по драме А.Н.Островского «Бесприданница»).
методическая разработка по литературе (10 класс)

Открытый урок по литературе по драме А.Н.Островского "Бесприданница", цель которого - проследить, как Островский раскрывает в пьесе общечеловеческую проблематику, трагедию талантливой личности, рассмотреть купеческий мир новой формации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_po_literature.doc48 КБ

Предварительный просмотр:

«Я вещь, а не человек» (по драме А.Н.Островского «Бесприданница»).

Класс:10.

Тема: «Я вещь, а не человек» (по драме А.Н.Островского «Бесприданница»).

Цели:

Обучающие: проследить, как Островский раскрывает в пьесе общечеловеческую проблематику, трагедию талантливой личности, рассмотреть купеческий мир новой формации.

Развивающие: развить умения и навыки самостоятельного анализа текста, способности быстро ориентироваться в прочитанном материале, связной речи и выступления перед аудиторией.

Воспитывающие: привить интерес к творчеству А.Н.Островского, показать необходимость человеческого участия в жизни каждого человека, воспитать в учащихся уважение к человеку как к личности.

Оборудование: текст «Бесприданницы», портрет А.Н.Островского, проигрыватель, запись романсов «Не искушай меня без нужды», «Матушка-Голубушка».

Тип урока: комбинированный.

Вид урока:

Ход урока:

  1. Организационный момент (2 минуты)
  2.  Слово учителя( 5 минут):

- Сегодня мы продолжаем изучение творчества замечательного драматурга А.Н.Островского, которого А.Григорьев назвал подлинно народным писателем. Предметом нашего сегодняшнего обсуждения будет драма «Бесприданница», относящаяся уже к позднему творчеству писателя. В ней патриархальный купеческий мир сменяют картины иного рода: здесь не встретишь невежественных кабаних и диких, живущих по домострою и нетерпящих технического прогресса. В образах персонажей драмы, созданной в 1879 г., предстают хищники нового времени. Это купцы новой формации: Мокий Парменович Кнуров, читающий французские газеты и собирающийся в Париж на Всемирную выставку, а также Василий Данилович Вожеватов и Сергей Сергеевич Паратов, любящие хорошо погулять и не прочь прокатиться по Европе. Этот мир окончательно порвал с народной моралью, с народным укладом. Патриархальная простота нравов ушла в прошлое, но изменилось ли отношение к человеку, дошел ли прогресс до этого – это нам предстоит выяснить сегодня.

Методы и приемы: вводная речь, репродуктивный метод.

  1. Работа по группам (10 минут на самостоятельную работу):

- Сейчас вам необходимо поделиться на пять групп, для коллективного обсуждения вопросов, индивидуальных для каждой группы.

Методы и приемы: метод творческого чтения, эвристический метод, самостоятельный отбор материала из текста, анализ образов героев.

  1. Выступления групп (27 минут):

1я группа «В цыганском таборе»( Лариса и ее мать ).Что узнаем о нравственном облике и жизненных принципах Хариты Игнатьевны Огудаловой?

- Харита Игнатьевна некоторое время жила содержанкой, это послужило причиной тому, что она до сих пор стремится жить за чужой счет, даже на подарок своей дочери она просит обманом деньги у чужих людей. К своим дочерям относится практически как к вещам: стремится поудачней выдать каждую из них замуж, поэтому у них в доме постоянно много гостей, особенно мужчин. Ларису Огудалова заставляет улыбаться и развлекать гостей на этих мероприятиях, на заботясь о том нравится ей это или нет. За время всего действия Харита Игнатьевна ни разу не поддержала Ларису, когда той было тяжело душевно и одиноко.

Как Огудалова относится к Кнурову, Вожеватову, Паратову, Карандышеву?

- К людям Харита Игнатьевна часто относится в зависимости от их материального положения. Например, с Кнуровым она разговаривает очень почтительно, постоянно соглашаясь с ним во всем. С Паратовым немного фамильярна, он ведет себя в отношении ее также. Вожеватова она ласково называет «Васенькой», очевидно надеясь на его семейное положение холостого человека. С Карандышевым иногда ведет себя немного свысока, подчеркивая то, что по положению и знакомствам она стоит выше.( чтение небольших отрывков из разговоров Огудаловой с Кнуровым и Паратовым – метод творческого чтения).

- Какой же можно сделать из этого вывод?

