Современный урок русского языка и литературы в условиях реализации ФГОС.
статья по литературе

Дубинина Евгения Александровна

Цель статьи - проанализировать  какие именно трудности реализации требований ФГОС испытывают учителя-словесники и обозначить пути преодоления этих трудностей.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Современный урок русского языка и литературы

 в условиях реализации ФГОС.

С введением ФГОС принципиально меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития.

Принципиальным отличием  современного  подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных  программ. Под результатами понимаются не только предметные знания, но и умения применять эти знания в практической деятельности, а также личностные и метапредметные результаты.

Итак, основная идея ФГОС нам стала понятной, но вот как реализовать её на практике?

Постараемся разобраться, какие именно трудности реализации требований ФГОС испытывают учителя-словесники, и обозначим пути преодоления этих трудностей.

Начнём с того, что многие учителя, особенно опытные, не видят необходимости что-то менять на своих уроках, так как их ученики грамотны, хорошо сдают ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку, умеют выражать себя в слове. Другими словами, достигнут предметный результат, и учитель не понимает, зачем ему менять свою  привычную, дающую хорошие результаты систему работы.

Конечно,  учить так, как тебя учили, значительно легче, нежели организовывать образовательное пространство урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС.

Но наибольшая опасность заключается в следующем: часть учителей продолжает работать по-старому, однако утверждает, что реализует ФГОС; на бумаге написаны нужные слова, а на уроке русского языка всё то, что было раньше. И речь здесь идёт не о содержании урока, а о его процессуальной составляющей, так как изменение именно этой части занятия и позволяет достичь личностных и метапредметных результатов путём реализации предметных целей. Причём необходимо помнить,  что в структуре каждого урока русского языка должна быть по-прежнему и словарно-орфографическая работа, и работа с текстом (не только правописная и грамматическая), и система коммуникативно ориентированных упражнений, и совершенствование всех видов речевой деятельности учащихся.

Даже при  изучении  базовых понятий (звук, морфема, слово, фразеологизм, словосочетание, предложение)  нельзя изучать  язык как отдельные правила и темы, на каждом уроке необходимо  раскрывать перед учащимися красоту и великолепие языковой системы русского языка и возможностей функционирования языковых единиц.

Вот только методы подачи нового материала должны быть опять-таки пересмотрены с учётом требований ФГОС.

Основной формой организации учебного процесса был и остаётся урок. А современный урок – это проблемно-диалогический. Обучающийся не получает знания в готовом виде, с полным объяснением материала, а должен быть введён в ситуацию «незнания», «затруднения» и желания в сотрудничестве найти путь решения проблемы.

Для этого необходимо чётко продумать и спланировать  этапы работы на уроке:

 Во-первых, определиться, что ученик должен узнать на уроке и через какое пробное учебное действие создать проблемную ситуацию. Здесь можно использовать проблемные ситуации:  «с затруднением» или «с удивлением». Оба способа в конечном итоге показывают обучающимся, что имеющихся знаний недостаточно, выполнить задание без новых знаний невозможно, нужно сформулировать проблему урока в виде темы и цели урока.

Во-вторых, спланировать в основной части урока такие формы и методы обучения, которые помогут обучающимся самостоятельно приблизиться к решению проблемы. На уроках русского языка это может быть наблюдение над языковым материалом, анализ и синтез языковых явлений, эвристический метод, а формы работы – парная, групповая. Такие формы работы предполагают развитие коммуникативных навыков. На уроках русского языка на основе анализа слов, увидев закономерность написания орфограммы, обучающиеся могут сами сформулировать правило и проверить себя по учебнику. В ходе диалога, отвечая на вытекающие один из другого вопросы, обучающиеся приходят к правильному выводу, который и станет решением возникшей проблемы. Использование на уроке опорных сигналов (схем, таблиц), которые являются результатом совместной работы на уроке и возникают по ходу решения проблемы, также дают положительный результат для закрепления знаний и решения выдвинутой проблемы. На уроках литературы при работе с текстом целесообразно использовать задания, которые направлены на формирование УУД: составить план текста, пересказ от лица героя, оценка действий героя произведения, разгадывание кроссворда, устное рисование портрета героя и др.