- Харита Игнатьевна, в основном, заботится лишь о себе, пытаясь достичь благополучия любыми способами.

2я группа «Я любви искала и не нашла» (Паратов и Лариса). Кто такой Паратов? Как характеризуют его другие действующие лица?

- Паратов тоже один из купцов, при его приезде в город палят из пушек, официанты в кабаках и цыгане ликуют по этому поводу, называют его «блестящий барин». Это говорит о том, что он очень любит погулять с размахом и не жалеет для этого средств. За это его немного осуждает Кнуров, который не признает таких растрат впустую. Карандышев ему завидует, поэтому и говорит нем неоправданно свысока. О себе Паратов говорит, что у него «ничего заветного нет», и можно сразу сделать вывод о том, что точно, продав свой любимый пароход «Ласточку», также он продаст и любимую женщину или еще что-то в этом роде.

За что полюбила Паратова Лариса ?

- Он очаровал молодую и неискушенную девушку необычными поступками, презрением к собственной жизни, он, на фоне остальных посетителей дома Огудаловых, кажется романтичным героем, идеалом мужчины, человеком широкой души. Но все это лишь маска, на самом деле он способен лгать, и женится по расчету: дела его пришли в упадок и он уезжает, даже ни слова не сказав Ларисе, которая полагала, что между ними уже есть особые отношения. Возвращается Паратов обрученным с невестой, за которую дают хорошее приданое.

В чем сходство и различие между Паратовым и Печориным?

- Паратов и Печорин никогда не задумывались над чувствами женщин, и для того и для другого влюбленные в них женщины оказались ненужными игрушками. Но если у Печорина еще есть немного уважения к женщине, он, в принципе, не предполагал бросать Бэлу, не знал, что она так быстро ему наскучит, то Паратов абсолютно безнравственен в этом плане. Он обманом зовет Ларису на прогулку на пароходе, зная, что она после этого будет обесчещена. И все это ему нужно было лишь для того, чтобы показать свое превосходство над Карандышевым.

3я группа «Я вещь, а не человек»(взаимоотношения Ларисы с Кнуровым, Вожеватовым). Чем отличаются Кнуров и Вожеватов от купцов, изображенных в «Грозе»?

-Это уже очень образованные купцы, которые живут не по «Домострою», они делают моцион перед едой, читают газеты, ездят по заграничным выставкам. Кнуров, например, не станет как Дикой бранится прилюдно, да и вообще. Он даже не здоровается с людьми, которые стоят ниже его на социальной лестнице, но зато не считает зазорным предлагать девушке стать его содержанкой, будучи женатым человеком. Также честное купеческое слово для них дороже подписанных документов.

Как характеризует Кнурова и Вожеватова их отношение к Ларисе?

- Лариса считала Вожеватова своим другом, что было абсолютной неправдой. Вожеватов рассказывал Кнурову о переживанях Ларисы после отъезда Паратова со смехом(!), хотя на правах друга вообще не должен был этого делать. Оба купца относились к Ларисе действительно как к вещи: им нравилось то, как она поет, танцует, играет на гитаре, но никто не замечал ее плохого настроения, тоски; никто даже не пытался понять ее характера, мыслей чувств. Самое ужасное в их отношении то, что они решили сыграть «в орлянку» на то, с кем она поедет на выставку в Париж. Они даже не задумались над тем, что в первую очередь следовало бы спросить об этом саму Ларису. Все это характеризует их как аморальных людей, ничуть не лучше тех дворян или помещиков, которые меняли крестьян на борзых щенков и женили людей по своему собственному выбору.

4я группа «Я ваш хозяин»( Лариса и Карандышев). Кто такой Карандышев? Как он держится с Кнуровым, Вожеватовым, Паратовым?

- Карандышев- мелкий чиновник, Лариса согласилась выйти за него замуж в надежде, что сразу после свадьбы они уедут в глушь, где Карандышеву легче будет устроить свою карьеру, но он хочет «покрасоваться» такой невестой перед остальными, не задумываясь над тем, что чувствует при этом Лариса. Она для него не просто невеста, возможность пробиться в высшее общество и сравняться с теми, перед кем он долгое время преклонялся, поэтому он и произносит тот глупый тост на своем званом обеде, который совсем не соответствует истине. Ему безразлично, что чувствует Лариса, поэтому вряд ли у него были к ней чистые и искренние чувства. Он возит ее по дорогим магазинам вовсе не для того, чтобы доставить ей удовольствие, а чтобы показать всему обществу, что он тоже может содержать такую невесту. Поэтому и с купечеством он старается держаться на равных, приглашает их к себе на обед, но его подражания высшему обществу вызывают только смех.