В-третьих, нужно продумывать результат работы на уроке, выход из проблемы.

 В-четвёртых, выбирать задания для применения знаний, которые носят проблемный характер, заставляют обучающихся искать ответы на вопросы. Задания могут быть дифференцированными. Самостоятельная работа обучающихся проводится под руководством учителя, на неё отводится половина времени урока.

Обязательными элементами урока является взаимопроверка и взаимоконтроль.

В-пятых, необходимо планирование и использование различных приёмов рефлексии.

Проанализировав деятельность учителя, мы  понимаем, что она, если не меняется коренным образом, то существенно обновляется. Все нововведения направлены  на усвоение обучающимся определенной суммы знаний  и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

По – новому готовиться к уроку, проводить его, оценивать достижения обучающихся – это то, чему сразу не научишься, переходя от традиционного обучения к новому стандарту.

 Если говорить о первых результатах работы по ФГОС на уроках русского языка и литературы, то хочется отметить, что обучающиеся стали активнее, увереннее, не боятся сделать ошибки, потому что знают: им помогут их исправить, найти путь выхода из сложной ситуации, направят к правильному решению. И такими проводниками являются как учитель, так и обучающиеся.

Вскрылись и определенные проблемы при введении ФГОС ООО:

  • требуется совершенствование программно-методического потенциала;
  • сложившаяся за предыдущие годы устойчивая методика проведения урока еще тормозит внедрение новых форм и технологий;
  • реализация проектной деятельности требует от педагога владение в совершенстве приемами, технологиями метода проектов;
  • слабое развитие индивидуального подхода в образовательной деятельности;
  • отсутствие диагностических материалов для оценки освоения метапредметных действий осложняет деятельность учителя;
  • работа по ведению портфолио как форме оценивания учащихся должна совершенствоваться и развиваться в сотрудничестве с родителями.
          

    Проблем много. Они решаемы. Главное не отступать и идти намеченной дорогой. И помнить, что никакие, даже самые замечательные, методические материалы и наисовременнейшее оборудование не дадут результата, если не начать с себя. Даже сформированные коммуникативная, профессиональная, информационная компетентности ещё не обеспечат выполнение задач стандарта. Гарантией успешной реализации цели образования согласно новому стандарту могут стать новое сознание, новая позиция, новое отношение  к педагогической деятельности.    

Преподавание русского языка на уровне современных требований:

- целесообразно шире использовать работу с текстом;

- отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе  общеучебного умения работы с книгой;

- обучать анализу текста, обращая внимание на эстетическую функцию языка;

- учить письменному пересказу, интерпретации и созданию текстов различных стилей и жанров;

- регулярно проводить многоаспектный анализ текста.

Стратегии смыслового чтения, сформулированные ФГОС:

работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного;

работа с текстом: преобразование и интерпретация информации;

работа с текстом: оценка информации.

Рекомендации по совершенствованию процесса преподавания русского языка и литературы

     1. Спланировать систему методической работы по введению и реализации ФГОС основного общего образования.

     2. Системно-деятельностный подход в обучении литературе осуществлять через синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся и формирования системы литературоведческих знаний, ведущих умений и навыков, развитие речемыслительных способностей учащихся.

       3. В преподавании  русского языка усилить коммуникативно-деятельностный подход, что способствует  развитию всех видов речевой деятельности (чтение, письмо, слушание, говорение) в их единстве и взаимосвязи, формированию грамматико-правописных и речевых умений и навыков, необходимых для практики речевого общения; с целью формирования умений, необходимых для создания собственного речевого высказывания, овладения фактическим и языковым материалом, обеспечить текстоцентрический подход.

     4. Анализировать тексты различных стилей и типов речи; целенаправленно развивать монологическую речь учащихся; формировать умение рассуждать на предложенную (в том числе и лингвистическую) тему, формулировать тезис и приводить аргументы; отрабатывать навыки рационального чтения учебных, научно-популярных, публицистических текстов, формируя на этой основе общеучебные умения работы с книгой, целенаправленно обучать комментированию текстов, созданию текстов различных стилей.

     5. Формировать  метапредметные умения на основе овладения универсальными учебными действиями. С учётом результатов государственной итоговой аттестации  в процессе обучения особое внимание уделять формированию аналитических умений, рассматривая смысловую сторону языковых явлений (лексических, грамматических, словообразовательных и др.), использовать разнообразные виды деятельности, нацеленные на применение знаний и умений в различных ситуациях.

     6. Использовать современные способы проверки знаний, умений и навыков учащихся, освоить критериальный подход к оценке творческих работ учащихся.

     7. Использовать коммуникативно-деятельностные технологии, позволяющие достигать планируемых результатов на метапредметном и предметном уровнях.

     8. Учитывать индивидуальные особенности учащихся и дифференцировать учебный материал по уровням: обязательный, дополнительный и факультативный. В подготовке учащихся в полной мере использовать возможности вариативного образования, включать в учебный процесс спецкурсы и факультативные курсы.

     9. Проанализировать результаты предметных олимпиад и конкурсов, государственной итоговой аттестации выпускников IX и XI классов по русскому языку и литературе в 2014-2015 учебном году, выявить динамику изменения результатов  и принять меры по улучшению качества подготовки учащихся по учебным предметам «Русский язык» и «Литература».

ПРиложение

Критерии результативности урока при системно–деятельностном подходе:
1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
2. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
3. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
4. Учитель эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.
5. На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся). 
6.Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
7. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
8. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
9. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
10. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
11. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие “учитель – ученик” (через отношения, совместную деятельность и т.д.)

Использованные материалы:

  1. С.В. Зуева (Ульяновск)

Трудности реализации требований ФГОС на уроках русского языка и пути их преодоления

Статья опубликована в сборнике

Актуальные вопросы обучения русскому (родному) языку: сб. материалов Межрегиональной конференции, 15–17 декабря 2014 г.: в 2 ч. / научн. Ред. О.А. Скрябина. Рязанский ун-т имени С.А. Есенина. Рязань, 2015. Ч. 1. С. 269 –273.


2.  Хорват Г. И. Реализация ФГОС ООО на уроках русского языка и литературы // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 19. – С. 96–98. – URL:
http://e-koncept.ru/2016/56261.htm.

3.www.turobr.ru/filestore/.../6.Авг.рек.Русский%20язык.Ошлыкова%20ВИ.docx

4. Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС ООО:теория, практика, проблемы. 16.04.2015г. https://educontest.net/ru/302703/%D0%B2%D1%8B%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D0%BD%D0%B0-%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%BC-%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82-4/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деятельностный подход на уроках русского языка как главное условие реализации ФГОС.

В данной работе перечислена система дидактических принципов, применяемых при системно-деятельностном подходе. Даны разработки уроков....

Системно - деятельностный подход на уроках русского языка как главное условие реализации ФГОС.

Об особенностях системно - деятельностного подхода на уроках русского языка....

Семинар "Современные уроки русского языка и литературы с учётом требований ФГОС. Технологии, используемые на уроках"

Тема: Как подготовить и провести урок, учитывая новые требования ФГОС и современные инновации?...

Современный урок в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Статья напомнит Вам о том, что такое УУД и с чем их едят, а так же в понятной форме познакомит Вас с различными типами упражнений на формирование разных учебных действий....

Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС ООО: теория, практика, проблемы.

Современный урок русского языка и литературыв условиях введения ФГОС ООО:теория, практика, проблемы....

Современный урок русского языка. Учет личностных особенностей на уроках русского языка и литературы при реализации ФГОС ООО.

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК – ЭТО…хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;учитель должен спланировать свою деятельность и деятельно...