В чем сложность образа Карандышева? Какие чувства он вызывает у вас?

- Такое поведение Карандышева объясняется тем, что его постоянно третируют «сильные мира сего», так он протестует против своего унижения. Он тщеславен, но он и единственный в ком хоть ненадолго проснулось человеческое отношение к Ларисе, когда он поехал вдогонку за ней с пистолетом, говоря, что не смотря на его вину перед ним, кроме него защитить ее некому. Поэтому он вызывает скорее жалость, чем презрение.

5я группа «Чайка»( Лариса Огудалова). Какой видится вам главная героиня? В чем ее отличие от Катерины из «Грозы»? В чем причина гибели Ларисы?( прослушивание романсов – какова их роль?).

- Лариса чистая и светлая девушка, немного наивная, раз верит миру кнуровых и вожеватовых. Она единственная в пьесе, кто способен на искренние и бескорыстные чувства( вряд ли она думала над тем беден Паратов или богат, когда полюбила его). Катерина в «Грозе» была верна национальным традициям и у нее хватило смелости бросится в Волгу, когда потеряла последнюю опору в жизни. Лариса в этом плане слабее: в момент отчаяния она решает принять правила игры Кнурова и Вожеватова, но вряд ли оправившись, она смогла бы так жить. Лариса также одинока, как и Катерина, но причины здесь несколько иные: Лариса бедна, и это определяет ее трагическую судьбу. Она живет в мире, где продается и покупается все, в том числе красота, честь, человеческое достоинство. Столкнувшись с этим вплотную, Лариса с благодарностью принимает отчаянный и спасительный выстрел Карандышева. В романсах, использованных в фильме «Жестокий романс», отчасти отражается судьба и натура Ларисы.

Методы и приемы: метод творческого чтения, комментированное чтение, репродуктивный метод, выступления учеников, исследовательский метод, самостоятельная разработка группами учащихся вопросов по теме урока.

  1. Подведение итогов:

-Подумайте над тем, как можно сформулировать основную тему драмы?

- Взаимоотношения в обществе в 70е годы, столкновение искренних чувств с миром, где все продается и покупается. Также присутствует тема «маленького человека» в образе Карандышева.

- А как бы вы определили идею?

- Островский отел показать то, что в мире, где всем правят деньги, полностью теряется уважение к человеческой личности, что иногда приводит к подобным в «Бесприданнице» трагедиям.

- Теперь давайте подведем главный итог нашего урока: как изменилось отношение к человеку со времен диких и кабаних?

- Если в купечестве, описанном в «Грозе», существовало хотя бы некое подобие уважения к человеческой личности, то во время кнуровых купеческие сделки переносятся и на взаимоотношения между людьми, и на людей начинают играть «в орлянку».

- Таким образом, мы видим, что, не смотря на образование, прогресс и прочие преобразования, в общество так и не пришли такие ценности как гуманизм и уважение друг к другу вне зависимости от социального и материального положения.

  Методы и приемы: эвристическая беседа.

Домашнее задание: подготовится к сочинению по творчеству А.Н.Островского. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по драме Островского "Бесприданница"

Разработка урока в 10 классе по драме Островского "Бесприданница"  с презентацией к уроку...

Тест по драме Островского "Бесприданница"

Электронный тест по драме островского "Бесприданница"...

Тест для 10 класса по драме А.Н.Островского "Бесприданница"

Тест предназначен для определения степени прочитанности учащимися текста пьесы...

Вступительный урок по драме А.Н.Островского "Бесприданница"

Тема, идея, проблемы, особенности композиции, "говорящие" фамилии в драме А.Н.Островского  "Бесприданница"....

Опорный конспект. Драма А.Н.Островского "Бесприданница"

Презентация может послужить опорным конспектом для подготовки авторского урока по драме А.Н.Островского "Бесприданница"...

Урок по литературе для 10 класса по драме А. Н. Островского "Бесприданница"

Тема урока «Роковой выстрел: неизбежность или случайность, или Кто виноват в гибели Ларисы Огудаловой?»...